1)Понятие культуры управления: содержание, особенности, взаимосвязь с общей культурой.
Культура — это уровень материальных и духовных ценностей, достигнутый и развиваемый в ходе исторического развития общества (страны) и выражающий степень овладения людьми условиями их жизни.
Культура управления развивается на базе материальной и духовной культуры, созданной предшествующими поколениями.
Культура управления - обобщающая характеристика управленческого труда, отражающая его качественные черты и особенности. Культура управления включает:
- совокупность знаний, их структуру и глубину;
- морально-этические нормы работы;
- отношение к труду;
- навыки в организации работы и выполнении ее отдельных элементов;
- умение владеть собой и понимать особенности работающих рядом людей
Культура управления определяется также требованиями к системе управления и работникам, обусловленными нормами и принципами современной̆ морали, этики, эстетики и права.
Основные характеристики культуры управления:
– форму организационного поведения персонала;
– стиль и тактику поведения с точки зрения моральных и этичных ценностей;
– личное поведение, чувство меры, такт и ответственность персонала;
– поведение в соответствии с правилами и нормами эстетики, которые не оскорбляют других, нравятся им и не вызывают протеста.
2) Организационная культура состоит из таких компонентов как:
Информационные
Процесс управления немыслим без обмена информацией, основным носителем которой являются документы. Эффективность управления в значительной мере зависит от оформления документов, организации их движения и хранения, удобства пользования, надежности и долговечности. Обеспечение высокого уровня культуры документации способствует экономии средств, поскольку использование информации, содержащейся в документах, сопровождается выполнением большого объема работ и операций. Если не обеспечена достаточная культура документации, то объем необязательных или даже вовсе ненужных операций возрастает.
2. Коммуникативные
Уровень общения между членами коллектива
3. Организацонно – правовые
Нормы управления содержатся в государственных правовых и организационно-правовых нормативных актах, которые устанавливают границы управления на каждом уровне, место предприятия в системе общественного производства, права и полномочия личности в разных формах управленческой деятельности. Уровень культуры управления в значительной мере зависит от степени разработки юридических норм управления и использования их в практике управления.
4. Этические
Нормы регулируют поведение людей в сфере морали, все отношения в обществе, в том числе отношения управления. Соблюдение моральных норм в процессе управления – важный показатель уровня его культуры.
3) Культура как регулятор управленческих отношений.
Управленческая культура является регулятором и выполняет соционормативную функцию. Общая культура личности и ее профессиональная составляющая являются ведущим фактором, от которого зависит процесс выполнения профессиональных функций.
4) Требования культуры управления к управленческому аппарату: организационная четкость, точность в определении функций, прав, обязанностей, компетентность и профессионализм.
Качество и результаты работы учреждений культуры во многом зависят от уровня управления, таланта и мудрости лиц, наделенных властными полномочиями. Компетентность и личностные свойства руководителей помогают найти наиболее достойный и наименее болезненный выход из многих тупиковых ситуаций, позволяют не только сохранить, но и упрочить репутацию учреждения.
Понятие "культура руководителя" объединяет в себе: нравственную культуру;
■ управленческую компетентность;
■ культуру организации труда;
■ культуру внешнего облика.
Отсутствие и даже просто недостаточная развитость хотя бы одной из составляющих нарушает целостность облика руководителя. И только навыки, доведенные до автоматизма, могут обеспечить эффективность деятельности и решение задач, стоящих перед вверенным ему учреждением.
Основные требования:
- Организационная четкость
- точность в определении функций (своих+ делегирование полномочий)
-Компетентность и профессионализм
5)Существуют такие культуры управления как:
1. Моностилистическая (только 1 стиль управления применяется в работе)
2. Полистилистическая (все или комбинированные стили проявляются в работе)
6)Стиль как проявление и интегративная характеристика управления. Характеристика стилей управления и методы их диагностирования.
Стили управления
Функции управления | Стили управления | ||
Автори- тарный | Демокра- тический | Делеги- рующий | |
Принятие решения | Единоличное | Коллегиальное | Поручает принять решение команде |
Доведение решений до подчиненных | Приказ, команда | Совместное определение исполнителей | Команда сама определяет кандидатур |
Подбор и увольнение кадров | Единолично | Советуется с командой | Поручает поиск кандидатур |
Использование стимулов и мотивации | Страх наказания. Использование материальных стимулов | Поддержка, поощрение. Совместное определение форм поощрения | Передает команде определение форм поощрения |
Осуществление контроля | Жесткий контроль сверху | Функции контроля распределяются совместно | Контроль передается команде |
Отношение к повышению квалификации | Определяет единолично, кому, где и когда повышать квалификацию | Совместно определяет кому, где и когда повышать квалификацию | Команда определяет кому, где и когда повышать квалификацию |
Манера общения | Держит дистанцию, необщителен | Дозировано товарищеская, открыт и доступен | Отношение полного доверия |
7) Взаимосвязь культуры и стиля управления с повышением эффективности управления. Проанализировав данную таблицу можно понять эффективность управления – самый эффективный стиль это симбиоз демократического и делигирующего стиля. Именно в этом случае работники не боятся своего руководителя и полностью вовлечены в процесс работы.
8)Культура, социальная ответственность и этика руководителя.
Нравственная культура руководителя состоит из следующих компонентов:
■ культура поведения;
■ культура общения;
■ культура речи;
■ культура чувств;
■ культура мышления.
Социальная ответственность руководителя — это определенная степень добровольного отклика на социальные проблемы в соответствии с социальными нормами, ценностями, особенностями субкультуры и моральными обязанностями.. В качестве примера социально ответственного поведения можно привести пожертвования в целях помощи больным детям, инвалидам и др. Благодаря существованию групповых норм поведения работники и сам руководитель группы используют стереотипы, т е определенные шаблоны в своих действиях как реакции на возникающие ситуации. Это позволяет руководителям успешно управлять деятельностью группы.