Основные типы ВНД и методы их определения.




С древнейших времен известно, что одни люди отвечают на все происходящее бурными реакциями, другие же, наоборот, всегда остаются чрезвычайно спокойными. Важно подчеркнуть, что такой стиль реагирования может оставаться устойчивой характеристикой в течение всей жизни человека и, следовательно, он является врожденной особенностью

Учение о типах ВИД является общим для животных и человека.

Тип ВНД — это совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы (сила процессов возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность), определяющих темперамент личности. Однако понятие «темперамент» применимо только к человеку. Темперамент — это совокупность черт личности (индивидуальности), характеризующих ее двигательную, эмоциональную и речевую активности, скорость реагирования и переключения с одного вида деятельности на другой. Таким образом, понятие «темперамент» присущ только человеку, но не животным. Личность — это отдельный человек, характеризующийся накопленными знаниями и навыками, темпераментом, стилем поведения и мировоззрением.

Согласно И. П. Павлову, критериями типологических свойств нервной системы являются сила процессов возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность. Различные комбинации трех основных свойств нервной системы позволили выделить четыре резко очерченных типа, отличающихся адаптивными способностями и устойчивостью к невротизирующим факторам. Учение И. П. Павлова о типах ВНД это учение о реактивности нервной системы, особенно ее высшего отдела — коры большого мозга.

Понятия «тип нервной системы» и «тип ВНД» чаще всего используются как идентичные, типы ВНД определяются свойствами нервных процессов. Под силой нервных процессов понимают работоспособность корковых клеток, которая определяется длительностью нервного напряжения, выражающегося в процессах возбуждения и торможения. Под уравновешенностью нервных процессов понимают соотношение процессов возбуждения и торможения по их силе. Подвижность нервных процессов — это способность корковых клеток к превалированию возбуждения над торможением и наоборот.

Типы ВНД животных изучал в эксперименте И.П. Павлов и выделил четыре основных типа ВНД:

• животные сильные, уравновешенные, подвижные (живой тип);

• животные сильные и неуравновешенные (безудержный тип);

• животные сильные, уравновешенные, инертные (спокойный тип);

• животные слабые (оранжерейный тип). Типы ВНД животных, описанные и научно обоснованные И. П. Павловым, по свойствам оказались очень близки к «темперахрам», описанным Гиппократом.

Древнегреческий врач, основатель медицины Гиппократ (460— 377 до н. э.) неодинаковое течение одной и той же болезни у разных людей объяснял различным состоянием «соков тела» в организме человека: крови, слизи, желчи, черной желчи. По Гиппократу, различают четыре темперамента: сангвинический (от лат. sanguis — кровь), холерический (от лат. chole— желчь), флегматический (от лат. рhlegma — слизь, мокрота), меланхолический (от греч. melanos + chole — черная желчь).

Сангвиник — человек решительный, энергичный, с быстрой возбудимостью, подвижен, впечатлителен, с ярким внешним выражением эмоций и легкой их сменяемостью. Флегматик — спокойный, медлительный, со слабым проявлением чувств, трудно переключается с одного вида деятельности на другой. Холерик — вспыльчивый, с высоким уровнем активности, раздражительный, энергичный, с сильными, быстро возникающими эмоциями, ярко отражающимися в речи, жестах, мимике. Меланхолик имеет низкий уровень нервно-психической активности, унылый, тоскливый, с высокой эмоциональной ранимостью, мнительный, склонный к мрачным мыслям и угнетенному настроению, замкнут, пуглив. В жизни такие «чистые» темпераменты встречаются редко, обычно комбинация свойств более разнообразна. В свете учения о типах ВНД стала понятной научная основа учения о темпераментах. Сильное уравновешенное подвижное животное соответствует сангвиническому темпераменту; сильное неуравновешенное — холерическому; сильное уравновешенное инертное — флегматическому; слабое — меланхолическому.

2. Типологические варианты личности детей и основы формирования ВНД.

С помощью психологических методов (наблюдение за поведением учащихся в школе, индивидуальная беседа, характеристика педагогов, модифицированный детский личностный вопросник Кетелла) Э. М. Александровская и И. Н. Гильяшева (1985) выделили шесть основных типологических вариантов личности детей младшего школьного возраста (7— 10 лет). Изучали следующие свойства личности: общительность, интеллект, уверенность в себе, возбудимость, доминирование, склонность к риску, добросовестность, социальная смелость, чувствительность, тревожность, самоконтроль, напряженность.

Основными типологическими вариантами личности оказались следующие.

Гармоничный тип (около 36 %). Дети этой наибольшей по численности группы легко учатся и не испытывают трудностей в школе. У данной группы сформирован интеллект, характерна общительность, уверенность в себе, высокий самоконтроль, добросовестность, отсутствие тревожности. Эта группа делится на две подгруппы, отличающиеся уровнем возбудимости: детям 1 подгруппы (около 26 %) свойственна уравновешенность, детям II подгруппы (около 10 %) — ярко выраженная моторная активность. Практическая направленность этих школьников проявляется в эффективном овладении учебной деятельностью, стремлением к хорошим результатам. Сочетание перечисленных свойств представляет собой устойчивую структуру личности, обеспечивающую им быструю адаптацию.

Конформный тип (около 12 %). В поведении школьников проявляются сильная зависимость от ситуации, стремление соответствовать окружению. Их направленность на учебу определяют высокая школьная мотивация, потребность поступать согласно предъявляемым нормам. По данным тестового обследования, они достаточно общительны, уверены в себе, добросовестны, имеют хороший самоконтроль, низкий уровень тревожности и напряженности. Характерная особенность детей с конформным типом личности — недоразвитие познавательной деятельности, что затрудняет усвоение учебной программы.

Доминирующий тип (около 10 %). Отличительная особенность этих учащихся — стремление к самостоятельности, доминированию, самоутверждению. Они общительны, активны, уверены в себе, обладают социальной смелостью и склонностью к риску. Практическая направленность этих школьников особенно ярко проявляется в организации детских игр. Сочетание высокой активности и низкого самоконтроля создает трудности адаптации, связанные с усвоением школьных норм поведения.

Чувствительный тип (около 14 %). Эти дети робки и застенчивы, хотя дружеские связи стойки с теми, к кому привыкли. Учатся старательно, прилежно. По данным тестового обследования, доминирующее свойство — чувствительность, которая сочетается такими качествами, как общительность, добросовестность, высокий самоконтроль, зависимость.

Тревожный тип (около 10 %). Для этих детей характерны крайняя изменчивость эмоциональной сферы, повышенная впечатлительность; их действия отличают излишнее волнение, тревожность. Учатся легко, особенно хорошо читают и рассказывают. Высокий уровень тревожности сочетается у них с возбудимостью, чувствительностью, неуверенностью в себе, чувством ответственности, хорошим пониманием социальных нормативов.

Для детей с чувствительным и тревожным типами формирования личности ведущее значение имеет общение. Именно эта деятельность служит источником получения эмоционального подкрепления, столь необходимого для них. Ожидание положительной оценки своих действий и поступков со стороны окружающих определяет трудности в сфере взаимоотношений. Для некоторых зависимость от эмоционального состояния затрудняет усвоение учебной программы.

Интровертированный тип (около 18 %). Отличительная особенность этих школьников — направленность на познавательную деятельность. Высокий уровень развития интеллекта сочетается у них с пониженным контролем за окружающей действительностью. Тестовое обследование выявляет у них замкнутость, неуверенность в себе, социальную робость, низкий самоконтроль. В то же время у них отмечаются возбудимость, тревожность, напряженность. Школьников с данным типом формирования личности можно разделить на две подгруппы, отличающиеся уровнем общей активности. Дети пассивного варианта (около 6 %) выделяются бедностью мотивационной сферы, отсутствием инициативности. Одиночество, отгороженность от окружающих, повышенная чувствительность затрудняют как освоение социальных норм, так и установление контактов и в итоге приводят к конфликтной, субъективно трудной ситуации взаимоотношений в школе.

Среди детей с патологическими формами выделяют особую группу школьников с инфантильным типом формирования личности. Отмечаемая у них задержка психического развития отражается в незрелости мотивационно-потребностной и интеллектуальной сфер.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: