Абсолютное и относительное в истине. Конкретность истины. Истина в судебном исследовании. (13)




Социальный Детерминизм - (лат. determinare - определять) - один из основных принципов социологии, выражающий всеобщую взаимосвязь и взаимообусловленность социальных явлений. Важнейшей характеристикой С.Д. является причинно-следственная связь.

Виды социального детерминизма:

- географический (Монтескье) считал геогр. среду главным фактором общ-го развития

- демографический

- социально-экономический

- технологический

 

 

Билет № 9

 

1. Бытие как философская категория. Основные формы бытия. (1)

 

Бытие в широком значении – существование чего-либо. Бытие:

- актуальное (существующее на данный момент)

- потенциальное (может существовать в будущем)

 

Формы бытия:

- актуальное предметное бытие

- потенциальное бытие

- ценностное бытие

- идеальное бытие (мир психического и духовного)

 

Бытие в узком значении – материя, природная и социальная реальность.

Формы бытия: предыдущие+

- по атрибутам материи (пространство и время)

- по формам движения материи (физическое, биологическое и т.д.)

- по структурным уровням организации материи (молекулярное, популяционное и т.д.)

 

Общественное бытие – способ производства.

 

Онтология (онтос – сущее, логос – учение) – наука о бытии

 

2. Соотношение природного и социального в развитии человека. (44)

 

Две группы позиции:

1) Социологизаторские. Распространились среди сторонников марксистской философии на основе тезиса Маркса о человеке как совокупности общественных отношений. Считалось, что никаких особых биолого-генетических задатков индивидуум не имеет. На основании того, что имеется множество факторов социального порядка (техногенных, социогенных, семейно-бытовых и др.), порождающих заболевания, утверждалось, что внутренняя природа этих и всех других заболеваний социальна.

 

2) Биологизаторские. Характеризуются толкованием сущности человека преимущественно с позиций биологии:

- социал-дарвинисты считают, что главным двигателем общественного развития является борьба за существование и естественный отбор; выживают только сильнейшие;

- расистские теории сводят сущность человека к расовым признакам, разделяя все расы на высшие и низшие;

- социобиологи объясняют социальные действия человека его биологическими и генетическими характеристиками.

 

 

Билет № 10

 

1. Понятие сознания. Роль труда, языка и общения в формировании сознания. (8)

 

Сознание – одно из важнейших свойств материи. Сознание – свойство человеческого мозга, которое заключается в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов.

 

Язык также древен, как и сознание. У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. Многие животные обладают голосовыми органами, мимико - жестикулярными методами сигнализации, однако все эти средства имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д., либо простым указанием, либо призывом к совместным действиям или предупреждением об опасности и т.п. Содержанием общения животных всегда является наличная в данный момент ситуация. Человеческая же речь оторвалась от своей ситуативности, и это была “революция”, породившая человеческое сознание и сделавшая содержанием речи идеальное, опосредованно воспроизводящее объективную реальность.Мимико - жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи.Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людейпоявилась необходимость что-то сказать друг другу. Физиологический механизм образования речи - условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средствомобщения и орудием мышления. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого. Посредством языка происходит переход от восприятия и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление:будучи отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание язык в конечном счете выражает структуру бытия.

 

 

2. Общество как система, его важнейшие подсистемы. (33)

 

Подсистемы общества: экономическая, социальная, политическая и духовная.

Системный элемент общества – индивиды. Общество характеризуется общественными отношениями.

Билет № 11

 

1. Пространство и время, их основные свойства. (7)

Пространство, как и время – это атрибуты (существенные свойства) материи.

 

Время – форма бытия материии, выражающая взаимодействие сменяющих друг друга состояний (или явлений) – их последовательность и длительность. Время как философская категория обозначает универсальный порядок необратимой смены событий, последовательности и длительности процессов и объектов в их существовании, движении и развитии. Свойства времени:

- одномерность

- однонаправленность

 

Пространство - форма бытия материи, обусловленная взаимодействием различных систем, характеризующая их протяженностью, взаимное расположение, структурностьи сосуществование. В отличие от времени пространство обратимо (можно вернуться назад). Пространству свойственна трехмерная система координат: длина, ширина, высота. В каждой форме движения материи пространство специфично. Социальное пространство – это область, в которой переплетаются социальные интересы индивидов, групп, классов. Физическое пространство – универсальный порядок взаиморасположения и протяжения материальных объектов в их существовании, движении, развитии

 

2. Понятие культуры, ее структура и функции. (47)

 

Культура (от лат. culture – возделывание, образование, развитие) обозначает специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

 

Структура культуры:

1. Ценность - это результат оценивания агентом (субъектом) сравнительных качеств нескольких объектов с точки зрения своих или принимаемых как свои общественных интересов.

2. Нормы - это правила, образцы поведения, навязываемого культурой. Нормы многослойны. Идеалы - этонормы, которые восхищают, манят, но не достижимы. Идеалы задают направление действий, но не предполагают, что люди должны достигать целей.

Виды культуры:

- материальная культура связана с практическим освоением человеком природы; она включает всю совокупность материальных благ, средства их производства и способы овладения ими

- духовная культура охватывает общественное сознание, совокупность всех знаний на теоретическом и обыденном уровне, способы создания духовных ценностей, язык, эмоционально-психологическое состояние

 

- мировая - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.
- национальная культура выступает синтезом культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества

 

Функции культуры:

- созидательная (развитие и саморазвитие человека как общественного субъекта)

- нормативная (формирует наиболее важные духовные ориентиры общества)

- селекционная (отбор ценностей)

 

Билет № 12

 

1. Истина и заблуждение. Субъективное и объективное в процессе познания. (12)

 

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ - ГНОСЕОЛОГИЯ

 

Истина – соответствие знания действительности; это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне сознания.

 

Заблуждение (в философском смысле) - отклонение от истины, принимаемое нами за истинное суждение; основывается всегда на неверности по существу самих посылок, а потому его надо отличать от ошибки, которая представляет нарушение лишь формальной стороны мышления.

 

Главным критерием, отличающим истину от заблуждения, выступает практика.

Субъективное — это свойство зависимости от субъекта, а потому не полностью охватывает его содержание. Объективное является атрибутивным свойством объективной реальности, определяется ею и, с одной стороны, указывает на главное, но одно свойство объекта, а с другой — составляет часть (и не только материального) содержания субъекта. Итак, субъективное—это детерминированное свойствами самого субъекта. Так как все существующее через посредство существования субъекта несет на себе с неизбежностью печать особенностей субъекта — все это в определенном смысле субъективно. Поэтому всякий образ, идея, взгляд имеют сторону объективно детерминированную свойствами объекта и субъективно детерминированную свойствами субъекта отражения. Многообразие отражения одних и тех же объектов обусловлено общим уровнем познавательной деятельности, направленностью познания, уровнем развития субъекта, под которым следует понимать не только богатство исследовательских навыков, знаний, но и степень вооруженности исследовательскими средствами вплоть до технических средств. В этих отношениях происходит постоянное обогащение субъекта, что является одновременно возрастанием роли субъективного фактора в познании. Субъективное и объективное в познании находятся в противоречивом единстве.

 

2. Культура и цивилизация. Типы цивилизаций. (48)

Культура (от лат. culture – возделывание, образование, развитие) обозначает специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

 

Цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный) обозначает некоторую особую стадию развития человеческой культуры, которая связана с обществом и выражается в форме государства.

 

Тип цивилизации — методологическое понятие, используемое для наиболее крупного членения культурно-исторического развития человечества, позволяющего обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ. В основу типологизации положены четыре основных критерия:
1) общие фундаментальные черты духовной жизни;
2) общность и взаимозависимость историке-политической судьбы и экономического развития;
3) взаимопереплетение культур;
4) наличие общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.

На основе этих критериев вычленяются четыре основных типа цивилизации:
1) природные сообщества (непрогрессивные формы существования);
2) восточный тип цивилизации;
3) западный тип цивилизации;
4) современный тип цивилизации.

 

Билет № 13

 

1. Категории содержания и формы. Содержание и форма в праве. (22)

 

Категории – это фундаментальные, всеобщие понятия философии, содержанием которых являются обобщенные знания о свойствах и связях действительности.

 

Содержание – структурно организованная совокупность частей (элементов).

Форма – способ существования и выражения содержания.

 

Содержание права - система формально определенных, общеобязательных и специально - обеспеченных норм, установленных или санкционированных государством для регулирования тех или иных общественных.

 

Формы (источники) права - способы закрепления и выражения правовых норм: нормативный акт, правовой обычай, судебный прецедент и нормативный договор.

 

2. Понятие природы. Природа и общество, этапы их взаимодействия. (30)

 

Природа (в узком смысле) – естественная среда возникновения и существования человека и всего живого.

 

Общество – совокупность деятельности людей, направленной на производство, поддержание и воспроизведение их жизни. Два главных признака общества:

- общество – обособленная часть природы

- будучи связанной с целым, эта часть развивается по своим собственным специфическим законам

 

Материальная сторона взаимодействия общества и природы аккумулирована в трудовой деятельности человека. Труд в самом широком смысле и есть " процесс обмена веществ между обществом и природой". Этапы развертывания взаимоотношений общества и природы в целом определяются переворотами в производстве, производительных силах общества. Производительные силы включают предмет труда, средства труда, субъект труда (человека, наделенного определенными знаниямии трудовыми навыками).

Можно выделить три революционных переворота в производительных силах. Так называемая неолитическая революция, связанная с переходом от "присваивающей" экономики к производящей, с возникновением земледелия и скотоводства. Промышленная революция - переход от ручного ремесленного труда к машинному производству. Научно-техническая революция, начавшаяся в середине XX века, которая должна в перспективе исключить рутинный "нечеловеческий " труд из жизни общества.

Первый этап начинается с появления человека разумного. В этот период человек воздействует на природу только самим фактом своего существования, он живет охотой, рыболовством, собирательством. Этот период "присваивающей" экономики, хотя человек уже производит крайне примитивные орудия труда. Природа практически определяла все особенности жизни примитивного человеческого сообщества, естественная детерминация была преобладающей. От природных условий зависели и характер занятий членов общины, и темпы роста количества членов общины, и необходимость миграции, перекочевывания на новое место. Различие "стартовых" условий для разных народов на ранних стадиях человеческой истории обусловило многообразие исторического процесса, различия в судьбах народов, своеобразие традиций, обычаев разных стран.

Второй этап во взаимодействии природы и общества начинается еще в первобытную эпоху и продолжается до возникновения буржуазных отношений. Исходный пункт нового этапа - возникновение земледелия и скотоводства. Осуществляется переход от присваивающей к производящей экономике. Человек начинает активно вмешиваться в природу, планировать результаты своей деятельности. Вырубаются леса, строятся ирригационные системы. Вместе с тем трудовая деятельность еще зависима от погодных условий, почвы, рельефа местности. Занятия скотоводством были характерны для тех народов, которые жили в степных районах с резко континентальным климатом. Народы, жившие в бассейнах рек Нил, Евфрат, Инд и Ганг, Янцзы, занимались в основном земледелием. Занятия скотоводством или земледелием накладывали отпечаток на образ жизни людей (кочевой или оседлый), традиции, нравы, обычаи.

Влияние природы на человека, таким образом, уже опосредствуется общественными структурами, средствами производства. Человек уже начинает оказывать разрушительное воздействие на природу - он оставлял за собой вытоптанные пастбища, выжженные леса, перенося свою деятельность на другие территории. Засоление почв в долине Тигра и Евфрата было результатом ирригационных работ. В свою очередь, ухудшение качества почвы привело к упадку народы, населявшие эти территории. Однако влияние человека на природу на ранних стадиях носило еще локальный характер, не было глобальным.

Особенно наглядно переплетение социальных и природных факторов можно проследить на примере возникновения войн. В греческих полисах каждый член общины обязан был иметь земельный надел. Территория же греческих городов-государств была весьма ограничена. Население росло. Отсюда - необходимость войн, захвата новых земель. Рост населения кочевых народов также толкал к захвату новых земель; именно демографический фактор, как считают многие историки, был одной из причин перенаселения народов.

Уже на втором этапе взаимодействия общества и природы в этом процессе складываются противоречивые тенденции, которые выразились в возникновении двух типов обществ - традиционных и техногенных.

Для традиционных обществ характерны медленные изменения производственной сферы, воспроизводящий (а не инновационный) тип производства, устойчивость традиций, привычек, образа жизни, незыблемость социальной структуры. К этому типу обществ относятся Древний Египет, Индия, мусульманский Восток. Духовные ориентиры предполагают родственность природного и социального, невмешательство в природные процессы.

Мироотношение, сформировавшееся в рамках традиционных обществ, сохранилось и до наших дней, переплетаясь с иным типом взаимоотношений общества и природы, носителем которого является техногенное общество. Расцвета техногенный тип общества достигает на третьем этапе взаимодействия природы и общества, который начинается с промышленной революции XVIII века в Англии. Однако принципы взаимоотношений общества и природы, характерные для техногенного общества, начали складываться гораздо раньше.

Признание сверхприродной сущности человека в христианстве позволило говорить о возможности подчинения природы человеку. В христианстве зарождается и развивается идея непрерывного прогресса, совершенствования как принципа человеческой деятельности. Идеи о преобразующей, конструирующей силе человеческой деятельности, аналогичной божественной творческой силе, развивались в эпоху Ренессанса. Наконец, Декартово учение о двух субстанциях - мыслящей и протяженной - вело к упрочению взгляда на все природное лишь как на объект человеческой активности. " Картезианское учение о природе является ключом к пониманию нынешнего разорения природы", - пишет современный немецкий философ В.Хесле [1].

Техногенная цивилизация базируется на принципе активного отношения человека к миру. Внешний мир, природа рассматривается лишь как арена деятельности человека, не имеющая самостоятельной ценности. В свою очередь, природа понимается как бездонная кладовая, чудесным образом созданная для человека, доступная его пониманию. Деятельность человека обеспечивает и обладание продуктами его труда - преобразованными элементами природы, и право распоряжаться ими по своему усмотрению. Человек становится господином природы, и власть его в перспективе должна расширяться. Сама преобразующая человеческая деятельность базируется на рациональном взгляде на мир. Не магия, но наука, разлагающая природу на части, является основой ее преобразования.

Жажда новизны, постоянное нарушение равновесия между обществом и природой, "улучшение", "расширение", "углубление", "ускорение" воздействия на окружающую среду, понимание покорения природы как прогресса также характерно для техногенной цивилизации.

Новый, четвертый этап взаимоотношений общества и природы, начавшийся в XX веке, знаменует попытку преодолеть противопоставление человека и общества природе, создать новую, невиданную доселе гармонию между ними, согласовать "стратегиюприроды" и "стратегию человека".

Колоссальные возможности открываются в деле совершенствования отношений общества и природы, в возникающем на наших глазах так называемом "информационном обществе". Например, разрушается казавшаяся столь прочной связь между местом жительства и местом работы человека. Электронные средства коммуникации позволяют работнику избавиться от ежедневных поездок на работу, а работодателю избавиться от затрат на коллективную организацию труда. Существенно новые возможности открываются и для создания новых стратегий образования. Город, источник загрязнений окружающей среды, может вообще исчезнуть.

В XX веке намечается переход от физических моделей мира к биологическим. Мир - организм, а не механизм. Для "биологически сформированного сознания" мир предстает как информационно ориентированный, целостный, способный к адаптации. Биотехнологии делают возможным избавление человека от болезней, обеспечивают защиту растений, становятся основой "зеленой" революции, в результате которой, возможно, будет решена проблема продовольствия. Вместе с тем успехи биологии порождают проблемы, перед которыми в растерянности останавливается человек, привыкший мыслить образами техногенного общества. Как определить границы естественного и искусственного в организме, границы живого и неживого, каковы границы вмешательства человека в наследственность и т.п.

Однако невиданные возможности, которые открывает перед нами наука, не могут быть реализованы, если останутся в неприкосновенности мировоззренческие устои техногенного общества.

 

 

Билет № 14

 

1. Сущность и явление, их взаимосвязь. Познание как постижение сущности. (25)

 

Сущность и явление - философские категории, отражающие всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования

 

Развитие познания есть непрестанное движение мысли от поверхностною, видимого, оттого, что является нам, ко все более глубокому, скрытому - к сущности. Сущность вещей - нечто лежащее я пределами непосредственных восприятие. Понятие сущности близко, но не тождественно понятиям общего, целого, содержания, внутреннего. Сущность - это главное, основное, определяющее в предмете, это существенные свойства, связи, противоречия и тенденции развития объекта. Она не есть нечто неуловимое, самостоятельное, "сидящее" в вещах. Язык образовал ее из сущего, а ее реальный смысл проще выражается понятием "существенное", что значит важное, главное, определяющее, необходимое, закономерное. Любой закон окружающего нас мира выражает существенную связь между явлениями. Законы науки суть отражения этих существенных связей.
Явление - это внешнее обнаружение сущности, форма ее проявления. В отличие от сущности, которая скрыта от взора человека, явление лежит на поверхности вещей. Но явление не может существовать без того, что в нем является, т.е. сущности. Сущность как-то проявляется. В сущности, нет ничего, что не проявлялось бы. Но явление богаче, красочнее сущности хотя бы потому, что оно индивидуализировано и происходит в неповторимой совокупности внешних условий. В явлении существенное связано с несущественным, случайным. Явление может, соответствовать своей сущности или не соответствовать ей, степень того и другого может быть различной. Сущность обнаруживается и в массе явлений, и в единичном существенном явлении. В одних явлениях сущность выступает полно и "прозрачно", а в других наоборот. Диалектический метод мышления позволяет отличать существенное от несущественного, являющегося, усматривая критерий для этого различия в практике. Вместе с тем он указывает на то, что их объективное различие не абсолютно, а относительно. Например, в свое время существенным свойством химического элемента считался атомный вес. Потом выяснилось, что таким свойством является заряд ядра атома, но атомный вес не перестал быть существенным свойством. Оно существенно в первом приближении, являясь сущностью менее высокого порядка, и свое объяснение оно получает через свойство более высокого порядка - заряд ядра атома.

 

2. Человек в системе социальных связей. (35)

 

Каждый из нас принадлежит к тем или иным социальным группам — таким как семья, производственный коллектив, возрастная, профессиональная, этническая и др. группы.

Социальная группа — это устойчивая совокупность индивидов. Для совместных действий в социальной группе необходимы разделение труда и координация деятельности.

Во всех групповых действиях различные участники выполняют определенные функции. Все участники взаимозависимы в противном случае социальное единство разрушается.

Гибкая координация внутри группы обеспечивает высокую степень ее приспособляемости к особенностям момента и переменам, происходящим с изменением ситуации. Как бы -ни отличались одна от другой человеческие группы, в любой из них люди, преследуя свои собственные цели, вынуждены учитывать интересы других людей. Каждой группе присущ некоторый шаблон деятельности, который проявляется в согласованных действиях. У членов группы вырабатываются шаблонные представления, которые являются групповыми нормами. Любая группа, которая существует достаточно длительное время, вырабатывает систему норм. Эти нормы лежат в основе культуры данной группы. Люди с общим культурным прошлым легко кооперируются между собой, и координация внутри группы основывается на самоконтроле.

Взаимодействие между людьми устанавливается потому, что люди в процессе удовлетворения своих индивидуальных потребностей зависят друг от друга. Благодаря разделению труда внутри группы каждый человек исполняет определенные социальные функции, которые связаны с выполнением специализированного рода занятий в данном социальном взаимодействии, функция связана с деятельностью, последствия которой важны для общества. Если эти последствия направлены против общества, то имеет место дисфункция.

При выполнении конкретных функций в ходе социального взаимодействия на человека накладываются определенные обязанности — функциональные обязанности. При этом он наделяется правами по отношению к другим участникам группы, которые обязаны что-то делать ради него. То, что составляет право для одного партнера, является обязанностью для другого.

Функции индивида и вытекающие из них обязанности и права определяют социальный статус. В статусе фиксируется определенный набор функций, которые выполняет человек, живя в данном обществе.

Каждый человек выполняет множество функций в системе социальных связей и соответственно имеет множество статусов. Обычно выделяют три уровня социальных статусов.

Особую роль играют генеральные статусы, составляющие фундамент статусной позиции личности. Генеральные статусы носят всеобщий характер, который касается всех людей. Например, землянин, человек, гражданин данного государства и т.д.

Статус, приобретенный от рождения, называют предписанным. Это национальность, социальное происхождение, пол, место рождения и т.д.

Другие статусы личность достигает, приобретает в процессе социализации. Это статусы приобретенные, достигнутые. Например, родитель, супруг, пианист, поэт, инженер, шофер, профессор и т.д.

Статусы могут быть формальными и неформальными. Например, директор завода (формальный лидер), лидер компании друзей (неформальный).

Множественность статусов не означает их равнозначности. Среди главных статусов выделяются статусы, определяющие человека социально. К ним относится прежде всего профессиональный статус. В качестве главных обычно большое значение имеют статусы, связанные с имущественным положением, этническими, половыми и возрастными признаками. Принятая в обществе иерархия статусов лежит в основе социальной стратификации данного общества.

Престиж функций, закрепленных за данным статусом, отражает иерархию ценностей, принятых в культуре и общественном мнении данного общества. В обществах бюрократизированных, где роль государства непомерно высока, статус начальника, руководителя необоснованно завышен, а статус ученого, врача, учителя занижен. В таких обществах утрачено равновесие статусов. Наличие необоснованно высокого престижа статуса означает наличие серьезного социального неравенства.

В соответствии со своим статусом человек играет в обществе определенную социальную роль. Это понятие стало центральным в социологии.

Социальная роль — это определенный шаблон поведения, принятый в данном обществе, целесообразный для людей определенного статуса и гарантирующий выполнение конкретных социальных функций. Социальная роль всегда связана с закрепленными в данной культуре нормами, образцами, стандартами. Поэтому социальную роль нельзя полностью уподоблять личностной характеристике. Ролевые ожидания, закрепленные за статусом, требуют чрезмерной унификации, одинаковости человеческого поведения, оставляя за рамками роли уникальность, творческую неповторимость личности.

Социальная роль предъявляет личности определенные стандартные требования, с ее участием в системе регулярных социальных взаимодействий. Тем самым гарантируется участие людей в функционировании определенного социального института. Социальная роль подключает личность к сложным социальным образованиям. Личность играет социальную роль, исполняя обязанности, налагаемые ролью, и осуществляя свои права по отношению к другим. Принятие роли — важное условие ее исполнения. Выполнение роли требует организации поведения в соответствии с групповыми нормами. Принятие роли требует, чтобы каждое действующее лицо вообразило, как оно само выглядит с точки зрения другого человека.

 

Билет № 15

 

1. Методы эмпирического познания: наблюдение, сравнение, эксперимент. (17)

 

Наблюдение – целенаправленное систематическое восприятие объекта, доставляющее первичный материал для научного исследования.

 

Сравнение – метод сопоставления объектов с целью выявления сходства или различия между ними.

 

Эксперимент – метод исследования объекта, при котором исследователь (экспериментатор) активно воздействует на объект, создает искусственные условия, необходимые для выявления его определенных свойств.

 

 

2. Экономическая подсистема общества. Человек в системе экономических отношений. (34)

 

Билет № 16

 

1. Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм и агностицизм. (10)

 

Проблема познаваемости мира является одной из важнейших в философии. Суть проблемы заключается в том, что достоверность информации, получаемой с помощью органов чувств сомнительна.

 

Гносеология (теория познания) – это раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.

 

Агностицизм – одно из направлений в гносеологии, выдвигающее и обосновывающее положение о том, что сущность объектов (материальных и духовных) непознаваема.

 

Гносеологический оптимизм характеризуется верой в познаваемость не только явлений, но и сущности объектов. В то же время сторонники гнос. оптимизма не отвергают сложность выявления сущности вещей.

 

2. Необходимость и случайность. Значение этих категорий для установления юридической ответственности. (24)

 

Необходимость и случайность - философские категории, выражающие отношение к основанию (сущности) процесса его отдельных форм (проявлений). Те или иные явления, будучи осуществлением и развитием сущности, необходимы, но в своей единичности, неповторимости выступают как случайные. Иными словами, Н. есть то, что обязательно должно произойти в данных условиях, С. же имеет свое основание не в сущности явления, а в воздействии на него др. явлений, это то, что может быть,а может и не быть, может произойти так, а может произойти и иначе. При метафизическом, рассудочно-эмпирическом подходе к взаимодействию явлений, их развитию человек оказывается перед неразрешимым противоречием. С одной стороны, все явления, события и т. п. возникают под действием какой-то причины, и, следовательно, они не могли не возникнуть. С др. стороны, их появление зависит от бесконечного числа разнообразных условий, при к-рых данная причина действует, и непредугадываемое их сочетание делает такое появление необязательным, случайным. Не будучи в состоянии разрешить это противоречие, метафизическое мышление приходит либо к фатализму, при к-ром любое событие оказывается изначально предопределенным, либо к релятивизму и индетерминизму (Детерминизм и индетерминизм), при к-ром события превращаются в конечном счете в хаос случайностей. И в том и в др. случае целесообразная человеческая деятельность оказывается бессмысленной.

 

Билет 17

 

1. Понятие метода познания. Классификация методов. (16)

 

Метод – способ решения какой-либо задачи; это система принципов, приемов, правил и требований, на которые необходимо ориентироваться в научно-исследовательской деятельности. Метод, чтобы быть действенным, должен опираться на соответствующее содержание (например исторический метод опирается на теорию развития, на знание процессов и этапов развития). Метод характеризуется надежностью, экономичностью и эффективностью.

 

В зависимости от сферы применения методы делятся на:

1)частнонаучные, которые определяются спецификой предмета данной науки или области практической деятельности

 

2)общенаучные:

а)эмпирические (наблюдение (систематическое восприятие объекта), сравнение, измерение, эксперимент).

б)теоретические (идеализация, формализация, восхождение от абср. к конкр.)

 

3)всеобщие, основными из которых являются метафизика и диалектика

 

2. Религия и религиозное сознание. Свобода совести. (41) стр 164

Религия – сложная система, в которую наряду с религиозным сознанием включаются также религиозные институты и организации, религиозные отношения и деятельность. Религия является одним из видов духовного воспроизводства действительности. В религию входят:

 

- религиозное учение

- религиозные чувства

- культ (обряды)

- церковь как организация

 

Отличительный признак религии – вера в реальное существование сверхъестественных существ, отношений, событий; в существование внеземного, духовного мира и бессмертие души.

 

СВОБОДА СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ — конституционное право каждого человека исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, совершать в рамках закона религиозные обряды. С.с. и в. составляет основу духовной свободы человека, возводит в ранг конституцио



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: