Примерные задания контрольных работ
Контрольная работа «Понятие». (УМК с. 33, Вариант 1, часть I)
I
1. Дать определение «понятия». Охарактеризовать его содержание и объем. Привести пример понятия с указанием объема, определить его содержание.
2. Дать логическую характеристику (по объему и содержанию) следующих понятий:
а) бесславие;
б) труд.
3. Произвести логическую операцию ограничения и обобщения понятий:
а) Пушкин;
б) город.
4. Изобразить графически соотношение понятий:
а) женщина, Мария, врач, мать;
б) цветок, роза, стебель, растение, корень.
2. Контрольная работа «Суждение. Умозаключение». (УМК с. 34, Вариант 1, часть II, III)
I I
1.Простое суждение его состав и виды. Дайте определение каждого вида суждения. Приведите примеры.
2. Определить, какие из пословиц и поговорок содержат суждение, а какие являются просто высказыванием. Почему?
а) Дерево дорого плодами, а человек – делами.
б) Чужими руками крапиву не дергай.
в) Глядите не на человека, а на его дела
3. Определить вид простого категорического суждения через распределенность его терминов. Указать субъект и предикат.
а) Береза поглощает углекислоту.
б) Некоторые растения не являются деревьями.
в) Кое-кто из студентов работает.
г) Ломоносов – выдающийся ученый России.
д) Копирующий чужие подписи совершает преступления.
е) Некоторые химические элементы – не металлы.
ж) Чугун не является химическим элементом.
I I I
1.Охарактеризовать простой категорический силлогизм и его структуру. Привести пример.
2. Проверить правильность выводов.
а) Береза поглощает углекислоту, так как береза – растение, а все растения поглощают углекислоту.
б) Все металлы – химические элементы. Чугун – металл. Следовательно, чугун – химический элемент.
в) Все рыбы дышат жабрами, кашалот не дышит жабрами. Значит, кашалот не рыба.
г) Березы растут в нашем лесу. Это дерево – береза. Следовательно, это дерево растет в нашем лесу.
Итоговая аттестация
Вопросы к зачёту
1. Логика как наука, ее теоретическое и практическое значение.
2. Формы и законы мышления (общая характеристика).
3. Закон тождества. Его роль в процессе познания и юридической практике.
4. Закон противоречия и закон исключенного третьего. Их роль в процессе познания.
5. Закон достаточного основания.
6. Понятие как форма мышления.
7. Содержание и объем понятия. Обобщение и ограничение понятий.
8. Виды понятий.
9. Отношения между понятиями: сравнимые и несравнимые понятия.
10. Логическая операция определения понятий. Правила определения.
11. Приемы, заменяющие определения понятий.
12. Логическая операция деления понятий. Правила деления. Виды деления.
13. Суждение как форма мышления. Суждение и предложение.
14. Простые суждения, их виды и структура.
15. Классификация простых категорических суждений по количеству и качеству.
16. Распределенность терминов в суждениях.
17. Виды и структура сложных суждений.
18. Модальность суждений. Виды модальности.
19. Логическая структура вопроса. Виды вопросов и ответов.
20. Непосредственные умозаключения (обращение, превращение).
21. Непосредственные умозаключения (противопоставление предикату).
22. Умозаключения по логическому квадрату.
23. Простой категорический силлогизм, его структура.
24. Общие правила посылок и терминов простого категорического силлогизма.
25. Первая фигура категорического силлогизма, ее правила и роль в процессе познания.
26. Вторая фигура категорического силлогизма, ее правила и роль в процессе познания.
27. Третья фигура категорического силлогизма, ее правила и роль в процессе познания.
28. Сокращенный категорический силлогизм (энтимема).
29. Индуктивные умозаключения, их роль в процессе познания.
30. Виды индуктивных умозаключений: полная и неполная индукция. Популярная индукция.
31. Методы научной индукции.
32. Умозаключения по аналогии, их виды, структура.
33. Доказательство и его структура. Прямое и косвенное доказательство.
34. Опровержение, его способы и роль в дискуссии.
35. Теория и практика спора. Виды спора.
36. Правила и ошибки по отношению к тезису доказательства.
37. Правила и ошибки по отношению к аргументам доказательства.
38. Правила и ошибки демонстрации.
39. Софизмы и логические парадоксы.
40.Гипотеза, ее структура, виды. Способы подтверждения или опровержения гипотез.
Оценка по дисциплине определяется по сумме баллов, полученных студентом по различным формам текущего и промежуточного контроля и баллов, полученных при сдаче зачета.
Максимальная сумма баллов, которую студент может набрать за дисциплину в семестре в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля, составляет 100 баллов.
По результатам работы в семестре студент может получить автоматическую оценку зачтено. Студент, не получивший автоматической оценки, обязан сдавать зачёт. Но если он не добрал минимального числа баллов в течение семестра (35), то он не получает зачет и не допускается к экзамену.
Баллы за семестр | Автоматическая оценка | Баллы за экзамен, зачтено | Общая сумма баллов | Итоговая оценка | |
86 – 100 | Зачтено | – | |||
71 – 85 | 0 – 20 | 71 − 85 86 – 100 | |||
55 – 70 | 0 – 20 | 55 – 70 71 – 85 86 – 100 | |||
35 – 54 | – | 1 − 16 | 55 – 70 | 3 / зачтено | |
< 35 | – | – | < 35 | 2 / незачтено |
4.Образовательные технологии:
Защита проектов – 2ч.
Подготовьте аргументацию на пять минут, придерживаясь плана:
1) сформулируйте вопрос (тему);
2) сформулируйте точку зрения, которую будете защищать;
3) приведите другие точки зрения по этому вопросу;
4) приведите аргументы в защиту своей точки зрения;
5) попробуйте дать ответы на контраргументы;
6) подготовьте введение и заключение для своей аргументации.
Варианты:
1. Аргументация в рекламе.
2. Убедительные основания.
3. Роль определений в аргументации.
4. Импровизация в аргументации.
5. Невербальные приёмы влияния.