Преподаватель З. В. Гуменюк.




Специальность «Теория музыки»

III курс 5 семестр

Учебный год.

Преподаватель З. В. Гуменюк.

  Темы Теоретические требования Музыкальные требования Учебная литература Контроль успеваемости
Русская музыкальная культура до Глинки. Древнерусская культура. Колокольные звоны. Знаменный роспев. Скоморошество. Живопись и архитектура средневековых городов. Новые тенденции в музыкальной культуре XVII в. Развитие оперы, хоровой и инструментальной музыки в XVIII в. Е. Фомин, В. Пашкевич. Д. Бортнянский. М. Березовский. И. Хандошкин. Музыкальная культура начала XIX в. А. Алябьев. А. Гурилев. А. Варламов. А. Верстовский. Сведения об их жизни и творчестве. Жанр романса. Опера «Аскольдова могила». Основные стилистические особенности.     М. Березовский Концерт «Не отвержи мене» начало Д. Бортнянский Концерт ре минор начало. И. Хандошкин Соната для скрипки соль минор. Темы трёх частей. Романсы Алябьева «Иртыш», «Кабак», «Нищая» Гурилева «Разлука» Варламова «Горные вершины», «Песня разбойника», «Оседлаю коня». Русская музыкальная литература. Ч.1. Ред. Э.Л. Фрид. Л.: Музыка, 1970. с.17-58   История русской музыки под ред. А.И. Кандинского. Ч.1. М.: Музыка, 1972. с.13 – 24, 277-390     23 октября
М. И. Глинка. Значение творчества для дальнейшего развития русской музыки. Жизненный и творческий путь. Эстетические взгляды. Роль фольклора. Различные области композиторской деятельности. Особенности музыкальной стилистики. Жанры опер. Типы симфонизма. «Иван Сусанин» – первая классическая русская опера. Сюжет. Композиция. Сочетание конфликтной и эпической драматургии. Музыкальные характеристики русских и поляков. Оперные формы. Симфонизм оперы. «Руслан и Людмила»- образец сказочно-эпической оперы. Сюжет, идея, драматургия. Выразительных средства в характеристике реальных и фантастических персонажей. Восточные сцены. Оперные формы. Значение увертюры и симфонических эпизодов.   Различные типы симфонизма в «Камаринской», Вальсе - фантазии, Испанских увертюрах.Особенности строения и развития. Оркестр. Камерно- вокальное творчество. Романсы.Разнообразие тематики, жанров вокальной лирики. Поэты, композиторский стиль.   «Иван Сусанин»: Хоровая интродукция (мужской и женский хоры). Каватина и рондо Антониды. Тема Сусанина «Что гадать о свадьбе». Трио. Финал 1-го д. 2-е д. Полонез, краковяк, вальс и мазурка. 3-е д.-песня Вани, квартет темы «Не розан» и «Время гостей встречать», тема Сусанина «Ну вот, я дожил, слава Богу», сцена Сусанина и поляков (ответы Сусанина «Велик и свят наш край родной» и «Страха не страшусь»), Свадебный хор, Романс Антониды, заключительный хор. 4-е д. – хор поляков, сцена Сусанина: темы «Чуют правду», «Ты взойдёшь, моя заря», «Ах ты, бурная ночь». Ответы Сусанина в сцене с поляками. Эпилог хор "Славься" и трио «Ах, не мне бедному»..   «Руслан и Людмила»:Увертюра – ГП, ПП, кода. 1д.:Интродукция. Запев и 1-я песня Баяна, хор «Светлому князю и здравье, и слава». Каватина Людмилы (все разделы).Хор «Лель таинственный».Сцена похищения Людмилы. Квартет «Какое чудное мгновенье». Финал. 2 д. Баллада Финна тема «Умчалась года половина». Дуэттино Фарлафа и Наины, рондо Фарлафа. Сцена и ария Руслана (все разделы). 3д.Персидский хор. Каватина Гориславы. Ария Ратмира: «И жар, и зной», «Хазарии роскошный цвет», «Чудный сон живой любви». Первый и второй танец волшебных дев Наины. 4 д. Сцена и ария Людмилы: «Вдали от милого в неволе», «Ах ты, доля-долюшка», «Безумный волшебник». Марш Черномора. Лезгинка. 5 д. Финал: хоры «Ах ты, свет Людмила» и «Не проснётся птичка утром». «Камаринская» две темы,, «Арагонская хота» - вступление, г.п. и п.п.. Романсы: "Венецианская ночь", "Ночной смотр", "Сомнение", "Я помню чудное мгновенье", "Не пой, красавица, при мне", «Я здесь, Инезилья», «Ночной зефир» Романсы«Не искушай», «Сомнение», «Ночной смотр», «В крови горит», «Я здесь, Инезилья», «Ночной зефир», «Я помню чудное мгновенье», «Адель», «Мери», «Как сладко с тобою мне быть», «Песня Маргариты», «Не говори, что сердцу больно». Цикл «Прощание с Петербургом»: «Жаворонок», «Попутная песня», «Болеро», «Баркарола».   Русская музыкальная литература. Ч.1. Ред. Э. Л. Фрид. Л.: Музыка, 1970. Ч.1. с.110-200     История русской музыки под ред. А.И. Кандинского. Ч.1. М.: Музыка, 1972. с. 393-497   З.В.Гуменюк, А.Б.Лошаков Мультимедийное учебное пособие «А.С.Пушкин. М.И.Глинка «Руслан и Людмила»       23 октября  
А. С. Даргомыжский Важнейшие тенденции творчества композитора, определившие дальнейшее развитие русского музыкального искусства: социальная тематика, новые жанры оперы и камерной вокальной музыки, декламационность как выражение глубокого психологического содержания. Опера «Каменный гость» - источник сюжета, новизна жанра, драматургии, средств выразительности.   Опера «Русалка». 1 д. Ария Мельника. Терцет «Ах, прошло то время». 3 хора, дуэт Наташи и Князя («Бывало, издали уже спешишь ко мне», «Ласковым ты словом»), дуэт Наташи и Мельника («Что за чудная повязка», «Так вот что должен теперь я слышать»). Финал - обращение Наташи к царице Днепра. 2 д. Хор. Песня «По камушкам», хор «Сватушка». Речитатив и Каватина Князя. Сцена Мельника и Князя: «Я продал мельницу бесам», «Ты помнишь, когда она кинулась в реку», «С тех пор свободно я летаю», «Ах, сердцу больно». 4 д. Тема «Тебя, князь милый, я призываю» . Романсы и песни. «Свадьба», «Я вас любил», «Старый капрал», «Мельник», «Червяк», «Титулярный советник», «Мне грустно», «И скучно, и грустно», «Вертоград», «Ночной зефир».   Русская музыкальная литература. Ч.1. Ред. Э. Л. Фрид. Л.: Музыка, 1970. с.200-270   История русской музыки под ред. А.И. Кандинского. Ч.1 М.: Музыка, 1972. с. 509-577   22 декабря
Музыкальная жизнь России 50- 60x годов. Творчество и деятельность А.Г. Рубинштейна и М. А. Балакирева. Новые формы музыкальной жизни. Открытие первых русских консерваторий. Разносторонняя деятельность Рубинштейна и Балакирева. Важнейшие жанры их творчества. Опера «Демон». Симфоническое творчество Балакирева: народно - жанровая основа, тяготение к картинности и программности.   Увертюра на темы трех русских песен. «Исламей»: оригинальность замысла   «Демон»: Вступление, хор «Ходим мы к Арагве», Хор «Ноченька», мужская пляска, три романса Демона, романс Тамары. . Увертюра на темы трех русских песен. Вступление, темы ГП и ПП, начало репризы. «Исламей» (1, 2 темы)   Русская музыкальная литература. Ч.1. Ред. Э. Л. Фрид. Л.: Музыка, 1970. с. 3-16, 38-104   22 декабря
А.П. Бородин Разносторонняя деятельность. Претворение традиций Глинки в эпической опере и симфонии. Ведущая роль героико-эпического начала. Лирика, юмор. Оптимистическое мироощущение, отразившееся в музыке. Новизна музыкального языка, специфика гармонии. Основные произведения. Опера «Князь Игорь»: особенности стиля и композиции.     «Богатырская» симфония -пример лирико-эпического симфонизма. Мир образов, тематизм, строение цикла, приемы развития. Романсы. Жанроваяи стилистическаяоригинальность. «Князь Игорь» Интродукция Хор «Солнцу красному слава», сцена затмения, ариозо Игоря «Нам Божье знаменье от Бога». 1д.1к.Песня Галицкого. Хор «Ой, лихонько». 2к.Ариозо Ярославны. 2 хора девушек, финал- 2 хора бояр. 2д.Хор «На безводье». Женская пляска. Хор половецкого дозора. Ария Игоря – «Ни сна, ни отдыха», «И божья знаменья угрозу», «Погибло всё – и честь моя, и слава», «Ты одна, голубка-лада» Ария Кончака – начало, «Ты ранен в битве при Каяле» «О нет, нет князь», «Хочешь ли пленницу с моря дальнего». .Половецкие пляски с хором – все разделы.. 4д. Плач Ярославны. Хор поселян. Сцена гудошников. .   «Богатырская» симфония. 1 ч. темы ГП и ПП. Разработка. Начало репризы 2ч. Темы ГП и ПП. новая тема в разработке. 3ч. основная тема, тема середины. 4ч. Вступление, темы ГП и ПП. Романсы«Песня темного леса», «Спящая Княжна». «Для берегов Отчизны дальной», «Спесь». «Отравой полны мои песни».   Русская музыкальная литература. Ч. 1. Ред. Э. Л. Фрид. Л.: Музыка, 1970. С. 217-259, 261-285     22 декабря  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: