Уровневое строение языка




Уровень Единица уровня Примеры
Фонетический звук [м] [м’] [э] [л] [л’]
Лексический слово [м’]+[э]+[л]=МЕЛ [м’]+[э]+[л’]=МЕЛЬ
Лексико-семанти­ческий фразеологический оборот Белый как мел
Морфемный морфема (пристав­ка, корень, суффикс, окончание) Мел мел+ок Мел мел+ов+ой Мель от+мель
Морфологический слово как часть речи (грамматические классы слов) Мел (вол, стая) — имя суще­ствительное
Синтаксический словосочетание, предложение Белый мел; Белый мел на столе.

 

 

 

 

ЯЗЫКОВЫЕ СТУДИИ
______________________________________________________________________

 

 

 

 

   
 
 
 

 

 

 

 


 

 

   
 
 
 

 

 


 
 

 


РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ
Речевые ошибки, свойствен-ные исключительно устной форме речи Речевые ошибки, свойствен-ные исключительно письмен-ной форме речи Речевые ошибки, не зависящие от формы речи
а)орфоэпические; б)акцентологические. а) орфографические; б) пунктуацион­ные. а) словообразовательные; б) морфологические; в) синтаксические; г) лексические; д) фразеологические; е) стилистические.

 

Лексические ошибки — нарушение норм и правил упот­ребления слов в речи.
1) употребление слова в несвойственном ему значении: Спектакль ужасно хорошо построен. Мама спит, и дочка спит, дверь тихонечко храпит;
2) смешение оттенков значений слов, различа- ющихся при­ставкой или суффиксом: По характеру он был очень эконо­мический;  
3) смешение слов-паронимов и близких по значению слов: Письмо дошло до адресанта. Команда, непрерывно работая, приобрела свое лицо;
4) употребление слов, стилистическая окраска которых не соответствует контексту: Старуха Изергиль была гордая и неприступ-ная, как танкист. Имидж Родины в поэзии Сер­гей Есенина;
5) неуместное употребление эмоционально- окрашенных слов: Собакевич хотел продать души подороже, как первый сорт;
6) неоправданное употребление просторечных слов: Жил он не по средствам, и всегда хотел кого-нибудь облапошить;
7) нарушение лексической сочетаемости: Мальчик в лодке быстро греб коромыслами;
8) употребление неуместных (лишних) слов, в том числе плеоназм: маленький супермаркет, интенсивный ливень, па­мятный сувенир;
9) употребление однокоренных или близких по значению слов (тавтология): Всем пришлось работать напряженно, чтобы в срок выполнить срочную работу;
10) неоправданное повторение слова: Сначала деталь об­жигают, затем деталь кладут в кислоту.

 

Грамматические ошибки — это нарушение правил и норм использования морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций, т.е. нарушение структуры язы­ковой единицы: структуры слова, словосочетания, предложе­ния.
1) ошибочное словообразование: покласть (правильно: положить); щукащучонок; полуумный (правильно: полоум-ный). Помножьте числителя (правильно: числитель) пер­вой дроби на знаменателя (правильно: на знаменатель) вто­рой;
2) ошибочное образование формы существи- тельного: ге­оргина (правильно: георгин), две пары носок (правильно: две пары носков); дай полотенец (правильно: полотенце);
3) ошибочное образование формы прилага- тельного: более веселее (правильно: более весело), самый интереснейший (пра­вильно: самый интересный или наиинтереснейший);
4) ошибочное образование формы числитель- ного: трое зай­цев (правильно: три зайца), у обоих ворот (правильно: у тех и других ворот), отметить двестипятидесятилетие (пра­вильно: отметить двухсотпятидесятиле-тие);
5) ошибочное образование форм местоимений или неудач­ное употребление местоимений: ихний (правильно: их). Для ней (правильно: для нее) нет имени; Автор приводит героя к осознанию своих ошибок (чьих ошибок? Автора или героя?);
6) ошибочное образование форм глагола: победю, ощущу (правильно: смогу победить, смогу ощутить). Не порти (пра­вильно: не порть) мне мебель. Результаты подытожи-вовывались (правильно: подытоживались);
7) нарушение согласования: Мы увидели огромную тучу, закрывающая (правильно: закрывавшую) все небо;
8) нарушение управления: согласно плана или согласна плана (правильно: согласно плану). Нужно сделать свою шко­лу более чистая (правильно: более чисто й);  
Грамматические ошибки — это нарушение правил и норм использования морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций, т.е. нарушение структуры язы­ковой единицы: структуры слова, словосочетания, предложе­ния.
9) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм: Солнце позолотило верхушки деревьев и окрашивает (правильно: окрасило) их в розо-вые, пурпурные, золотые оттенки;
10) нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Большинство защитили (правильно: защи-тило) диплом хо­рошо. Тысяча человек от-правились (правильно: отправилась) на пере-подготовку. Газета «Московские новости» выходят (правильно: выходит или: «Москов-ские новости» выходят раз в неделю) раз в неделю;
11) нарушение способа выражения сказуемого: Жизнен­ный путь героя тяжел и трагичный (правильно: тяжел и трагичен);
12) ошибки в построении предложения с одно- родными чле­нами: Люди в парке посадили деревья и скамейки (правильно: посадили деревья и поставили (оборудовали) скамейки). На конференции обсуждались основные проблемы молодежи и как бороться с наркоманией (один из вариан-тов: На конфе­ренции обсуждалась одна из важнейших проблемнаркома­ния среди молодежи).
13) ошибки в построении предложения с дее- причастным оборотом: Уезжая из родного города, мне стало грустно ( правильно: Когда я уезжал из города, мне стало грустно). Пользуясь новыми средства-ми защиты, ваши руки не будут подвержены, вредному воздействию химических веществ (правильно: Ваши руки не будут подвержены вредному воздействий химических веществ, если вы будете пользоваться новыми средствами);
14) ошибки в построении предложения с при- частным оборотом: Написанное письмо мною было наконец-то отправлено (правильно: Письмо, которое я написал, было наконец-то отправлено; пись-мо, написанное мною, было наконец-т о от-правлено);
15) ошибки в построении простого и сложного предложения: В тот день мы поехали на дачу, который мне запомнился на всю жизнь (правильно: В тот день, который мне запомнился на всю жизнь, мы поехали на дачу);
16) нарушение границ предложения: Когда солнце скрылось за горизонт. Темный мрак окутал землю (правильне» Когда солнце скрылось за горизонт, темный мрак окутал землю;
17) неверное употребление союзов и союзных слов: На со брании, где (правильно: на котором, ко-торое обсуждало) обсуждался вопрос каче-ства продукции, выступил почти каждый рабочий.

 

 

Уровневое строение языка
Уровень Единица уровня Примеры
Фонетический звук [м] [м’] [э] [л] [л’]
Лексический слово [м’]+[э]+[л]=МЕЛ [м’]+[э]+[л’]=МЕЛЬ
Лексико-семанти­ческий фразеологический оборот Белый как мел
Морфемный морфема (пристав­ка, корень, суффикс, окончание) Мел мел+ок Мел мел+ов+ой Мель от+мель
Морфологический слово как часть речи (грамматические классы слов) Мел (вол, стая) — имя суще­ствительное
Синтаксический словосочетание, предложение Белый мел; Белый мел на столе.

 

БЛОК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

 

1. Вставьте пропущенные буквы в следующих высказываниях.

1. Ум — властелин чу...ств, а дыхание — власт...лин ума.

2. Школа пения есть школа дыхани....

3. Звук — истечение из уст, вызванное ра...мышлением.

4. Чу…ствовать (не)только фразы, слова, но и каж­дый слог, каждую его букву.

5. Скажи что(нибудь), чтобы я тебя увид...л.

2. Отметьте случаи неверного ударения в словах (ударная глас­ная выделена полужирным

       
   

шрифтом). Исправьте ошибки.

3. Отметьте случаи неверного ударения в следующих фрагмен­тах рекламных текстов.

1. Мир кухонной мебели. Наши предложения — ваш выбор!

2. Языковой факультет — использование новейших образовательных информационных

технологий.

3. Лучшие бронир о ванные двери. Надежность гарантируем!

4. Только в сентябре подарочный сертификат при покупке н а польных покрытий.

5. Вертикальные ж а люзи без проблем выдерживают характерные для нашего климата

перепады температуры.

6. Выбирая покрытие, профессионалы учитывают их гидроизоляци о нные свойства.

7. Проведение простой письменной формы договор о в купли-продажи.

8. Оформление самостоятельно подобранных вариан­тов с правовой э кспертизой

документов.

9. Яз ы ковый центр предлагает обучение по различ­ным специальностям.

10. Новый кат а лог «Эксклюзив Персонал» — приобретайте в киосках «Ростдонпечать».

4. Отметьте глаголы с неверным ударением. Исправьте ошибки.

1) манить; 11) пломбировать;
2) мутить; 12) лиловеть;
3) баловать; 13) предложить;
4) кашлянуть; 14) повторить;
5) облегчить; 15) позвонить;
6) откупорить; 16) начать;
7) уведомить; 17) поглотить;
8) избаловать; 18) принудить;
9) премировать; 19) принять;
10) плесневеть; 20) шутить.  

5. Отметьте те глаголы в форме женского рода прошедшего времени, в которых неверно

поставлено ударение.

1) пряла; 4) отдала;;
2) жила; 5) звала;
3) вила; 6) пила;

14) взмахн у ла;

15) уведом и ла;

16) запломбиров а ла;

17) избал о вала;

18) откуп о ривала;

19) премиров а ла;

20) заброн и ровала.

 

6. Отметьте те слова, в которых двойной согласный при про­изношении не сохраняется.

1) антенна; 9) апелляция;
2) аллея; 10) идиллия;
3) аккомпанемент; 11) иллюстрация;
4) аппликация; 12) аттракцион;
5) аннотация; 13) комментарий;
6) галлюцинация; 14) программный;
7) 8) касса; лимонник; 15) ассоциация.

 

7. Отметьте те слова, в которых при произношении сохраняется двойной согласный.

1) бюллетень; 9) террор;

2) интеллигенция; 10) аккумулятор;

3) мусс; 11) ассистент;

4) терраса; 12) баллотироваться;

5) бесприданница; 13) хоккеист;

6) грамматика; 14) территориальный;

7) диссертант; 15) коллоквиум.

8) коллекция;

 

8. Отметьте случаи неверного ударения в следующих словосочетаниях.

1) тёмная кладов а я; 9) много кр у жев;

2) кол ы шутся колосья пшеницы; 10) м а стерски кувыркнуться;

3) к у хонный шкаф; 11) привезти медик а менты;

4) ман и шь меня; 12) новый мусоропров о д;

5) мут и шь воду; 13) написать н а бело;

6) страшный нагов о р; 14) хорошее нам е рение;

7) н а долго уехать; 15) напо и ть водой.

8) н а поенный вдоволь;

 

9. Отметьте случаи неверного ударения в следующих словосочетаниях.

1) небольшое прид а ное; 9) по двое войти;

2) принят а к рассмотрению; 10) созд а ла картину;

3) принуд и ть исполнить; 11) сосредот о чение армии;

4) неп о нятый никем; 12) тигр о вый плед;

5) обесп е чение продукцией; 13) усугуб и ть ситуацию;

6) нач а вший рассказ; 14) вкусный щав е ль;

7) отч а сти прав; 15) э ксперт комиссии.

8) п о долгу сидеть;

 

10. Отметьте слова, в которых допускаются вариантные ударения.

1) августовский; 6) искристый;

2) зубчатый; 7) юродивый;

3) флейтовый; 8) украинский;

4) тигровый; 9) лубочный;

5) гербовый; 10) кухонный.

 

 

11. Отметьте случаи неверного ударения в словах.

1) ячм е нный; 9) цыг а н;

2) юрод и вый; 10) ц е мент;

3) ход а тайство; 11) хар а ктерный (своенравный);

4) х а нжество; 12) фр о нты (мн.ч.);

5) углуб и ться; 13) флюорогр а фия;

6) твор о г; 14) черп а я;

7) руж е й; 15) угл е й.

8) с о здал;

 

12. Вставьте пропущенные буквы в следующих высказываниях.

1. Человек ясно выражает...ся, когда им владе...т мысль, но ещё яснее, когда он владе...т

мысл....

2. Для изучения языка гораздо важнее свободная люб…знательность, чем грозная

необх…димость.

3. Для п…знания нравов какого (ни)есть народа ста­райся прежде изучить его язык.

4. Нет мысли, котор... нельзя было(бы) высказать просто и ясно.

5. Но вот чего (не)взять мне в толк:

И хищников — будь лев иль волк —

Всех можно укр...тить, и лиш...

Язык людской (не)укротиш....

 

13. Отметьте случаи неверного ударения в словах.

1) сервиров а ть; 11) маркиров а ть;

2) премиров а ть; 12) кварт и ровать;

3) пломб и ровать; 13) драпиров а ть;

4) экспорт и ровать; 14) конво и ровать;

5) третиров а ть; 15) констру и ровать;

6) реставриров а ть; 16) канониз и ровать;

7) продюс и ровать; 17) гофриров а ть;

8) план и ровать (работу); 18) глазиров а ть;

9) национализ и ровать; 19) бомбардиров а ть;

10) нормиров а ть; 20) делег и ровать.

 

14. Вставьте пропущенные буквы в следующих высказываниях.

1. Хорошо г...ворить — значит просто хорошо думать вслух.

2. Язык — это самое уд…вительное и мудр... тв…рение человечества.

3. Слушай всякого, говори с (н...)многими.

4. Солнце (н...)всходит два раза в день, и жизнь дает­ся (н...)дважды, — хватайтесь же

цепко за...статки вашей жизни и спасайте их.

5. Если хочеш..., чтобы у тебя было мало времени, (н...)чего не делай.

 

15. Отметьте случаи неверного ударения в следующих словосочетаниях.

1) быстро блок и ровать; 6) рассредот о чить войска;

2) долго бойкот и ровать; 7) ежегодно ходат а йствовать;

3) своевременно осв е домиться; 8) пригуб и ть стакан;

4) обл е гчить участь; 9) прин у дить к действиям;

5) исчерп а ть силы; 10) усугуб и ть положение.

 

16. Отметьте случаи неверного ударения в словах.

1) бр а ть — бр а л — брал а — бр а ло — бр а ли;

2) зан я ть — з а нял — занял а — з а няло — з а няли;

3) рв а ть — рв а л — рвал а — рв а ло — рв а ли;

4) заказ а ть — заказ а л — з а казала — з а казало — заказ а ли;

5) связ а ть — связ а л — связ а ла — связ а ло — связ а ли.

 

 

ЯЗЫКОВЫЕ СТУДИИ
______________________________________________________________________

 

УДАРЕНИЕ В ИМЕНАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

 

Некоторые группы имён существительных с неподвижным ударением.

1. Имена существительные, имеющие ударение во всех падежных формах единственного и множественного числа на основе.

Единственное число

И.п. г о спиталь гр у нт соз ы в

Р.п. г о спиталя гр у нта соз ы ва

Д.п. г о спиталю гр у нту соз ы ву

В.п. г о спиталь гр у нт соз ы в

Т.п. г о спиталем гр у нтом соз ы вом

П.п. (о) г о спитале (о) гр у нте (о) соз ы ве

И.п. ст е ржень ср е дство

Р.п. ст е рженя ср е дства

Д.п. ст е рженю ср е дству

В.п. ст е ржень ср е дство

Т.п. ст е рженем ср е дством

П.п. (о) ст е ржене (о) ср е дстве

Множественное число

И.п. г о спитали гр у нты соз ы вы

Р.п. г о спиталей гр у нтов соз ы вов

Д.п. г о спиталям гр у нтам соз ы вам

В.п. г о спитали гр у нты соз ы вы

Т.п. г о спиталями гр у нтами соз ы вами

П.п. (о) г о спиталях (о) гр у нтах (о) соз ы вах

И.п. ст е ржни ср е дства

Р.п. ст е ржней ср е дств

Д.п. ст е ржням ср е дствам

В.п. ст е ржни ср е дства

Т.п. ст е ржнями ср е дствами

П.п. (о) ст е ржнях (о) ср е дствах

К этой группе имён существительных относятся слова: ди а гноз, дос у г, к а пля, карм а н, кл а д, к у б, л о зунг, м и нус, н е рв, пейз а ж.

В некоторых существительных номинативно допустимы два варианта ударений: в единственном числе ударение сохраняется на основе во всех падежных формах, а во множественном числе появляется вариант.

Множественное число

И.п. фл о ты – флот ы

Р.п. фл о тов – флот о в

Д.п. фл о ты – флот а м

В.п. фл о ты – флот ы

Т.п. фл о тами – флот а ми

П.п. (о) фл о тах – (о) флот а х

 

 

И.п. шр и фты – шрифт ы

Р.п. шр и фтов – шрифт о в

Д.п. шр и фтам – шрифт а м

В.п. шр и фты – шрифт ы

Т.п. шр и фтами – шрифт а ми

П.п. (о) шр и фтах – (о) шрифт а х

2. Имена существительные, имеющие ударение во всех падежных формах единственного и множественного числа на окончании.

Единственное число

И.п. граф а ступн я кайм а

Р.п. граф ы ступн и кайм ы

Д.п. граф е ступн е кайм е

В.п. граф а ступн я кайм а

Т.в. граф о й ступн е й кайм о й

П.п. (о) граф е (о) ступн е (о) кайм е

 

Множественное число

И.п. граф ы ступн и кайм ы

Р.п. гр а ф ступн е й ка е м

Д.п. граф а м ступн я м кайм а м

В.п. граф ы ступн и кайм ы

Т.в. граф а ми ступн я ми кайм а ми

П.п. (о) граф а х (о) ступн я х (о) кайм а х

 

Из наиболее употребительных слов к этой же группе относятся: ж е зл, юл а, лом о ть. Правда, допустимым счи­тается ударение на основе в слове л о моть.

Помимо выделенных двух групп имён существитель­ных с неподвижным ударением на основе слова и с непод­вижным ударением на окончании, есть ещё группы имён с перемещаемым ударением — с основы на окончание и с окончания на основу.

Выделяются следующие пять групп слов с подвиж­ным ударением.

1. Ударение основы слова в форме единственного чис­ла перемещается на окончание в формах множественного числа:

Единственное число

И.п. б а л стр о й ч а й шт а б

Р.п. б а ла стр о я ч а я шт а ба

Д.п. б а лу стр о ю ч а ю шт а бу

В.п. б а л стр о й ч а й шт а б

Т.в. б а лом стр о ем ч а ем шт а бом

П.п. (о) б а ле (о) стр о е (о) ч а йе (о) шт а бе

 

Множественное число

И.п. бал ы стро и ча и штаб ы

Р.п. бал о в стро е в ча е в штаб о в

Д.п. бал а м стро я м ча я м штаб а м

В.п. бал ы стро и ча и штаб ы

Т.в. бал а ми стро я ми ча я ми штаб а ми

П.п. (о) бал а х (о) стро я х (о) ча я х (о) штаб а х

 

К этой же группе относятся слова: бор – бор ы, борт – борт а, веер – веер а и др.

2. Ударение с основы слова в форме единственного числа и в именительном падеже множественного числа (а также для слов, обозначающих неодушевлённые существительные, и в форме винительного падежа) перемещается на окончание в косвенных падежах множественного числа. Как видим, отличие от группы первой составляет только именительный падеж множественного числа.

Единственное число

И.п. в е домость ск о рость щ е ль т е нь

Р.п. в е домости ск о рости щ е ли т е ни

Д.п. в е домости ск о рости щ е ли т е ни

В.п. в е домость ск о рость щ е ль т е нь

Т.в. в е домостью ск о ростью щ е лью т е нью

П.п. (о) в е домости (о) ск о рости (о) щ е ли (о) т е ни

 

Множественное число

И.п. в е домости ск о рости щ е ли т е ни

Р.п. ведомост е й скорост е й щел е й тен е й

Д.п. ведомост я м скорост я м щел я м тен я м

В.п. в е домости ск о рости щ е ли т е ни

Т.п. ведомост я ми скорост я ми щел я ми тен я ми

П.п. (о) ведомост я х (о) скорост я х (о) щел я х (о) тен я х

 

Эта группа имён существительных является доволь­но многочисленной, и к ней из наиболее употребительных слов, кроме перечисленных, относятся также: д о лжность, п а рень, п о весть, ск а терть, ц е рковь и др.

3. Ударение с окончания слова в форме единственного числа перемещается на основу в форме множественного числа. В этой группе почти нет трудных слу-чаев словоу­потребления, поэтому приведём лишь наиболее употреби­тельные сло-ва. Их мало:

Единственное число Множественное число

И.п. окн о лун а о кна л у ны

Р.п. окн а лун ы о кон л у н

Д.п. окн у лун е о кнам л у нам

В.п. окн о лун у о кна л у ны

Т.в. окн о м лун о й о кнами л у нами

П.п. (о) окн е (о) лун е (о) о кна (о) л у ны

 

В основном слова, относящиеся к этой группе, не яв­ляются общеупотреби-тельными и широко распространён­ными.

4. Ударение с окончания слова в форме единственного числа перемещается на основу в форме множественного; числа только в трёх падежах: именительном, родитель­ном, винительном. В дательном, творительном и предлож­ном падежах ударение сохраняется на окончании.

Единственное число

И.п. серьг а сковород а строк а троп а

Р.п. серьг и сковород ы строк и троп ы

Д.п. серьг е сковород е строк е троп е

В.п. серьг у сковород у строк у троп у

Т.п. серьг о й сковород о й строк о й троп о й

П.п. (о) серьг е (о) сковород е (о) строк е (о) троп е

 

Множественное число

И.п. с е рьги ск о вороды стр о ки тр о пы

Р.п. сер е г сковор о д стр о к тр о п

Д.п. серьг а м сковорода м строк а м троп а м

В.п. с е рьги ск о вороды стр о ки тр о пы

Т.п. серьг а ми сковород а ми строк а ми троп а ми

П.п. (о) серьг а х (о) сковород а х (о) строк а х (о) троп а х

 

Эта группа не обладает большой устойчивостью, и до­пустимы колебания в формах множественного числа.

 

И.п. в о лны в о лосы

Р.п. в о лн в о лос

Д.п. в о лнам – волн а м в о лосам – волос а м

В.п. в о лны в о лосы

Т.п. в о лнами – волн а ми в о лосами – волос а ми

П.п. (о) в о лнах – волн а х (о) в о лосах – волос а х

 

5. Ударение с окончания в форме единственного числа в винительном падеже перемещается на основу:

Единственное число

И.п. щек а доск а стен а сторон а

Р.п. щек и доск и стен ы сторон ы

Д.п. щек е доск е стен е сторон е

В.п. щ е ку д о ску ст е ну ст о рону

Т.п. щек ой доск ой стен ой сторон ой

П.п. (о) щек е (о) доск е (о) стен е (о) сторон е

 

Множественное число

И.п. щ е ки д о ски ст е ны ст о роны

Р.п. щ е к дос о к ст е н стор о н

Д.п. щек а м доск а м стен а м сторон а м

В.п. щ е ки д о ски ст е ны ст о роны

Т.п. щек а ми доск а ми стен а ми сторон а ми

П.п. (о) щек а х (о) доск а х (о) стен а х (о) сторон а х

 

Нормы ударения не есть величина постоянная, неиз­менная. Как и язык в целом, нормы ударения претерпева­ют определённые изменения, в результате чего возникают вариантные формы: догов о р или д о говор. Действительно, наконечное ударение (догов о р) представлено как в клас­сической поэзии, так и у современных поэтов. Так, у А. Пушкина в «Евгении Онегине» читаем:

Зарецкий наш и честный малый

Вступили в важный догов о р,

Враги стоят, потупя взор.

Если в «Толковом словаре русского языка» Д.Н. Уша­кова слово д о говор характеризовалось как просторечное, в «Словаре русского языка» С. Ожегова такая форма не фиксировалась, т.е. считалась нелитературной. В «Словаре труд-ностей русского языка» (1976) слово д о говор имеет пометку разг.

Аналогична судьба слова пригов о р. Здесь тоже раз­вивается ударение на первом слоге: пр и говор. Так, в «Словаре русского языка» С. Ожегова оба слова (пригов о р и пр и говор) даны без стилистических помет. Но такая, оценка, по мнению профессора Б.Н. Головина, была дана С. Ожеговым преждевременно. Следует отметить, что ква­лифицированные юристы последовательно придержива­ются традиций варианта пригов о р.

У двух- и трехсложных существительных, оканчива­ющихся на -а, -я, неред-ко отмечаются колебания ударения. Так, различные словари последовательно от-мечают как равноправные варианты ударения в словах: б а ржа — барж а, п е т- ля — петл я, тв о рог — твор о г, а также в ино­странных словах, оканчивающихся на -ия: инд у стр и я,: кулин а р и я, металл у рг и я.

 

УДАРЕНИЕ В ИМЕНАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

 

Ударение в именах прилагательных наименее устой­чиво в кратких формах. Мы часто становимся в тупик, не зная, что выбрать: вы прав ы или вы пр а вы, дела в а жны или дела важн ы.

Правда, в подавляющем числе имён прилагательных ударение в краткой форме сохраняется на том же месте, что и в полной: тал а нтливый — тал а нтлив, многол ю д­ныймногол ю денмногол ю дна, уст о йчивыйуст о й­чивуст о йчи-во, нем ы слимыйнем ы слимонем ы с­лимнем ы слиманем ы слимы. Данное положение относится, прежде всего, к прилагательным, имеющим в своем составе суффиксы -ив, -лив, -чив, -н, -им, -альн, -ельн, -ист. Иными словами, прилагатель-ные с этими суффиксами имеют неподвижное ударение.

Для имён прилагательных с подвижным ударением отмечается такая осо-бенность (хотя она и не всегда вы­держивается): если ударение в простой форме женского рода падает на окончание, то в остальных кратких фор­мах оно находит-ся на основе (и обычно совпадает с ударе­нием в полной форме): б е лый — бел а, б е л, б е ло (но не всё бел о кругом и не бел ы снеги); бл е дный — бледн а, бл е ден, бл е дно, бл е дны; гл а дкий — гладк а, гл а док, гл а дко, гл а дки; гр я зныйгрязн а, гр я зен, гр я зны.

Но с точки зрения стабильности ударения группа не­устойчива, и во многих случаях отмечаются колебания, вследствие чего возникают вариантные формы, особенно в формах множественного числа: велик ивел и ки, высо­к ивыс о ки, мал ым а лы, бел ыб е лы, полн ып о л­ны, глубок иглуб о ки, стар ыст а ры, широк иши­р о ки, вредн ывр е дны, нов ын о вы, нужн ын у жны, близк ибл и зки, прост ыпр о сты.

Следует запомнить некоторые имена прилагатель­ные в краткой форме мно-жественного числа с правильным ударением на основе: вр е дны, в е рны, гл у пы, г о рьки, гр я зны, дл и нны, ж а лки, зн о йны, кр а сны, кр у глы, л о жны, н и зки, пр а вы, пр о сты, п у сты, р е дки, р е зки, с у хи, у зки, ч и сты, я рки, я сны. Но в этих словах в разговорной речи ударение часто смещается на окончание, хотя строгий литера-турный стиль такому смещению пока противится.

Исследователи отмечают, что идёт бурное развитие наконечного ударения в краткой форме множественного числа имён прилагательных.

По этому поводу профессор К.С. Горбачевич пишет: «В настоящее время происходит массовая экспансия на­конечного ударения у прилагательных в крат-ких формах множественного числа. Раньше говорили, например: бл и з­ки, в е рны, п о лны, пр о сты... ».

Сейчас предпочтительна форма с наконечным ударе­нием даже у поэтов. Форма верн ы отмечена у поэтов Сур­кова, Бергольц, Грибачева, Друниной, Реше-това и других, форм прост ы — у Исаковского, Щипачева, Дудина, Рождествен-ского.

Я-то знаю, как это бывало тогда:

На восток шли его наградные листы,

А солдат шел на Запад, он брал города, —

У солдата обязанности прост ы.

(Ю. Друнина)

Когда слова случайны и прост ы,

И медленно беседы ткется пряжа,

Чужие, непривычные черты

Мне кажутся подобием пейзажа.

(Р. Рождественский).

В формах сравнительной степени имён прилагатель­ных действует следу-ющее правило: если в краткой фор­ме женского рода ударение падает на оконча-ние, то в форме сравнительной степени оно оказывается на суф­фиксе: в и дный — видн авидн е е, св е тлыйсветл а — светл е е.

Если же в краткой форме женского рода ударение находится на основе,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: