ПРЕДИСЛОВИЕ
Ко второму изданию
Интенсивное использование "Тестов для контроля знаний по курсу нор-мальной физиологии" (1995) на разных этапах учебного процесса (включая эк-замен) на кафедре нормальной физиологии ММСИ показало необходимость их коррекции. В предлагаемом издании введен раздел "Дыхание", расширен набор тестовых заданий в каждом разделе. Формулировки многих заданий претерпели существенные изменения, что в значительной степени сняло проблему неодно-значного понимания задания и, в связи с этим, уменьшило вероятность появле-ния неправильных ответов студентов.
В настоящем издании создано "Оглавление" как по номерам заданий, так и по страницам, существенно облегчающее поиск необходимого раздела.
Профессор В.П. Дегтярев
ВВЕДЕНИЕ
"Тесты для контроля знаний..." составлены в соответствии с действую-щей "Программой по нормальной физиологии" (1995), методическими рекомен-дациями для преподавателей [Г.И. Сторожаков, М., 1990}, и ориентированы на контроль основного ядра знаний в пределах I и II уровней усвоения (по В.Беспалько, 1978).
Расположение заданий соответствует основным темам курса. Использовано пять форм тестовых заданий, позволяющих контролировать меру и уровень усвоения знаний путем мобилизации различных познавательных умений от уровня узнавания, распознавания, воспроизведения до элементов логического мышления.
Первый тип тестовых заданий - "Выберите один правильный ответ" - представляет собой незаконченные утверждения, за которыми следуют ответы, обозначенные цифрами. Из предложенных ответов следует выбрать один пра-вильный, указав соответствующую ему цифру.
Например:
Выберите один правильный ответ.
УВЕЛИЧЕНИЕ МЕМБРАННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОКОЯ НАЗЫВАЕТСЯ:
1) деполяризацией
2) реполяризацией
3) экзальтацией
4) гиперполяризацией
Правильный ответ: 4
Второй тип тестовых заданий - "Дополните утверждение" - представляет собой утверждения, в которых пропущен ключевой термин. Среди приводимых ниже терминов, относящихся к одному и тому же классу явлений, процессов, следует выбрать необходимый.
Например:
Дополните утверждение.
БЕЛКИ ПЛАЗМЫКРОВИ СОЗДАЮТ........... ДАВЛЕНИЕ
1) осмотическое
2) гидростатическое
3) гемодинамическое
4) онкотическое
Правильный ответ: 4
Третий тип тестовых заданий - "Установите правильную последователь-ность" - представляет собой перечень этапов, процессов, характеризующих фи-зиологическую функцию, которые следует расположить в определенной после-довательности, используя порядковые номера ответов.
Например:
Установите правильную последовательность.
СМЕНЫФАЗ ВОЗБУДИМОСТИ ПРИ ГЕНЕРАЦИИ
ПОТЕНЦИАЛА ДЕЙСТВИЯ:
1. Субнормальная возбудимость
2. Экзальтация
3. Относительная рефрактерность
4. Абсолютная рефрактерность
5. Латентное дополнение
Правильный ответ: 5,4,3,2,1
Четвертый тип тестовых заданий представляет собой задания на соответ-ствие элементов одного множества процессов, ситуаций элементам другого множества. Требуется для каждого положения, обозначенного буквой, подбирать один или несколько правильных ответов, обозначенных цифрой. Тестовое зада-ние считается невыполненным, если имеется ошибка хотя бы в одном ответе.
Например:
Установите соответствие.
ФАЗАМ ПОТЕНЦИАЛА ДЕЙСТВИЯ СООТВЕТСТВУЮТ ФАЗЫ
НЕРВНОЙ КЛЕТКИ.... ВОЗБУДИМОСТИ:
А. Локальному ответу 1. Абсолютная рефрактерность
Б. Деполяризации 2. Относительная рефрактерность
В. Реполяризации 3. Латентное дополнение
Г. Следовой деполяризации 4. Экзальтация
Д. Следовой гиперполяризации 5. Субнормальная возбудимость
Правильный ответ: А3 Б1 В2 Г4 Д5
Пятый тип тестовых заданий, ориентированный на проверку знаний и ло-гического мышления, позволяет проверить понимание причинной связи и зави-симости между физиологическими явлениями. Каждое задание состоит из двух утверждений, связанных союзом "потому что". Следует определить, верно или неверно каждое утверждение, и затем установить наличие или отсутствие при-чинно-следственной связи между ними.
Ответ выражается в виде комбинации букв: В - верно, Н - неверно.
Например:
Определите верны или неверны утверждения и связь между ними.
Натриевые, калиевые, хлорные каналы относят к специфическим, потому что эти каналы избирательно пропускают только одноименные ионы.
1 ВВН
2 ВНН
3 НВН
4 ННН
5 ВВВ
Правильный ответ: ВВВ
Оценка уровня знаний студентов определяется количеством правильно вы-полненных тестовых заданий.
Принято, что оценке "удовлетворительно" соответствует 70-79 % пра-вильных ответов, оценке "хорошо" - 80-89 %, оценке "отлично" - 90 % и более.
Обширный набор заданий в каждой теме курса дает возможность исполь-зовать их комбинации для контроля усвоения материала на разных этапах обу-чения - от тематического до экзаменационного (итогового).
Опыт кафедры нормальной физиологии ММСИ по применению "Тес-тов..." в течение 1994-1995 гг. служит убедительным основанием для реко-мендации к их использованию в учебном процессе.
Издание "Тестов..." не предполагает отмены творческой активности ка-федр физиологии медвузов по разработке и применению иных форм и типов тестовых заданий.
Авторский коллектив настоящего издания заранее выражает благодар-ность за предложения и замечания.
Профессор В.П. Дегтярев