Экспериментальное исследование использования ИКТ в процессе обучения.




Опыт организации учебного процесса с использованием ИКТ в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации.

Рассмотрим применения компьютерных технологий на практике учителями начальных классов Бургуйской средней школы, Закаменского района:

Во-первых, при организации учебной работы используются ресурсы Интернет. Это различные диагностики, необходимая информация для проведения и разработки уроков и внеклассных мероприятий на различные темы. Интернет дает большие возможности для общения с учениками и их родителями: электронная почта, гостевая книга на сайте школы, форумы.

Во-вторых, в ежедневной работе учителя часто приходится обращаться к многочисленным и, как правило, неупорядоченным данным об учениках класса, родителях, занятости учащихся во внеурочное время и т.д. Для того чтобы собрать и упорядочить данные воедино учителя используют СУБД Microsoft Access. Вносятся все необходимые данные об учениках и их родителях в таблицу и по необходимости составляются различные отчеты.

В – третьих, выставление текущих оценок, ведение журнала пропусков, сдача и проверка дневников, мониторинг успеваемости по полугодиям и за год формируются с помощью электронных таблиц Microsoft Excel. Каждый учитель в своей работе пользуется различными диагностиками, которые требуют больших временных затрат на обработку и анализ. Данные отчеты могут формироваться с помощью электронных таблиц Microsoft Excel. Электронные таблицы позволяют наглядно представить результаты обработки анкет, диагностик с помощью графиков и диаграмм. Такие наглядные результаты анкетирования интересны не только учащимся, но и родителям. В Excel удобно использовать шаблон для автоматического подсчета баллов при проведении тестового контроля по темам.

В - четвертых, презентации Microsoft Power Point.

Презентации Microsoft Power Point - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука.

Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой дети стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

В – пятых, проведение мультимедийных уроков помогает решить следующие дидактические задачи:

• усвоить базовые знания по предмету;

• систематизировать усвоенные знания;

• сформировать навыки самоконтроля;

• сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности;

• оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

При использовании на уроке в начальной школе мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся только их временные характеристики.

Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

Таким образом, ИКТ обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а так же способствуют творческому развитию учащихся.

Наконстатирующем этапеэкспериментанами были разработаны и проведены ряд традиционных уроков без использования ИКТ - технологий. После проведения традиционных уроков нами проведено исследование. Исследование проводилось в 3 классе Бургуйской средней общеобразовательной школы, Закаменского района. Участвовало 6 человек.

Цель исследования – оценка эффективности традиционного урока.

Оценка эффективности традиционного урока

1 – нет, очень плохо, неинтересно

2 – работал, но без интереса

3 – некоторые моменты урока меня заинтересовали

4 – интересно, но отдельные задания не вызывали интереса

5 – очень интересно

Таблица 1

Вопросы Ответы учащихся
         
  Вы с интересом работали на уроке? * 2 чел 33,3% 4 чел 66,7 % * *
  Интересно ли было вам выполнять самостоятельные задания? * 2 чел 33,3% 2 чел 33,3% 2 чел 33,3% *
  Вы регулярно выполняете домашнее задание, чтобы на уроке узнать больше нового? ДА 6 чел 100% НЕТ *
   
  Оцени свою усталость после урока. * 2 чел 33,3% 4 чел 66,7 % * *

 

На этом же этапе нами проведено еще одно исследование.

Целью этого исследования являлось диагностика осведомлённости учащихся о современных информационных технологиях. В данном исследовании были использована следующая диагностическая методика:

-анкетирование.

Материалы: анкетные листы, ручки.

Ход исследования: (проводится в классе). Учащимся раздаются анкеты, предлагается ответить на следующие вопросы:

1.Знаешь ли ты, что такое информационные технологии?

2.Что такое компьютер?

3.Умеешь ли ты пользоваться компьютером?

4.В каких целях (для чего?) ты пользуешься компьютером?

5.Как часто ты пользуешься компьютером?

6.Помогает ли компьютер тебе в обучении? Если «Да», то как?

Анкета «Диагностика осведомлённости учащихся о современных информационных технологиях»

Таблица 2

Вопросы Ответы
Да Нет
  Знаешь ли ты, что такое информационные технологии? 4 чел (66,7 %) 2 чел (33,3 %)
  Что такое компьютер? 6 (100 %) *
  Умеешь ли ты пользоваться компьютером? 6 (100%) *
  В каких целях (для чего?) ты пользуешься компьютером? Смотреть фильмы, печатать 3 чел (50%) Играть 3 чел (50%)
  Как часто ты пользуешься компьютером? (дома) Каждый день с разрешения родителей 6 чел (100%) *
  Помогает ли компьютер тебе в обучении? Если «Да», то как? 6 чел (100%) *

Можно:

- напечатать правила;

- делать презентации;

- смотреть фильмы по природоведению;

- играть в обучающие и развивающие игры.

 

Гистограмма 2

Таким образом, мы определили, что дети знают, что такое компьютер, знают его функции и понимают его пользу и необходимость его использования в процессе обучения.

На формирующем этапе эксперимента для того, чтобы заинтересовать учащихся, привлечь их внимание так, чтобы они захотели получать предложенные им знания, и учились добывать их сами, нами были

разработаны серии уроков и внеклассных занятий с использованием информационных технологий.

Мультимедиа презентации были использованы на разных этапах урока:

- в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;

- при повторении пройденного материала, для быстрой проверки знаний учащихся;

- на этапе объяснения нового материала были использованы изображения, видеофрагменты, звуковое сопровождение, а также рисунки детей;

- на этапе закрепления с целью определения уровня усвоения темы на экране проецируются не только задания, но и ответы;

- использование тестового контроля.

На уроках были применены:

- презентации, выполненные в Microsoft Power Point;

- электронные учебники (русский язык,математика, окружающий мир, технология);

Цель работы: разработать уроки с применением информационных технологий в соответствии с учебной программой, направленное на развитие познавательной деятельности.

Рассмотрим, один из этих уроков. Урок - исследование по предмету «Окружающий мир». Тема «Откуда берутся снег и лед?»

Цели урока:

1.Сформировать у детей знания о свойствах снега и льда;

2.Развивать наблюдательность, любознательность, воображение;

3.Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, отстаивать собственное мнение.

 

Этапы урока Деятельность учителя
Орг.момент Начинаем мы опять Думать, рассуждать, смекать!
Введение в тему С наступлением зимы появились у Муравьишки новые вопросы. Обратился он с ними к Мудрой Черепахе, но она спала под корягой зарывшись в сухие листья. Тогда Муравьишка оделся потеплее, потихоньку выбрался из муравейника. Осмотрелся, удивился тому, как с осени изменилось и тут увидел что-то непонятное. Обошел вокруг. Рассмотрел. В голове – снег, В животе – снег, И в ногах – снег, И в руках – снег, Что за чудо-человек? И тут чудо-человек заговорил: Меня не растили, из снега слепили, вместо носа – морковка, Глаза угольки, руки – сучки. Холодный, большой – кто я такой? - Кого встретил Муравьишка? (Снеговика) И стал спрашивать Муравьишка у Снеговика, что это вокруг… откуда взялся этот снег, лед? А тут Снеговик и позвал Муравьишку на урок в 1 классе. - Значит, что мы сегодня должны узнать? (Откуда берутся снег и лед?)  
Работа над новым материалом Уже подходили они к школе, налетел ветер. Подхватил Муравья, закружил и унес. А вот Снеговик устоял. - А что бы мы могли рассказать Муравьишке про снег и лед? - Снеговик принес нам загадки. Отгадаем? Кто поляны белит белым? И на стенах пишет мелом? Шьет пуховые перины, Разукрасил все витрины? (Мороз)   На горе горой, а в комнате водой. (Снег)   Как песчинки малые Землю прикрывают, Все без крыльев рождены, Но легко летают. (Снежинки)   Откуда берутся снежинки? Вы знаете, облака – это скопление капелек воды на небе. В теплое время года (летом) выпадают в виде дождя, а когда наступает зима, мороз замораживает капельки воды и превращает их в ледяные кристаллики – снежинки. А вот если вода замерзнет, то она превратится в лед.   Давайте станем исследователями и определим свойства снега и льда.  
Исследование - Итак, в этой тарелке снег, а в другой лед. Исследуем и сравниваем цвет, прозрачность (с помощью цветных карандашей). Для определения рыхлости помещаем в снег пуговицу. Лед разбиваем молотком. - А теперь давайте составим таблицу.    
  снег лед
Цвет белый бесцветный
Прозрачность непрозрачный прозрачный
Хрупкость рыхлый хрупкий
Действие тепла тает тает
Физ. минутка Мы снежинки, мы пушинки Покружиться мы не прочь. Мы снежинки – балеринки, Мы танцуем день и ночь. Встанем вместе все в кружок Получается снежок.
Закрепление Появляется Муравьишка. Рассказ Муравьишки. Понес меня ветер куда-то вверх-вверх. Я сначала испугался и вдруг плюх… огляделся: лежу на белой перине. - Где оказался Муравьишка? Попробовал вниз посмотреть – ничего не видно. - Почему ничего не видно? Стал я прыгать, кувыркаться и вдруг чувствую, что опять лечу, да только вниз. А еще в лесу я встретил Дед Мороза. Он меня в гости пригласил. Только я еще с улицы увидел все, что в доме чудеса! - Как вы думаете, из чего был дом? И в доме все-все было изо-льда. Дед Мороз мне чашечку подарил. Я представил, как буду зимним вечером в доме из нее горячий чай пить, да вовремя сообразил, что не получиться. - А почему не получиться?  
Итог урока Кроссворд 1. Меня не растили, из снега слепили Холодный, большой – кто я такой? 2. Без рук рисует, Без зубов кусает. 3. Прозрачен как стекло, А не вставишь в окно. 4. Кто угадай-ка, седая хозяйка, Тряхнет перинки – над миром пушинки? - Итак, какое слово у нас ключевое? - Вода. - Почему? - Снег и лед образуется при замерзании воды.  
         

 

Использование ИКТ позволило расширить рамки учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту мира. Для подготовки и проведения урока использовалась программа Power Point, которая позволяет представить материал не только в текстовой форме, но и в форматах видео, аудио. Чувствовалась положительная атмосфера в классе. Дети активно работали на уроке.

Также, на формирующем этапе эксперимента нами были разработаны и проведены серии уроков с использованием ИКТ – технологий. Исследование проводилось в 3 классе Бургуйской средней общеобразовательной школы.

Оценка эффективности урока с использованием информационных технологий:

1 – нет, очень плохо, неинтересно

2 – работал, но без интереса

3 – некоторые моменты урока меня заинтересовали

4 – интересно

5 – очень интересно

Вопросы Ответы учащихся
         
1. Вы с интересом работали на уроке? * * * 1 чел (16,7%) 5 чел (83,3%)
2. Интересно ли было вам выполнять самостоятельные задания? * * * 1 чел (16,7%) 5 чел (83,3%)
3. Вам понравились презентации? * * * * 6 чел (100%)
4. Оцени свою усталость после урока.       1 чел (16,7%) 5 чел (83,3%)

В ходе эксперимента, был проведен сравнительный анализ на предмет качества усвоения знаний учащихся.

Вывод: На уроках, которых, где была использована презентация, дети усвоили тему урока лучше (отвечали на все заданные учителем вопросы верно), работали на уроках активнее, проявляли большую инициативу, чем на уроках, где не были использованы ИКТ (дети затруднялись отвечать на вопросы учителя, в течение урока дети вели себя пассивно, не проявляли интерес).

Таким образом, мы пришли к выводу, что информационные технологии дают возможность:

- развивать интеллектуальную и творческую сферу детей;

- использовать компьютер в начальной школе на дисциплинарных уроках развивает ум детей, творческое и абстрактное воображение;

- решать более интересные и сложные проблемы;

-концентрации внимания учащихся.

ВЫВОДЫПО II ГЛАВЕ

Начальная школа – фундамент всего обучения, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

«Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современной школы». (Академик Семенов А.П.) [2,5-11]

Перед учителем ставится ответственная задача - добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком. Учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления, внимания, учитель, тем не менее, вынужден ориентироваться на средний уровень готовности учащихся. В результате большинство учащихся достаточно активно работают на уроке. Всем известны проблемы, возникающие с обучением школьников, имеющих более высокий, либо, наоборот, низкий уровень мыслительной деятельности, а также пропустивших занятия по болезни. Одним из способов успешного обучения этих категорий учащихся может быть применения компьютерных обучающих систем на уроке.

Учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности могут при помощи компьютера знакомиться с новым материалом, получая новые сведения или углублять свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности.

Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности могут работать с компьютером в индивидуальном темпе, не замедляя продвижения класса по программе. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время.

Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволяет учителю за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

Таким образом, применение компьютера в обучении школьников начальных классов представляется целесообразным и необходимым.

Опыт работы учителей Бургуйской средней общеобразовательной школы в данном направлении подтверждает, что ценность эффективного применения информационных технологий состоит в повышении уровня познавательного интереса учащихся, в который входят четыре взаимосвязанных компонента:

1. Активное познание детьми окружающего мира.

2. Поэтапное усвоение все усложняющихся способов и средств решения задач.

3. Изменение предметно-знаковой среды на экране монитора.

4. Активизирующее общение ребенка с другими детьми и взрослыми.

Наглядность информационно-компьютерных технологий, простота использования, безусловно, улучшает учебный процесс, развивает творческие способности детей, вызывает живой интерес учащихся, создаёт положительную мотивацию к учению.

Проектируя мультимедийный урок, учителя проводят огромную работу - продумывают последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран, решают, как будет управлять учебным процессом, каким образом будет обеспечивать педагогическое общение на уроке, обратную связь с учащимися, достигать развивающего эффекта обучения. В презентации вставляются видеозаписи, анимированные модели явлений. Учителя совершают с учащимися виртуальные путешествия в мир природы, наглядно показывают взаимосвязь с другими наукам. Информационно-компьютерные технологии помогают организовать самоконтроль знаний учащимися в работе с тестами, предоставляют им возможность систематизировать знания, повторять, закреплять изученный материал, решать интерактивные упражнения, развивать образное мышление, память.

 

Заключение

В наш век – век новых технологий значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение. Происходит переоценка ценностей, расслоение общества, изменение психологического стереотипа людей. Общение детей со сверстниками всё чаще становится виртуальным: всевозможные чаты, форумы, обмен посланиями по электронной почте заменяют «живое слово». Поэтому широкие возможности, которые предоставляет Интернет, необходимо использовать для приобщения учащихся к информационной культуре.

При этом важно научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромное количество информации. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

Обучение в начальной школе - это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Перед учителем ставится ответственная задача - добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком. Учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления, внимания, учитель, тем не менее, вынужден ориентироваться на средний уровень готовности учащихся. В результате большинство учащихся достаточно активно работают на уроке. Всем известны проблемы, возникающие с обучением школьников, имеющих более высокий, либо, наоборот, низкий уровень мыслительной деятельности, а также пропустивших занятия по болезни. Одним из способов успешного обучения этих категорий учащихся может быть применения компьютерных обучающих систем на уроке.

Система образования в нашей стране вступила в период фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием целей и ценностей образования, осознанием необходимости перехода к непрерывному образованию, новыми концептуальными подходами к разработке и использованию технологий обучения. Реализация многих из стоящих перед системой образования на современном этапе задач невозможно без использования информационно-коммуникационных технологий.

Учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности могут при помощи компьютера знакомиться с новым материалом, получая новые сведения или углублять свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности.

Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности могут работать с компьютером в индивидуальном темпе, не замедляя продвижения класса по программе. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время.

Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволяет учителю за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

Таким образом, применение компьютера в обучении школьников начальных классов представляется целесообразным и необходимым. При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит составлять план урока исходя из его целей. При отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Агапова О. И., Кривошеев А.О., Ушаков А.С. О трех поколениях компьютерных технологий обучения. // Информатика и образование, 1994. №2. С.34-40

2. Айламозян А.К. Образование и телекоммуникации // Педагогическая информатика, 2007. №1. С. 5-11

3. Александров Г.Н. Программированное обучение и новые информационные технологии обучения. // Информатика и образование, 2010. №5. С.7-25

4. Балашов Е.П., Частиков А.П. Эволюция мини- и микроЭВМ. Малые вычислительные машины. М.: Знание, 2006. С.89.

5. Берг А.И. Состояние и перспективы развития программированного обучения. М.: Знание, 2007. С.26.

6. Бешенков С.А., Лыскова В.Ю., Ракитина Е.А. Информация и информационные процессы. // Информатика и образование,2010. №6 С.38-50, №7 С.41-56, №8 С.39-51

7. Борк А. Компьютеры в обучении: чему учит история. // Информатика и образование,2011. №5.С.90.

8. Бочкин А.И., Трашкова И.А. Локальные сети как инструмент совместной деятельности школьников // Информатика и образование, 2008. №1. С.34-39.

9. Брусенцова Т.Н. О психолого-педагогических принципах компьютерной системы обучения Лого. 2006. №2. С.164-170.

10. Воронов Ю.П. Компьютеризация шаг в будущее. Новосибирск: Наука, 2007.С.23-45.

11. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987 – С.264.

12. Ефимов В.И. Информатизация образования. // Информатика и образование, 2011. №6. С.2-6.

13. Извозчиков В.А. Новые информационные технологии обучения. СПб., 2009.С.91-99.

14. Информатизация образования: проблемы и поиски. № 2, 2011.С.34-41.

15. Исакова Л.C. Комплексная система обучения в начальной щколе с использованием персонального компьютера (на примере математики и информатики). Владикавказ, 2010. С.182.

16. Каймин В.А. Как все начиналось. // Информатика и образование, №3,2010.С.7-10.

17. Лозицкий И.Г. Профессиональные решения в области информатизации образования. Информатика и образование, 2009. №5. С.72-74.

18. Минеева Т. Ф. Информатика в начальной школе. //Начальная школа. - 2004г. - №11. С. 87-90.

19. Наумов А.П. Методика работы с современной информацией // Информатика и образование, 2008. №4. С.56-61.

20.Островская Е.М. Моделирование на компьютере //Информатика и образование, 2009, № 7,8.

21. Павлова С. А., Трофимова Р. Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе. //Начальная школа. 2008 г. -№4. С.110-112.

24. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2001.

25. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. – М.: Владос., 2004.

26. Первин Ю.А. Курс «Основы информатики для начальной школы»./ Информатика и образование, 2009. С.56.

27. Подласый. И.П. Педагогика.-Том 1-М: Владос 2006.С.78.

28. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» - Письмо Министерства образования Российской Федерации от 28.03.2011 г. N 199/13.

29. Ротмистров Н.Ю. Мультимедиа в образовании. // Информатика и образование, 2010. №4. с. 89-96

30. Сутирин Б., Житомирский В. Компьютер в школе сегодня и завтра.//Народное образование, 2010.С.90.

31. Смольникова И.А. История компьютеризации и информатизации учреждений образования. // Педагогическая информатика, 2005. №1. с. 67-84

32. Уваров А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования // Информатика и образование, 2008.

33.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть 1. Начальное общее образование. Основное общее образование/ Министерство образования Российской Федерации - М., 2011.

34.Филатов O.K. Основные направления информатизации современных технологий обучения. // Информатика и образование, 2009. №2. С.2-6

35. Intel “Обучение для будущего” (при поддержке Microsoft): Учебное пособие. - 3-е изд. испр. – М.: Издательско-торговый дом “Русская Редакция”, 2009. С.368.

36.www.edu.ru.//Российское образование//Федеральный портал

37. умная - школа.рф

 

 

Приложение 1.

Примерный комплекс упражнений для глаз:

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдоль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

Занятия в кружках с использованием ПК следует организовывать не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.

Для учащихся начальной школы занятия в кружках с использованием компьютерной техники должны проводиться не чаще двух раз в неделю. Продолжительность одного занятия - не более 60 минут. После 10-15 минут непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.

Несомненно, что утомление во многом зависит от характера компьютерных занятий. Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные, главным образом, на быстроту реакции. Поэтому не следует отводить для проведения такого рода игр время всего занятия. Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Поэтому для учащихся этого возраста допускается проведение компьютерных игр только в конце занятия длительностью не более 10 минут.

 

Приложение 2

Рекомендации к оформлению презентаций.

• Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!

• На каждом слайде должно быть не более двух картинок.

• Размер шрифта на слайдах должен быть не менее 24-28 пунктов.

• Анимации возможна один раз в течение 5 минут (в начальной школе).

• Вся презентация должна быть выдержана в одном

• стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон; название, размер, цвет, начертание шрифта; цвет и толщина различных линий и т.п.).

Приложение 3

Подходы к созданию электронных учебных материалов для начальной школы:

1. Структура каждого тематического раздела должна быть характерна для урока в начальных кассах: объяснение нового материала, первоначальное закрепление и отработка навыков, контроль усвоения;

2. Теоретической части целесообразно придать справочный характер, не перегружая информацией, выделяя основные термины и понятия каждой темы;

3. Объем учебного материала для тренировочных и контрольных заданий определяется с учетом санитарно-гигиенических норм работы ученика начальных классов за компьютером;

4. Отбор учебного материала проводится с учетом основных дидактических принципов;

5. Средства управления компьютерной обучающей системой по любому учебному предмету должны быть максимально простыми и не отвлекающими ученика от выполнения заданий.

Разработанные с учетом этих требований электронные учебные пособия положительно воспринимаются учителями и успешно используются в образовательном процессе начальной школы.

Какова же методика применения электронных учебных материалов при проведении урока в начальной школе?

При разработке плана каждого урока учителю рекомендуется заранее предусмотреть применение электронных иллюстраций, тренировочных или контрольных заданий, а также учебного материала соответствующей тематики, включенных в предметные электронные системы обучения.

Выбор учащихся, выполняющих соответствующие дидактическим целям урока индивидуальные или групповые задания за компьютером, производится учителем после проведения предварительной психолого- педагогической диагностики с учетом особенностей восприятия информации, статуса ребенка в коллективе. Также учителям можно использовать результаты педагогического наблюдения.

Самое важное, чтобы ученик, выполняющий индивидуальное задание на компьютере или работающий над учебной проблемой в группе, находился в комфортном состоянии и все усилия направлял на решение поставленной задачи.

Так, например, ребенку с приоритетной визуальной системой восприятия иногда полезнее выполнять задания по русскому языку на компьютере в то время, когда учитель проводит распределительный диктант. Ученику, для которого аудиальная система восприятия является ведущей, можно предложить поработать за компьютером в наушниках, пока класс переписывает текст из учебника. Особенно важно это для детей с заниженной самооценкой. Обязательно развивая их возможности, учитель может создать с помощью современных технологий обучения ситуация успеха для таких школьников и тем самым повысить мотивацию учения.

Во время такого этапа, как «устный счет» орфографическая разминка или краткое повторение изученного, рекомендуется приглашать для индивидуальной работы за компьютером учащихся, пропустивших занятия по болезни, либо тех, для которых, первая половина урока является периодом продуктивной деятельности.

Эту же категорию учащихся, а так же категорию продвинутых и нуждающихся в более сложных относительно среднего уровня заданиях детей рекомендуется привлекать для работы за компьютером во время фронтального опроса, словарной работы, закрепления ранее пройденного материала.

Учитывая информацию о периоде продуктивной активности школьников, учитель может максимально эффективно использовать возможности каждого ребенка для обучения и вовремя переключить его на другой вид деятельности, используя компьютер в качестве мощного мотивационного средства.

При проведении динамичных учебных игр, эстафет целесообразно предлагать учащимся с заниженной скоростью мыслительных процессов выполнять аналогичное задание за компьютером. Работа в собственном скоростном режиме положительно сказывается на результате, что ведет к росту самооценки, повышает комфортность обучения таких детей.

Опираясь на знания о статусе ребенка в классе, можно оптимизировать работу за компьютером в группах, организованных по совокупности психолого-педагогических характеристик. Особый эффект дает такая форма работы при решении проблемных задач на уроках математики, заданий исследовательского характера на уроках природоведения.

Школьникам, выполняющим общие для всех задания быстро и качественно, можно предложить компьютерный тренажер повышенной сложности или задание пропедевтического характера, выполнение которого позволит им участвовать в объяснении нового материала своим одноклассникам.

Особое значение имеет работа за компьютером для детей, часто пропускающих занятия по болезни. Помочь таким учащимся можно, привлекая их для знакомства с основными моментами изучаемого материала, кратко и структурировано изложенного в компьютерных обучающих программах, во время проведения устного счета, орфографической разминки, фронтального опроса или повторения изученного. Для этой категории учащихся, а также для отстающих учеников можно рекомендовать проведение компьютерного тестирования вместо традиционной контрольной работы по изученной теме.

На уроках закрепления и обобщения полученных знаний можно использовать компьютер для организации промежуточного контроля, трудновыполнимого при традиционном преподавании в начальной школе.

Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации. Однако для этого необходимо снабдить учителя заранее подготовленными поурочными комплектами наглядных материалов, методически связанными с вариантами тематического планирования.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: