Алексина Дарья Александровна,
Учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ №46 Приморского района Санкт-Петербурга
Подготовка к региональному этапу чемпионата «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia
Для студентов
ГБПОУ СПО Педагогического колледжа №4 Санкт-Петербурга
Создание сайта учителя как требование профессионального стандарта педагога
Нормативно-правовая база:
ü Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» утвержден приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н. Педагог, в соответствии с требованиями Профстандарта педагога, должен быть компетентным в области информационно-коммуникационных технологий.
ü Использование ИКТ входит в перечень должностных обязанностей учителя (в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»)).
Важно напомнить будущим авторам сайтов некоторые аспекты нормативного регулирования размещения информации в сети Интернет.
В статье 2 Федерального закона № 149-ФЗ определены следующие понятия:
- информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;
- обладатель информации – лицо, самостоятельно создавшее информацию, либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;
- предоставление информации – действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;
- распространение информации – действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;
- сайт в сети Интернет – совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет;
- страница сайта в сети Интернет (интернет-страница) – часть сайта в сети Интернет, доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети Интернет;
- владелец сайта в сети Интернет – лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети Интернет, в т. ч. порядок размещения информации на таком сайте.
Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ), в частности:
- На страницах сайта в сети Интернет педагог может размещать общедоступную информацию – общеизвестные сведения и иную информацию, доступ к которой не ограничен (ст. 7).
- Учитель размещает на сайте достоверные сведения о себе. В соответствии со ст. 10 распространяемая автором сайта информация должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица. Владелец сайта в сети Интернет обязан разместить на принадлежащем ему сайте информацию о своем наименовании, месте нахождения и адресе, адресе электронной почты (в т. ч. для возможности правообладателя направить ему заявление, указанное в ст. 15.7 Федерального закона № 149-ФЗ, в случае нарушения авторских и (или) смежных прав).
- Педагог как автор сайта отслеживает количество посещений сайта в течение суток. Если на сайте и (или) странице сайта в сети Интернет размещена общедоступная информация и доступ к ним в течение суток составляет более 3 тыс. пользователей, то обращаем внимание владельца сайта (страницы сайта) на требования ст. 10.2 «Особенности распространения блогером общедоступной информации».
- Учитель при размещении информации на сайте соблюдает авторские и (или) смежные права. Порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением авторских и (или) смежных прав, регулируется ст. 15.2, 15.6, 15.7.
- На страницах сайта в сети Интернет педагог не размещает персональные данные участников образовательных отношений. В соответствии со ст. 9 порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
- Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (ст. 10).
Типология учительского сайта:
№п/п | Название | Характеристика |
1. | Сайт-визитка | Наиболее удачно представляет имидж учителя и сообщает общие сведения о нем: образование, стаж работы, основные направления деятельности, грамоты и благодарности за педагогическую работу, публикации и т. д. Такой сайт хорошее подспорье при составлении резюме учителя. |
2. | Сайт-портфолио | Может включать следующие разделы: 1) общие сведения об учителе: образование, трудовой стаж, курсы повышения квалификации, награды, грамоты, благодарственные письма и другое; 2) результаты педагогической деятельности, представление научно-методической работы, презентацию педагогического опыта, разработки уроков, материалы по внеурочной деятельности по предмету и другое. |
3. | Предметный сайт | Наполняется разнообразной информацией по предмету (видео, аудио, мультимедийной). Обычно структура сайта определяется или предметными линиями курса, или классно-урочной системой. Информация, как правило, предназначенная для учителей, может быть не только прочитана, но и скачана. |
4. | Сайт «Учитель – ученику» (образовательный сайт). | Такой вид сайтов встречается редко. Назначение сайта – помочь ученикам через его странички получить дополнительные материалы при подготовке к зачетам, контрольным работам, конкурсам. На сайте располагаются дополнительные материалы по предмету, ссылки на цифровые образовательные ресурсы, видеоматериалы, презентации. Кроме того, здесь размещаются и работы учащихся, как по школьной программе, так и творческие. |
5. | Сайт класса | Это сайт для иллюстрации жизни класса и его отдельных представителей, который может вести классный руководитель или учащиеся класса. В первом случае сайт будет поделен на два крупных раздела: жизнь и успехи классного коллектива и предметная область учителя, во втором – будет посвящен только жизни класса. |