Топливно-энергетический комплекс




На реках Европейского Севера построены системы и каскады небольших, но эффективных гидроэлектростанций. Кроме того, созданы тепловые электростанции на базе печорских углей. Построена Кольская АЭС близ озера Имандра. Энергией Кольский полуоcтpoв снабжают ГЭС, построенные на крупных ре­ках - Туломе, Ковде, Вороньей, Ни­ве, Пазе. В Кислой губе действует первая и единственная в России станция, использующая энергию морских приливов - Кислогубская ПЭС. В го­роде Полярные Зори работает Коль­ская АЭС. Стабильность природной среды в этих условиях без преувеличения является залогом жизни на полуострове, ведь основная часть населения Мурманской области сосредоточена в районах добычи полезных ископаемых и на побережье Кольского залива.

 

 

Металлургия

Важная отрасль специализации Европейского Севера – металлургия. В Кольско-Карельском подрайоне работают комбинаты, производящие медь, никель, кобальт («Североникель» и «Печеганикель»). Они используют руду, привозимую Северным морским путем из Норильска. Два алюминиевых завода построены на юге Кольского полуострова в Карелии (Кандалакша и Надвоицы). Особое значение имеет крупнейший завод черной металлургии – Череповецкий («Северсталь»). Он занимает 1 место в России по производству листового проката, который направляется на автозаводы, судостроительные предприятия Санкт-Петербурга и трубопрокатные заводы. Гигантский комбинат в то же время является одним из крупнейших загрязнителей природы.

 

ВПК

Северо-Запад – важная база российского ВПК. Здесь в многочисленных центрах расположена сложная система производств, обслуживающих военно-морские базы Северного флота (Североморск, Полярный, Снежнегорск, Гаджиево, Заозерск, Островной). В городе Северодвинске помимо строительства и ремонта атомных подводных лодок, создаются мощные платформы для добычи газа и нефти в Баренцевом море. Другие важные военные объекты Европейского Севера: космодром у станции Плесецк и полигоны для испытания ядерного оружия на Новой Земле. Со сверхмощной системой ВПК связаны сложные экологические проблемы.

 

Транспорт

 

Республика Карелия

Через территорию республики проходят магистральные пути, железная дорога на Мурманск, Беломорско-Балтийский канал. Протяженность железных дорог - свыше 2000 км.

В ХХ в. лес валили преимущественно зимой. Сани и машины, груженные лесом, передвигались по зимникам - проложенным в снегах дорогам – к единственной железнодорожной линии, пересекающей Карелию с севера на юг. Дорога эта, построенная в 1916 г., долгое время была одноколейной и не могла пропускать много грузов. Только в середине 70-х гг. к ней добавилась вторая колея. В то же время первая шоссейная трасса (Ле­нинград - Мурманск) разрезала густую чащу с юга на север. С тех пор леса Карелии стали ещё доступнее для вырубки, а кроме того, появилось много автотуристов и сборщиков грибов и ягод.

 

Республика Коми

Во многом республика своим экономическим развитием обязана транспорту. Постройка в 1941 г. железной дороги на Воркуту позволила подключать к единому народнохозяйственному комплексу страны богатейший край (в дальнейшем путь был продлен до Лабытнанги в устье Оби с перспективой развития Полярной магистрали до Норильска и далее). До революции часть территории Коми входила в Архангельскую, другая часть в Вологодскую губернии. В настоящее время протяженность железных дорог составляет 1262 км. Проектируется железнодорожная связь от Сыктывкара до Перми через Усть-Кулом и Чердынь. На втором месте - трубопроводный транспорт (по грузообороту на первом); здесь начинаются международный газопровод "Сияние Севера" (от г. Вуктыл) и нефтепровод на Ярославль. На третьем месте водный транспорт (судоходные реки 6,1 тыс. км). Автомобильный транспорт обслуживает местные перевозки.

 

Архангельская область

Протяженность железных дорог 1,7 тыс. км, стержень сети составляет магистраль на Москву с ответвлениями на Воркуту и на Мурманскую дорогу. Длина судоходных участков рек - 3,8 тыс. км, сплавных путей - свыше 9 тыс. км. Здесь находится пока единственный в России космодром вблизи г. Плесецка.

Важнейшие промышленные центры: Архангельск (здесь сосредоточен комплекс деревообработки, мебель, целлюлоза, бумага, продукция лесохимии; судостроение и производство оборудования для лесной индустрии); Северодвинск (250,0) (крупнейшая военно-морская верфь); Котлас (61,2) и соседняя Коряжма (43,1) (ЦБК, судостроение и обслуживание предприятия). Старейший центр художественных промыслов - Сольвычегодск (4,0) - ныне известен как бальнеологический курорт.

 

Вологодская область

Транспортная сеть определена промежуточным положением области между индустриальными районами Центра, Северо-Запада и ресурсными районами, а также морскими портами Европейского Севера. Водные пути связывают область с бассейнами Белого и Балтийского морей и Волги (через Волго-Балтийскую систему); судоходные пути - 11 тыс. км. Общая протяженность железнодорожных магистралей (на Москву, Архангельск, Воркуту, Петербург, через Буй на Урале) составляют 739 км; автомобильных дорог - 10 тыс. км, из них важнейшие - на Белозерск-Вытегру и на Великий Устюг. Общая обеспеченность территории современным транспортом остается низкой.

Рост промышленного производства, развитие торговли, в том числе и международной, вокруг Скандина­вии по Белому морю, а далее через Архангельск и Вологду потребовали надёжных транспортных путей, прежде вcего водных. Первый 250-метровый канал невдалеке от Вологды был прорыт ещё в 1237г. Сyдoxодныe пути, соединявшие бассейны Cухоны и Волги, прокладывались в эпоху Ивана Грозного. В начале XIX в. была сооружена Тихвинская водная система, связавшая бассейн Волги с Балтикой, а затем вступила в строй более cовершенная Мариинская водная система (ныне Волго-Балтийский водный путь). Более скромная по размерам Северо-Двинская водная система в 1828г. открыла проход между реками Сухона и Шексна.

В 1872 г. рельсы соединили Вологду с Ярославлем (продолжение железной дороги Москва – Ярославль), а в 1905 г. - с Петербургом и Вяткой. После создания надёжной транспортной сети стали возникать крупные предприятия по переработке древесины. На пересечении железной дороги с лесосплавной Сухоной, где сейчас стоит город Сокол, уже в 1900 г. быстро выросли бумажная фабрика и лесопильные заводы.

 

Мурманская область

Транспорт - один из ключевых факторов хозяйственного развития области, особенно после проведения железной дороги в 1916 г. В настоящее время протяженность стальных путей 903 км, 341 км электрифицирован, проектируется строительство ветки в Норвегию. Протяженность автомобильных дорог - около 2 тыс. км. Но главное, конечно, это морской транспорт внешнеторгового назначения. Кроме того, Мурманск является начальным пунктом Северного морского пути по обслуживанию российского побережья Северного Ледовитого океана.

В стране область выделяется своими портовыми функциями, изделиями рыбной промышленности и цветной металлургии, а на апатито-нефелиновом сырье работают практически все глиноземные и алюминиевые заводы и заводы фосфатных удобрений Европейской России. Улов рыбы составляет 14% российского производства, рыбных консервов - 8%.

IV. Крупные города

Архангельск

 

Арха́нгельск (до 1613 Новохолмого́ры) —административный центр Архангельской области.

Население 351,6 тыс. чел. (2005). Мужчин: 45,0 %, женщин: 55,0 %.

Город расположен в устье реки Северная Двина в 40-45 км от места впадения её в Белое море.

Территория городского округа «Город Архангельск» составляет 29442 га, также в городе находится административный центр другого муниципального образования области Приморского муниципального района.

Городские набережные протянулись вдоль речных рукавов на 35 км.

Первые русские поселения на мысе Пур-Наволок, на излучине болотистого правого берега Северной Двины, были основаны новгородцами ещё в XII веке. К тому же времени, по преданию, относится возникновение в этом месте Михайло-Архангельского монастыря, названного так по имени Архангела Михаила. Однако впервые монастырь упоминается в летописи только в 1419 году. Около обители располагались поморские селения Низовской волости — Лисостров, Княжостров, Уйма, Лявля и другие.

В середине XVI века английский моряк Ричард Ченслер открыл путь по Белому морю до Архангельска. С этого времени начинается торговля с англичанами и голландцами в устье Северной Двины. Вскоре после этого вокруг монастыря уже стояли многочисленные иностранные фактории, а также склады, амбары и избы купцов из Холмогор, Вологды и Москвы, приезжавших сюда на сезон навигации. Образовавшееся поселение получило название Новые Холмогоры и на полтора века стало единственным морским портом России. В связи с угрозой нападения Швеции Иван IV Грозный принимает решение об экстренных мерах по обороне Поморья. 4 марта 1583 года он подписывает указ, предписывавший московским воеводам Петру Афанасьевичу Нащокину и Алексею Никифоровичу Залешанину-Волохову в кратчайший срок построить на мысе Пур-Наволок крепость: «…город делать на том месте и по той мере, по росписи и чертежу, какову есть роспись и чертеж к вам прислали, наспех, теми посошными людьми, которую посоху к тому городовому делу есмя указали…» (C.Ф. Огородников Очерк истории г. Архангельска в торгово-промышленном отношении. — СПб.: 1890. с.48.).

В 1584, который и считается годом основания города, воеводы спешно, «одним годом … поставили город круг Архангельского монастыря» («Двинской летописец», запись под 1584 г.):острог с двойными рублеными стенами, башнями и воротами на север, запад и юг, окруженый рвом с тыном в нем и надолбами перед ним. Напротив крепости на двинском берегу выстроили корабельную пристань, укрепив берег бревенчатым обрубом. Помимо резиденции воеводы и Михайло-Архангельского монастыря, в крепости находились холмогорские и московские стрельцы. Под ее стены были переведены на пристань торговые фактории англичан и голландцев. В 1587 г. сюда же были принудительно переселены 130 семей «из Двинских посадов и волостей», образовавших Новохолмогорский посад. 26 марта 1596 г. новый город на Двине впервые был назван Архангельским городом (по находившемуся в нем монастырю), а с 1 августа 1613 г. это название было утверждено в связи с официальным установлением административной самостоятельности, независимости от Холмогор города Архангельска.

С конца 80-х XVI века Архангельск стал центром русской внешней торговли, приносившим до 60 % доходов государственной казны. Рост торговли сопровождался и ростом города. Плотная деревянная застройка была причиной множества пожаров, в одном из которых, в 1637 году, сгорел давший название городу монастырь. Но город быстро отстраивался заново. В 1684 году был построен обширный каменный Гостиный Двор, значительная часть которого хорошо сохранилась до настоящего времени. Здание Гостиного двора, помимо торгового имело и важное оборонное значение ввиду вновь назревавшей войны со Швецией. Плоские верхи угловых и центральной башен являлись площадками для пушек (раскатами). Благодаря этой выгодной позиции можно было держать под обстрелом главное направление вражеского приступа — реку. Активная деятельность международного торгового порта преобразовала во второй половине XVII в. традиционную структуру того древнерусского города, каким Архангельск был в течение первого столетия своего существования. Его центром сделался порт. Прежний город—деревянный острог—оказался как бы отодвинутым в сторону и потерял часть своих административных функций, поскольку приказная изба была выведена из него в «каменный город». Первооснова города — восстановленный Михайло-Архангельский монастырь — еще ранее был перемещен на его южную периферию. Иностранная слобода потеснила русский посад. В городе появились здания лютеранской и реформаторской церквей. К концу XVII в. и в последующее столетие город продолжал расти вдоль Двины. Таким сложился Архангельск к эпохе Петра I.

Интерес Петра Великого к единственному в то время русскому морскому порту возник одновременно с замыслом о строительстве флота. Петр I впервые прибыл в Архангельск 30 июля 1693 года. Для царя и его свиты на Мосеевом острове на Двине была поставлена небольшая деревянная «светлица с сеньми». Свыше двух месяцев царь провёл в Архангельске, познакомился с корабельным делом и коммерческими операциями торговых людей и отдал распоряжение о строительстве на острове Соломбала первой в России государственной судостроительной верфи. С середины 18 века верфь, имевшая к тому времени эллинги, мастерские, склады и другие вспомогательные предприятия, стала именоваться Архангельским адмиралтейством. После окончания Северной войны верфь была закрыта, но в 1733 году строительство судов на ней возобновилось. За полтора века здесь было построено около 700 больших и малых судов. 18 сентября 1693 года Петр I собственноручно заложил здесь торговый морской корабль «Св. Павел», а в свой следующий приезд в город, 20 мая 1694 года, подрубил опоры уже построенного корабля и спустил его на воду. Тогда же Петр совершил морское путешествие к Соловецкому монастырю.

Петр I в третий раз приехал в Архангельск 30 мая 1702 года, взяв с собой сына Алексея, большую свиту и пять батальонов гвардии.

Он поселился в специально срубленном для него домике на острове Маркове напротив строившейся Новодвинской крепости, чтобы лично руководить строительством крепостных сооружений. 6 августа царь во главе эскадры отбыл к Соловецким островам, а затем к пристани деревни Нюхча. Отсюда гвардейцы вместе с Петром начали легендарный переход к Онежскому озеру. Вырубленная в лесах и вымощенная в болотах дорога, по которой волоком были протащены два построенных в Архангельске фрегата, получила название «Государевой». Поход окончился взятием Нотербурга (Орешка). В 1708 году в числе 8 губерний Российской Империи была образована Архангелогородская губерния, и Архангельск стал губернским городом. Первым губернатором назначен двинской воевода П. А. Голицын. Начиная с 1713 года царь Петр I своими указами начал стеснять торговлю через Архангельск, фактически жертвуя его интересами в пользу нового балтийского порта — Санкт-Петербурга. В Архангельск он разрешил ввозить только такое количество товаров, которое было необходимо «для прокорма населения». В 1718 году Петр издал указ, запрещавший экспорт хлеба и импорт большей части заграничных товаров через Архангельск. Число кораблей, приходивших в Архангельск, резко сократилось. Если в 1715 году в порт пришло 230 судов, то в 1724 — уже 19.

Герб (1781)

В 1762 году Екатерина II сняла ограничения на внешнюю торговлю через Архангельск, все же сохранив более высокую торговую пошлину, но город уже не вернул себе статус главного порта России, хотя в период наполеоновских войн и в связи с так называемой континентальной блокадой Великобритании в 1807—1813 гг. Архангельск испытал новый экономический подъем, так как был в то время единственным в России портом, куда могли поступать колониальные товары. Город продолжал оставаться одним из крупных кораблестроительных центров. Так, на его верфях под контролем М. П. Лазарева, его будущего капитана, в 1826 году был построен 74-пушечный линейный корабль «Азов», первым в российском флоте получивший Георгиевский флаг и вымпел за героическое участие в Наваринском сражении.

В конце XIX — начале XX века Архангельск превратился в крупнейший лесопромышленный и лесоэкспортный центр страны. Город служил также важной базой для освоения Арктики и налаживания судоходства по Северному морскому пути. От причалов порта отправились свыше 200 полярных исследовательских экспедиций, в том числе В. Я. Чичагова, Ф. П. Литке, В. А. Русанова, П. К. Пахтусова, Г. Я. Седова. В 1915 году при Управлении Архангельского торгового порта открыто Ледокольное бюро, в составе которого было 13 ледоколов и ледокольных судов, положивших начало ледокольной флотилии. Эти суда в зимнюю навигацию обеспечивали проводку судов от горла Белого моря в Архангельск.

Во время интервенции в 1918-19 был оккупирован английскими, американскими и французскими войсками. Освобожден в 1920 частями Красной Армии. В годы войны в город прибывали северные конвои и привозили грузы в рамках ленд-лиза. С основанием в 1916 году на берегу незамерзающего Кольского залива порта Мурманск, куда со временем были перенесены рыбообрабатывающие и судоремонтные мощности, Архангельск как порт потерял свое значение.

Архангельск — крупный научный и промышленный центр северо-запада России — края, богатого природными ресурсами: лесными, рыбными; имеются месторождения алмазов, нефти, бокситов. Здесь сосредоточены предприятия лесоперерабатывающей, лесохимической, целлюлозно-бумажной (Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат), рыбной, микробиологической промышленности, машиностроения.

В городе зарегистрировано 7700 предприятий, 2200 из них крупных и средних. Ведущая роль в промышленности принадлежит лесной отрасли. Лесопромышленным предприятиям принадлежит свыше 40 % общего объёма продукции, производимой в городе. Лес, бумага, картон, целлюлоза, а также рыба до сих пор остаются основой торговли Архангельска с другими регионами России и странами Запада.

Основной поставщик тепло- и электроэнергии — Архангельская ТЭЦ.

Архангельск — культурно-историческая столица Поморья, родина северной культуры, традиций, истории. В городе находятся Поморский государственный университет, Архангельский государственный технический университет, Северный государственный медицинский университет, филиал Государственной морской академии, филиал Всероссийского заочного финансово-экономического института.

 

Мурманск

 

Му́рманск (в 1916—1917 — Рома́нов-на-Му́рмане) —административный центр Мурманской области.

Мурманск находится на скалистом восточном побережье Кольского залива Баренцева моря. Крупнейший в мире город, расположенный за северным полярным кругом. Один из крупнейших портов России.

За героическое сопротивление немецким захватчикам в годы Великой Отечественной войны Мурманску присвоено звание Города-героя.

Планы устройства портового города за полярным кругом появились в 70-х годах XIX века. Первые изыскатели пришли на Мурман для разведки новых мест в 1912 году. Через три года в 1915 году, во время Первой Мировой войны, на правом берегу Кольского залива Баренцева моря был основан мурманский морской порт. Его создание было связано со стремлением России получить выход в Северный Ледовитый океан через незамерзающий залив, чтобы бесперебойно доставлять военные грузы от союзников по Антанте в условиях блокады Черного и Балтийского морей. Официальной датой основания города считается 4 октября 1916 года. В этот день на невысоком холме, где сейчас располагается Дворец культуры и техники имени Кирова, состоялась торжественная церемония закладки храма в честь «покровителя мореплавателей» Николая Мирликийского. Город стал последним городом основанным в Российской Империи, его назвали Романов-на-Мурмане. Через полгода, 3 апреля 1917, после февральской революции, он принял своё нынешнее название — Мурманск.

В 1917 году после победы Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде в Мурманске был создан временный революционный комитет, во главе которого встали большевики. Но уже в марте 1918 года с военных судов Антанты, которые ещё до февральской революции отдали якоря в Кольском заливе, был высажен на берег вооружённый десант: это стало началом интервенции. В 1919 году власть в городе перешла к белогвардейцам, а Временное правительство Северной области признало верховную власть адмирала Колчака. Осенью 1919 года «союзники» были вынуждены эвакуироваться из Мурманска. 21 февраля 1920 года в городе произошло восстание, организованное большевиками, и власть опять перешла к ним.

К началу 1920-х годов Мурманск насчитывал менее двух с половиной тысяч жителей и находился в упадке. Промышленность была представлена в основном кустарными артелями, рыбный промысел пришёл в упадок. Городской пейзаж составляли две-три улочки одноэтажных домов, перенаселённые рабочие бараки, беспорядочное скопление лачуг, брошенные интервентами «чемоданы» — дома из гофрированного железа с полукруглой крышей, приспособленные под жилье железнодорожные вагоны. Город получил прозвище «красная деревня» из-за теплушек красного цвета, приспособленных для жилья.

В 1920-е годы город стал интенсивно развиваться, и за годы первых пятилеток стал одним из индустриальных центров страны. Мурманск обрёл современный для тех лет флот и его береговую базу, стал промышленным городом. Возводились заводские корпуса, создавалась база индустриального рыболовства. Был создан и набирал силу траловый флот. На месте прежнего военного предприятия по рыбообработке и судоремонту был создан рыбный порт, который также стал быстро развиваться, и уже через несколько лет страна стала получать от мурманчан по два миллиона центнеров рыбы ежегодно. Прокладывались улицы с деревянными тротуарами и рядами одно- и двухэтажных рубленых домов. В 1927 году появилось первое многоэтажное здание из кирпича, сохранившееся до наших дней. В 1934 году по Мурманску — от северной окраины до южной части города — пошёл первый маршрутный автобус. Тогда же по железнодорожной магистрали начал курсировать до Ленинграда экспресс «Полярная стрела». В 1939 году впервые в городе началась укладка асфальта на улице Ленинградской.

К началу Великой Отечественной войны в Мурманске насчитывалось уже несколько десятков каменных зданий, а население города достигло 120 тысяч жителей. В 1920-е—1930-е годы, в связи с территориальным размежеванием, город неоднократно менял свой статус. В 1921 году Мурманск стал центром одноимённой губернии, с 1927 года — одноимённого округа в составе Ленинградской области, а с 1938 года Мурманской области.

В ходе Великой Отечественной войны Мурманск неоднократно подвергался атакам с суши и с воздуха. Немецкие войска стремились захватить город, имеющий стратегическое значение, однако прифронтовой Мурманск более сорока месяцев сдерживал натиск врага с суши и с воздуха. Дислоцированная в Заполярье 150-тысячная германская армия имела директиву Гитлера: захватить город и мурманский порт, через который шли грузы из стран-союзниц для снабжения страны и армии по ленд-лизу. По расчетам немецкого командования, Мурманск должен быть взят за несколько суток. Дважды — в июле и сентябре — немецкие войска предпринимали генеральное наступление на Мурманск, однако оба наступления провалились. После того, как город отразил наступления, враг атаковал его с воздуха, совершая в отдельные дни до пятнадцати-восемнадцати налётов и сбросив за годы войны в общей сложности 185 тысяч бомб и совершив 792 налета. По количеству и плотности нанесённых по городу бомбовых ударов Мурманск уступает лишь Сталинграду. В результате бомбардировок было уничтожено три четверти построек, особенно пострадали деревянные дома и строения. 7 октября 1944 года советские войска начали в Заполярье знаменитую Петсамо-Киркенесскую наступательную операцию. Гитлеровцев не спасли мощные, три года возводившиеся, оборонительные укрепления. В результате наступательной операции крупная немецкая группировка была разгромлена менее чем за месяц, восстановлена государственная граница СССР, освобождены от захватчиков не только древняя русская Печенгская земля, но и районы Северной Норвегии.

К концу Великой Отечественной войны город был разрушен практически полностью. Сохранились лишь портовые сооружения и три здания в городе. В ноябре 1945 года по решению правительства Мурманск был включён в число пятнадцати городов страны, наряду с Москвой и Ленинградом, восстановление которых объявлялось первоочередной задачей. На развитие города было выделено 100 миллионов рублей. Город был достаточно быстро восстановлен. В течение первого десятилетия после войны были построены промышленные предприятия, причальные линии, школы, детские сады и ясли, кинотеатры, клубы и Дома культуры, телевизионный комплекс. Высокими темпами велось и жилищное строительство, уже к 1952 году, объём жилой площади в городе достиг довоенного уровня. Еще через десять лет жилой фонд увеличился в три раза, а после ввода в строй домостроительного комбината строители города перешли от кирпичной кладки к индустриальному методу монтажа зданий. В 1963 году Совет Министров СССР принял постановление «О развитии городов Архангельска и Мурманска», во многом предопределившее дальнейшее развитие города. Город сильно вырос в конце 1970-х — начале 80-х годов XX века.

Озера Глубокие

В городе множество озёр (Семеновское, Среднее, Большое, Питьевое, Окуневое, Портянка, Ледовое, Глубокие, Карьерное, безымянные озёра на улице Щербакова, на улице Марата и в Долине Уюта). В черте Мурманска шесть родников и три ручья: Варничный, Трифонов и Фадеев, до индустриализации города в них водилась кумжа и сёмга. В северной части города протекает небольшая река Роста.

Центр Мурманска (площадь "Пять углов")

Город расположен на сопках, с сильными перепадами высоты, что определяет особенности планировки и застройки. Многие дома, стоящие на склонах, имеют ступенчатый фундамент и переменную этажность. Дома выше шестнадцати этажей в Мурманске не строят — мешают вечная мерзлота и суровый климат, высокие дома были бы неустойчивыми. Самым высоким зданием является шестнадцатиэтажная гостиница «Арктика», считающаяся местной достопримечательностью. Панельные девятиэтажки часто украшены разноцветной мозаикой, на улицах можно найти раскрашенные валуны — так мурманчане борются с цветовым голоданием, ведь зимой в Мурманске основные цвета белый и черный, а зима может длиться почти восемь месяцев. В некоторых микрорайонах до сих пор сохранились бараки.

В советский период город интенсивно развивался и достиг максимальной численности населения в конце 1980-х годов (по данным переписи 1989 года — 472,3 тыс. жителей). В постсоветское время число жителей города сократилось почти на треть, в основном за счет миграции населения в центральные регионы страны. По результатам Всероссийской переписи населения 2002 года город занял второе место после разрушеного войной Грозного среди городов России с населением от 100 тысяч человек по оттоку населения в 1989—2002 годах.

 

Год                        
Тыс. чел.   2,5           472,3 468,3 338,2 325,1 320,9

 

Основными отраслями промышленности Мурманска являются: рыболовство и рыбопереработка, морской транспорт, судоремонт, морские, железнодорожные и автомобильные перевозки, металлообработка, пищевая промышленность, морская геология, геологоразведочные работы на шельфе арктических морей. Другие крупнейшие предприятия города: единственное в России предприятие, управляющее атомными ледоколами — «Мурманское морское пароходство», «Союз рыбопромышленников Севера», «Мурманский судоремонтный завод Минморфлота», «Севморпуть», «Арктикморнефтегазразведка», научно-производственное предприятие «Моргео» и крупнейший в рыбодобывающей отрасли «Мурманский траловый флот».

Основные виды выпускаемой в городе продукции включают изделия из рыбы, консервы, металлоизделия, промысловое оборудование, тару и упаковочный материал.

Мурманская гавань

Основой экономики города является Мурманский морской порт — один из крупнейших незамерзающих портов в России. В Мурманске начинается Северный морской путь. Мурманский порт состоит из трех частей: Рыбный порт, Торговый порт и Пассажирский. В данный момент наблюдается тенденция вытеснения Торговым портом всех остальных из-за резкого увеличения экспорта каменного угля из России, для которого Мурманск служит перевалочным пунктом (уголь поставляется в Мурманск по железной дороге и отгружается в порту для транспортировки на экспорт). В то же время значительно уменьшилось поступление рыбы, поскольку её стало выгоднее поставлять на экспорт, а не внутрь страны.

 

Сыктывкар

 

Сыктывкар — город при впадении Сысолы в Вычегду, в 1410 км от г. Москвы, столица Республики Коми.

Усть-Сысольск - исходное имя города. В 1780 году Катериной II Усть-Сысольску был присвоен статус города. В течение 19-го столетия Усть-Сысольск превратился в большой торговый центр на Севере. В 1936 году Усть-Сысольску было присвоено коми название Сыктывкар, которое означает "город на реке Сысола". В начале 20-го века Усть-Сысольск был небольшим провинциальным городом с населением в 6,5 тыс.человек, 95 % которых - коми. В городе насчитывалось 14 небольших предприятий с ручным трудом. Сейчас Сыктывкар - большой промышленный и культурный центр на Севере России. В Сыктывкаре много старинных зданий. Одно из них - одноэтажное кирпичное здание, это - прежний магазин купца Дербентовса. Другим историческим и архитектурным памятником является религиозная школа (семинария). Она была воздвигнута в 1890 году. Теперь это музей. В городе много памятников. Перед драматическим театром расположен памятник основателю коми литературы Ивану Алексеевичу Куратову. Автором является наш знаменитый талантливый скульптор Мамченко. Уроженцами города были известные государственный деятели В.Н.Старовский, К.Ф.Жаков, В.А.Савин и другие.

Большой промышленный центр на севере России. Город имеет около 40 крупных промышленных предприятий, одна треть которых имеет всероссийское значение. Основными производителями являются Сыктывкарский ЛПК - первое предприятие целлюлозно-бумажной промышленности в республике и фабрика нетканых материалов - первое предприятие текстильной промышленности в республике, Сыктывкарский ЛДК - предприятие деревообработки. Промышленность города представлена более, чем 10 отраслями. На долю лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной приходится около 62% товарной продукции. В городе производится в год 254 тыс.куб.м деловой древесины, 179 тыс.куб.м. пиломатериалов, 43 тыс.куб.м фанеры, 65 тыс.куб.м. древесностружечных плит, более 370 тыс.тонн бумаги, 50 млн.кв.м нетканых материалов.

 

Петрозаводск

 

Петрозаво́дск — административный центр Прионежского района, столица Республики Карелия. Официальное название с 2007 года — Петрозаводский городской округ. Расположен на западном берегу Онежского озера (на берегу Петрозаводской губы) и вытянут вдоль берега на 21,7 км. Крупный научный, культурный, образовательный и промышленный центр на северо-западе России. Расстояние до Москвы ок. 1100 км. Расстояние до Санкт-Петербурга ок. 400 км. По территории города протекают несколько несудоходных рек: Лососинка, Неглинка, Томица и Сельгская (а также ручьи Студенец и Каменный; ранее существовали ручьи Студёный и Большой).

Озёра на территории города: Онежское (Петрозаводская губа), Логмозеро, Ламба, Денное, Четырёхвёрстное.

На карте Абрахама Ортелиуса, опубликованной в 1592 г., примерно на месте современного Петрозаводска обозначено поселение Онегаборг (Onegaborg). По мнению учёных, это, скорей всего, ошибка — так могло именоваться поселение на Белом море (Онежская губа). Первые поселенцы на территории современного города появились около 9000 лет назад.

Город основан 29 августа 1703 года как поселение при Петровском (изначально — Шуйском) заводе. В 1734 году завод был закрыт, но поселение продолжало существовать.

В 1773 году был основан новый завод — Александровский пушечный. В 1777 году указом Екатерины II слобода была преобразована в город Петрозаводск.

В 1781 году Петрозаводск стал центром Олонецкой провинции, а с 1784 — Олонецкой губернии. В 1784—1785 гг. губернатором был русский поэт Державин, Гавриил Романович

В октябре 1941 г. город был оккупирован финляндской Карельской армией и переименован в Äänislinna (русская транскрипция использовалась такая: «Яанислинна», что означает «Крепость на Онего», также в последнее время используются варианты «Энислинна», «Ээнислинна»); в Петрозаводске были созданы и действовали органы военного управления на оккупированных Финляндией территориях Восточной Карелии. 14 октября 1941 г. в Петрозаводске был образован первый финский концентрационный лагерь времён Второй мировой войны, заключению в который подлежали русские мужчины 1891—1924 гг. рождения. Всего в городе было создано 7 концлагерей. В феврале 1943 года многие названия улиц были переименованы на финский манер. В 1944 г. с усилением давления Красной Армии на Свири войска финской Олонецкой группы (Aunuksen ryhmä) практически без боёв отошли за советско-финскую границу, установленную Тартуским договором 1920 г. Красная Армия вступила в город 28 июня 1944 г.

Наиболее крупные промышленные предприятия города: АО «Онежский тракторный завод» (тракторы для лесной промышленности); Судостроительный завод «Авангард» (рыболовные суда); Завод «Петрозаводскмаш» (бумагоделательное оборудование) и многие другие.

Пищевая промышленность: Петрозаводский молочный комбинат Славмо, Холод-Славмо (отделенное от Славмо производство мороженого), Карельский мясокомбинат, Петрозаводский ликеро-водочный завод «Петровский», Карельский рыбокомбинат и многие другие.

 

Вологда

 

Во́логда —административный центр Вологодской области (с 23 сентября 1937 года).

Вологда — один из немногих российских административных центров субъектов федерации, уступающих как по численности населения, так и по промышленному потенциалу другому городу региона, второй (после Череповца) по размеру город области.

Город расположен на берегу реки Вологды. Численность населения — 293 900 человек.

Отсчёт своей истории город Вологда ведёт с 1147 года. В житии преподобного Герасима повествуется, что именно в этот год «на великий лес на средний посад Воскресения Христова Ленивыя площадки малого торжку» пришёл на Вологду из Киева монах Герасим и основал на Кайсарове ручье Троицкий монастырь. Это наиболее ранняя дата упоминания о городе в письменном источнике. Она и считается датой основания Вологды. Самое популярное объяснение связывает происхождение названия Вологда со словом «волок», так как новгородцы двигали свои ладьи в бассейн Сухоны и Северной Двины именно по волокам.

Но есть и другие версии происхождения названия Вологда. Местность, занимаемая Вологдою, издревле была заселена различными финно-угорскими племенами, последними представителями которых здесь остаются ныне зыряне.

Возможно, слово Вологда происходит от угрофиннского «волок», — «большой лес», среди которого был основан этот город; другие объяснение наименования видят в зырянском «волоква», — «лесная вода» или «ясная вода». Корень имени Вологда может иметь Славянское или старо-Русское происхождение, возможно от имени какого-либо князя или княгини построивших город или владевших им, так как среди первых Российских князей были Всеволоды, а раньше бывали Рогволды и Рогволгды. В других летописях есть упоминания о древних народах, обитавших около реки Вологды и Кубенского озера, которые до крещения Руси именовались Волоты, потому что почитали за богов Волотов — Великанов от имени которых и произошло название реки и города Вологды.

Есть у Вологды и другое название — Насон-город, известное по песням и преданиям. Оно произошло от имён святых апостолов Иасона и Сосипатра в день которых царём Иваном Грозным проведена закладка каменной крепости 28 апреля 1565 года.

Выгодное положение города Вологды на перекрёстке водных путей сделало город в XIII—XV веках местом междоусобных войн Новгорода и Москвы. Лишь в конце XIV века Московский князь Василий Дмитриевич присоединил Вологду к своим владениям и с этого времени город — удел московских князей.

В ту пору Вологда видела Галицкого князя Дми<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: