Преимущества и проблемы использования информационных технологии в процессе обучения младших школьников.




Начало XXI века в России отмечается осознанным интересом научно-педагогической общественности и органов управления образованием к повышению качества образования России на основе информатизации. Информатизация школы является в данное время одним из приоритетных направлений. При информатизации должна быть решена проблема соотношения традиционных составляющих учебного процесса и новых информационных технологий, новых взаимоотношений учащегося, учителя и образовательной среды.

Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения современных информационных технологий на практике.

Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого – педагогических целей обучения, воспитания (Сайков Б.П., Энциклопедия учителя информатики).

Развитие информационной культуры предполагает развитие общих навыков использования информационных технологий, как преподавателями, так и учащимися для повышения эффективности их деятельности.

В настоящее время большинством авторов, работающих над этой темой, рассматриваются следующие основные направления информатизации образования:

- информатизация как техническое оснащение образовательного учреждения;

- информатизация как внедрение новых информационных технологий в образование;

- информатизация как формирование информационной культуры субъектов образования;

- информатизация как создание информационного пространства (информационной среды) учебного заведения.

Проблемы информатизации образования.

Перечислим основные проблемы, которые возникают в связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Внедрение ИКТ в обучение при неразумном их использовании может отрицательно влиять на психику и здоровье учащихся.

Негативные факторы компьютерного обучения:

- опасность подавления межличностного общения, так как общение с компьютером понижает количество и качество личных контактов, что может нанести вред эмоциональному воспитанию;

- усиление социального неравенства, так как приобретение дорогостоящей техники доступно не всем;

- опасность снижения роли устной и письменной речи, так как в новых технологиях во многом преобладает звук и изображение;

- ослабление способностей к самостоятельному творческому мышлению, так как для компьютерных обучающих программ свойственна так называемая «дигитализация» (приспособление мышления человека к определенным правилам и моделям, ориентация на формальные логические структуры, замена многозначности на формальную однозначность, на реализацию операций, имеющих ясные условия и предполагающих только один вывод);

- отсутствие прямого исследования действительности, так как ученик получает знания, опосредованные сознанием разработчиков программ;

- пассивность усвоения информации, так как у создателей программ есть стремление сделать свой материал простым и нетрудоемким;

- опасность снижения социализации человека, то есть резкое уменьшение времени пребывания среди других людей и общения с ними, посещения общественных и культурных мероприятий, музеев, театров.

К важнейшим проблемам внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, сдерживающим, по мнению ряда авторов, модернизацию образования, можно отнести:

- неготовность учителей к информатизации образования: как психологическая, так и по уровню владения персональным компьютером;

- большинство учителей не имеют представления о возможных способах использования обучающих программ и других мультимедийных приложений;

- отсутствие методических материалов по использованию ИКT в учебном заведении;

- слабая обеспеченность образовательных учреждений современным оборудованием, в том числе и мультимедийным;

- отсутствие рекомендаций по выбору того или иного оборудования для учебных заведений; часто школе дают не то, что ей нужно, а то, что могут дать. Это не позволяет выстроить грамотную и эффективную технологическую цепочку внедрения ИКТ в школе.

К проблемам внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс можно отнести также:

- отсутствие специалистов, одинаково владеющих методикой преподавания, компьютерными и мультимедийными технологиями на уровне, позволяющем быть лидером в педагогическом коллективе; специалистов, способных увлечь коллектив на внедрение ИКТ в образовательный процесс, в жизнь школы;

- отсутствие разветвленной системы подготовки и переподготовки учителей и заместителей директоров по информатизации образования; большинство учителей необходимо еще научить пользоваться компьютером на приемлемом уровне, а только потом переходить к обучению информационно-коммуникационным и мультимедийным технологиям, в которые включаются не только умение пользоваться самыми распространенными программами, но и сложным и дорогостоящим мультимедийным оборудованием;

- непонимание руководством учебных заведений, целей и задач, стоящих перед современной школой в части ее компьютеризации и информатизации; упрощение сути информационной среды учебного заведения, желание руководителей учебных заведений быстрее отчитаться о создании информационного пространства, информационной среды без анализа эффективности ее работы;

- отсутствие связи между научными организациями, занимающимися информатизацией образования, и самими учреждениями образования (школами, колледжами, вузами).

Чрезмерное увлечение мультимедийными технологиями без соответствующей методической подготовки может приводить к педагогическим ошибкам, снижающим эффективность их применения. Наиболее типичными педагогическими ошибками являются:

- недостаточная методическая подготовленность учителя в части использования информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий на конкретном уроке;

- неправильное определение их дидактической роли и места на уроках;

- несоответствие выразительных возможностей мультимедиа их дидактической значимости;

- бесплановость, случайность применения ИКТ;

- перегруженность урока демонстрациями (прослушиванием), превращение урока в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию.

На таком уроке, по сути, отсутствует учебно-воспитательная работа учителя, нарушаются элементарные дидактические требования, преобладает пассивное восприятие учебной информации учащимися, нерационально тратится учебное время.

Преимущества информатизации образования.

Для учителя информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:

- во время проведения урока;

- в проектной деятельности, при создании материалов к урокам;

- при выступлении на собраниях, педсоветах и т. п.;

- в процессе создания и передачи общешкольной информации;

- в процессе научной деятельности;

- при обмене опытом как внутри школы, так и между школами.

Для учащегося информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:

- для более глубокого восприятия учебного материала;

- в проектной деятельности;

- при созданий мультимедийных сочинений;

- в презентационной деятельности;

- в локальной и глобальной сети.

(Сайков Б. П., Энциклопедия учителя информатики)

Мотивы, побуждающие педагога к использованию ИКТ на уроке, как правило, следующие:

- повышение уровня профессиональной культуры;

- снижение трудоемкости процесса контроля и консультирования;

- развитие плодотворного сотрудничества с учащимися;

- возможность использования чужого опыта и методических разработок; - повышение уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ;

- переход от роли учителя – транслятора знаний к роли учителя-тьютора;

- возможность самореализации и самоутверждения;

- возможность тиражирования собственного педагогического опыта;

- повышение авторитета среди учащихся.

Использование компьютерной техники на общеобразовательных уроках дает возможность:

- повышать у учащихся интерес к предмету;

- облегчить формирование у учащихся основных понятий по изучаемой теме, так как дети могут несколько раз пройти на компьютере новый материал, обратиться к справке, провести эксперимент или лабораторную работу на компьютере;

- подготовить к самостоятельному усвоению дисциплин;

- выявлять и развивать способности;

- овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

- интеллектуально развивать учащихся.

Использование компьютерной техники на общеобразовательных уроках также позволяет:

- подготовить к самостоятельному усвоению общеобразовательных дисциплин;

- использовать формы организации школьной жизни, обеспечивающие ученику возможности выбора задания, способа его выполнения, материала, темпа, объема, партнеров и т. д.;

- расширить виды совместной работы учащихся, обеспечивающей получение детьми коммуникативного опыта; прежде всего – в русле совместной предметной деятельности;

- повысить многообразие видов и форм организации деятельности учащихся. (Проектные виды деятельности школьников в индивидуальной и групповой формах; рост удельного веса самостоятельной работы с различными источниками и базами данных; с реальным социальным опытом, введение предпрофильной подготовки и т. п.). [17,с.72-74],[32]

Возможности современных информационных технологий обучения позволяют учителю существенно интенсифицировать процесс овладения учеником учебной информацией, передав компьютеру роль транслятора учебного материала и беспристрастного экзаменатора, максимально высвободив при этом время на уроке.

Одной из форм использования компьютера во внеклассной работе является создание презентаций, докладов, учебных программ самими обучаемыми. При этом учащиеся не только углубляют и расширяют знания по теме, но и активно мыслят, привлекают для решения проблемы ранее полученные знания, проводят синтез, анализ, обобщение и выводы, способствующие всестороннему самостоятельному рассмотрению поставленной задачи. Все это стимулирует мыслительную активность, развивает творческие способности учащихся, способствует эмоциональному удовлетворению и самоутверждению в глазах окружающих. В этом случае компьютер выступает как инструмент творчества, но одновременно идет процесс освоения, изучения богатых, часто скрытых возможностей компьютера.

Использование в преподавании учебных предметов мультимедийных продуктов, созданных самими учащимися, способствует:

- развитию интереса к изучаемому предмету;

- стимулированию активности и самостоятельности учащихся при подготовке материалов, при работе с литературой, во внеклассной работе;

- формированию навыков коллективной работы при обсуждении проблем, совершенствованию этики общения и письменной речи учащихся; - обеспечивает объективный контроль знаний, качество усвоения материала учащимися.

ИКТ в учебном заведении – это:

- обучающие лазерные диски, электронные энциклопедии;

- электронный архив школы, архив самых разных мероприятий, проводимых как в школе, так и за ее пределами. Электронный архив выпускников, конкурсов, спектаклей, телевизионных передач, открытых уроков;

- фонотека, в которой хранятся музыкальные произведения, фонограммы к различным мероприятиям, радиопрограммы школьного радиоузла, интервью с гостями школы и многое другое;

- электронная история школы, фотографии, интервью и видеофрагменты с выпускниками прежних лет;

- материалы для информационного телевизора, который, как правило, устанавливается в фойе школы или другом общедоступном для просмотра месте;

- лазерные диски, сделанные учащимися в качестве сувениров для других школ, для управы или гостей школы;

- школьный сайт в Интернете;

- часть телевизионных передач школьного телевидения;

- интегрированные уроки преподавателей;

- оформление спектаклей и концертов, тематических вечеров и встреч;

- проектная деятельность учащихся;

- выставки работ, ярмарки идей и отчеты об экспедициях и походах;

- создание и пополнение медиатеки школы.

Таким образом, внедрение ИКТ в учебную деятельность - это повышение интереса к изучаемым предметам и как ресурс повышения активизации учебной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность учебного процесса, является включение учащихся в урок с использованием ИКТ - технологий. Используя новые, увлекательные для нового поколения информационные технологии, можно обеспечивать эту включённость.

Уроки, проводимые с его использованием в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышенным психоэмоциональным фоном учащихся начальных классов при восприятии учебного материала.

Учащихся младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. [15,с.182]

 

Можно выделить следующие особенности данной технологии

1.Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране;

2.С помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными инструментами;

3.Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено.

4.Повышение уровня использования наглядности на уроке.

5.Повышение производительности урока.

6.Установление межпредметных связей с другими предметами.

7.Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.

8.Изменяется, отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не как инструмент для игр. [19,с.56-61]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: