Отказ государственного обвинителя от обвинения.




 

Для выполнения в состязательном уголовном процессе своих обязанностей по поддержанию государственного обвинения государственный обвинитель наделен соответствующими полномочиями. Во-первых, он вправе представлять доказательства и участвовать в их исследовании, излагать суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывать суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания (ч. 5 ст. 246 УПК). Во-вторых, вправе предъявлять или поддерживать предъявленный по уголовному делу гражданский иск, если этого требует охрана прав граждан, общественных или государственных интересов (ч. 6 ст. 246 УПК). Однако поддержание государственного обвинения не носит однозначный обвинительный характер и не заключается только в уголовном преследовании подсудимого. Прокурор по долгу своей службы прежде всего является правозащитником граждан, чьи права нарушены. Такими гражданами, в том числе, могут быть и подсудимые.

Характеризуя деятельность прокурора как государственного обвинителя, необходимо учитывать, что в первую очередь, прокурор осуществляет надзор за исполнением требований действующего законодательства, в том числе, уголовного и уголовно-процессуального, согласно которому уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.

Таким образом, осуществляя уголовное преследование прокурор в судебном заседании обязан используя весь комплекс предоставленных полномочий доподлинно установить обстоятельства подлежащие доказыванию в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, в т. ч. вину подсудимого в совершенном деянии.

В случае выявления обстоятельств, в соответствии с которыми уголовное преследование или уголовное дело подлежат прекращению прокурор наделен правом отказа от обвинения (изменения обвинения), которым ему должно немедленно воспользоваться, так как защита прав и свобод граждан является одним из основных направлений деятельности системы органов прокуратуры.

Приказом Генерального прокурора России от 25.12.2012 N 465 "Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства" установлено, что необходимо исходить из того, что государственный обвинитель, руководствуясь законом и совестью, может отказаться от обвинения только после всестороннего исследования доказательств.

В случает отказа прокурор должен изложить суду мотивы отказа, аргументировать и обосновать причины такого решения, что обеспечивает ответственный подход квалифицированного должностного лица к разрешению такого важного вопроса как привлечение к уголовной ответственности лица, виновного в совершении преступления.

Подобное решение может быть принято прокурором в процессе рассмотрения дела в случае, если он придет к выводу о том, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное в суде обвинение.

Такая ситуация может сложиться в случае существенного расхождения доказательственной базы полученной в ходе предварительного расследования, зафиксированной в материалах уголовного дела и в обвинительном заключении с обстоятельствами, установленными в ходе судебного разбирательства. Одной из причин подобного стечения обстоятельств, на наш взгляд, будет являться принципиально новая оценка предоставленных доказательств в судебном заседании, в отличии от оценки, данной в ходе предварительного расследования.

Так, в судебном следствии, при более подробном исследовании, изучении доказательств, имеется возможность непосредственно выслушать мнения сторон, свидетелей, экспертов и прочих лиц имеющих отношение к делу, в связи с чем, возможно выявления недостатков, допущенных при расследовании уловного дела, а также установленияобстоятельств ранее не известных и не установленных органами предварительного расследования.

В этой связи, руководствуясь положениями действующего законодательства, а также приказами Генерального прокурора РФ, работник прокуратуры, поддерживающий государственное обвинение обязан проявлять активность, профессионализм, принципиальность и объективность, тщательно проверять и давать надлежащую оценку предъявленным суду доказательствам, а не слепо придерживаться положениям, указанным в обвинительном заключении.

При даче оценки исследуемым доказательствам, прокурор, как должностное лицо, стоящее на страже закона, обязан не только объективно исследовать претерпевшие изменения доказательства, но и дать оценку причинам этих изменений. Иными словами, участвуя в исследовании доказательств в ходе судебного следствия государственные обвинители подвергают их тщательному всестороннему анализу, руководствуясь при этом внутренним убеждением и установленными нормами закона требованиями путем реализации предоставленных им полномочий, например, такими как заявление ходатайств об оглашении показаний, данных в ходе предварительного расследования, а также, в случае необходимости, привлечение новых фактических данных.

Необходимо отметить, что законность данного решения в обязательном порядке проверяется руководящими должностными лицами органов прокуратуры, так как, согласно положениям указанного выше приказа Генерального прокурора России от 25.12.2012 N 465 государственному обвинителю в случае расхождения его позиции с позицией, выраженной в обвинительном заключении или обвинительном акте, надлежит незамедлительно докладывать об этом прокурору, поручившему поддерживать государственное обвинение, который, в свою очередь, должен принять исчерпывающие меры к обеспечению законности и обоснованности государственного обвинения, из чего следует, что отказ от обвинения либо его изменение непременно согласовывается с указанными вышестоящими должностными лицами прокуратуры.

При принятии решения об отказе от поддержания обвинения государственный обвинитель не должен согласовывать свою позицию с потерпевшим, если он считает, что имеющиеся доказательства не подтверждают предъявленное лицу обвинение. Мнение потерпевшего на этот счет не должно играть решающей роли, поскольку решение об этом должно принимать государство в лице своих органов. Указанная позиция законодателя вполне оправдана, так как потерпевший в силу отсутствия, в большинстве случаев, юридического образования, а также, являясь лицом прямо заинтересованном в исходе дела может не объективно оценить исследуемые в судебном следствии доказательства.

Таким образом, указанное право-обязанность государственного обвинителя позволяет защитить права лиц, необоснованно подвергшихся уголовному преследованию, так как в случае заявления отказа от обвинения суд, согласно нормам уголовно-процессуального законодательства выносит постановление о прекращении уголовного дела.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: