Раздаточный материал к занятию № 1




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ

(ПРАКТИЧЕСКИХ, СЕМИНАРСКИХ, ЛАБОРАТОРНЫХ)

 

Тема №:1 Методы физиологических исследований. Физиологические свойства возбудимых тканей. Биопотенциалы.

Количество часов: 1

Курс: 1

Специальность: 5В110300 «Фармация»

Составитель: Абсатирова В.К.

Астана 2015г.

1. Тема: Методы физиологических. Физиологические свойства возбудимых тканей. Биопотенциалы.

2. Цель: В настоящее время физиология является одной из ведущих дисциплин в системе специального медицинского образования. Знания, составляющие содержание физиологии, крайне необходимы для формирования врачебного мышления. Для полного понимания физиологических процессов необходимы знания физиологических основ функций, раздражительности и возбудимости клеток. знание природы биологических явлений, взаимосвязи организма с внешней средой необходимо для правильного понимания процесса передачи информации.

3. Задачи обучения: Сформировать основные принципы возбуждения и торможения, как деятельное состояние возбудимой ткани. Научить студентов регистрации электрических потенциалов мозга и сердца на приборе "Ритмокардиоэнцефалоскоп". Анализировать полученную ритмокардиоэнцефалограмму. сформулировать основные механизмы биоэлектрических явлений возбудимых тканей, ознакомить с классическими физиологическими опытами. Научить студента проводить опытов Л. Гальвани и К. Маттеучи.

4. Основные вопросы темы:

1. Физиология как наука о функционировании (жизнедеятельности) здорового организма.

2. Взаимоотношение структуры и функции.

3.Методологические подходы и методы исследования морфофизиологических закономерностей жизнедеятельности организма человека.

4. Биологические основы жизнедеятельности человека. Понятие о живом (жизни). Ведущие закономерности, характеризующие жизнь (самообновление, самовоспроизведение, саморегуляция, метаболизм).

5. Основные свойства живого организма (обмен веществ и энергии, раздражимость, адаптация, размножение, наследственность, изменчивость, онтогенез, филогенез).

6. Единство и взаимовлияния организма и внешней среды. Организм как целое. Гомеостаз и гомеокинез.

7. Физиология возбудимых тканей. Современные понятия о природе возбуждения.

8. Потенциал покоя. Локальный ответ. Потенциал действия.

9. Мембранно-ионная теория их происхождения.

10. Изменение возбудимости мембраны в различные фазы одиночного цикла возбуждения. Рефрактерность.

5. Методы обучения и преподавания: все практические работы проводятся в малых группах. Раздаточный материал необходимо взять у преподавателя (электронный вариант или на бумажном носителе):

1 Приготовление нервно – мышечного препарата.

2.Биологический метод демонстрации биоэлектрических явлений в возбудимых тканях (1 и 2 опыты Л. Гальвани и опыт К. Маттеучи).

3. Определение порога возбуждения при прямом и непрямом раздражении.

6. Литература:

Основная:

Лекции по теме.

1. Руководство по общей и клинической физиологии. В.И.Филимонов, МИА, 2002, 957 стр.

2. Физиология человека, В.М. Покровский, Г.Ф. Коротько, М., 2004.

3. М.Р.Сапин, Г.Л.Билич Анатомия человека: Учеб. для студ. биол. спец. вузов. -М., Высшая школа, 1989. - 544 с.

4. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. К.В.Судаков, А.В.Котова, М., 2002.

5. «Физиология с основами анатомии человека». А.В.Логинов, 1983.

Дополнительная:

1. «Основы физиология человека», 1 и 2 том, Б.И.Ткаченко, С.-Петербург, 1994г.

2. «Руководство к практическим занятиям по физиологии человека с основами анатомии» М.Ф. Румянцева и др., Москва, «Медицина», 1986.

3. Атлас по нормальной физиологии А.В.Коробков, С.А.Чеснокова, Москва, Высшая школа, 1987.

4. Нормальная физиология, под ред. К.В.Судакова, М., 2000.

5. Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы студентов. Под ред. А.А. Утепбергенова, Д.А. Адильбековой, Шымкент, 2006, 66 с.

6. Справочник физиологических и лабораторных показателей здорового человека. А. А. Утепбергенов, 1995.

7. Физиология человека. Под ред. М.Покровского, Г.Ф.Коротько, в двух томах, М., 2001, 368 с.

8. В.Я. Липченко, Р.П.Самусев Атлас нормальной анатомии человека: Учебное пособие.-2 изд., перераб. и дополн.-М.Медицина, 1988. 320 с.

9. Агаджанян Н.А., Тель Л.З., Циркин В.И., Чеснакова С.А. Физиология человека. Санкт-Петербург, Sotis, 2000г., 528 с.

7. Контроль: решение кроссворда

АО «МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АСТАНА»

Кафедра физиологии

Раздаточный материал к занятию № 1

Тема занятия: Методы физиологических, анатомических и гистологических исследований. Способы раздражения и графическая регистрация.

Работа № 1. Приготовление нервно-мышечного препарата и препарата изолированной икроножной мышцы лягушки.

Изучение физиологии нервно-мышечной системы позволяет получить важный материал для понимания основ как двигательной деятельности, так и функции нервной системы. Нервно-мышечная физиология необходима для практической медицины, в частности во врачебном контроле, клинике нервных болезней, ортопедии и лечебной физкультуре.

Для изучения физиологических свойств мышц и нервов часто используют нервно-мышечный препарат, приготовленный из задних лап лягушки. Классическим нервно-мышечным препаратом считают икроножную мышцу и седалищный нерв, который ее иннервирует.

Для работы необходимы: препаровальный набор инструментов, лоток салфетки, операционный столик, раствор Рингера, лягушка.

Ход работы. Обездвиживают лягушку, затем берут ее за заднюю часть туловища и большими ножницами перерезают позвоночник на 1см выше проксимального конца копчика. Далее, держа лягушку за задние лапки, ножницами разрезают кожу, мышцы, внутренности, и удаляют с передним отделом туловища. Снимают кожу с задних лапок. Для этого берут 2 марлевые салфетки, одной удерживают остаток позвоночника, другой захватывают кожу и быстрым движением руки удаляют ее с лапок. Получают препарат с задних лапок лягушки, который используется в некоторых экспериментах.

Препарат с задних лапок берут в левую руку за остаток позвоночника так, чтобы хвостовая кость (уростиль) выдавалась вверх, срезают ее ножницами. Переворачивают препарат за вентральную поверхность и под контролем зрения, чтобы не повредить нервные стволы крестцового сплетения, разрезают позвоночник и лонное сращение на 2 половины и получают препараты 2-х задних лапок. Один препарат помещают в стаканчик с раствором Рингера, а другой используют для приготовления нервно-мышечного препарата.

Препаровку икроножной мышцы начинают с области пяточного (ахиллова) сухожилия. Под сухожилия подводят браншу ножниц, отделяют его по всей длине и перерезают ниже сесамовидной косточки. Захватив конец пяточного сухожилия пинцетом, отводят икроножную мышцу в сторону, разрывая фасции, соединяющие ее с другими тканями.

При препаровке нервов переворачивают препарат дорсальной поверхностью кверху. 2-мя большими пальцами рук раздвигают мышцы бедра и обнажают лежащий в глубине седалищный нерв. С помощью стеклянных крючков препарируют нерв во всем протяжении до коленного сустава. Затем берут кусочек позвоночника, отрезают его от тазовой кости и ножницами подрезают все веточки седалищного нерва. Отпрепаровав нерв до коленного сустава, перерезают конечность выше и ниже коленного сустава и получают нервно-мышечный препарат. Для приготовления препарата изолированной мышцы от нервно-мышечного отсекают нерв.

Рекомендация к оформлению работы: зарисуйте нервно-мышечный препарат, обозначьте его части и укажите, для каких целей он используется.

 

 

Работа № 2. Биологический метод демонстрации биоэлектрических явлений в возбудимых тканях (1 и 2 опыты Л. Гальвани и опыт К. Маттеучи

Суть первого опыта Гальвани, который впервые бесспорно доказал существование "животного электричества", состоит в том, что при соприкосновении нервно-мышечного препарата с биметаллическим пинцетом наблюдается сокращение мышцы.

Первый опыт Гальвани.

Для работы необходимо: биметаллический пинцет, набор препаровальных инструментов, лоток, универсальный штатив, марлевые салфетки, раствор Рингера, лягушка.

Ход работы. Готовят препарат двух задних лапок лягушки и подвешивают его на штатив, берут биметаллический пинцет, одна бранша которого сделана из меди, а другая – из железа. Медную браншу подводят под нервный сплетения, а другую прикладывают к мышцам лапки. Наблюдают сокращение мышц лапок.

Рекомендации к оформлению работы: зарисуйте схему опыта, сделайте вывод о причине сокращения мышц.

Второй опыт Гальвани (сокращение без металла) состоял в том, что сокращение мышц лапки лягушки воспроизводилось без участия металла путем набрасывания отпрепарированного седалищного нерва на поврежденный участок мышцы голени. Разность потенциалов между наружной поверхностью мышцы и ее внутренней частью, существующая в покое, отчетливо проявляется в случаях, когда мышца повреждена. Потенциал, возникающий между неповрежденным и поврежденным участками, получил название "потенциал повреждения" или "демаркационный потенциал". Когда набрасываемый нерв попадает на поврежденный электроотрицательный участок мышцы, происходит замыкание цепи, в которой роль положительного полюса играют неповрежденная поверхность мышцы и участок соприкасающегося с ней нерва. Таким образом, во втором опыте Гальвани причиной возбуждения нерва является раздражающее действие тока, возникающего непосредственно в тканях.

Вторым опытом Гальвани впервые было доказано существование в тканях «животного электричества», которое возникает между поврежденной и неповрежденными поверхностями. Если эти два участка соединить нервом нервно-мышечного препарата, то возникает ток покоя, которое раздражает нерв и вызывает сокращение мышц.

Для работы необходимо: набор препаровальных инструментов, лоток, пипетка, стеклянный крючок, марлевые салфетки, раствор Рингера, лягушка.

Ход работы. Готовят препарат задней лапки лягушки. Затем тщательно препарируют седалищный нерв и отсекают его у позвонков. В нижней трети бедра пересекают мышцы и стеклянным крючком быстро набрасывают седалищный нерв таким образом, чтобы он одновременно коснулся поврежденной и не поврежденной поверхности бедра. При этом происходит сокращение мышц голени.

Рекомендации к оформлению работы. Зарисуйте схему опыта, сделайте вывод о причине сокращения мышц лапки.

 

Опыт Маттеучи. Раздражение нерва токами действия скелетной мышцы (вторичный тетанус). Маттеучи в 1840 г. показал, что можно вызвать сокращение мышц нервно-мышечного препарата, прикладывая нерв к сокращающимся мышцам другого препарата. Этот опыт свидетельствует о том, что в сокращающейся (действующей) мышце возникают токи, причем настолько значительные, что их можно использовать в качестве раздражителя для нерва другого препарата. Эти токи получили название "токов действия".

Для работы необходимо: набор препаровальных инструментов, лоток, стимулятор, электроды, стеклянный крючок, пробковая пластинка, раствор Рингера, лягушка.

Ход работы. Обездвиживают лягушку и готовят два препарат задних лапок лягушки, затем стеклянным крючком препарируют седалищный нерв у обоих препаратов до коленного сустава, удаляют бедренную кость и мышцы бедра, оставив голень и стопу. Нерв одного препарата оставляют с кусочком позвоночника, а у другого кусочек позвоночника. Обе лапки укладывают на пробковую пластинку. Нерв одного нервно-мышечного препарата (с кусочком позвоночника) с помощью стеклянного крючка помещают на электроды, которые соединены со стимулятором. На мышце этого препарата в продольном направлении набрасывают нерв второго нервно-мышечного препарата. Нерв первого нервно-мышечного препарата подвергают ритмическому раздражению, наблюдают тетаническое сокращение лапок.

При выполнении работы необходимо особенно бережно относится к препаровке нерва, следить, чтобы в ходе приготовления он не подсыхал. Непосредственно перед экспериментом поверхность мышцы первого нервно-мышечного препарата следует подсушить полоской фильтровальной бумаги.

Рекомендации к оформлению работы: Зарисуйте схему опыта, сделайте вывод о причине возникновения вторичного тетануса.

Рекомендации к оформлению работы: Зарисуйте схему проведения опыта, в выводе объясните возникновение токов действия.

 

Работа № 3. Определение порога возбуждения при прямом и непрямом раздражении

В экспериментальных условиях сокращение мышцы может быть достигнуто как раздражением самой мышцы (прямое раздражение), так и раздражением двигательного нерва, иннервирующего данную мышцу (непрямое раздражение). Нервная, мышечная и железистая ткани обладают различной возбудимостью. Мерой возбудимости служит порог раздражения, т.е минимальное сила раздражителя, способная вызвать процесс возбуждения. Показателем возникшего в мышце возбуждения является ее сокращение. Если раздражение на носит непосредственно на мышцу (прямое раздражении), минимальная его сила характеризует возбудимость его мышц, если же раздражение мышцы производят через ее двигательный нерв (непрямое раздражении), то величина электрического тока, вызывающее минимальное сокращение, отражает возбудимость нерва.

Оснащение: кимограф, универсальный штатив с вертикальным миографом, раздражающие электроды, учебный электростимулятор (УЭС-1 или любой другой), ключ для переключения раздражения, чернила, бумага, вода, раствор Рингера. Работу проводят на лягушке.

Ход работы: Соберите установку. Приготовленный нервно-мышечный препарат зафиксируйте в вертикальном положении за пяточное сухожилие снизу и коленный сустав сверху. Седалищный нерв расположите горизонтально так, чтобы он контактировал с раздражающими электродами, наложите на него тонкий слой ваты, обильно смоченный раствором Рингера. Включите стимулятор. Ручку плавно регулировки силой тока установите в положение «0», а переключатель частоты - в положение «1». Ключ поставьте в положение «нерв» и, медленно вращая ручку регулировки силы тока, найдите его минимальную силу (порог раздражения), вызывающее минимальное сокращение мышцы. Подведите к ленте кимографа рычажок с писчиком, заполненный чернилами, и запишите мышечное сокращение при непрямом раздражении мышцы. Затем поставьте ключ в положение «мышца» и аналогичным способом определите порог раздражении мышцы при ее прямом раздражении. Запись производите на ленте остановленного кимографа, поворачивая баран рукой после каждой стимуляции.

Рекомендации к оформлению работы: Зарисуйте схему установки для прямого и непрямого раздражения, запишите результаты опыта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: