Традиционно-педагогические методы исследования.




Пед. наука, имея свой аппарат исследования –воспитание, использует различные средства и методы, направленные на открытие закономерностей в воспитании и обучении. Метод педагогического исследования – это способ получения научной информации, направленный на изучение пед. процессов, явлений и дальнейшее развитие пед. науки и практики.

Всякое исследование имеет 2 уровня:

1) Теоретический уровень.

Исследование предполагает изучение научной литературы по конкретной проблеме, с целью определения гипотезы исследования. Гипотеза – это научное предположение о возможных путях решения проблемы. Она может подтвердиться в ходе исследование или опровергнуться.

2) Эмпирический (эмпирио – опыт, эксперимент от лат.) уровень предполагает изучение опыта учителя и практической деятельности по конкретной проблеме.

Для проведения исследования (1-го и 2-го уровней) необходимо использование различных методов получения информации. Такие методы исследования могут быть только педагогическими, а также заимствованными из других областей научных знаний.

К пед. методам исследования традиционно относятся такие методы как:

-наблюдение;

-изучение опыта;

-изучение первоисточников;

-анализ школьной документации;

-изучение ученического творчества;

-беседа.

Наблюдение – специально организованное восприятие исследуемых объектов,процессов,явлений в естественных условиях.

Последовательность наблюдения:

1) Определяется цель, объект и намечается схема наблюдения;

2) Фиксируются результаты наблюдения в форме-протоколе;

3) Обработка результатов наблюдения;

Наблюдение по времени может быть кратковременным и длительным. По способу проведения систематическим и периодическим. По отношению к наблюдаемому объекту –косвенным, прямым, скрытым. По способу взаимодействия включенным или нет.

Для повышения эффективности метода наблюдение должно быть длительным, систематическим, разносторонним и объективным.

Изучение опыта- предполагает организованную познавательную деятельность, направленную на определение исторических связей в воспитании и образовании, определение места и роли проблемы в учебно-воспитательной системе (исторический метод).

При изучении передового опыта, внимание необходимо обращать на те факты, которые противоречат существующей теории, являются нестандартным подходом к решению проблемы.

Чаще всего внимание необходимо обращать на передовой пед. опыт учителей и коллективов по конкретной теме исследования.

Изучение первоисточников (архивный метод) предполагает изучение документов, первоисточников, материалов конференции, докладов, отчетов, т. е. всех источников, помогающих понять сущность проблемы.

Анализ школьной документации позволяет изучать классные журналы, протоколы, заседания, расписание занятий, правила внутреннего распорядка, планы учителей, конспекты, карты здоровья, личные дела и другую документацию. В документах содержится необходимая информация, которая дает представление о состоянии проблемы, личности исследуемых, об их работоспособности, здоровье, успеваемости.

Изучение ученического творчества дает представление об отношении школьника к учебной деятельности (творение указывает на творца). Изучаются даже «продукты свободного творчества». Изучение интересов детей дает возможность исследователю грамотно организовать программу исследования с учетом наклонности, индивидуальных особенностей и отношения к обязанностям.

Беседа как метод исследования применяется для дополнительного разъяснения полученной информации на разных этапах исследования. Беседа проводится по плану:

1) Наличие конкретных вопросов по интересующей нас проблеме с учетом особенностей собеседника(собеседников);

2) Обсуждение интересующих вопросов с различных позиций необходимых исследователей;

3) Вариативность вопросов и постановка их в удобной для собеседника форме;

4) Умение использовать ситуацию и находчивость в вопросах и ответах. Ход беседы может записываться с согласия собеседника.

Разновидностью беседы является интервью. Заимствован как метод из социологии.

Особенность заключается в том, что исследователь придерживается заранее подготовленных вопросов, задает их в определенной последовательности. Ответы так же готовятся предварительно и поэтому не всегда бывают правдивы.

Интервью редко используется в научном исследовании, т. к. не дает объективной картины происходящего.

Вопрос 2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: