Текст для самостоятельной работы по теме: КЛАССИЦИЗМ




(анализ значений литературоведческого термина)

// Практические занятия по зарубежной литературе/ под ред. Н. П. Михальской и Б. И. Пуришева. – М.: Просвещение,1981. –224с. (Стр. 76–82).

 

На первом практическом занятии по зарубежной литера­туре XVII—XVIII веков можно остановиться на теоретическом вопросе, который является ключевым для формирования пра­вильного представления о литературном процессе изучаемой эпохи, — на вопросе о содержании термина «классицизм» в литературоведческой науке.

При подготовке к этому занятию студентам рекомендуется сделать выписки из энцикло­педий, справочников, словарей, учебников, провести сравни­тельный анализ определений термина «классицизм».

Задача такого практического занятия заключается в том, чтобы выработать у студентов представление о многозначнос­ти понятия «классицизм».

Классицизм — термин, обозначающий определенное направ­ление, метод и стиль в искусстве. Термин образован от латинского слова classicus — «образцовый». Классицисты стре­мились подражать образцам античного искусства, следовали нормам, изложенным античными теоретиками искусства (прежде всего Аристотелем и Горацием).

А) Классицизм как направление складывается на рубеже XVII—XVIII веков. Истоки его лежат в деятельности итальянской и отчасти испанской академических школ, а также объе­динения французских писателей «Плеяда», которые в эпоху позднего Возрождения обратились к античному искусству, стремясь найти в его гармоничных образах новую опору для испытавших глубокий кризис идей гуманизма.

1) Появление классицизма в большой мере связано со становлением абсолютной монархии — переходной формы государства, когда слабевшая аристократия и еще не набравшая силы буржуазия одинаково заинтересованы в неограниченной власти короля. Наивысшего расцвета классицизм достигает во Фран­ции. И здесь особенно ясно можно показать его связь с аб­солютизмом. Деятельностью классицистов руководила Французская Академия, основанная в 1635 г. первым министром кардиналом Ришелье и выполнявшая все указания правительства. Творчество крупнейших писателей, художников, музы­кантов, актеров классицизма находилось в зависимости от благосклонного взгляда короля. А. С. Пушкин писал о классицистах: «При дворе... поэт чувствовал себя ниже своей публики... Он старался угадывать требования утонченного вкуса людей, чуждых ему по состоянию»2.

(1 Можно обратиться к книге: Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. М., 1968.

2 Пушкин А. С. Полн. собр. соч. М., 1958, т. 7. с. 214.)

2) Следует обратить внимание на то, что класси­цизм как направление по-разному развивался в странах Евро­пы. Во Франции он складывается к 1590-м годам, становится господствующим направлением к середине XVII века, достигает наивысшего расцвета в 60—70-е годы, затем испытывает некоторый кризис. В первой половине XVIII века его преемником становится просветительский классицизм, который во второй половине XVIII века утрачивает ведущие позиции в литературе, но в период Великой французской революции 1789—1794 гг. возникший на его основе «революционный клас­сицизм» господствует во всех основных сферах искусства. Классицизм как направление, утратив свое прогрессивное со­держание, терпит поражение в борьбе с романтизмом и вы­рождается в начале XIX века, однако различные неоклассицистские течения продолжают существовать до наших дней.

В Англии судьба классицизма иная. Иначе развивался классицизм и в Германии. Важно уловить сам принцип характеристики направления как конкретного литературного явления со своей хронологией, этапами разви­тия, внутренней дифференциацией. В этом плане можно под­черкнуть, что в рамках классицистского направления шла борьба между различными течениями. Так, во Франции по­следователи философии Декарта (Буало, Расин) расходились в ряде эстетических вопросов с последователями материалиста Гассенди (Мольером, Лафонтеном). Существовали разные драматургические школы (Корнеля, Расина), разные теат­ральные течения (борьба Мольера с театральной эстетикой Расина) и т. д.

Б) Особое внимание следует уде­лить классицизму как методу, т. е. системе принципов отбора, оценки и воспроизведения действительности.

[Сегодня этот термин заменен другим, в большей мере соответствующим искусствоведению и эстетике: художественно-эстетическая система. ] Классицизм как художественный метод — это определенная система эстети­ческих принципов отображения действительности, которая складывалась в течение целого века. Главным теоретическим трудом, в котором излагаются эти принципы,является книга Никола Буало «Поэтическое искусство» (1674).

Цель искусства классицисты видели в познании истины, которая выступает как идеал прекрасного. Классицисты вы­двигают метод его достижения, основываясь на трех централь­ных категориях своей эстетики: разум, образец, вкус. Все эти категории считались объективными критериями художествен­ности. С точки зрения классицистов, великие произведения — плод не таланта, не вдохновения, не художественной фанта­зии, а упорного следования велениям разума, изучения клас­сических произведений древности и знания правил вкуса. Та­ким образом, классицисты сближают художественную дея­тельность с научной. Вот почему для них оказался прием­лемым философский рационалистический метод французского философа Рене Декарта (1596—1650), ставший основой худо­жественного познания в классицизме.

Декарт утверждал, что разум человека обладает врожденными идеями, истинность которых не вызывает никаких сом­нений. И если от этих истин переходить к недоказанным и бо­лее сложным положениям, расчленяя их на простые, методи­чески переходя от известного к неизвестному, не допуская при этом логических пропусков, то можно выяснить любую истину. Так разум становится центральным понятием филосо­фии рационализма, а затем и искусства классицизма.

Это имело большое значение в борьбе с религиозными представлениями о ничтожестве человека, в борьбе с филосо­фами, утверждавшими непознаваемость мира. Слабой же сто­роной такого представления было отсутствие диалектического взгляда. Мир представлялся неподвижным, сознание и идеал неизменяемыми.

Вот где кроется источник второй важнейшей категории классицистского метода (образец). Классицисты считали, что эстетический идеал вечен и во все времена одинаков, но лишь в античности он был воплощен в искусстве с наибольшей пол­нотой. Поэтому, чтобы вновь воспроизвести идеал, нужно обратиться к античному искусству и тщательно изучить его за­коны. Вот почему подражание образцам ценилось классицис­тами выше, чем оригинальное творчество. Обратившись к ан­тичности, классицисты тем самым отказались от подражания христианским образцам, продолжив борьбу гуманистов Воз­рождения за искусство, свободное от религиозной догматики, Необходимо отметить, что от античности классицисты заимст­вовали внешние черты. Под именами античных героевясно увиделись люди XVII—XVIII веков, а древние сюжеты служи­ли для постановки самых острых проблем современности.

Культ разума потребовал коренной перестройки содер­жания и формы произведений, принципов типизации, системы жанров. Классицисты провозгласили принцип подражания Природе, строго ограничивая право художника на фантазию. Искусство сблизилось с политической жизнью, его важней­шей задачей было объявлено воспитание подлинного гражда­нина своей страны. Поэтому в центре произведений классициз­ма оказываются проблемы, представляющие общенациональ­ный интерес. В искусстве классицизма внимание уделяется не частному, единичному, случайному, а общему, типическому. Поэтому характер героя в литературе не имеет индивидуаль­ных черт, выступая как обобщение целого типа людей. Срав­нивая двух скупцов — шекспировского Шейлока и мольеровского Гарпагона, Пушкин отмечал многообразие черт героя Шекспира и односторонность классицистского характера Гар­пагона: «У Мольера скупой скуп — и только...»1

(1 Пушкин А. С. Полн. собр. соч. М., 1958, т. 8, с. 91.)

Принцип классицистской типизации приводит к резкому разделению ге­роев на положительных и отрицательных, на серьезных и смешных, при этом смех все больше становится сатирическим, ибо в основном направляется именно на отрицательных пер­сонажей.

Категория разума оказывается центральной и в формиро­вании нового типа художественного конфликта, открытого классицизмом: конфликта между разумом, долгом перед го­сударством — и чувством, личными потребностями, страстями. Как бы ни разрешался этот конфликт — победой разума и долга (у Корнеля) или победой страстей (у Расина), только человек-гражданин, ставящий свой долг перед государством выше частной жизни, является идеалом классицистов. Обна­ружив в человеке как бы два существа — государственного и частного человека, писатели искали и пути согласования разу­ма и чувства, верили в конечное торжество гармонии. Это один из главных источников оптимизма классицистской лите­ратуры, социальную основу которого можно видеть в исто­рической прогрессивности абсолютизма XVII века (ведь имен­но с идеологией абсолютной монархии связана проблемати­ка классицизма) и в просветительской идеологии, лежащей в основе классицизма XVIII века.

Мы рассматривали главные принципы и черты классицист­ского метода, исходя из категории «разума». Но нужно пом­нить, что каждый из этих принципов уточняется в свете кате­горий «образец» и «вкус». Например, принцип подражания природе.

Он лишь внешне совпадает с реалистическим требованием верности действительности. Реальность присутствует в произведении классицистов лишь постольку, поскольку он, отвечает образцу, т. е. действительность изображается сквозь призму идеала прекрасного. Поэтому классицистов привлекает не вся природа, а лишь «приятная природа» (по выражению Буало). Из искусства изгоняется то, что противоречит образцу и вкусу, для классицистов целый ряд предметов кажется «неприличным», недостойным высокого искусства. В тех же случаях, когда безобразное явление действительности должно быть воспроизведено, оно также изображается сквозь призму прекрасного (происходит эстетизация безобразного) Об этом писал Буало в «Поэтическом искусстве»:

 

Змею, урода — все, что кажется ужасным,

Искусство, переняв, являет нам прекрасным.

(Перевод С. Нестеровой.)

Большое внимание уделяли классицисты теории жанра. Чем это объясняется? Классицизм — первая в европейской литера­туре стройная система принципов отражения действительнос­ти, которую можно определить как художественный метод. [= художественно-эстетическая система. ] В предыдущие эпохи такие принципы объединялись в жанре, и каждый жанр выступал как особая система законов отра­жения жизни. Классицисты разрушили эту «особость», подчи­нив различные жанры своему методу. Но не все жанры, скла­дывавшиеся веками, отвечали в полной мере требованиям классицизма. И тогда появился неизвестный литературе преж­них времен принцип иерархии (т. е. соподчинения) жанров, утверждавший их неравенство. Этот принцип хорошо согла­совывался с идеологией абсолютизма, уподоблявшей общество пирамиде, на вершине которой стоит король, а также с фило­софией рационализма, требовавшей ясности, простоты, систем­ности в подходе к любому явлению.

Согласно принципу иерархии, есть жанры главные и не­главные. К середине XVII века утвердилось мнение, что са­мым главным литературным жанром является трагедия (в архитектуре — дворец, в живописи — парадный портрет и т. д.). Проза считалась ниже поэзии, особенно художественная. По­этому распространение получили такие прозаические жанры, как проповеди, письма, мемуары, как правило, не рассчитан­ные на эстетическое восприятие, а художественная проза, в частности роман, оказывается в забвении («Принцесса Клевская» М. де Лафайет — счастливое исключение).

Принцип иерархии делит жанры также на «высокие» и «низкие», причем за жанрами закрепляются определенные ху­дожественные сферы. Так, за «высокими» жанрами (трагедия, ода и др.) закреплялась общегосударственная проблематика, в них могло повествоваться только о королях, полководцах, высшей знати, язык этих произведений носил приподнятый,

торжественный характер («высокий штиль»).

 

В «низких» жанрах (комедия, басня, сатира и т. д.) можно было касаться только частных проблем или абстрактных пороков (скупость, лицемерие, тщеславие и т. д.), выступающих как абсолютизи­рованные частные черты человеческого характера. Героями в «низких» жанрах могли быть представители низов общества, выведение же знатных лиц допускалось лишь в исключитель­ных случаях (тем выше можно оценить смелость Мольера, сделавшего постоянной комической фигурой образ маркиза). В языке таких произведений допускались грубости, двусмыс­ленные намеки, игра слов («низкий штиль»). Использование слов «высокого штиля» носило здесь, как правило, пародий­ный характер.

Сообразуясь с принципами рационализма, классицисты выдвинули требование чистоты жанров. Смешанные жанры, например трагикомедия, вытесняются. Этим наносится глав­ный удар по способности того или иного жанра всесторонне отобразить действительность. Отныне только вся система жан­ров способна выразить многообразие жизни. Иначе говоря, в классицизме богатство и сложность действительности выявля­ется не через жанр, а через метод. Вот почему классицисты, считая ряд жанров «низкими», тем не менее широко их раз­рабатывают, выдвигая таких классиков, как Мольер (комедия), Лафонтен (басня), Буало (сатира).

И все же главное внимание писатели классицизма уделяли трагедии. И в этом жанре законы были наиболее строгими. Сюжет (исторический или легендарный, но правдоподобный) должен был воспроизводить античные времена, жизнь дале­ких государств (помимо Древней Греции и Рима — восточ­ные страны), он должен был угадываться уже из названия, как идея — с первых строк (Буало: «Уж с первых строк ясна должна быть пьесы суть»). Известность сюжета противостояла культу интриги, запутанного действия, она требовалась для утверждения логичности жизни, в которой закономерность тор­жествует над случайностью.

Особое место в теории трагедии занял принцип трех единств. Он был сформулирован в трудах итальянских и французских гуманистов XVI века (Дж. Триссино, Ю. Ц. Скалигер и др.), опиравшихся на Аристотеля в борьбе со средневеко­вым театром. Но только классицисты XVII века (особенно Буало) возвели его в непререкаемый закон. Единство действия требовало воспроизведения одного цельного и законченного действия, которое бы объединяло всех персонажей (побочные сюжетные линии в пьесе считались одним из нарушений этого единства). Единство времени сводилось к требованию уложить действие пьесы в одни сутки. Единство места выражалось в том, что действие всей пьесы должно было разворачиваться в одном месте (например, в одном дворце). Следует заметить, что три единства первоначально вовсе не носили формального характера, отражали черту не стиля, а метода классицизма. В их основе лежит принцип правдоподо­бия — фундаментальный принцип классицизма, сложившийся в борьбе с традициями средневековой идеологии и культуры.

В средневековых мистериях, игравшихся от нескольких ча­сов до нескольких дней, обычно изображалась вся история Вселенной от ее сотворения до грехопадения первых людей или другие огромные периоды библейской истории. Неболь­шая сцена изображала и землю, и небо, и ад. Требование единства места и времени изменило структуру драмы, ибо заставило драматургов показывать не все действие, а лишь его кульминацию, лишь саму катастрофу. Один принцип концент­рации времени и места сменился другим. Однако, считая вто­рой принцип более правдоподобным, классицисты ошибались, так как не учитывали еще особенностей субъективного вос­приятия искусства. Романтики, которые откроют субъективно­го зрителя, будут критиковать принцип единства времени и места именно за неправдоподобие.

В целом необходимо отметить, что нормативный характер классицистского метода был как раз той чертой, которая об­условила специфику этого метода, но впоследствии стала тор­мозом развития искусства. С нормативностью классицизма особо острую борьбу вели романтики и реалисты.

В) И, наконец, следует остановиться на характеристике классицистского стиля. Классицизм как стиль — это система изобразительно-выразительных средств, типизирующих действительность сквозь призму антич­ных образцов, воспринятых как идеал гармонии, простоты, однозначности, упорядоченной симметрии. Таким образом, этот стиль воспроизводит лишь рационалистически упорядоченную внешнюю оболочку античной культуры, не передавая ее язы­ческой, сложной и нерасчленимой сущности. Не в античном наряде, а в выражении взгляда на мир человека абсолютист­ской эпохи заключается суть стиля классицизма. Он отлича­ется ясностью, монументальностью, стремлением убрать все лишнее (принцип экономии средств), создать единое и цель­ное впечатление. Выше, говоря о методе, мы останавливались и на средствах выражения (композиция, «штили» языка, прин­ципы построения сюжета и т. д.). Система этих средств, со­ставляющая стиль, как правило, однозначно воплощает в се­бе метод. Этим классицизм отличается от романтизма и реа­лизма, где метод воплощается в огромном разнообразии сти­лей.

 

Рекомендуемая литература

1. Буало Н. Поэтическое искусство. М., 1957.

2. Краткая литературная энциклопедия. М., 1966, т. 5, стлб. 585—590;

3. Наливайко Д. С. Искусство: направления, течения, стили. – К.: Мистецтво,1981. – С. 140-170.

4. Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. М., 1968.

5. XVII век в мировом литературном развитии. М., 1969.

6. Словарь литературоведческих терминов. М., 1974, с. 135—137.

7.

(См. также литературу, указанную в «Краткой литературной энцикло­педии» и «Словаре литературоведческих терминов».)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: