Роль игрушки в развитии игры старших дошкольников




В старшем дошкольном возрасти значительно изменяется отношение ребенка к: игрушке. Меняется также роль игрушки в играх. Ребенок уже меньше нуждается в готовом образе, представляемом игрушкой. Он способен сам создать тот или иной образ. Он предпочитает сам исполнять роль в игре. Игрушка нужна как материал для выполнения, замысла. Дети предпочитают игрушечную мелочь крупным игрушкам (мелкие фигурки, изображающие людей, наборы поездов и др.). Возрастает требование к комплексности игрушки.

У детей возникает также интерес к поделкам, конструкциям. Сама по себе конструктивная деятельность зарождается в игре, является одной из форм игры. Включение конструктивной деятельности в творческую игру значительно обогащает действенней характер самой игры и реализацию замысла.

В конструктивных замыслах ребенка, несомненно, нужна помощь воспитателя советом, примером выполнить задуманное, но отнюдь не подменять замысел ребенка готовым, решением и не мешать ему «конструировать» игрушки.

Часто воспитатели допускают существенные ошибки в руководстве играми. Вот несколько примеров.

«Тут у меня будет река, а тут мост, — рассуждает мальчик 6 лет. – Мост готов. А как же быть с рекой? Реки нет. Как быть?» Воспитатель наблюдает за ребенком и поспешно вмешивается: «Подойди, Сережа, я дам тебе, голубую бумагу, вот у тебя и речка будет».

В следующий раз ребенок, не раздумывая, как поступить, прямо обращается к воспитателю: «Мне нужно сделать крыло к аэро­плану». «Сейчас найдем что-либо подходящее», — отзывается педагог. Ошибка воспитателя в том, что он своими действиями подменяет инициативу ребенка, не дает ему самому мыслить, воображать.

Окончание творческой игры

Окончание игры воспитатель может определить по ее темпу, настроению детей, которое может оказаться или слишком бурным, или слишком вялым. Дети играют в конницу Буденного. Они уже набегались, напрыгались, некоторые устали от бега; еще несколько минут — и игра выйдет за рамки нормального настроения детей. Воспитатель вносит предложение красноармейцам отдохнуть и дать отдых лошадям, как это делают в армии. Всадники спешиваются, проводят коней, чистят их, размещают на отдых, сами отдыхают. В другой раз затянувшаяся игра в «моряков» прерывается песней, дети подхватывают ее, и игра заканчивается.

Конец игры, как и сказки, должен быть эмоциональ­ным. Игра — это тоже эмоциональная сказка. Радость составляет не только основу игры, но и.ее окончание.

Но было бы глубоко ошибочным не воспитывать у детей способность дифференцировать игру от необходимых обязанностей. Если для малышей имеет воспитательное значение переключение в игровой форме от игры к обеду[4], прогулке и т. д., то у старших детей эти переходы малоубедительны и выглядят наивно. Нельзя считать правильным, чтобы ребенок забыл о том, что сейчас время обеда.

Чувство меры должно воспитываться у старших детей и в отношении игр. Время игры должно быть согласовано с общим режимом. Игра может быть перенесена на другое время, как этого хотят дети, но, продолжая игру, переносить ее на бытовые моменты жизни детского сада неправомерно.

 

Разновидности творческих игр старших дошкольников

При правильном руководстве творческие игры де­тей старшего дошкольного возраста становятся богатыми и развитыми по содержанию. Тематика игр приобре-

тает большое разнообразие за счет обогащения представлений ребенка.

Творческие игры приобретают разнообразный характер и по своему настроению. Отдельные элементы игр приобретают доминирующий характер, образуя разновидности творческой игры. Постепенно выделяется самостоятельный тип строительно-конструктивной игры (с игрушками), ролевой игры с драматизацией, игры - драматизации по готовому тексту.

Организация игр

Творческие игры требуют сосредоточенности и поэтому должны проходить в моменты, наиболее отвечающие настроению детей. В детских садах лучшим временем является час сбора детей, часы прогулки и время после сна. В отличие от игр дидактических и подвижных, легко укладывающихся в 15—20 минут, творческие игры, как правило, требуют более длительного времени. Как показывают наблюдения, общая длительность игры занимает 20—40 минут времени, причем у 3—4-летнйх. в этот промежуток времени происходит несколько отрывочных игр, более старшие дети успевают развернуть 1—2 связных сюжета. Один и тот же сюжет игры может распространяться и на более длительное время, так как дети любят возвращаться к старым излюбленным темам.

Место для игры должно быть таким, чтобы дети могли построить необходимые сооружения. Прекрасным местом для таких игр будет площадка, лужайка. Группе играющих детей иногда нужна целая комната, но часто дети любят укромные уголки. Использование более ограниченного пространства вызвано, по-видимому, усилением иллюзии некоторых игр. Поэтому в детских садах строятся домики, специальные легкие перегородки, комбинируя которые ребенок получает наиболее удовлетворяющую его площадь, постройку. Но все же не нужно этим злоупотреблять. Следует проводить игры и на полу.

Дошкольная педагогика. Под ред. Ш. И. Ганелина. М., 1946, с. 108—122.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: