СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ТЕОРИИ




И далее (144)NB!!!

 

Теоретическое знание есть результат деятельности не рассудка, а такой КОНСТРУКТИВНОЙ ЧАСТИ СОЗНАНИЯ как разум.

Как справедливо подчеркивает B.C. Швырев, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАЗУМА НАПРАВЛЕНА НЕ ВО ВНЕ СОЗНАНИЯ, НЕ НА ЕГО КОНТАКТ С ВНЕШНИМ БЫТИЕМ, А ВНУТРЬ СОЗНА­НИЯ, НА ИММАНЕНТНОЕ РАЗВЕРТЫВАНИЕ СВОЕГО СОБСТВЕН­НОГО СОДЕРЖАНИЯ.

Сущность деятельности разума мо­жет быть определена как СВОБОДНОЕ КОГНИТИВНОЕ ТВОР­ЧЕСТВО, САМОДОСТАТОЧНОЕ В СЕБЕ И ДЛЯ СЕБЯ.

Наряду с интеллектуальной интуицией основной логической операцией теоретического мышления является идеа­лизация, целью и результатом которой является созда­ние (конструирование) особого типа предметов — так называемых «идеальных объектов».

Мир (множество) такого рода объектов и образует собственную онтоло­гическую основу (базис) теоретического научного зна­ния в отличие от эмпирического знания.

 

И далее (144)

 

Научная теория — это логически организованное множество высказываний о некотором классе ИДЕАЛЬ­НЫХ ОБЪЕКТОВ, их СВОЙСТВАХ и ОТНОШЕНИЯХ.

Эта мысль была с свое время подробно и убедительно раскрыта в книге Б.С. Грязнова, Б.С. Дынина, Е.Н. Никитина «Теория и ее объект». Геометрическая точка, линия, плоскость и т. д. — в математике; инерция, абсолют­ное пространство и время, абсолютно упругая, несжи­маемая жидкость, математический маятник, абсолют­но черное тело и т. д. — в физике; страты общества, общественно-экономическая формация, цивилизация и др. — в социологии; логическое мышление, логичес­кое доказательство и т. д. — в логике и т. д.

 

 

И далее (145)

 

Как создаются идеальные объекты в науке и чем они отличаются от абстрактных эмпирических объек­тов?

 

Обычно идеализация трактуется только как ПРЕ­ДЕЛЬНЫЙ ПЕРЕХОД от фиксируемых в опыте свойств эмпирических объектов к крайним ЛОГИЧЕСКИ ВОЗМОЖ­НЫМ ЗНАЧЕНИЯМ ИХ ИНТЕНСИВНОСТИ (0 или 1) (геометри­ческая точкануль — размерность пространственно­го измерения эмпирических объектов по мере умень­шения их размера, линиябесконечный непрерывный континуум последовательности (соседства) геометри­ческих точек, абсолютное черное телообъект, спо­собный полностью (100%) поглощать падающую на него световую энергию и т. д.).

 

И далее (145)

 

Что характерно для таких предельных переходов при создании идеальных объек­тов? Три существенных момента.

 

· Первый: исходным пунктом движения мысли является эмпирический объект, его определенные свойства и отношения.

· Вто­рой: само мысленное движение заключается В КОЛИЧЕ­СТВЕННОМ УСИЛЕНИИ СТЕПЕНИ ИНТЕНСИВНОСТИ «НАБЛЮДА­ЕМОГО» СВОЙСТВА ДО МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОГО ПРЕДЕЛЬ­НОГО ЗНАЧЕНИЯ.

· Третий, самый главный момент: в результате такого, казалось бы, чисто количественного изменения, мышление создает качественно новый (чи­сто мысленный) объект, который обладает свойствами, которые уже принципиально не могут быть наблюда­емы (безразмерность точек, абсолютная прямизна и однородность прямой линии, актуально бесконечные множества, капиталистическая или рабовладельческая общественно-экономическая формация в чистом виде, Сознание и Бытие философии и т. д. и т. п.).

Известный финский математик Р. Неванлинна, отмечая это обсто­ятельство, подчеркивал, что ИДЕАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫКОНСТ­РУИРУЮТСЯ ИЗ ЭМПИРИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ ПУТЕМ ДОБАВЛЕ­НИЯ К ПОСЛЕДНИМ ТАКИХ НОВЫХ СВОЙСТВ, КОТОРЫЕ ДЕЛАЮТ ИДЕАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫПРИНЦИПИАЛЬНО НЕНАБЛЮДАЕМЫМИ И ИММАНЕНТНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ СФЕРЫМЫШЛЕНИЯ.

 

 

И далее (145-146)

 

Наряду с операцией предельного перехода, в на­уке существует другой способ конструирования иде­альных, чисто мысленных объектовВВЕДЕНИЕ ИХ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ.

Этот способ конструирования идеальных объектов получил распространение в основном в мате­(с.146)матике, частично — в теоретической (математической) физике, да и то на довольно поздних этапах их разви­тия (введение иррациональных и комплексных чисел при решении алгебраических уравнений, разного рода объектов в топологии, функциональном анализе, мате­матической логике, теоретической лингвистике, физи­ке элементарных частиц и т. д.).

 

Особенно интенсивно данный способ введения идеальных объектов и, соот­ветственно, развития теоретического знания стал при­меняться после принятия научным сообществом неев­клидовых геометрий в качестве полноценных матема­тических теорий.

 

ОСВОБОЖДЕННАЯ ОТ НЕОБХОДИМОСТИ ОБОСНОВАНИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ СВОИХ ОБЪЕКТОВ математика совершила колоссальный рывок в своем развитии за последние сто пятьдесят лет.

 

Ког­да современную математику определяют как науку «об абстрактных структурах» (Н. Бурбаки) или «о возмож­ных мирах», то имеют в виду именно то, что ее пред­метом являются идеализированные объекты, вводимые математическим мышлением по определению.

 

И далее (146)

 

Говоря о методах теоретического научного позна­ния, необходимо, наряду с идеализацией, иметь в виду также:

 

· мысленный эксперимент,

· математическую ги­потезу,

· теоретическое моделирование,

· аксиоматичес­кий и генетическо-конструктивный метод логической организации теоретического знания и построения на­учных теорий,

· метод формализации и др.

 

 

И далее (146)

Для любого теоретического конструкта, начиная от отдельной идеализации («чистой сущности») и кончая конкретной теорией (логически организованной СИС­ТЕМЫ«ЧИСТЫХ СУЩНОСТЕЙ»), имеется ДВА СПОСОБА ОБО­СНОВАНИЯ ИХ ОБЪЕКТИВНОГО ХАРАКТЕРА.

 

А. Эйнштейн на­звал их «внешним» и «внутренним» оправданием на­учной теории.

· Внешнее оправдание продуктов разума состоит в требовании их практической полезности, в частности, возможности их эмпирического примене­ния. Это, так сказать, прагматическая оценка их цен­ности и одновременно вместе с тем своеобразное огра­ничение абсолютной свободы разума. Данное требова­ние особо акцентировано и разработано в философских концепциях эмпиризма и прагматизма.

· Другим спосо­

 

 

И далее (147)

 

бом оправдания идеальных объектов является их спо­собность быть средством

 

· внутреннего совершенствова­ния,

· логической гармонизации и роста теоретического мира,

· эффективного решения имеющихся теорети­ческих проблем и постановки новых.

 

Так, введение Л. Больцманом представления об идеальном газе как о хаотически движущейся совокупности независимых атомов, представляющих собой абсолютно упругие ша­рики, позволило не только достаточно легко объяснить с единых позиций все основные законы феноменоло­гической термодинамики, но и предложить статисти­ческую трактовку ее второго начала — закона непре­рывного роста энтропии в замкнутых термодинамичес­ких системах.

Введение создателем теории множеств Г. Кантором понятия «актуально бесконечных мно­жеств» позволило построить весьма общую математи­ческую теорию, с позиций которой удалось проинтер­претировать основные понятия всех главных разделов математики (арифметики, алгебры, анализа и др.).

 

И далее (147)

 

· Зачем вводятся в науку идеальные объекты?

 

· На­сколько они необходимы для ее успешного функцио­нирования и развития?

 

· Нельзя ли обойтись в науке только эмпирическим знанием, которое более всего и используется непосредственно на практике?

 

В свое времени в весьма четкой форме эти вопросы поста­вил известный австрийский историк науки и фило­соф Э. Мах.

 

Он считал, что главной целью научных теорий является их способность экономно репрезен­тировать всю имеющуюся эмпирическую информа­цию об определенной предметной области.

 

Способом реализации данной цели, согласно Маху, ПОСТРОЕНИЕ ТАКИХ ЛОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ЭМПИРИИ, когда из относи­тельно небольшого числа допущений выводилось бы максимально большое число эмпирически проверяе­мых следствий.

 

Введение идеальных объектов и явля­ется той платой, которую мышлению приходится зап­латить за эффективное выполнение указанной выше цели.

 

Как справедливо полагал Мах, это вызвано тем, что В САМОЙ ОБЪЕКТИВНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ НИКАКИХ ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ ЕЕ ЗАКО­НАМИ, СВОЙСТВАМИ И ОТНОШЕНИЯМИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ.

 

И далее (148)

 

Логические отношения могут иметь место только в сфере сознания, мышления МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ И СУЖ­ДЕНИЯМИ.

 

Логические модели действительности с не­обходимостью требуют определенного ее упрощения, схематизации, идеализации, ВВЕДЕНИЯ ЦЕЛОГО РЯДА ПОНЯТИЙ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ НЕ ОБЪЕКТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬ­НЫЙ, а чисто ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

 

Их основ­ное предназначение — способствовать СОЗДАНИЮ ЦЕ­ЛОСТНЫХ, ЛОГИЧЕСКИХ ОРГАНИЗОВАННЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ.

 

Главным же достоинством последних по Маху является то, что представленная в них в снятом виде эмпирическая информация

 

· защищена от потерь,

· удоб­но хранится,

· транслируется в культуре,

· является до­статочно обозримой и

· хорошо усваивается в процес­се обучения.

 

И далее (148)

 

Сформулированному Махом инструменталистскому взгляду на природу идеальных объектов и научных теорий противостоит в философии науки эссенциалистская интерпретация.

 

Согласно последней, ИДЕАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫИ НАУЧНЫЕ ТЕОРИИ ТАКЖЕ ОПИСЫВАЮТ МИР, НО СУЩНОСТНЫЙ, ТОГДА КАК ЭМПИРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ ИМЕЕТ ДЕЛО С МИРОМ ЯВЛЕНИЙ.

 

Как эссенциалистекая, так и инструменталистическая интерпретации теоретического знания имеют достаточное число сторонников и в фи­лософии науки, и среди крупных ученых.

 

Поднятая в них проблема онтологического статуса теоретического знания столь же значима, сколь и далека от своего консенсуального решения.

 

 

 


 

 


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: