Место и роль государства в политической системе общества




Характеризуя роль и место государства в политической системе общества следует исходить, прежде всего, из того, что оно - в любой стране и на любом этапе развития общества - выступает как самая массовая и самая всеобъемлющая организация. Оно объединяет или стремиться объединить вокруг себя различные слои населения.

Аналогичные стремления выражать волю всего народа проявляли себя и в конституционных актах других государств. “Народ” при этом зачастую является только социальным фоном, за которым скрывается реальная государственная власть, принадлежащая определенному классу, социальному слою или правящей группировке. В реальности же именно те, в чьих руках находится государственная власть, являются реальными творцами внутренней и внешней политики.

Сказанное, однако, не означает, что государство ограничивает свою социальную базу лишь непосредственно стоящими у власти правящими кругами. Напротив, государство прилагает реальные усилия для расширения своей социальной базы, которая обеспечивает ему стабильность. В идеале каждое современное государство стремится к тому, чтобы его социальная основа, закрепленная конституцией, которую составляют все подданные государства, превратилась в его реальную основу. Для проведения эффективной деятельности, то есть полноценной реализации своих функций государству необходимо иметь как можно большее число убежденных сторонников его внутренней и внешней политики.

Особое место и роль государства в политической системе общества определяется еще и тем, что в его руках находятся огромные материальные и финансовые ресурсы. В некоторых странах оно является монопольным собственником основных средств и орудий производства, что особенно ярко проявлялось во внутриполитической деятельности бывших социалистических стран. Так, в СССР в исключительной собственности государства находились земля, ее недра, леса и воды, а также основные средства производства в промышленности, банки, средства связи, основной жилищный фонд и т.д., иное имущество, необходимое для осуществления государственных функций.

Основное отличие государства от других политических институтов общества состоит прежде всего в том, что ему принадлежит высшая власть в обществе. Его властная сила универсальна: она распространяется на все население и общественные партии данной страны; она держится на прерогативах - полномочиях отмены всякой другой власти, а также на наличии таких средств воздействия, которыми никакие другие общественные организации, кроме нее, не располагают. К таким средствам воздействия относятся законодательство, аппарат чиновников, армия, суд и т.д.

Политические партии и массовые общественные организации также могут иметь свои постоянно действующие аппараты, которые призваны обеспечивать их нормальное функционирование. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в свое структуре, например, таких органов, которые призваны охранять действующую в обществе правовую систему - органов милиции, суда, прокуратуры, адвокатуры и т.п., функционирующих в интересах всех членов общества.

Среди различных элементов политической системы государство выделяется еще и тем, что располагает разветвленной системой юридических средств, которые дают ему возможность управлять многими отраслями экономики и оказывать воздействие на все общественные отношения. Обладая соответствующими полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции нормативно-правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию. Достигается это по-разному - путем воспитания, поощрения и убеждения, осуществлением постоянного контроля за точным осуществлением этих актов, применением в необходимых случаях мер государственного принуждения.

Следует отметить, что в некоторых странах общественные организации могут иметь в своем распоряжении неприсущие им юридические рычаги воздействия. Однако они, в отличие юридических средств воздействия, находящихся в руках различных государственных органов, носят ограниченный характер. Возникают они у общественных организаций не в силу самой природы данных объединений, а в результате того, что само государство наделило их правом издания юридических актов.

Наконец, государство обладает суверенитетом. Суверенность политической власти выступает как один из признаков государства. Его содержание заключается в верховенстве этой власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в независимом поведении страны (государства) на внешней арене.

Итак, государство и общественные объединения – это самостоятельные части политической системы. Они обладают внутренней самостоятельностью и независимостью в решении вопросов, касающихся их внутренних и внешних дел.

Функционирование политической системы общества осуществляется на основе правовых норм. Все организационные структуры политической системы действуют в рамках и на основе законов, которые образуют правовой фундамент государственной и общественной жизни.

Конечно, названные особенности не исчерпывают всей специфики государства как элемента политической системы общества на фоне всех других ее структурных элементов. Но они дают общее представление о государстве, а также о факторах, определяющих место и роль государства в политической системе общества.

3.1 Соотношение государства с другими элементами политической системы

Понимание природы государства неизбежно предполагает и осознание связей его с другими сферами общественной жизни и элементами политической системы общества. Ис­пытывая влияние экономики, морали, права, политических партий и организаций, религии, культуры и др. явлений, государство само оказывает на них существенное воздей­ствие. В стабильных демократических обществах функцио­нальная связь государства с другими общественными сфе­рами носит устойчивый, динамичный характер, подкрепля­ющий тенденцию к понижению роли и методов политичес­кого регулирования общественных отношений и усилению авторитета моральных и религиозных норм, методов само­организации экономической и общественной жизни.

Прежде всего, необходимо отметить значительную детер­минирующую (причинно-обусловленную) роль экономики в отношении государства. Идею об обусловленности государ­ственной власти имущественным и социальным положением граждан выдвинул еще Аристотель. А.Смит настаивал на соответствии политических отношений экономическому строю. К.Маркс четко подчеркивал, что способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политичес­кий и духовный процессы жизни.

Исходя из социально-экономических условий и других факторов, многие ученые выделяют пять типов государств:

· традиционные примитивные,

· традиционные цивилизованные,

· государства переходных обществ,

· государства периода промышленных революций,

· государства общества высокого массового потребления.

В свою очередь государство оказывает большое влияние на экономику. Характер этого влияния может быть трояким: позитивным, негативным или нейтральным. В современной России без помощи государства в принципе невозможно утверждение рыночных отношений, проведение реформ, развитие предпринимательства, создание конкурентной сре­ды, ликвидация монополизма в сфере экономических отно­шений. Сейчас настоятельно выдвигается задача увеличения роли государства как центра экономического регулирова­ния, важнейшего инструмента решения социальных, куль­турных, природоохранных и иных проблем.

Государство нуж­дается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависи­мость государства от права проявляется: 1 - во внутренней ор­ганизации государства и 2 - в его деятельности.

1. Исторический опыт доказывает, что для своего существова­ния государство, как организация, нуждается в праве. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепля­ются форма государства, устройство государственного аппара­та, компетенция государственных органов и должностных лиц.

Принципиальная важность права во внутренней органи­зации государства проявляется в том, что оно создает юриди­ческие гарантии против возможной узурпации власти одной из ветвей власти. Отношения между государствен­ными структурами получают правовое урегулирование, превра­щаются в правовые отношения.

С помощью права определяются место, роль, функции частей государственного механизма, их взаимодействие с другими ор­ганами и населением. Для федеративного государства четкое разграничение компетенции федерации и ее субъектов, феде­ральных органов и органов членов федерации является необ­ходимым условием существования федерации как единого, це­лостного государства.

Право выступает существенным свойством государственной ор­ганизации общества. Упорядочивая внутриорганизационные свя­зи государства, право позволяет обеспечить рациональное ус­тройство структуры государства. Нормативно-юридические ак­ты право установительного характера формируют государство как систему государственных органов, осуществляющих функцию управления строго в правовом поле. Тем самым право создает юридические предпосылки для эффективной ра­боты всех звеньев государственной машины.

2. Известны два метода, посредством которых государство навязывает свою волю обществу: метод насилия, присущий тота­литарным государствам, и цивилизованное управление социаль­ными процессами с помощью правового инструментария. Такой метод органично присущ государствам с развитым демокра­тическим режимом.

Следовательно, демократическое современное государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность. Право составляет необходимую сторону, аспект, свойство госу­дарственной деятельности. Такое качество присуще праву, по­скольку оно незаменимо как общесоциальный регулятор и его использование обусловлено объективными факторами, находя­щимися вне государства. Право навязывается государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебречь правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободить от него.

Сложным является вопрос о соотношении го­сударства (политики) и морали.

Государственная власть сталкивается с трудной пробле­мой совмещения целесообразности тех или иных решений, полезности их для общества, с необходимостью иногда применять силу при наличии нравственных норм, не согла­сующихся с этими действиями. Выдержать необходимый баланс между политическими и нравственными критериями весьма непросто. Государство взаимодействует и с другими элементами политической системы:

· с политическими партиями,

· с национальными движениями и организациями,

· с церковью,

· с органами местного самоуправления,

· с профсоюзами, молодежными организациями и др.

Политические партии, общественные организации и объединения - это институты общественного влияния, воздействия и воспитания. Они содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах.

Политичес­кая партия — добровольное объединение людей, которое выражает волю данной социальной группы и стремится «завоевать» или удержать государственную власть, осуществлять влияние на политику в соответствии со своей программой.

Партии в политической системе в свою очередь образуют партий­ную систему — это совокупная связь партий, действующих в рамках своих программ и уставов, и борющихся за государственную власть.

Возрастание роли политических партий — характерная черта формирования и развития демократии в государстве и обусловлено следующи­ми факторами:

— возрастанием политической активности граждан;

— процессом демократизации властных структур государства;

— политическим и идеологическим плюрализмом, что обуслов­лено, прежде всего, разнообразием форм собственности.

Нормальное функционирование партийной системы и устране­ние почвы для захвата власти или присвоения властных полномочий какой-либо партией обеспечивается правовым регулированием дея­тельности партий. Оно сводится к следующему:

1. Никто не может быть принужден к вступлению в какую-либо партию или пребывание в ней.

2. Партии свободно создаются и действуют в обществе на основе их уставных документов и после регистрации в установленном зако­ном порядке.

3. Деятельность партий не должна ущемлять основные права и свободы человека и гражданина.

4. Решения политических партий не имеют обязывающей силы для органов государства.

5. Партии призваны содействовать выражению политической воли гражданского общества.

6. Создание организационных структур партий в государствен­ных органах, воинских частях не допускается.

7. Недопустимость деятельности партий, призывающих к свер­жению конституционного строя или проповедующих национальную, религиозную рознь и нетерпимость.

Во взаимоотношениях государства и общественных организаций отражается демократизм общества, единство принципов построения и функционирования, возникновение государственных и негосу­дарственных объединений по воле народных масс, постоянная опора на их творческую инициативу и поддержку.

Взаимоотношения между государством и общественными организациями строятся по-разному в зависимости от места и роли тех или иных об­щественных формирований, от характера их деятельности, от стоящих перед ними целей и задач. Это сотрудничество, взаимопомощь, координация, руководство со стороны государства деятельностью некоторых общественных организаций, определение общего направления их деятельности, надзор и т.д. При этом сохраняется внутренняя самостоятельность общественных организаций, их отно­сительная независимость в решении вопросов на основе принципов самоуправления и самодеятельности.

Следует отметить, что общественные организации действуют в рамках правового режима, установленного государством, которое как главная властвующая и организующая сила призвано обеспечить нор­мальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, способствовать их развитию и совершенствова­нию. Прежде всего, это выражается в предоставлении конституцион­ного права гражданам на объединение в общественные организации, использование ими широких политических свобод: слова, печати, со­браний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Права и за­конные интересы общественных организаций находятся под охра­ной государственных органов (суда, прокуратуры и др.). Они оказы­вают содействие в реализации некоторых их решений.

Взаимоотношения государства с профсоюзами, молодежными организациями, творческими союзами строятся при отсутствии государственного руководства, тогда как деятельностью таких обще­ственных организаций, как потребительская кооперация, ряд добровольных обществ, государство руководит. Но это не озна­чает какого то ни было «включения» общественных организаций в систему государственного аппарата. Общественные организации это не «филиалы» государства, а самостоятельные звенья политической системы, имеющие свои самостоятельные функции, свое социальное назначение. Все задачи должны решаться путем сочетания мероприятий по государственной линии и по линии различных общественных организаций, причем действуют они не изолированно, а в тесном контакте и при постоянной взаимной поддержке.

Укрепление и развитие общности и единства государственных и общественных институтов свидетельствует об уровне развития демократии, обеспечивающей активное участие всех членов общества в управлении как государственными, так и общественными делами.[31]

 

 

Заключение

Итак, в результате реализации поставленных целей и решения задач реферата можно сделать следующие выводы.

Понимание государства, его сущности и закономерности развития позволяют определить его как сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление; подтвердить наличие плюрализма в понимании и определении государства.

Демократическая политическая система - это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольный обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов.

Государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны. Это подтверждается следующим:

1. Государство выступает, прежде всего, в качестве альтернативы в борьбе между различными социальными группами, слоями, классами, с их противоречивыми интересами. Оно предотвратило самоуничтожение человеческого общества и делает это и сегодня, можно сказать, что в этом смысле государство «дало» жизнь политической системе общества.

2. Государство можно рассматривать как организационную форму, союз людей, и через государство каждый индивид включается в политическую систему общества.

3. Государство стало первым результатом политической деятельности людей, каким либо образом организованных и представляющих интересы определенных групп или слоев. Государственность – форма бытия классового общества.

4. Государство – важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество.

5. Политическая система в силу подвижности экономических, социально-классовых отношений, изменчивости идеологической и психологической ауры находится в постоянном движении. И когда приходит необходимость в изменении формы правления или политического режима, особая роль в реализации этой необходимости отводится государству. Только законная государственная власть мет обеспечить относительно безболезненный и бескровный переход к новому состоянию общества.

Таким образом, в различных сферах жизни общества государство неизменно выступает как собственно политическая организация, как институт сугубо политический. Однако, абсолютизировать политический характер государства было бы ошибочным: в многогранной деятельности государства, равно как и его различных органов, присутствуют не только “чисто” политические, но и другие аспекты - такие, например, как организационные, финансовые, технико-экономические (нормативы, стандарты и т.п.). Перечисленные мероприятия хотя и ассоциируются с политической деятельностью государства, но сами таковыми не являются.

То же самое можно сказать и об отдельных государственных органах - парламенте, правительстве, конституционном суде, различных министерствах и ведомствах и др. Будучи неотъемлемыми составными частями политического по своей сути и характеру государственного механизма, они в то же время выполняют и неполитические функции - экономические, финансовые и т.п..

Любая политическая деятельность в конечном счете так или иначе связана с государственной властью. Можно спорить о том, какие факторы лежали в основе возникновения государства, чьи интересы выражают те или иные современные государственные образования. Но аксиомой является то, что результатом политической деятельности людей и их объединений, является государственная власть. И что бы ни было зафиксировано в программных документах различных политических партий разных времен, ясно одно: им нужна государственная власть для осуществления своих явных или тайных целей. Самое существенное в государстве – не возможность объединения людей, не территория, а обладание властью. Поэтому бесперебойного “правильного” правового механизма образования и осуществления государственной власти нет.

 

Библиография:

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года). - Л.: ОМЕГА, 2010.

2. Алексеев С.С. Государство и право. –М.,1993.

3. Анохин М.Г. Политические системы: Адаптация. Динамика. Устойчивость. – Новосибирск,2001.

4. Аренд Ханна. Истоки тоталитаризма. – М.,1996.
1996.

5. Большой юридический словарь/под ред. А.Я.Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. – М.: ИНФРА-М, 1999.

6. Гаджиев К.С. Политическая наука. – М., 1994.

7. Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества. //Государство и право. – 1994. - №7.

8. Зарубежная политология. Словарь-справочник / Под ред. А. В. Миронова. – М., 1998.

9. Каменская А.С., Родионов А.Н. Политические системы современности. – М., 1994.

10. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические вузы. – М., Зерцало, 1997.

11. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций / Издание 2-е, исправленное и дополненное. - М.: Манускрипт. 1996.

12. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 1999.

13. Лепхарт А. Демократия в многосоставных обществах: Сравнительное исследование. – М., 1997.

14. Манов Г. Н. Государство и политическая организация общества. - М.: Изд-во “Наука”, 1974.

15. Марченко М. Н. Политическая система современного буржуазного общества (политико-правовое исследование). - М.: Изд-во МГУ, 1981. – 340с.

16. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю. И. Аверьянов. – М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та. 1993.

17. Селезнев Л.И. Политические системы современности: Сравнительный анализ. – СПб., 1995.

18. Сморгунов Л.В. Сравнительная политология: Теория и методология измерения демократии. – СПб., 1999.

19. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 1999.

20. Теория государства и права: Курс лекций / Под Ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. –М., 1997.

21. Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. М.И.Марченко. –М., 1996.

22. Шаран П. Сравнительная политология. Ч. 1, 2. – М., 1992.

 

 



[1] Теория государства и права. /Под ред. Проф. В.В. Лазарева. М.: Новый юрист, 1999 С. 58

[2] Алексеев С.С. Государство и право. – М.,1993.

[3] Теория государства и права: Курс лекций / Под Ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. – М., 1997.

[4] Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов /Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. –М., 1997

[5] Манов Г.Н. Государство и политическая организация общества. М., 1974.

[6] Матузов Н.И. Правовая система. Саратов, 1987

[7] Алексеев С.С. Государство и право. –М., 1993. –С. 12-13

[8] Теория государства и права: курс лекций/ под редакцией Н.И. Матузова и А.В. Малько. –М., 1997. –С. 30-32

[9] Теория государства и права. Учебник для юрид. вузов и ф-тов/ Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. –М., 1997. –С.113

[10]Там же. –С.114

[11] См.: Вебер М. Избранные произведения. –М.,1990. –С.645

[12] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. –Т.3. –С.63; -Т.22. –С.200-201; Ленин В.И. Полн. собр. соч. –Т.39. –С.73

[13] Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов (Под ред. В.М. Корельского и Перевалова. –М.,1997.-С.115

[14] См.: там же.

[15] Общая теория права и государства. Под ред. В.В Назарова.- М.,1998.–С.115.

[16] Теория государства и права: курс лекций/ под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. –М.,1997.-С.52

[17] Теория государства и права. Учебник для юрид. вузов и факультетов/ Под ред. В.М. Карельского и В.Д.Перевалова. –М.,1997. -С.115-116.

[18] Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова и А.П. Малько. –М.,1997.-С.52-53.

[19] Общая теория права и государства/ Под ред. В.В.Лазрева. –С.274-275.

[20] Там же..– С.52.

[21] Там же. –С.49-50.

[22] Там же. –С.51.

[23] Общая теория права и государства / Под ред. В.В.Лазрева. –С.281.

[24] Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. –С.52.

[25] Теория государства и права. Учебник для юрид. вузов и факультетов/ Под ред. В.М. Карельского и В.Д.Перевалова. –С.121.

[26] Теория государства и права. Учебник для юрид. вузов и факультетов/ Под ред. В.М. Карельского и В.Д.Перевалова. –С.122.

[27] См., например: Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов/ Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. –С.124.

[28] https://dvo.sut.ru/libr/sotciolo/053apan/3.htm 21.04.11

[29] https://www.webarhimed.ru/page-206.html

[30] https://www.webarhimed.ru/page-206.html 21.04.11

[31] https://www.webarhimed.ru/page-206.html 21.04.11



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: