Собеседование - коллоквиум




ПРОГРАММЫВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ, ПРОВОДИМЫХ ИНСТИТУТОМ САМОСТОЯТЕЛЬНО

По программам высшего образования (ВО)

Специальность 53.05.01 «Искусство концертного исполнительства»

Специализация 01 - «Фортепиано»

Нормативный срок обучения – 5 лет

Квалификация (степень) «специалист»

Вступительные испытания:

Творческое испытание – специальность

Профессиональное испытание – сольфеджио (письменно, устно), гармония (письменно, устно)

Собеседование – коллоквиум

Творческое испытание - специальность

Поступающий должен исполнять программу из следующих разделов:

1. Полифоническое произведение 1 (Прелюдии и фуги И.С. Баха, Д.Д. Шостаковича, Р.К. Щедрина и др.);

2. Произведение венской классики (1или 2 и 3 части сонаты, концерта, вариации) (И.Гайдн, В.Моцарт, Л.Бетховен, Ф.Шуберт);

3. Концертный этюд (Ф.Шопен, Ф.Лист, А.Скрябин, С.Рахманинов и др.);

4. Крупное произведение свободной формы (или цикл пьес).

5. Чтение с листа.

Абитуриент должен продемонстрировать высокий профессиональный технический уровень, понимание музыкально-художественного стиля исполняемого произведения, артистизм. Комиссия имеет право прослушать программу не полностью.

 

 

Собеседование

1. Чтение с листа незнакомого сочинения (уровень трудности 7 класс ДМШ).

2. Вопросы, связанные с историей исполнительства, педагогики.

3. Иметь представление об основных педагогических и исполнительских школах и их стилистической направленности.

4. Поступающий должен продемонстрировать основательные знания фортепианной литературы, камерно-инструментальной, симфонической и вокальной музыки.

Поступающим могут быть заданы вопросы, связанные со спецификой работы в концертмейстерском классе.

Профессиональное испытание -

Сольфеджио

Письменно

Двухголосный диктант в форме периода, протяженностью 8-12 тактов, включающий хроматизмы, отклонения в тональности диатонического и мажора – минорного родства.

Время записи 25-30 минут, количество проигрываний 8-10 раз. Примерная трудность диктанта: Б. Алексеев, Д. Блюм «Систематический курс музыкального диктанта» №622; И. Лопатина «Сборник диктантов»№275.

Устно

· Пение и определение на слух любого интервала и всех видов трезвучий и септаккордов с обращениями и разрешением, а также гармонических оборотов, включающих до 6-8 аккордов;

· Определение на слух модулирующих построений в родственные тональности с возможными отклонениями. Примерная трудность: Д. Блюм «Гармоническое сольфеджио» №№45.86; Д. Шульгин «Пособие по слуховому гармоническому анализу» №№ 174,180

· Пение с листа одноголосной мелодии в мажоре и миноре с хроматическими (альтерационными) изменениями ступеней, возможными отклонениями и модуляцией в диатонические тональности с различными ритмическими трудностями. Примерная трудность: Н. Качалина «Сольфеджио» Одноголосие №,61, Б. Алексеев «Этюды по сольфеджио» №3;

· Пение романса с собственным аккомпанементом. Примерная трудность: Ф. Шуберт Песни, Р. Шуман Песни, А. Варламов Романсы (по выбору).

 

Гармония

Письменно

Гармонизация мелодии с применением всех диатонических аккордов, аккордов альтерированной субдоминанты, аккордов двойной доминанты (DD), отклонений и модуляций в тональности I степени родства. Примерная трудность: А. Мясоедов «Задачи по гармонии» №№ 126, 134,141, Н. Андрианова «Задачи по гармонии» №121,128. Время написание работы – 2 часа.

Устно

· выполнение работ на фортепиано: игра модуляций в тональности I степени родства в форме периода, игра секвенций тональных и модулирующих. (2-4 аккорда в звене); построение и разрешение уменьшенного септаккорда;

· гармонический анализ с листа произведений различных стилей. Характер гармонического языка должен соответствует сложности Сонат Л. Бетховена, «Времен года» П.И. Чайковского; М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, Р. Шумана;

· ответы на вопросы по курсу гармонии, возможны в связи с выполнением перечисленных заданий.

 

Специальность 53.05.01 «Искусство концертного исполнительства»

Специализация 03 - «Концертные струнные инструменты»

(скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа)

Нормативный срок обучения – 5 лет

Квалификация (степень) «специалист»

Вступительные испытания:

Творческое испытание – специальность

Профессиональное испытание – сольфеджио (письменно, устно), гармония (письменно, устно)

Собеседование - коллоквиум

Творческое испытание - специальность

С к р и п к а

- И.С.Бах – две части (медленная и подвижная) из Сонат и партит для скрипки соло;

- Произведение крупной формы значительной сложности (исключая авторов эпохи барокко): концерты Ф.Мендельсона, К.Сен-Санса, А.Вьетана, А.Хачатуряна и др. В многочастных циклах исполняются 1-я или 2-я и 3-я части;

- Произведение малой формы виртуозного характера;

- Один этюд (Я.Донт, соч.35; Г.Венявский и др.)

- Гамма трех- или четырехоктавная; 8 видов арпеджио; гамма в двойных нотах: терциях, секстах, октавах (двумя видами аппликатуры), децимах.

 

А л ь т

- Две части из сольных Сюит или Партит И.С.Баха или две части из Сюит М.Регера для альта соло;

- Концерт (1-я или 2-я и 3-я ч.ч.), либо концертная пьеса в форме фантазии;

- Пьеса;

- Этюд;

- Гамма трех- или четырехоктавная; арпеджио; гамма в двойных нотах.

 

В и о л о н ч е л ь

- Две части (медленная и подвижная) из Сюит И.С.Баха для виолончели соло;

- Крупная форма: концерт (1-я или 2-я и 3-я ч.ч.);

- Пьеса;

- Этюд;

- Четырехоктавная гамма, арпеджио, гамма в двойных нотах.

 

К о н т р а б а с

- Произведение крупной формы (1-я или 2-я и 3-я ч.ч. концерта)

- Два разноплановых этюда;

- Гамма, арпеджио.

 

А р ф а

- Крупная форма;

- Этюд;

- Классическая пьеса;

- Виртуозная пьеса

 

Собеседование - коллоквиум:

Коллоквиум выявляет уровень образовательной и специальной профессиональной подготовки абитуриентов, их знание основных этапов истории развития инструментального искусства, знание репертуара по избранной специальности, интерес к музыкальной педагогике.

Требования соответствуют объему и содержанию программ среднего профессионального образования.

Тематика собеседования:

- вопросы, связанные с произведениями, исполненными на экзамене по специальности (композитор, образное содержание, жанр, форма, исполнительские и методические проблемы);

- вопросы по репертуару, пройденному в специальном, камерном, квартетном и оркестровом классах среднего специального учебного заведения;

- сведения о крупнейших представителях мирового и отечественного инструментального искусства (исполнителях и педагогах);

- вопросы методики обучения. Сведения о наиболее значительных трудах крупнейших представителей отечественной музыкальной науки в области смычкового искусства;

- знание современной музыкальной жизни страны;

- круг интересов (театр, живопись, литература, спорт и др.)

Профессиональное испытание:

Сольфеджио

Письменно

Двухголосный диктант в форме периода, протяженностью 8-12 тактов, включающий хроматизмы, отклонения в тональности диатонического и мажора – минорного родства.

Время записи 25-30 минут, количество проигрываний 8-10 раз. Примерная трудность диктанта: Б. Алексеев, Д. Блюм «Систематический курс музыкального диктанта» №518, 523; И. Лопатина «Сборник диктантов»№269.

Устно

· Пение и определение на слух любых интервалов, в том числе альтерированных и всех видов трезвучий и септаккордов с обращениями и разрешением,

· определение гармонических оборотов, включающих до 6-8 аккордов;

· Определение на слух модулирующих построений в родственные тональности с возможными отклонениями. Примерная трудность: Б. Алексеев «Гармоническое сольфеджио» №№ 260,304, Д. Шульгин «Пособие по слуховому гармоническому анализу» №№180, 182;

· Пение с листа одноголосной мелодии в мажоре и миноре с хроматизмами и отклонениями в родственные тональности в простых и сложных размерах с метроритмическими сложностями: пунктирным ритмом, синкопами, залигованными длительностями. Примерная трудность: А. Агажанов, вып.2. «Курс сольфеджио»№348,356.

 

Гармония

Письменно

Гармонизация мелодии с применением всех диатонических аккордов, аккордов альтерированной субдоминанты, аккордов двойной доминанты (DD), отклонений и модуляций в тональности I степени родства. Примерная трудность: А. Мясоедов «Задачи по гармонии» №№ 126,129, Н. Андрианова «Задачи по гармонии» №127,130. Время написание работы – 2 часа.

Устно

· выполнение работ на фортепиано: игра модуляций в тональности I степени родства в форме периода, аккордов альтерированной субдоминанты с разрешением, построение от звука и разрешение уменьшенного септаккорда;

· гармонический анализ с листа произведений различных стилей. Характер гармонического языка должен соответствует сложности Сонат Л. Бетховена, «Времен года» П.И.Чайковского; М.И. Глинки, Р. Шумана, Ф. Мендельсона;

· Ответы на вопросы по курсу гармонии возможны в связи с выполнением перечисленных заданий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: