Учебный вопрос: Сущность, предмет, задачи и принципы военной психологии.




Вечен интерес человека к себе. Человек обречен на поиск смысла жизни, ибо тот кто ощущает свою жизнь лишенной смысла не только несчастлив, но и вряд ли жизнеспособен (А.Эйнштейн).

Военная служба это специфический вид человеческой деятельности. Ее особенности определяются содержанием основных целей, которые ставятся перед воинами, и сложностью условий их достижения (подготовка к бою, поддержание постоянной боевой готовности, ведение боя).

 

Военная психологияотрасль психологии, изучающая закономерности функционирования и развития психики воина и психологию воинского коллектива в условиях служебно-боевой деятельности

В военной психологии предметом является психика воина и психология воинского коллектива, объектом изучения является личность и воинский коллектив.

Военная психология (В.П.) развивалась по четырем основным направлениям:

1) психология личности воина;

2) психология групп и межличностных отношений в армии;

3) психология воинской деятельности в мирное время;

4) психология боя и войны.

К 90-м годам ХХ века внутри В.П., как дисциплины отчетливо выделились основные исследовательские направления и программы – психология управления боем, психология отношений в воинском коллективе, психология боевого дежурства, военная психотерапия, психологическая подготовка к выполнению различных задач, психологическое воздействие на противника и др. [5, с. 8].

Военная психология имеет свою разветвленную подсистему специальных отраслей:

- военно-инженерная психология;

- военно-морская психология;

- военно-авиационная психология;

- психология высшей военной школы и др.

 

Военная психология решает следующие задачи:

- выявляет психологические аспекты деятельности воинов и воинских коллективов. С этой целью изучается служба, учеба, отдых, общественная деятельность, взаимоотношения, коллективные действия и поступки, характерные для различных видов деятельности воинов и воинских коллективов;

- выявляет психологические особенности личности воина в интересах решения задач всесторонней подготовки личного состава к войне, психологической мобилизации в бою;

- изучает влияния условий воинской деятельности на психику воинов, психологию воинских коллективов, сохранения и восстановления психологического здоровья военнослужащих;

- изучает психологию воинского коллектива с целью изыскания путей его сплочения, укрепления воинской дисциплины и боевой активности, решения всех проблемных вопросов при управлении воинскими коллективами;

- разрабатывает психологические основы обучения и воспитания воинов. В этих целях раскрываются пути и средства учета и использования психологических закономерностей в организации и проведении учебно-воспитательной работы с личным составом;

- исследует закономерности психологической подготовки личного состава к действиям в условиях современного боя, выявляет психологический аспект в структуре боевой готовности войск и дает личностные и социально-психологические ее характеристики;

- вскрывает психологические, психофизиологические трудности длительного сохранения высокой бдительности и работоспособности личного состава;

- осуществляет анализ психологических трудностей при внезапном возникновении боевой обстановки и определяет пути предотвращения нежелательных психологических явлений, в том числе противоборство информационно-психологическому воздействию на военнослужащих;

- дает характеристику психологических возможностей воина применительно к использованию боевой техники и оружия. Для этого изучаются качества психических процессов, состояний, образований и свойств.

Методы общей и военной психологии - это основные способы и приемы познания психических явлений и их закономерностей.

Методы психологического изучения должны быть объективными, давать достоверный, надежный материал, свободный от искажений, субъективного толкования и скороспелых выводов. Методы общей и военной психологии основываются на определенных принципах построения психологических исследований.

1. Принцип объективности изучения психики Он означает, что любые психические явления необходимо рассматривать такими, какими они на самом деле являются. Они могут быть изучены только во взаимосвязи с внешними условиями жизни и деятельности человека.

2. Принцип изучения психических явлений в развитии. Окружающий нас мир находится в постоянном движении и изменении. Следовательно, всякие психические явления и личность в целом должны рассматриваться в их возникновении, развитии изменений. Принцип развития вытекает из основного положения о том, что все существующее находится в вечном движении, изменении, развитии.

3. Принцип аналитико-синтетического изучения личности. Аналитическое изучение психики позволяет познать ее элементы в различных условиях и деятельности, а синтетическое - дает возможность выявить взаимосвязь всех отдельных психологических проявлений и найти то устойчивое, что характеризует данного человека в целом.

 

Основными методами психологии являются - наблюдение и эксперимент.

Применяются и частные методы: метод бесед, анкетный материал, анализ процесса и продуктов деятельности, тестовый метод, метод обобщения независимых характеристик, некоторые другие, каждый из которых выступает в различных специфических формах, но все они будут рассмотрены в дальнейшем.

Рекомендации по применению психологических методов:

- обоснованность выбора методов;

- тщательная разработка методики исследования;

- систематичность изучения намеченного объекта;

- представительность изучаемого материала;

- проверка, уточнение полученных данных с помощью других методов;

- обязательная документальная фиксация полученных данных.

Не все методы психологии нужны командиру в его работе с подчиненными. Он выбирает те из них, которые наиболее оправданы в конкретных условиях. В войсковой практике методы психологии широко используются для изучения индивидуальных особенностей воинов с целью повышения качества их обучения и воспитания. Это изучение преимущественно опирается на такие методы, как наблюдение, беседа и естественный эксперимент, метод обобщение независимых характеристик

Данные методы, приемы, различные средства составляют методику конкретного психологического исследования, которое состоит из основных взаимосвязанных между собой этапов.

1 этап – подготовительный:

· выделение проблемы;

· сбор предварительного материала, для ее конкретизирования;

· разработка гипотезы;

· разработка методики.

2 этап - проведение исследования, т.е. реализация методики исследования, заключающийся в последовательном использовании методов, предусмотренных планом.

3 этап - обработка полученного материала, т.е. количественная обработка данных исследования.

4 этап – интерпретация (объяснение) полученных данных.

5 этап - выводы и предложения на основе материала исследования.

Вывод по теме: Предметом исследований военной психологии является воинская деятельность во всех ее проявлениях. Воинская деятельность - это предусмотренное Конституцией Республики Казахстан, исходящее из глубоких идейных и нравственных мотивов сознательное применение воинами оружия и боевой техники в условиях опасности. Высоких физических и психологических нагрузок, как в военное время, так и в мирное время, направленное на выполнение задач, поставленных командирами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: