Глава 2. Взаимосвязь сказки с обрядом и мифами




Сказка и обряд

Как отмечает В. Я. Пропп: «Сказка имеет связь с областью культов, с религией.Сказку нельзя сравнивать с религией вообще, а нужно сравнивать с конкретными проявлениями этой религии».[4]

Ф.Энгельс в «Анти-Дюринге» совершенно точно сформулировал сущность религии. Он считает, что всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. В начале истории объектами этого отражения являются, прежде всего, силы природы.Но вскоре, наряду с силами природы, вступают в действие также и общественные силы, – силы, которые противостоят человеку в качестве столь же необъяснимых для него, как и силы природы…Фантастические образы, в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают также и общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил. Далее Энгельс рассуждает о том, что это отражение двоякое. Оно может быть познавательным и выливаться в догматах и учениях, оно манифестируетсяв способах объяснения мира или оно может выливаться в актах или действиях, имеющих целью воздействовать на природу и подчинить её себе. Такие действия – обряды и обычаи.

Обычай и обряд, разные понятия.Обычай – стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Устаревшие обычаи сменяются в процессе исторического развития новыми. А обряд – действия, строго определённые обычаем, сопровождающиеи оформляющие какие-либо акты(обычно культового характера). То есть обряд – составная часть обычая. Обычай обставляется обрядами.

В подтверждение данной точки зрения приведем мнение В. Я Проппа, который считает, что сказка сохранила следы очень многих обычаев и обрядов: многие мотивы только через сопоставление с обрядами получают своё генетическое объяснение. Так, например, в сказке рассказывается, что девушка закапывает кости коровы в саду и поливает их водой. Такой обычай или обряд действительно имелся. Кости животных почему-то не съедались и не уничтожались, а закапывались. [5]Сказка сохранила следы очень многих обрядов и обычаев, но ее нельзя рассматривать как хронику. Вслед за В. Я. Проппом выделим три формы отношений между сказкой и обрядом:

1) Самый простой, но редкий случай – это полное совпадение обряда и обычая со сказкой.

Например, в сказкерассказывается, что царских детей запираютв подземелье, держат в темноте, подают им пищу так, чтобы этого никто не видел, и в исторической действительности это тоже именно так и делалось.

2) Переосмысление обряда, замена сказкой какого-нибудь элемента обряда, ставшего ненужным или непонятным.

Например, наяву в шкуры зашивали покойников, а в сказке – герой сам себя зашивает в шкуру, чтобы выбраться из ямы или попасть в тридесятое царство.

3) Обращение обряда, т.е. сохранение всех форм обряда с придачей ему в сказке противоположного смысла.

Например, существовал обычай убивать стариков. Но в сказке рассказывается, как должен был быть убит старик, но не убивается.

Последний тип связи сказки и обряда указывает на то, что сюжет возникает не путем прямого отражения действительности, а путем отрицания этой действительности. "Иногда были случаи, - пишет Пропп,- когда сказка из объясняемого явления оказывается явлением объясняющим, она может быть источником для изучения обряда". [6]

Сказка и миф

В предыдущем параграфе мы рассмотрели соотношение сказки и обряда, перейдем к изучению взаимосвязи сказки и мифа.

Миф -(от греч. mýthos — предание, сказание), повествования о богах, духах, обожествлённых героях и первопредках, возникшие в первобытном обществе. В мифе переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы.

Наиболее типичны мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы) и человека (антропогонические мифы); о происхождении солнца (солярные мифы), луны (лунарные мифы), звёзд (астральные мифы); мифы о животных; календарные мифы и др.

Особое место занимают мифы о происхождении и введении культурных благ (добывание огня, изобретение ремёсел, земледелия), а также об установлении определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов. Для мифов характерно наивное очеловечивание всей природы (всеобщая персонификация).

В первобытном обществе миф — основной способ познания мира, опирающийся на своеобразную логику (нерасчленённость, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени); особенность мифологического сознания — установление мнимых связей между различными явлениями.

Элементы мифологического мышления сохраняются и в современном массовом сознании (например, расовые и классовые мифы, культ вождей, ритуалы массовых сборищ и т. п.). Мифы в переносном смысле — ложные, некритические, оторванные от действительности состояния сознания, концепций, представления.

Обряд – одно из проявлений религии, миф же – другое её проявление. «Миф и сказка отличаются не по своей форме, а по своей социальной функции». Об отношении сказки к мифу разграничение делается весьма формально. Под мифом будем понимать, как и В.Я. Пропп, рассказ о божествах и божественных созданиях, в действительность которых народ верит. Дело здесь в вере не как в психологическом факторе, а историческом. Рассказы о Геракле очень близки к нашей сказке. Но Геракл был божеством, которому воздавался культ. Причем социальная функция у мифа не всегда одинакова. Она зависит от степени культуры народа.

Таким образом, сказку нужно сопоставлять как с мифамипервобытных доклассовых народов, так и с мифами культурных древних государств.

Сказка и миф иногда настолько полно могут совпадать друг с другом, что в этнографии и в фольклористике такие мифы часто называют сказками.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: