Задачи по оказанию доврачебной помощи при неотложных состояниях




Задача №1

Медсестру ночью вызвали в палату к больному, у которого при каждом кашлевом толчке выделялась алая пенистая кровь.

Задания

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте постановку пузыря со льдом на грудную клетку.

Эталоны ответов

1.У пациента с кавернозной формой туберкулеза возникло легочное кровотечение - о чём свидетельствует выделение алой пенистой крови при кашле.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;

б) придать больному полусидячее положение с целью профилактики аспирации кровью и мокротой;

в) обеспечить физический и психический покой для создания эмоционального комфорта;

г) положить на грудь пузырь со льдом с целью сужения сосудов и уменьшения их кровонаполнения;

д) давать больному глотать кусочки льда;

е) наложить жгуты на конечности - создание депо венозной крови;

ж) приготовить к приходу врача кровоостанавливающие препараты:

- - 10% р-р кальция хлорида;

- - 10% р-р глюконата кальция;

- - 1% р-р викасола;

- - 5% р-р аминокапроновой кислоты;

- - 10% р-р желатиноля;

з) приготовить все необходимое для определения группы крови;

и) выполнить назначения врача.

3. Студент демонстрирует применение пузыря со льдом.

Задача №2

После инъекции инсулина пациент сахарным диабетом пожаловался на резкую слабость, чувство голода, потливость, дрожь.

Задания

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте введение 20 мл 40% глюкозы в/в на муляже.

Эталоны ответов

1. У пациента развилось гипокликемическое состояние после введения инсулина, возможно в результате передозировки инсулина или если больной не поел после инъекции.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) вызвать врача, так как состояние больного при гипокликемии может быстро и резко ухудшиться;

б) срочно дать больному 2-3 кусочка сахара или сладкий чай, конфету для повышения уровня глюкозы в крови;

в) при потере сознания срочно струйно ввести по назначению врача 40-80 мл 40% р-ра глюкозы в/в;

г) осуществлять контроль за состоянием пациента: пульс, АД, ЧДД;

д) обеспечить сбор анализов для контроля уровня глюкозы в крови и моче.

е) выполнить назначения врача.

3. Студент демонстрирует технику в/в введения глюкозы на муляже.

Задача №3

Медсестру вызвали к соседу, которого ужалили пчёлы. Пострадавший отмечает боль, жжение на местах укусов, затрудненное дыхание, слабость, тошноту, отечность лица, повышение температуры.

Объективно: Состояние средней степени тяжести. Лицо лунообразное за счет нарастающих плотных, белых отеков. Глазные щели узкие. Температура 39ºС, пульс - 96 уд/мин, ритмичный, АД 130/80 мм рт. ст., ЧДД 22 в мин.

Задание

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Соберите противошоковый набор.

Эталоны ответов

1. У пациента в результате множественных укусов пчёл развилась аллергическая реакция отек Квинке.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) вызвать скорую помощь для оказания квалифицированной медицинской помощи;

б) обнаружить жалы и удалить их вместе с ядовитым мешочком с целью уменьшения распространения яда в тканях;

в) приложить холод на место укуса (мера, препятствующая распространению яда в ткани;

г) обильное питье с целью дезинтоксикации;

д) дать кордиамин 20-25 капель поддержания сердечно-сосудистой деятельности;

е) дать 1-2 таблетки (димедрола или супрастина или тавегила) с целью антигистаминного воздействия;

ж) следить за состоянием пациента, осуществляя контроль за АД, пульсом, температурой, ЧДД, диурезом;

з) выполнить назначения врача.

3. Студент демонстрирует знания и применения противошокового набора.

Задача №4

В терапевтическом отделении пациент, страдающий гипертонической болезнью, пожаловался медсестре на то, что у него появилась одышка, чувство “нехватки воздуха”, кашель с выделением розовой пенистой мокроты.

При осмотре: состояние тяжелое. Кожные покровы бледные, цианоз носогубного треугольника. Дыхание шумное, клокочущее, изо рта выделяется розовая пенистая мокрота, ЧДД 35 в мин. Тоны сердца глухие, пульс 120 в мин, АД 210/110 мм рт. ст.

Задания

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте технику подачи кислорода с пеногасителем.

Эталоны ответов

1. У пациента на фоне гипертонического криза (АД 210/110) развилась острая левожелудочковая недостаточность (отёк легкого), о чём свидетельствуют одышка, шумное клокочущее дыхание, кашель с розовой пенистой мокротой.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;

б) создать полусидячее положение с опущенными ногами для уменьшения притока венозной крови к сердцу, обеспечить абсолютный покой, освободить от стесняющей одежды для улучшения условий дыхания;

в) очистить ротовую полость от пены и слизи, с целью удаления механических препятствий прохождению воздуха;

г) обеспечить ингаляцию увлажненного кислорода с пеногасителем с целью улучшения условий оксигенации;

д) наложение венозных жгутов на конечности с целью уменьшения объема циркулирующей крови;

е) поставить грелки и горчичники к ногам на область голени с отвлекающей целью;

ж) обеспечить контроль за состоянием пациента (АД, пульс, ЧДД);

з) приготовить к приходу врача: гипотензивные препараты, мочегонные средства, сердечные гликозиды, глюкокортикоиды.

и) выполнить назначения врача.

3. Студент демонстрирует технику подачи кислорода с пеногасителем.

Задача №5

В гастроэнтерологическом отделении у больного с язвенной болезнью желудка внезапно возникли резкая слабость, головокружение, рвота “кофейной гущей”.

Объективно: Кожные покровы бледные, влажные, пульс 120уд/мин малого наполнения и напряжения, АД 90/60 мм рт. ст., живот при пальпации мягкий, болезненный.

Задания

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте технику в/в введения 10% - 10 мл р-ра хлорида кальция.

Эталоны ответов

1. У больного с язвенной болезнью желудка развилось желудочное кровотечение, которое можно предположить на основании субъективных данных: слабости, головокружения и объективных данных - бледности и влажности кожных покровов, снижение АД (90/60), рвоты цвета “кофейной гущи”.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;

б) пациента уложить: на бок или на спину, повернуть голову на бок (для предупреждения возможной аспирации рвотными массами) и подложить ко рту лоток или салфетку для рвотных масс;

в) запретить прием пищи, воды, лечебных препаратов;

г) положить пузырь со льдом на эпигастральную область с целью уменьшения кровонаполнения сосудов;

д) следить за состоянием пациента, контролируя АД, пульс, ЧДД;

е) к приходу врача приготовить: шприцы, кровоостанавливающие препараты (5% р-р аминокапроновой кислоты, 1% р-р викасола, 10% р-р хлорида или глюконата кальция);

ж) приготовить все для определения группы крови;

з) медсестра выполняет все назначения врача;

и) выполнить назначения врача.

3. Студент демонстрирует технику в/в введения 10% - 10 мл р-ра хлорида кальция.

Задача №6

Постовую медсестру вызвали в палату. Со слов окружающих больной резко встал, почувствовал слабость, головокружение, потемнение в глазах. 5 дней назад был прооперирован по поводу язвенной болезни желудка, осложненной кровотечением.

Объективно: сознание сохранено, кожные покровы бледные, холодный пот. Пульс 96 уд/мин, слабого наполнения. АД 80/40 мм рт. ст., дыхание не затруднено, ЧДД 24 в минуту.

Задания

1. Определите и обоснуйте неотложного состояния.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной доврачебной помощи с аргументацией каждого этапа.

3. Продемонстрируйте технику измерения АД.

Эталоны ответов

1. В результате быстрого перехода из горизонтального положения в вертикальное у больного развился ортостатический коллапс.

Информация, позволяющая медсестре заподозрить неотложное состояние:

- бледность кожных покровов, холодный пот;

- частый пульс (96 уд/мин), слабого наполнения, низкое АД (80/40 мм рт. ст.);

- учащенное, не затрудненное дыхание (24 уд/мин).

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской неотложной помощи;

б) обеспечить полный покой, придать горизонтальное положение больному в постели без подголовника с несколько приподнятым ножным концом, с целью улучшения притока крови к головному мозгу;

в) для купирования гипоксии обеспечить доступ свежего воздуха или ингаляцию кислорода;

г) для согревания больного укрыть одеялом, приложить грелки к конечностям, дать горячий чай;

д) до прихода врача следить за состоянием больного, измеряя АД, ЧДД, пульс;

е) к приходу врача приготовить препараты:

- 10% р-р кофеина;

- 10% р-р кордиамина;

- 20% р-р камфоры;

ж) выполнить назначения врача.

3. Студент демонстрирует технику измерения АД.

Задача №7

В терапевтическом отделении больной 42 лет предъявляет жалобы на внезапно развивающийся приступ удушья. Больной сидит, опираясь руками о края кровати, грудная клетка в состоянии максимального вдоха, лицо цианотичное, выражает испуг, ЧДД-38 в мин. Одышка экспираторного характера, на расстоянии слышны сухие свистящие хрипы.

Задания

1. Определите и обоснуйте неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте технику использования карманного дозированного ингалятора.

Эталоны ответов

1. У пациента приступ бронхиальной астмы на основании удушья, характерного вынужденного положения, экспираторной одышки, ЧДД-38 в мин, сухих свистящих хрипов, слышных на расстоянии.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;

б) расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ свежего воздуха;

в) провести ингаляцию кислорода для улучшения оксигенации;

г) при наличии у пациента карманного дозированного ингалятора организовать прием препарата (1-2 вдоха) сальбутамола, беротека, новодрина, бекотида, бекломета и др., для снятия спазма гладкой мускулатуры бронхов;

д) приготовить к приходу врача для оказания неотложной помощи:

- бронходилятаторы: 2,4% р-р эуфиллина, 5% р-р эфедрина, 0,1% р-р адреналина;

- антигистаминные препараты: 1% р-р димедрола, 1% р-р тавегила, 2% р-р супрастина, 2,5% р-р пипольфена;

- гормональные препараты: преднизолон, гидрокортизон;

- сердечные гликозиды: 0,06 % р-р коргликона или 0,05% р-р строфантина;

е) выполнить назначения врача.

3. Студент демонстрирует правила пользования карманным дозированным ингалятором.

Задача №8

К медсестре здравпункта завода обратился мужчина. У него внезапно после физической нагрузки появились резкие боли в поясничной области справа с иррадиацией в паховую область, половые органы, мочеиспускание участилось, стало болезненным, малыми порциями. В анамнезе мочекаменная болезнь.

Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы влажные, положительный симптом Пастернацкого справа, температура 36,30С, пульс 100 уд/мин, ритмичный, АД 130/85 мм рт. ст.

Задания

1. Определите и обоснуйте вид неотложного состояния.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи с аргументацией каждого этапа.

3. Продемонстрируйте технику сбора мочи по Нечипоренко.

Эталоны ответов

1. У пациента, вследствие физической нагрузки развился приступ почечной колики из-за спазма гладкой мускулатуры мочевых путей и движения камня.

Информация, позволяющая медсестре заподозрить неотложное состояние:

- мочекаменная болезнь в анамнезе;

- боль в поясничной области с характерной иррадиацией;

- положительный симптом Пастернацкого;

- учащенное и болезненное мочеиспускание.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) вызвать скорую помощь;

б) обеспечить пациенту психический и физический покой с целью создания эмоционального комфорта;

в) положить грелку на поясничную область с целью снятия спазма гладкой мускулатуры мочевыводящих путей;

г) обеспечить наблюдение за пациентом до прибытия врача, периодически измерять АД, пульс, ЧДД;

д) приготовить к приходу врача для неотложной помощи препараты: 2% р-р но-шпы, 0,2% р-р платифиллина, 2% р-р папаверина гидрохлорида, 50% р-р анальгина, баралгин (с целью обезболивания);

е) выполнить назначения врача.

3. Студент демонстрирует технику сбора мочи по Нечипоренко.

Задача №9

Вскоре, после внутримышечного введения пенициллина, больной пожаловался на беспокойство, чувство стеснения в груди, слабость, головокружение, тошноту. АД 80/40 мм рт. ст., пульс 120 уд/мин, слабого наполнения и напряжения.

Задания

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте постановку пробы на чувствительность к антибиотикам.

Эталоны ответов

1. У пациента в ответ на введение пенициллина развился анафилактический шок, о чем свидетельствует появившееся беспокойство, чувство стеснения в груди, тошнота, снижение АД, тахикардия.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) прекратить введение пенициллина;

б) срочно вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;

в) уложить пациента с приподнятым ножным концом с целью притока крови к головному мозгу;

г) расстегнуть стесняющую одежду и обеспечить доступ свежего воздуха;

д) осуществлять контроль за состояние пациента (АД, ЧДД, пульс);

е) положить на место инъекции пузырь со льдом и обколоть 0,1% р-ром адреналина с целью снижения скорости всасывания аллергена;

ж) ввести антигистаминные препараты с целью десенсибилизации (2% р-р супрастина или 2% р-р пипольфена или 1% р-р димедрола;

з) приготовить потивошоковый набор;

и) выполнить назначения врача.

3. Студент демонстрирует технику постановки пробы на чувствительность к антибиотикам.

Задача №10

У пациента, находящегося на стационарном лечении с диагнозом бронхоэктатическая болезнь, внезапно при кашле появилась алая кровь с примесью пузырьков воздуха.

Объективно: больной бледен, пульс частый, слабого наполнения, 110 уд/мин, АД 90/70 мм рт. ст., он беспокоен, выражает чувство страха смерти.

Задания

1. Определите и обоснуйте неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи с аргументацией каждого этапа.

3. Продемонстрируйте наложение венозных жгутов на конечности.

Эталоны ответов

1. У пациента развилось легочное кровотечение на фоне бронхоэктатической болезни. При кашле появилась алая кровь с пузырьками воздуха.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;

б) придать больному возвышенное положение с целью профилактики ампирации крови в дыхательные пути,

в) обеспечить полный физический покой, снять волнение и психическое напряжение создания эмоционального комфорта;

д) положить пузырь со льдом на грудную клетку, давать глотать кусочки льда с целью сужения сосудов и уменьшения их кровонаполнения;

е) обеспечить контроль за состоянием пациента (АД, ЧДД, пульс);

ж) приготовить к приходу врача для оказания неотложной помощи:

- шприцы;

- кровоостанавливающие препараты (10% р-р хлорида кальция, 10% р-р желатиноля, 5% р-р аминокапроновой кислоты, 1% р-р викасола);

з) выполнить назначения врача.

3. Студент демонстрирует наложение венозных жгутов на конечности.

Задача №11

К пациенту, находящемуся на стационарном лечении по поводу ИБС, ночью была вызвана медсестра. Пациента беспокоили боли в области сердца сжимающего характера и отдающие в левую руку, чувство стеснения в груди.

Задания

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте технику постановки горчичников.

Эталоны ответов

1. У пациента, страдающего ИБС, возник приступ стенокардии, о чем свидетельствует боль сжимающего характера с иррадиацией в левую руку, чувство стеснения в груди.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;

б) успокоить пациента, с целью снятия нервного напряжения для создания комфорта;

в) придать пациенту удобное положение в постели;

г) расстегнуть стесняющую одежду;

д) обеспечить доступ свежего воздуха для улучшения оксигенации;

е) поставить горчичники на область сердца с отвлекающей целью;

ж) обеспечить контроль за состоянием пациента (АД, пульс, ЧДД);

з) дать таблетку нитроглицерина под язык с целью уменьшения потребности миокарда в кислороде за счет периферической вазодилятации;

и) выполнить назначения врача.

3. Студент демонстрирует технику постановки горчичников.

Задача №12

В здравпункт завода обратилась женщина 50 лет с жалобами на возникшие резкие боли в правом подреберье, иррадиирующие в правую лопатку и ключицу. Накануне пациентка употребляла жирную пищу. В анамнезе желчекаменная болезнь.

Задания

1. Определите и обоснуйте вид неотложного состояния.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте на фантоме технику выполнения в/м инъекции.

Эталоны ответов

1. В результате нарушения диеты у больной с желчекаменной болезнью развился приступ печеночной колики. О чём говорит: боль в правом подреберье, иррадиирующая в правую ключицу и лопатку.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) вызвать скорую помощь для оказания квалифицированной медицинской помощи;

б) обеспечить психический и физический покой с целью создания эмоционального комфорта;

в) обеспечить наблюдение за больной, осуществляя контроль за АД, пульсом, температурой до прибытия врача;

г) приготовить к приходу врача препараты для оказания неотложной помощи:

- 2% р-р но-шпы;

- 2% р-р папаверина;

- 0,2% р-р платифиллина;

- 0,1% р-р атропина;

- 50% р-р анальгина;

- баралгин;

д) выполнить назначения врача.

3. Студент демонстрирует на фантоме технику выполнения в/м инъекции.

Задача №13

После сдачи экзамена студенты ехали стоя в переполненном автобусе. Вдруг одному стало плохо. Он побледнел и упал.

Объективно: сознание отсутствует, кожные покровы бледные, конечности холодные, зрачки узкие на свет не реагирует, пульс нитевидный.

Задания

Вы медсестра, находитесь рядом:

1. Определите и обоснуйте вид неотложного состояния.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте технику п/к инъекции на фантоме.

Эталоны ответов

1. В результате психоэмоционального перенапряжения, пребывание в душном автобусе у молодого человека возник обморок.

Информация, позволяющая заподозрить медсестре неотложное состояние:

- отсутствие сознания;

- отсутствие реакции зрачков на свет;

- бледность кожные покровов, холодные конечности;

- тахикардия.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) вынести пациента из автобуса и уложить несколько приподнятыми ногами для улучшения мозгового кровообращения;

б) вызвать скорую помощь;

в) расстегнуть воротник, расслабить пояс для улучшения дыхания;

г) поднести тампон, смоченный раствором нашатырного спирта к носу, с целью рефлекторного воздействия на ЦНС (при наличии аптечки у водителя);

д) обрызгать холодной водой лицо, похлопать по лицу ладонями, растереть виски, грудь с целью рефлекторного изменения тонуса сосудов;

е) периодически контролировать пульс и наблюдать за пациентом до прибытия скорой помощи;

ж) выполнить назначения врача.

3. Студент демонстрирует технику п/к инъекции на муляже.

Задача №14

В приемное отделение доставлена пациентка 32 лет в бессознательном состоянии.

При объективном обследовании: состояние тяжелое, сознание отсутствует, дыхание шумное, редкое, глубокое. Мышечный тонус и тонус глазных яблок снижены, сухость кожных покровов, слизистых оболочек и языка. Запах ацетона в выдыхаемом воздухе. Пульс 90 уд/мин, АД 90/60 мм рт. ст. У пациента обнаружена карточка больного сахарным диабетом.

Задания

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Выполните на фантоме катетеризацию мочевого пузыря.

Эталоны ответов

1. У пациентки страдающей сахарным диабетом развилась гипергликемическая кома, о чем свидетельствуют объективные данные: отсутствие сознания, дыхание по типу Куссмауля, явления дегидратации (снижение мышечного тонуса и тонуса глазных яблок), характерный запах ацетона в выдыхаемом воздухе, снижение АД.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) срочно вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;

б) обеспечить контроль за состоянием пациента (АД, пульс, ЧДД);

в) взять у пациента кровь и мочу на исследования;

г) приготовить к приходу врача препараты для оказания неотложной помощи:

- для внутривенного капельного введения - р-р Рингера, 4% р-р бикарбоната натрия, 5% р-р глюкозы, 0,9% р-р хлорида натрия;

- препараты инсулина короткого действия (хоморап, илетин обычный, актрапид, инсулрап);

- сердечные гликозиды: 0,05% р-р строфантина или 0,06% р-р коргликона;

- 10% р-р кофеина, 1% р-р мезатона;

- кокарбоксилазу, аскорбиновую кислоту;

- теплый 2% р-р соды для клизмы;

д) обеспечить введение лекарственных препаратов по назначению врача.

3. Студент демонстрирует на фантоме технику катетеризации мочевого пузыря.

Задача №15

В медпункт обратился мужчина 62 лет, у которого после нервного перенапряжения час назад возник приступ жгучей боли за грудиной, которая не купируется нитроглицерином.

Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, тоны сердца приглушены, пульс 60 уд/мин, АД 160/100 мм рт. ст.,ЧДД 22 в мин.

Задания

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте технику постановки очистительной клизмы.

Эталоны ответов

1. У пациента после нервного перенапряжения в течение часа держатся жгучие боли за грудиной, которые не снимаются нитроглицерином. Данное состояние можно объяснить развившимся инфарктом миокарда.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) вызвать скорую помощь для оказания квалифицированной медицинской помощи;

б) создать психический и физический покой для обеспечения эмоционального комфорта и снятия стресса;

в) придать полусидячее положение или уложить больного на спину с приподнятым головным концом;

г) поставить горчичники на область грудины или втереть нитромазь на область сердца с целью уменьшения гипоксии миокарда;

д) повторить прием нитроглицерина под язык 0,0005 мг с интервалом 8-10 минут (возможен прием до 6-8 раз в сутки);

е) осуществлять контроль за состоянием пациента (АД, пульс, ЧДД) до приезда скорой помощи;

ж) приготовить препараты:

- 50% р-р анальгина;

- 2% р-р но-шпы;

- 2% р-р папаверина;

- 1% р-р димедрола;

з) выполнить все назначения врача.

3. Студент демонстрирует технику постановки очистительной клизмы.

 


Составители: преподаватели «Сестринского дела в терапии» Смоленского базового медицинского колледжа Шкода И.А. (председатель ЦМК), Нанкевич Л.И., Панькова И.Е., Тихонова Л.И.


 

Задачи по терапии

 

ЗАДАЧА 1

 

В поликлинику на прием обратился пациент 60 лет по поводу обострения хронического бронхита. От госпитализации пациент категорически отказался, сказал, что ему там не помогут и он будет умирать дома.

При посещении на дому медицинская сестра выявила жалобы на кашель с отделением слизисто-гнойной мокроты, снижение аппетита, похудание, повышение температуры тела до 37,8 град.

Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, акроцианоз, пациент пониженного питания, чдд 24 в минуту, пульс 84 в минуту удовлетворительных качеств, АД 140/90 мм рт.ст.

Пациенту назначено амбулаторно:

1.Общий анализ мокроты;

2.Горчичники на грудную клетку через день, при снижении температуры.

 

Задания

 

1. Определите удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента и выявите проблемы.

2. Выявите приоритетную проблему, поставьте цели и составьте план сестринских вмешательств.

3. Объясните пациенту правила сбора мокроты на общий анализ

4. Обучите пациента методам профилактики застоя мокроты.

5. Продемонстрируйте на муляже технику постановки горчичников.

 

Эталон ответа:

 

1. У пациента нарушено удовлетворение потребностей: дышать, быть здоровым, поддерживать нормальную температуру тела, работать, выделять, в безопасности.

Проблемы пациента:

настоящие: кашель с отделением слизисто-гнойной мокроты, снижение аппетита, похудание, неверие в благополучный исход заболевания, тревога о своем состоянии.

 

Потенциальные: высокий риск развития эмфиземы легких, дыхательной недостаточности (осложнений)

 

2. Приоритетная проблема: кашель с отделением слизисто-гнойной мокроты.

Краткосрочная цель: пациент отметит улучшение отхождения мокроты к концу недели

Долгосрочная: пациент продемонстрирует знания о дисциплине кашля и способах профилактики застоя мокроты.

 

План Мотивация
1. М/с обеспечит прием обильного щелочного питья. Для разжижения мокроты
2. М/с побеседует с родственниками об обеспечении усиленного питания пациента для компенсации потерь белка и укрепления организма
3. М/с обеспечит пациенту позиционный дренаж по 20 мин. в день для лучшего отхождения мокроты
4. М/с обучит пациента дыхательной гимнастике, ежедневно в течение недели и будет контролировать в дальнейшем ее выполнение для стимуляции кашля и улучшения дренажа бронхов
5. М/с будет проводить массаж грудной клетки ежедневно по 10 минут в течение недели для улучшения кровообращения в легких
6. М\с обеспечит проведение простейших физиопроцедур по назначению врача для улучшения притока крови к органам грудной клетки
7. М/с будет осуществлять контроль за цветом и количеством мокроты для контроля за динамикой заболевания
8. М/с обучит проводить дезинфекцию мокроты и плевательницы для инфекционной безопасности
9. М/с обеспечит прием отхаркивающих средств и бронхолитиков по назначению врача для улучшения отхождения мокроты
10. М/с будет проводить беседы с пациентом о способах профилактики застоя мокроты и контролировать состояние пациента: температуру, пульс, АД, ЧДД для раннего выявления развития осложнений

 

Оценка эффективности: пациент отметил улучшение отхождения мокроты к концу недели и демонстрирует знания о методах профилактики застоя мокроты. Цель достигнута.

3. Студент доступно и грамотно объяснит пациенту как собрать мокроту на общий анализ.

4. Студент демонстрирует процесс обучения методам профилактики застоя мокроты.

5. Студент демонстрирует постановку горчичников в соответствии с алгоритмом манипуляции.

 

ЗАДАЧА 2

 

В терапевтическое отделение областной больницы поступил пациент Н., 35 лет с диагнозом: “ острая долевая пневмония с локализацией в нижней доле левого легкого.”

При сестринском обследовании медицинская сестра выявила жалобы на колющую боль в левой половине грудной клетки, кашель с отделением слизистой мокроты, одышку, повышение температуры тела до 39 град.

Заболел остро, 2 дня назад.

Объективно: состояние средней тяжести, сознание ясное, отмечается гиперемия кожных покровов. На губах герпес. Грудная клетка слева отстает в акте дыхания. Температура 39,5 град, чдд 26 в минуту, пульс 100 в минуту, ритмичный, малого наполнения, АД 110/60 мм рт.ст.

Больной эйфоричен, считает, что у него нет ничего серьезного, требует выписать его домой.

Пациенту назначено:

1.Анализ мокроты на микрофлору и чувствительность ее к антибиотикам;

2. Ампициллин 0,5х4 раза в день в/м.

 

Задания

 

1) Выявить удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента и определите его проблемы.

2) Выявите приоритетные проблемы, поставьте цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией..

3) Объясните пациенту правила сбора мокроты на микрофлору и чувствительность ее к антибиотикам

4) Обучите пациента пользованию индивидуальной плевательницей

5) Продемонстрируйте на муляже технику в/м введения 0,5г. ампициллина

 

Эталон ответа:

 

1. У пациента нарушено удовлетворение потребностей: дышать, быть здоровым, поддерживать нормальную температуру тела, работать, избегать опасности.

Проблемы пациента

настоящие: кашель с отделением мокроты, лихорадка 2 период, одышка, боль в грудной клетке, дефицит знаний о заболевании.

 

Потенциальная: риск развития осложнений

 

2. Приоритетные проблемы: боль в грудной клетке, лихорадка 2 период.

Проблема: лихорадка 2 период.

Краткосрочная цель: уменьшить лихорадку к концу недели до субфебрильных цифр.

Долгосрочная цель: исчезновение лихорадки к моменту выписки

 

План Мотивация
1. М\с обеспечит полный физический и психический покой и постельный режим Для уменьшения нагрузки на организм
2. Применить методы физического охлаждения: холодный компресс, легко укрыть пациента Для снижения температуры
3. Обеспечить пациента прохладным обильным витаминизированным питьем: соки, морсы, настои из трав Для снижения температуры за счет охлаждения организма и для уменьшения интоксикации
4. Смазывать губы вазелиновым маслом или глицерином 2 раза в день Для предупреждения образования трещин на губах
5. М/с обеспечит кормление пациента 6-7 раз в сутки небольшими порциями жидкой или полужидкой пищей Для повышения защитных сил организма
6. М/с обеспечит регулярное проветривание палаты Для обогащения воздуха кислородом
7. М/с будет проводить тщательный уход за кожей, слизистыми Для профилактики инфекционных осложнений
8. М/с обеспечит введение жаропонижающих средств по назначению врача Для снижения температуры тела
9. М/с обеспечит регулярную влажную уборку палаты с растворами антисептиков Для обеспечения инфекционной безопасности пациента
10. М/с будет контролировать состояние пациента: цвет кожных покровов, Рs, АД, ЧДД Для ранней диагностики развития осложнений.

Оценка: пациент отметил снижение температуры до субфебрильных цифр через 6 дней и исчезновение ее через 2 недели. Цель достигнута.

3. Студент грамотно и доступно объяснит пациенту как собрать мокроту на микрофлору и чувствительность ее к антибиотикам.

4. Студент демонстрирует процесс обучения пользованию индивидуальной плевательницей.

5. Студент демонстрирует технику в\м инъекции ампициллина согласно алгоритму манипуляции.

 

 

ЗАДАЧА 3

 

Пациент А., 1922 г. рождения, поступил в клинику на обследование. Предварительный диагноз: “центральный рак легкого.”

При сестринском обследовании медицинская сестра выявила жалобы на кашель с отделением мокроты слизистого характера, резкую слабость, боли в грудной клетке, усиливающиеся при кашле и физической нагрузке, периодическое повышение температура тела до субфебрильных цифр.

Объективно: состояние пациента средней тяжести. Кожные покровы бледные. Грудная клетка обычной формы, участвует в акте дыхания. Пациент пониженного питания, температура 36,9, чдд 22 в минуту, пульс 92 в минуту удовлетворительных качеств, АД 120/70 мм рт.ст.

Пациент обеспокоен своим состоянием, утверждает, что мать умерла от онкозаболевания и ожидает такого же исхода.

Пациенту назначено:

1. Бронхоскопия

2. Р-р анальгина 50% - 20 в/м при болях

3. Анализ мокроты на атипичные клетки

Задания

 

1. Определите, удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента и выявите проблемы.

2. Выявите приоритетные проблемы, поставьте цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

3. Объясните пациенту правила подготовки и необходимость проведения бронхоскопии.

4. Обучите пациента правилам сбора мокроты на атипичные клетки

5. Продемонстрируйте на муляже технику в/м введения 50%-2,0 р-ра анальгина.

 

Эталоны ответов

 

1. У пациента нарушено удовлетворение потребностей: дышать, есть, быть здоровым, работать, в безопасности.

Проблемы пациента настоящие: кашель с отделением мокроты, резкая слабость, боль в грудной клетке, похудание, страх за свое будущее.

 

Потенциальные: высокая степень риска из-за неустойчивости жизнедеятельности.

 

2. Приоритетная проблема: боль в грудной клетке

Цель - пациент отметит уменьшение боли до терпимой к концу недели

 

План Мотивация
1. М/с обеспечит пациенту удобное положение в постели Для уменьшения болей
2. М/с обеспечит пациенту физический и психический покой Для ограничения подвижности плевральных.листков и уменьшения боли
3. М/с объяснит пациенту преимущества поверхностного дыхания и ограничения физической активности Для уменьшения болей из-за ограничения подвижности плевральных.листков
4. М/с обучит пациента приемам самовнушения и релаксации в течение недели ежедневно по 15 минут Для успокоения больного и адаптации к его состоянию
5. М/с обеспечит пациенту прием обезболивающих средств по назначению врача Для купирования болевого синдрома
6. М/с будет следить за состоянием пациента: цвет кожных покровов, температура, пульс, чдд, АД, мокрота Для контроля за динамикой заболевания и профилактики развития осложнений

 

Оценка эффективности: пациент отметил уменьшение болей в грудной клетке до терпимых. Цель достигнута.

3. Сту<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: