Название темы и часы на освоение темы: Физическое воспитание детей в семье. (лекции: 0часов, п/з: 2 часа)




Краткое содержание темы: Необходимость создания условий для охраны и укрепления здоровья детей в семье. Комплексное использование средств физического воспитания детей. Физические упражнения - средство укрепления здоровья всех членов семьи. Целесообразность выделения места для игр, создания физкультурных уголков. Требования к подбору физкультурных пособий, моторных игрушек для детей 1 - 7 года жизни в семье. Гимнастика для будущих мам. Совместные упражнения детей и родителей. Физические упражнения как средство лечения отдельных заболеваний у детей. Организация режима дня, питания, закаливания с учетом состояния его здоровья, психического здоровья, интересов ребенка. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями. Взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения по укреплению здоровья детей: учет результатов обследования, выполнение домашних заданий, совместные физкультурные занятия и праздники.

Вопросы для обсуждения

1. Роль семьи в укреплении здоровья детей, приобщением их к здоровому образу жизни.

2. Совместные физические упражнения для родителей и детей, их роль в развитии личности ребенка.

3. Особенности физического воспитания в семье мальчиков и девочек.

4. Традиции народной педагогики в физическом воспитании детей в семье.

5. Проблемы физического воспитания детей в семье, пути их разрешения.

6. Взаимосвязь семьи и ДОУ по укреплению здоровья детей:

· Информация для родителей;

· Открытые мероприятия ДОУ;

· Совместные физкультурные занятия для детей и родителей;

· Физкультурные досуги и праздники;

· Домашние задания.

Задание и рекомендации к его выполнению:

Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:

Рекомендуемая литература:

а) основная

1. Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста: Пос. для воспитателей и родителей. – М.: АРКТИ, 2002.

2. Брыскина Т. Спортивный комплекс В дошкольном образовательном учреждении и дома // Обруч, 2000, № 5, с. 14-16.

3. Грядкина Т.С. Взаимодействие семьи и детского сада в укреплении здоровья дошкольников //Детство: Педагогический альманах - № 1, - СПб.: Акцидент, 1998, с. 80-88.

4. Попова М.Н. Взаимодействие родителей на физкультурных занятиях как средство коррекции их отношений: Автореферат дисс. – СПб, 1999.

5. Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек: Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений – СПб.: Детство-Пресс, 2001.

 

б) дополнительная

1. Голубева Л., Прилепина И. Роль семьи и детского сада в формирования здоровья детей // Дошкольное воспитание, 2001, № 1, с.44-48.

2. Лыкова В. Роль семьи в формировании двигательной активности детей // Дошкольное воспитание, 1982, № 1, с.68.

3. Михайлова Л. Почему дети приходят в детский сад уже с нарушением опорно-двигательного аппарата // Дошкольное воспитание, 1996, № 12,с..

4. Мусорский М.М. Современный родитель на рынке образовательных услуг.//Обруч, 1998, № 4, с. 3-5.

5. Сакевич Т. Совместная работа педагога, родителей и общественности по физическому воспитанию детей // Дошкольное воспитание, 1990, № 9, с.33.

6. Страковская В.Л. Помогите малышу подготовиться к школьной жизни. Оздоравливающие и развитивающие подвижные игры для детей от 1,5-7 лет. – М.: Терра-Спорт, 2000.

7. Физкультура для всей семьи /Сост. Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина – М.: Просвещение, 1989.

8. Яркова Р. О здоровье всерьез // Дошкольное воспитание, 1997, № 2, с.12-14.

 

Задание 1. Подобрать литературу и подготовить консультациям по темам: “Закаливание ребенка в семье”, “ Подвижные игры для мальчиков и девочек”, “Игры-забавы в зимний период”.

Критерии Баллы
Подборка включает не менее 15 литературных источников 1-3
Оригинальность предложений 1-2

 

Задание 2. Подготовить сценарий родительского собрания на тему “Особенности физического воспитания детей” для конкретной возрастной группы.

Критерии Баллы
Глубина раскрытия темы 1-3
Качество подготовительной работы к собранию 1-3
Оригинальность предложений 1-2

Подсказка: При подготовке по этой теме необходимо понять особую роль семьи в приобщении детей к здоровому образу жизни, укреплении здоровья детей, полноценного их развития. Необходимо ознакомиться с современными технологиями физического воспитания детей в семье, формами взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения.

Знание специальной литературы позволит разработать содержание консультаций для родителей и сценарий родительского собрания. В обсуждение целесообразно включить вопросы дозирования нагрузок, подбора физических упражнений, роли родителей в подготовке ребенка к овладению наиболее сложными двигательными действиями на физкультурных занятиях в детском саду.

 

Сроки представления задания: 17 неделя

Сроки проверки задания: 17 неделя

Дата: 16 неделя

Название темы и часы на освоение темы: Планирование и учет работы по физическому воспитанию детей. 2лек. 4п/з

Краткое содержание темы: Значение, типы, виды, принципы планирования. Содержание перспективного плана на разных этапах обучения детей движениям. Технология перспективного планирования. Преемственная связь физкультурных занятий между собой и с другими формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении. Планирование индивидуальной работы с детьми. Значение, задачи, содержание формы учета.

Тема 10: Планирование и учет работы по физическому воспитанию детей в ДОУ

Вопросы для обсуждения

1. Значение планирования работы по физическому воспитанию детей в дошкольных учреждениях, виды планирования.

2. Принципы планирования физических упражнений для дошкольников.

3. Технология планирования физических занятий.

4. Технология составления индивидуальных и дифференцированных маршрутов для дошкольников.

5. Учет, требования к учету работы.

Задание и рекомендации к его выполнению:

Задание 1. Составить перспективный план-график распределения физических упражнений для одной из возрастных групп на 4-5 недель по следующей схеме.

 

Занятия Способ организации детей Подв. игры Вне занятий
1.       Подготовит.упр. Игры и упр.на закрепление
  Название основных движений, задачи обучения 1. Прыжок в длину с разбега (энергичный толчок, мягкое приземление). 2. Набрасывание колец на кольцеброс. 3. Подтягивание по гимнастической скамейке лежа на животе и на спине.   Индивидуальный, поточный   Группо-вой Группо-вой       «Ловишки с лентами», «Придумай фигуру» До начала обучения прыжку в длину с разбега в течение месяца планируются упражнения на развитие скоростно-силовых качеств, ловкости, быстроты (указать какие) Планируются игры на закрепление разученных двигательных действий на занятиях и вне занятий
Критерии Баллы  
Соблюдение требований к перспективному плану 1-3  
Оригинальность предложений 1-2  
               

Задание 2. Составить систему домашних заданий для ребенка, направленных на его подготовку к освоению какого-либо сложного основного движения, предварительной развитие двигательных качеств а также – на закрепление уже освоенных двигательных действий (одного-двух по выбору).

Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:

Критерии Баллы
Аргументированность предложений 1-3
Оригинальность содержания 1-3

Подсказка: Успешность учебно-воспитательной работы по физическому воспитанию во многом определяется эффективностью планирования. Суть планирования заключается в том, чтобы обеспечить реализацию программы воспитания в детском саду и накопление двигательного опыта.

Важно понять, что планирования осуществляется на основе дидактических принципов, позволяющих сделать процесс образования более последовательным, системным, результативным, учитывающим закономерности формирования двигательных навыков. Планирование всегда учитывает возрастные особенности занимающихся и возможности каждого ребенка.

Работа по физическому воспитанию может быть представлена календарно и перспективно.

Дифференцированный подход к планированию осуществляется при обучении каждому конкретному виду физических упражнений, преодолению проблем в развитии двигательных качеств. Так при обучении физическому упражнению могут быть выделены подгруппы детей, с которыми необходима предварительная работа по развитию двигательных качеств. В то же время, внутри подгруппы могут быть отдельные дети, нуждающиеся в дополнительной системе упражнений, связанной с их индивидуальными возможностями.

Составление индивидуального образовательного маршрута осуществляется с учетом конкретного уровня и возможностей каждого ребенка. Особенно нуждаются в нем дети, имеющие отставание в двигательном развитии. В работе с такими детьми должна использоваться особая система, подготовительных физических упражнений, позволяющих подготовить ребенка к освоению технически сложных двигательных действий.

Индивидуальный образовательный маршрут может быть направлен на физическую коррекцию нарушений осанки. Он необходим для детей ослабленных, часто болеющих, а также – с низким уровнем двигательной активности. Индивидуальный оздоровительный маршрут составляется на квартал с указанием режима двигательной активности, режима дня, особенностей питания, оздоровительных мероприятий.

В рамках индивидуальной работы ведется подготовка сюрпризных моментов к физкультурным праздникам.

Рекомендуемая литература:

а) основная

1. ЗасыпкинаЛ., Солдатенкова Т., Шестова А. Примерное планирование физкультурных занятий в зале // Дошкольное воспитание, 1996, № 9, с.42.

2. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. //Планирование как программирование содержания форм физкультурной работы, направленной на конечный результат / Физическое воспитание дошкольников – М.: Академия,1996.

 

б) дополнительная

1. Лескова Т.П. Планирование и учет работы // Развитие движений ребенка-дошкольника /Под ред. М.И. Фонарева – М.: 1975, с.43-53.

2. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие практических работников детских дошкольных учреждений – М.: АРКТИ,1999.

3. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду – М.: Просвещение, 1986

4. Педагогическая практика студентов по курсу “Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста”. Учеб.пос. студ. Пед.ин-тов /Под ред. А.В. Кенеман, Т.И. Осокиной – М.: Просвещение, 1984.

5. Планирование в физической культуре: метод рекомендации / Авторы-составители О.А. Каминский, С.О. Филиппова – РГПУ им. А.И. Герцена,2000.

6. Солдатенкова Т., Шестова А., Засыпкина Л. Календарно-тематическое планирование раздела “Физическая культура в детском саду” //Дошкольное воспитание,1995, № 1, с.16.

 

Сроки представления задания: 18 неделя

Сроки проверки задания: 18 неделя

Дата: девятнадцатая неделя

 

Название темы и часы на освоение темы: Организация работы по физическому воспитанию в ДОУ.

Краткое содержание темы: Профессиональная компетентность педагога в области теории и технологий физического воспитания детей дошкольного возраста. Необходимость организации работы по физическому воспитанию в соответствии с состоянием здоровья детей. Определение содержания и методов общефизической подготовки, коррекционной работы в соответствии с результатами диагностики. Мониторинг образовательного процесса детского сада в области физического воспитания. Врачебно-педагогический контроль за физическим воспитанием, как область специальных медицинских знаний. Противопоказания к применению физических упражнений отдельным детям. Оценка построения и проведения различных форм с детьми по физическому воспитанию. Хронометраж двигательной активности ее естественные и гигиенические нормы для детей с 2-х до 7-ми лет. Диагностика физической подготовленности и сенсомоторного развития ребенка. Цель, содержание контрольно-оценочных заданий, методика проведения. Дифференциация и индивидуализация образовательных маршрутов детей. Требования к физкультурному оборудованию, планированию участка. Оценка эффективности работы учреждения по физическому воспитанию.

Вопросы для обсуждения

1. Ответственность за охрану жизни, здоровья и полноценное физическое развитие детей – основная обязанность сотрудников ДОУ.

2. Содержание врачебно-педагогического контроля за физическим воспитанием детей. Совместная работа педагогического и медицинского персонала.

3. Требования к оборудованию участка и помещений ДОУ.

4. Содержание работы по физическому воспитанию заведующей, старшего воспитателя, педагогов, помощников воспитателей.

5. Нормативные обязанности руководителя по физическому воспитанию, инструктора по физической культуре, необходимые умения и способности.

 

Задание и рекомендации к его выполнению:

.

Рекомендуемая литература

а) основная

1. Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду. //Дошкольное воспитание, 1999, № 5, с. 32.

1. Гаворина Н. Физкультурно-оздоровительная работа с частоболеющими детьми.//Дошкольное воспитание, 1993, № 2,с. 33.

2. Гоббель В.Г. Каким быть специалисту по физической культуре для работы с детьми дошкольного возраста.//Теория и практика физической культуры, 1994, № 3, с.28.

3. Давиденко Е.В., Копылова О.В., Борисов И.А. Экспресс-оценка физического состояния – критерий оптимального уровня нагрузок в занятиях со старшими дошкольниками.// Теория и практика физической культуры, 1998, № 10, с. 23-24.

4. Здоровый ребенок в здоровом социуме./Авт.-сост. И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. – М.: Илекса, 1999.

5. Иванова Т. Программа курса «Руководитель физического воспитания в дошкольных учреждениях».//Дошкольное воспитание, 1998, № 6, с. 91-97.

6. Карты индивидуального развития ребенка-дошкольника.//Сост. Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, А.Г. Арушанова, О.М. Дьяченко, Ю.В. Головин.//Обруч, 1998, № 4.

7. Карпилов Л.М., Касач Ю.М., Башкевич Л.В., Асабина В.И. Оздоровление часто и длительноболеющих детй в дошкольных учреждениях.// Теория и практика физической культуры, 1990, № 11, с. 40-41.

8. Козырева О. Комплексная физическая реабилитация дошкольников с нарушениями осанки.//Дошкольное воспитание, 1998, № 12, с. 49-56.

9. Комков А.Г., Загранцев В.В. Показатели физической подготовленности по тестам/ Методические подходы к созданию экологической оздоровительной программы для детей./В.С. Коваленко, К.А. Похис, К.М. Сергеева и др. – СПб, 1997, с. 75.

10. Литвинова М. Физкультурная площадка детского сада.// Дошкольное воспитание, 1993, № 9, с. 42-48.

11. Маханева Т.Д. Воспитание здорового ребенка. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999.

12. Мащенко В.М., Шишкина В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику?: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Минск: НМЦентр, 1998.

13. Москаленко В.И. К вопросу о физическом воспитании детей.//Дошкольное воспитание, 1993, № 2, с. 3-6.

14. Нестерова З. Каким быть руководителю физического восптания.//Дошкольное воспитание, 1993, № 8, с. 73-76.

15. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Рунова М.А. Физкультурно-спортивное оборудование для ДОУ: Аннотированный перечень. – М.: Мозаика-синтез, 1999.

16. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста./Сост. Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Н. Бойнович. – СПб.: Акцидент, 1999.

18. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Академия, 2001.

19. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. – М.: Академия, 1996.

 

б) дополнительная

1. Заикин В.Г. Тренажеры Заикина. //Обруч, 2000, № 5, с. 21-23.

2. Змановский Ю. Здоровый дошкольник. //Дошкольное воспитание, 1995, № 6, с. 11.

3. Киселев А.Ф. Инструктивно-методическое письмо о гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения. //Обруч, 2000, № 2, с.1-8.

4. Кузнецова О. “Классики”. //Обруч, 2000, № 5, с. 23-25.

6. Педагогический и медицинский контроль здоровья дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями /Автор-сост. С.О. Филиппова. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.

6. Средина О., Никишина В. Нужны ли специалисты в детском саду?. //Дошкольное воспитание, 1997, № 3, с. 78-80.

7. Филиппова С. О проблемах физического совершенствования детей в дошкольных учреждениях. //Дошкольное воспитание, 1999, № 4, с.34.

 

8. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков. Метод.пос. – СПб.: Детство-Пресс, 1999.

 

Задание 1. Подготовить педагогический совет на тему “Обучение дошкольников спортивным упражнениям”.

Задание 2. Составить библиографию по проблеме организации и соблюдения двигательного режима в ДОУ.

Задание 3. Продумать систему взаимодействий педагогов ДОУ при обучении детей какой-либо спортивной игре, организации туристического похода детей.

Задание 4. Систематизировать полученные знания, заполнить таблицу, отражающую функции всех членов педагогического коллектива.

 

Функции всех членов педагогического коллектива

 

Должность сотрудника ДОУ Выполняемые функции Содержание функциональных обязанностей Профессиональные знания сотрудника Профессиональные умения сотрудника Качества личности, необходимые для выполнения функций
             

Задание 4. Сделайте карту-схему группового участка типового детского сада, обозначив предметы стационарного физкультурного, игрового оборудования, деревья, кусты и др.

Задание5. Оцените размещение оборудования на участке с дидактических и практических позиций.

Задание 6. Объясните принципы подбора пособий для физкультурного уголка в группе, дайте рекомендации по его размещению.

Подсказка: Изучая данную тему, необходимо уяснить должностные обязанности участников образовательного процесса, отвечающих за здоровье, полноценное физическое воспитание и развитие детей в дошкольных учреждениях, а так же – содержание диагностических заданий, позволяющих определить уровень физического развития и подготовленности детей, как основы для планирования работы. Необходимо обратить внимание на назначение диагностики, врачебно-педагогического контроля, наглядной пропаганды в педагогическом процессе.

Особое внимание следует обратить на создание условий, обеспечивающих нормальное полноценное физическое развитие и подготовленность детей (соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации режима дня, теплового и двигательного режима, подбору физкультурного оборудования и пособий для физкультурного зала и группы). Необходимо так же знать требования к оснащению методического кабинета.

Практическое занятие проводится в форме деловой игры, где участники в соответствие с принятой ролью придумывают задачи, содержание, последовательность действий заведующей, методиста, воспитателей, родителей, инструктора по физической культуре при подготовке таких мероприятий как лыжный поход, прогулка в сад. Следует продумать при этом функциональные обязанности участников педпроцесса, его продолжительность, результативность. Важно также обсудить способы, показатели оценки состояния ребенка до, в процессе, после мероприятия и степени удовлетворенности участников.

 

При подготовке педагогического совета следует предусмотреть подготовительную работу: предварительную диагностику, темы выступлений и ответственных, наглядность, выставочный материал, который будут собирать педагоги и др. Важно продумать размещение педагогов во время педсовета, способы активизации участников, организации дискуссии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: