Филология – связь всех связей. Служба обучения пониманию




Роль филологии именно связующая, а потому и особенно важная. Она связывает историческое источниковедение с языкознанием и литературоведением. По самой своей сути филология антиформалистична, ибо учит правильно понимать смысл текста, будь то исторический источник или художественный памятник. Она требует глубоких знаний не только по истории языков, но и знания реалий той или иной эпохи, эстетических представлений своего времени, истории идей и т. д. Поэтому филология есть связь всех связей. филология лежит в основе не только науки, но и всей человеческой культуры. Знание и творчество оформляются через слово, и через преодоление косности слова рождается культура. Преодоление всяческих расстояний —задача филологии в широком смысле этого слова. При этом филология в равной степени преодолевает расстояния в пространстве (изучая словесную культуру других народов) и во времени (изучая словесную культуру прошлого). Филология сближает человечество — современное нам и прошлое. Она воскрешает старое для нового.

 

5. Параметры, включаемые в определения филологии и их использование для классификации различных толкований.

6. Обстоятельства зарождения и основные задачи филологической деятельности в Древней Греции.

Александрийская библиотека + Пергам 5-4 в.в. до н.э. Зачастую не было одинаковых документов. Проблемы. 1) обязанность сравнения экземпляров, выбор и выдача лучшего. 2) Исправить выбранный свиток с использованием других свитков. 3) Разность диалектов, умение объяснить непонятное – задача филолога. 4) умение прочитать правильно текст вслух

7. Обстоятельства зарождения филологической деятельности и ее разновидности в Древнем Китае.

Зарождение в 3 в. До н.э. 4 в – появление филологии. 221 г. До н.э. – окончание существования отдельных государств Образование первой империи с ед. правителем – император Цинь Шихуанди. Противоречит двум учениям: Конфуций 6-5 в.в. до н.э. и легизмом. 216 г – имп. Приказал сжечь книги К. Укрепление с воцарением У Ди 140г. Его приказ – искать и спасать книги, восстановить и исправить старые тексты. 1 задача – текстология, 2) – отборная канонизация, 3) - объяснение

8. Обстоятельства зарождения филологической деятельности и ее важнейшие результаты в Древней Индии.

4-2 в.в. до н.э. Первые тексты инд. Культуры – веды (Х в. До н.э.) 5 в. – ведический санскрит. Их заучивали наизусть в юности, несли у жрецов сакральный характер. + ригведа (религиозные гимны) и Атхарваведа (заклинание, заговоры). Многие слова вышли из употребления, иначе воспроизводился звук. Великие люди. Яски – составитель первого этимологического словаря санскрита Нирутха. Панини написал грамматику и фонетику санскрита, вкл. 18 тысяч двустиший.

9. Что общего было в условиях зарождения филологии в древних культурах?

Аверинцев выдвинул гипотезу возникновения филологии в этих трех культурах. Именно им свойственно особое отношение к слову. Было несколько центральных текстов. Греция – светская литература. 1е условие – существование центрального текста, второе условие – предотвратить угрозу существующего текста. Именно с угрозой из-за недостатка текста и возникает филология.

10. Какие основные типы коммуникативных затруднений подстерегают письменный текст на пути от автора к читателю?

1) тексты не доживают (проблема смертности)

2) текст доходит в другом виде, происходит изменение до неузнаваемости. Важно сохранить тождественность

3) Непонятность текста

11. Чем отличаются условия и механизмы письменной и устной коммуникации?

Устная: пространственное расстояние, несохраняемость информации, одномоментность восприятия и воспроизведения, единый момент коммуникации

Письменная: сохранение информации, не единый момент коммуникации, проблема «смертности» текстов

 

 

12. В чем заключается сущность филологии как практической деятельности (службы)? Каковы три традиционные задачи филологии как практической деятельности? Какие разделы филологии занимаются их решением?

Гиндин «Введение в общую филологию». «Филология представляется сегодня не только методологической основой других гуманитарных и общественных наук, но и одной из практических служб, без которых не может существовать современное развитое общество»[9]. Сферами профессиональной деятельности филологов в современном мире являются как непосредственно филологические и общегуманитарные исследования, так и общественная языковая коммуникация, в том числе межкультурная, образование, культура и управление.

Ф. = институт практический+наука

филология определяется как "служба понимания", которая "помогает выполнению одной из главных человеческих задач - понять другого человека

1) обеспечить сохранность текста, предотвратить исчезновение, то есть «задача собирания текста». Филологу важно помнить об изменчивости текста, уметь отличать ценное от неценного. Безымянная наука 2) установление подлинного вида, устранение искаженности Текстология 3) знание о мире, истолкование текста Герменевтика

13. Почему необходимо собирание текстов? Из каких компонентов оно слагается?

Собирание текстов противодействует исчезновению текстов – социальная функция филологии.

Собирание текста складывается из их отыскания (розыска) и сохранения

14. Две разновидности розыска текстов. Какие качества необходимы филологу для осуществления каждой из них?

1) Текст идёт к филологу 2) филолог идет за текстом

Филологу важно помнить об изменчивости текста, уметь отличать ценное от неценного.

15. Как решается задача сохранения текстов?

Сохранение текста складывается из:

1)физического сохранения найденного источника

2) «перезаписи» источника

3) «трансляции текста»

16. Какие объективные формы поддержки создаются филологией для осуществления розыска текстов?

1) Найдено. 2) Найдено, но не опубликовано. Можно прочесть только в конкретных хранилищах. Чем занимается архивная лингвистика. Библиографическая и архивная эвристика как необходимая часть филологического розыска.

17. Понятие слова источник и формы его реализации.

18. Какие факторы делают источники текста ненадежными и вызывают необходимость в установлении текста?

1) Физическое угасание носителя текста

2) Ошибки, вызванные переписчиками+невнимательность

3) Сознательные изменения языка (редакторские)

4) «Мерцание» текста (если источников несколько)+незавершенность авторского выбора при работе с текстом

19. Какие факторы затрудняют понимание сохраняемых текстов и создают необходимость в истолковании текста?

 

20. Что такое вспомогательный аппарат к тексту? Каковы его роль и место в читательском понимании текста?

Необходим при истолковании текста, помогает в понимании. Носит адресный характер и прикреплен к конкретному тексту. Научный (критический, филологический) перевод и комментарий как основные разновидности вспомогательного аппарата.

21. Каковы две основные разновидности вспомогательного аппарата? Когда целесообразно использовать каждую из них?

1) Транслитерация. Фиксация графического, облика, иноязычной речи, букв. 2) Транскрипция. Случайная фиксация звуков.

22. Филология как «познание познанного» и разделение филологии на материальную и формальную (А. Бёк). Состав формальной филологии и его отличие от состава «органона» Вольфа. Связь подхода Бёка с одним из современных пониманий филологии.

Сопоставление с философией(аналогично делал Шлейермахер), но филология познает то, что уже познано или познавать то, что произведено духом. Вторичным познанием будет являться понимание. В филологии выделяется формальная дисциплина – герменевтика, которая занимается вопросами, связанными с познанием. Изложение теории понимания, или формальная часть филологии подразделяется на герменевтику(анализ акта понимания) и критику текста. Истолковать знаки и образы – задача герменевтики. Сфера герменевтики – сообщение. Филология по своему существу не относится собственно к физике (материальное). Органон Вольфа состои из грамматики, герменевтики и критики текста.

23. Чем объясняется единство историко-филологической науки и каково ее место среди других гуманитарных наук по Ф.Ф. Зелинскому?

Филология – наука, изучающая человеческий дух.

Подгруппу продольного разреза составляют две науки — история и Ф. Точно определить понятие историко-филологической науки можно, следовательно, так: «наука, имеющая своим содержанием изучение творений человеческого духа в их последовательности, т. е. в их развитии». Затруднительнее разграничить области обеих наук, входящих в состав общей историко-филологической науки, Тем не менее есть коренное различие между историей и Ф.; но оно заключается не в материале, а в методе исследования. Дело в том, что историко-филологическая наука в отличие от всех прочих носит в себе самой причину своей естественной и неупразднимой двойственности. Все другие науки, имея дело с явлениями настоящего, дают своим представителям возможность, более или менее полную, стать лицом к лицу с изучаемыми ими объектами. Одна только история этой возможности совершенно лишена, имея своим объектом прошлое, которое не может быть изучаемо лицом к лицу. Ф. — это обращенная к памятникам история — обращенная к общим законам развития сторона историко-филологической науки; история и Ф. — не две различных науки, а два различных аспекта одной и той же области знания.

 

24. Определение и примеры различных типов памятников по Ф.Ф. Зелинскому.

Памятник – некий материальный объект, пришедший для изучения из прошлого. Доходит до нас в изувеченном виде. Изучение объекта возможно только благодаря тому, что оно оставило следы; эти следы, в чем бы они ни состояли, мы называем памятниками, исторический памятник — это и есть то третье, неустранимое, стоящее между историком и его прямым объектом — прошлым. Он-то и обусловливает распадение историко-филологической науки на историю и Ф. Чем ближе какой-нибудь ученый труд к памятникам, тем более носит он филологический характер; чем более он удаляется от памятников и налегает на общие законы развития, тем более его характер будет историческим. Филологическая классификация производится по памятникам (мы различаем памятники литературные, археологические, этнографические: см. ниже), историческая — по содержанию (мы различаем политическую историю, историю культуры, литературы, искусств, языка и т. д.). Понимая под памятниками классической древности все, что нам от нее осталось, мы легко убедимся, что они распадаются на четыре обширные группы. Во-первых, одним из главнейших памятников древнего мира является сама земля, бывшая некогда свидетельницей его судеб; первую группу образуют, таким образом, географические памятники, причем слово «география» следует понимать в обширном смысле, т. е. включая в это понятие и топографию, и геологию, и метеорологию, и естественную историю. Во-вторых, от древности остались люди — говоря точнее, потомки тех людей, которые составляли некогда древний мир, нынешние греки и итальянцы; во вторую группу следует выделить поэтому этнологические памятники, т. е., главным образом, язык, религию и обычаи современных греков и итальянцев (причем слово «религия» следует понимать не в догматическом или конфессиональном, а в этнологическом смысле), поскольку они в силу естественной преемственности поколений произошли от языка, религии и обычаев древних. В-третьих, остались в более или менее испорченном виде и непосредственные памятники жизни древних греков и римлян: гробницы с их содержанием, следы дорог, следы и остатки городов (стен, зданий общественных и частных, главным образом храмов), статуи, всякого рода утварь, все это — либо без надписей, либо с надписями, наконец, всякого рода записи на камне, металле, глине, папирусе; третью группу памятников составят, таким образом, памятники археологические (причем этот термин следует понимать в обширном смысле, т. е. так, чтобы он обнимал также и эпиграфические памятники, т. е. надписи, с папирусами включительно). Наконец, нам осталась, в-четвертых, богатая литература древних греков и римлян, в списках, восходящих в редких случаях до Птолемеевской эпохи, но во всяком случае более поздних (и в этом заключается характерный признак, отделяющий памятники четвертой группы от эпиграфических), чем время первой записи подлинника; итак, четвертую и последнюю — и в то же время важнейшую — группу памятников классической филологии образуют памятники библиологически е.

25. Роль понятий памятника и источника в выделении собственно филологического аспекта историко-филологической науки (по Ф.Ф. Зелинскому).

Памятник, по мнению З., должен превратиться в источник информации после проделанной над ним филологической работы. Для этого нужно устранить влияние времени

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: