На рынке сотовой связи Мурманской области необходимо выделить четырех операторов сотовой связи в стандарте GSM 900/1800.
1. МегаФон.
2. БиЛайн.
3. МТС.
4. ТЕЛЕ2.
Считаю что операторы других стандартов сотовой связи присутствующие на рынке мобильной связи Мурманской области не могут оказать реальной опасности для данной четверки. Билайн МТС и МегаФон являются федеральными операторами т.е. оказывают услуги сотовой связи во всех или почти во всех регионах РФ и ближнем зарубежье соответственно предоставляя возможность своим абонентам пользоваться внутрисетевым роумингом. Среднемесячные доходы на одного абонента является одним из важнейших показателей для операторов сотовой связи. В Мурманской области больше других тратят на сотовую связь абоненты «МегаФона» (10 4 евро в месяц) МТС - в среднем по 9 3 евро в месяц БиЛайн – 8 9 евро в месяц самые экономные абоненты ТЕЛЕ2 (8 1 евро в месяц). На Востоке России где конкуренция слабее чем в других областях России средний доход от одного дальневосточного абонента составляет 20 евро в Москве - 17 евро. Житель Центральной России тратил на связь чуть меньше - в среднем по 14 евро в месяц. Жители северо-западных областей России тратят на свои мобильники в среднем по 13 евро жители Урала - 13 4 сибиряки - 11 3 жители Поволжья - 9 7. Снижение тарифов быстрее чем конкуренты самый простой способ привлечь новых абонентов однако с падением цен на связь обычно уменьшается и доход с одного абонента. В начале развития российского рынка сотовой связи этот показатель составлял 70-80 долларов и за 10 лет снизился в почти в 6 раз. Согласно оценкам Министерства информационных технологий и связи ARPU ниже которого операторы не смогут развиваться и обеспечивать доходность составляет 6-8 евро в месяц. Одним из путей увеличения дохода является рост абонентской базы другой путь заработка - доходы за счет дополнительных услуг. Абонент платит не только за разговоры но и за неголосовые услуги: отправку SMS- и MMS-сообщений передачу данных по протоколу GPRS (при подключении этой услуги обладатель телефона может выходить в Интернет через обычный компьютер) WAP. Доля дополнительных услуг в общей выручке операторов растет год от года но на данный момент составляет лишь 5-10%.
Рассмотрим тарифные планы операторов Мурманской области. Ситуация с тарифными планами на рынке сотовой связи Мурманской области схожа с общероссийской. Абсолютное большинство абонентов выбирают тарифные планы типа pre-paid (без абонентской платы). Поэтому будут рассмотрены только тарифные планы pre-paid.
В таблице 1 представлены по одному самому популярному тарифному плану каждого из операторов GSM в Мурманской области. Чего и следовало ожидать самые низкие цены на услуги у ТЕЛЕ2 для этой компании это необходимый элемент стратегии. БиЛайн стал занимать второе место после того как МТС отменило временную акцию во время которой цены были приближены к ценам ТЕЛЕ2. Самым дорогим оператором в Мурманском регионе является МегаФон до последнего не вступая в борьбу он всё таки вынужден был снизить цены но не так значительно как конкуренты.
Таблица 1.Сравнение тарифных планов pre - paid GSM операторов Мурманской области
Оператор | МегаФон | БиЛайн | МТС | ТЕЛЕ2 | |
Тарифный план | Драйв | Мобильный | Счёт за минуту | Свободный | Мечта |
Исходящие звонки внутри сети | 1,50 руб. | 1,80 руб. | 1-я минута разговора 1,45 руб. начиная со 2-й минуты 0 руб. | до 3 минут в день 2,00 руб. после 3 минут в день 0,80 руб. | 0,60 руб. |
Исходящие звонки на мобильные других операторов | 2,00 руб. | 1,80 руб. | 0,73 руб. | до 3 минут в день 2,00 руб. после 3 минут в день 0,80 руб. | 0,60 руб. |
Входящие звонки | |||||
Стоимость исходящих звонков на городские номера Мурманской области | 2,00 руб. | 3,80 руб. | 3,40 руб. | до 3 минут в день 2,00 руб. после 3 минут в день 0,80 руб. | 1,90 руб. |
Тарификация | поминутная | поминутная | поминутная | поминутная | поминутная |
Стоимость SMS сообщения | 1,50 руб. | 1,80 руб. | 1,70 руб. | 1,70 руб. | 0,60 руб. |
Основываясь на анализе рынка услуг сотовой связи Мурманской области были построены позиционные карты для этого рынка.
Рис 3. Позиционная карта конкурентов рынка сотовой связи Мурманской области (размерность зона покрытия - цена)
|
Рис 4. Позиционная карта конкурентов рынка сотовой связи Мурманской области (размерность зона покрытия - цена)
Из позиционных карт конкурентов рынка сотовой связи Мурманской области (рис.3.–4.) видно что на рынке представлены 2 стратегических группы конкурентов: первая включает операторов МегаФон и БиЛайн эта группа характеризуется большей долей рынка (в сумме 78% всего рынка) широкой зоной покрытия сети. высоким качеством связи и широким ассортиментом дополнительных услуг.
Вторая включает МТС и ТЕЛЕ2 которые занимают общую долю рынка 16%. Эта группа характеризуется более низкими ценами а такие показатели как зона покрытия сети и качество связи значительно меньше чем у первой группы. Отличие МТС это предоставление широкого ассортимента услуг что свойственно первой стратегической группе конкурентов но по всем остальным показателям МТС определенно относится ко второй группе.