Особенности игры как формы организации жизни детей




 

Как бы широко и интересно ни использовалась игра как средство воспитания, она еще не станет и не может стать выражением интересов детей, их потребностей, не может полностью удовлетворить страсть ребенка к

игре. Эта страсть может быть удовлетворена тогда, когда они будут в полной мере жить игрой, в игре. Это значит, что в играх ребенок находит интересное для него общество детей, переживает радость, горести, разочарования. Здесь зарождается симпатия, дружба. Игра — это доступная каждому ребенку деятельность:— служит и своеобразным общим языком для всех детей. В играх могут понять друг друга дети независимо от национальностей и знания языка.

Игра важна прежде всего тем, что она способна организовать жизнь ребенка. В этом состоит ее важнейшая жизненная сила, которую надо использовать. Важно превратить игру, из явления стихийного в, явление организованное.

Теоретик советского дошкольного воспитания Е.А. Аркин выразил это требование следующим образом: «В жизни ребенка игра не выполняет одной какой-либо определенной, замкнутой, изолированной функции. Игра для ребенка: и труд, и мышление, и искусство, и реальность, и фантазия, и отдых — источник радости. Игра дает ребенку ту полноту жизни, которой он жаждет. Отсюда с непреложностью вытекает огромное воспитательное значение игры, отсюда следует, что именно игра должна быть рычагом дошкольного воспитания».[7]

При развитии игры как формы организации жизни детей объектом воспитательного, воздействия явится детский коллектив. Для игры, как было сказано, нужны участники. Воздействие на детский коллектив в игре требует особого подхода, обеспечивающего лучшее формирование не только коллектива, но и индивидуальности во всех сторонах ее развития.

Важно пристально изучать взаимоотношения, характерные для жизни детских коллективов. Именно в игре как форме организации жизни и деятельности детей отражаются все существующие оттенки взаимоотношений; Их и следует организовать, пользуясь игрой. На первом месте, по нашему убеждению, будет стоять воспитание таких общественных качеств, как дружба, умение жить вместе, действовать совместно, взаимопомощь, возможная уже для детей этого возраста, и личные качества — справедливость, жизнерадостность, инициатива, смекал-

ка, ловкость. Намечаются большие перспективы нравственного воспитания связанного с коренными интересами детей, организующие их сознание и формирующие их поведение.

Каждая из задач, от самой простой, такой,, как умение играть рядом, до такой сложной, как взаимопомощь, может быть решена только в коллективе детей. При этом должны быть учтены интересы возрастного характера. Обязательно надо учитывать, на каком уровне может протекать игра в детском коллективе и у отдельных детей, считаться с динамикой детских интересов, с ходом общего развития, неизменно сказывающегося в играх ребенка.

 

Игры, создаваемые детьми

 

Игра как форма организации связана прежде всего с играми, которые создаются самими детьми,— играми ролевыми, двигательными, строительными, словесными. Организация жизни детей дошкольного возраста в форме игр опирается на всевозрастающую способность ребенка самому создавать игру, когда замысел и его во­площение принадлежат ребенку, детскому коллективу. Эта способность резко отличает игры ребенку дошкольного возраста от игр детей раннего возраста и является основанием к тому, чтобы развивать формы самостоятельной игры в дошкольном возрасте. Для детей же более раннего возраста преимущественное значение будут иметь игры, которыми взрослые занимают ребенка, забавляют его, поскольку ребенок еще не проявляет себя самостоятельно даже в игре.

Бывает, что дети дошкольного возраста, едва отказавшись продолжать организованную игру, тотчас же и без каких-либо условий с их стороны переходят к той игре, которую они сами задумали, сами же создают ее и играют с вдохновением.

 

Игры для детей

 

Большая группа игр с правилами, создаваемая для детей, — это игры дидактические и подвижные. Они имеют важное значение для организации детской жизни, влияют на детский коллектив, на отдельных детей.

Здесь следует, подчеркнуть особенности этих игр по ступеням дошкольного возраста.

Известно, что дети в три-четыре года не способны к самоорганизации в игре с самым простым правилом, но уже пятилетние, а тем более шестилетние с этим справляются. На первых ступенях дошкольного возраста детей в игре организует взрослый. Он вводит их в правила игры, и только постепенно нарастают возможности детей к самоорганизации. Тогда и подвижные и дидактические игры начинают организовывать жизнь детей. В практике детских садов можно заметить, как самостоятельно и дружно дети играют в подвижные игры с правилами, лото и др. Чтобы дети овладели правилами игр, нужно их обучить.

Необходима довольно высокая степень развития самого ребенка для проявления им самостоятельности в играх. Только в школьном возрасте игры с правилами приобретают глубокое влияние на детей и становятся формой организации их жизни.

Для детей дошкольного возраста эти игры являются более сложной формой организации, чем первая группа игр, требуют другого поведения. Нельзя забывать об их воспитательно-образовательной ценности, о возможности при их помощи наполнить жизнь детей в детском саду интересным содержанием.

Однако, используя для организации жизни детей игры с правилами, не следует забывать, что при всех положительных качествах они не дают возможности детям выразить впечатления, в какой-то мере не реализуют интересы детей, а ведут их по пути готовых замыслов.

Детская жизнь в формах игры может быть интересной и содержательной при правильном отношении к названным играм.

Изобретаемые самими детьми игры нужно гармонически сочетать с играми с правилами, обеспечивая тем самым самостоятельность, необходимую для развития детей, и организованность.

Игра как форма организации жизни детей должна занять определенное место в педагогическом процессе каждой возрастной группы. Опыт показывает, что в режиме дня детского сада следует закрепить время, отведенное игре.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: