В соответствии с этим, в качестве репертуара мы использовали произведения шведская народная песня «Три парня», А.Бородин «Богатырская симфония» фрагмент.




Детям было предложено прослушать все произведения в течение 3 уроков и ответить на следующие вопросы.:

Слушание. Вторая симфония А.Бородина.

1. Есть что-нибудь общее между прозвучавшей музыкой и эпизодами в романсе «Спящая княжна»?

2. Как музыкальный язык симфонии передает её русский характер?

3. А.Бородин не дал названия своей Второй симфонии. Какое название могли бы вы предложить?

4. Какую картину в вашем воображении рисует музыка Богатырской симфонии? И.т.д.

 

Шведская народная песня «Три парня».

1. Какое настроение вызывает у вас эта песня?

2. Что выражает и изображает мелодия?

3. Какие картины помогает увидеть нам песня? Опишите словами из песни.

4. Можем ли мы назвать трех парней богатырями? Почему?

5..Какой должна быть музыка, чтобы мы могли представить себе богатырей? И т.д.

Таким образом, через восприятие и активизацию воображения мы пришли к определению программного содержания определенных музыкальных произведений.

Мы предлагаем следующие рекомендации для учителей музыки, родителей и других взрослых, которые участвуют в воспитании детей:

1. Использовать задания, в которых ребенок должен:

а) создавать образ предмета по его словесному описанию;

б) воссоздавать целостный образ картинки на основе восприятия одной или нескольких ее частей.

2. Оперировать в уме образами простых многомерных объектов (пространственное воображение).

Все предметы окружающего нас мира существуют в пространстве. И образы воображения, чтобы быть адекватными, должны отражать пространственные характеристики этих предметов. В связи с этим, очень важно развивать у ребенка способность «видеть» образ предмета с учетом его пространственного расположения. Для тренировки этой способности младшим школьникам можно предложить игры двух типов:

а) на мысленное преобразование предмета в пространстве,

б) па представление взаимного расположения нескольких предметов в пространстве.

3. Подчинять свое воображение определенному замыслу, создавать и последовательно реализовывать план этого замысла.

Только последовательная реализация замысла может привести к выполнению задуманного. Неумение управлять своими идеями, подчинять их своей цели приводит к тому, что самые интересные замыслы и намерения ребенка часто не достигают своего воплощения. В этом возрасте у ребенка уже есть необходимые предпосылки для того, чтобы научиться действовать по заранее продуманному плану. Поэтому очень важно развить эту способность, научить ребенка не просто бесцельно и отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать хоть небольшие и несложные, но законченные произведения (музыку, рисунки, истории, конструкции и т.п.).

Содержание уроков музыки по исследованию воображения младших школьников в 4 классе.

Конспект урока музыки в 4 «Б» 4 «В» классе.

Тема четверти: «Можем ли мы увидеть музыку?».

Тема урока: «Музыка передает движения».

Цель: показать, как разные виды искусства – поэзия, музыка и живопись – по-своему и независимо друг от друга воплотили одно и то же жизненное содержание.

Музыкальный материал: К. Листов «Песня о тачанке»; Е.Крылатов, сл. Ю.Энтина «Крылатые качели».

Дополнительный материал: репродукция картины М.Б.Грекова «Тачанка. Пулеметам продвинуться вперед».

Оборудование: учебная доска, фортепиано, пластинки, проигрыватель.

Ход урока

1.Слушание и анализ «Песни о тачанке» К.Листова.

Учитель: - Слушая «Орленка, мы (каждый по-своему) представляем в своем воображении подвиг и гибель бойца. Что вы представите, слушая «Песню о тачанке» К.Листова?

Слушание и показ репродукции.

Учитель: - 1. Что вы увидели в музыке? Обоснуйте свой ответ.

2. Сравните с репродукцией М.Грекова «Тачанка»

3.Как вы думаете, что подтолкнуло авторов (композитора и художника) к созданию своих произведений?

4. Как вы считаете, художник М.Б.Греков любил музыку?

Шарапаева. Хутор убогий.

Слепого оконца овал.

Мальчишка глядел на дорогу

И все лошадей рисовал.

Прошел в академию с блеском,

Но местом своим рисковал

И вместо сюжетов библейских

Опять лошадей рисовал.

А в армии царской, бывало,

Закажет портрет генерал,

Он не рисовал генерала,

Он лошадь его рисовал.

Тачанка в сраженье летела,

Он мчался сквозь огненный шквал,

Он бился за правое дело,

А после коней рисовал.

Отряд с головою поникшей

У свежей могилы стоял.

Рыдал баталист над мальчишкой

И лошадь его рисовал.

И даже когда обессилен,

Качнулся и наземь упал,

То видел, как на небе синем

Закат лошадей рисовал.

Так в несколько строк поэтесса Елена Нестерова уложила всю биографию Митрофана Борисовича Грекова. Почти во всех картинах художника, во всех его зарисовках – лошади. Он любил их с детства и мог часами наблюдать за работой своего дяди, искусно вырезавшего из дерева коней. В империалистическую войну художник в кавалерии. Преданный Буран вынес тяжело раненого его с поля боя. Молодой кавалерист не удержался в седле, упал на острые камни, потеряв сознание. Санитары подобрали его еле живого. Несколько месяцев в госпитале и демобилизация. В 20-е годы Греков вступил добровольцем в Красную Армию и стал ее художником: писал бои, переправы, писал разведчиков, бойцов и … лошадей. А еще, по воспоминаниям современников, любил он кавалерийские марши, мог часами вслушиваться, как разучивают их молодые музыканты, и как потом стройно звучат кавалерийские марши во время кавалерийских скачек. Однажды художника привлек пулеметчик, скакавший впереди отряда. Вероятно, тогда появился замысел тачанки. Идея так захватила М.Грекава, что он поехал в летний лагерь кавалеристов, где начал изучать натуру, делал многочисленные наброски. Начальник курсов разрешил запрячь в старую тачанку четверку самых лучших коней. Она мчалась мимо художника, а он старался запомнить бешеный ход коней и запечатлеть его в своих этюдах. В феврале 1925 года картина «Тачанка. Пулеметам продвинуться вперед» появилась на выставке. М.Б.Греков стал членом Академии художников, получил деньги и купил …

Учитель: - Как вы думаете, что?

Дети: - Пианино!

Учитель: - Музыка нужна, Тоня, - сказал он жене, - не только тебе, но и мне. Она помогает творить.

И в скромном маленьком домике на улице Песчаной в Новочеркасске, где ныне находиться Дом-музей М.Б.Грекова, звучала, с утра и до темна, музыка: прелюдии Шопена, напевы Грига, сонаты Бетховена, мелодии Бородина …

Учитель: - Почему художник просил жену играть ему классическую музыку?

Дети: - Во все времена классическая музыка давала художникам пищу для творчества, успокаивала и одновременно возбуждала воображение, питала фантазию и рождала художественные образы.

Учитель: - Правильно!

Повторное слушание.

2. Слушание, разучивание песни Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина «Крылатые качели»

Учитель: - И вот произведение, которое появилось в наши дни, в котором тоже стремительное движение, что и в песни «Тачанка», и в картине «Тачанка» - «Крылатые качели» Е. Крылатова, сл. Ю.Энтина. Послушайте. Передайте главную мысль своими словами. Найдите в поэтическом тексте слова, наиболее точно передовающие настроение песни.

Слушание песни «Крылатые качели».

Учитель: - Как в мелодии и в аккомпанементе передается стремительное движение? Какую роль при этом играют паузы?

Разучивание песни.

3. Итог урока.

Учитель: - Разные виды искусства – поэзия, музыка, живопись – по-своему и независимо друг от друга воплотили одно и то же жизненное содержание и обогатили наше внимание об эпохе гражданской войны. Мы одновременно видим картину и слышим песню, в которой стихи сливаются с музыкой. Многие русские художники работали в разных жанрах живописи- и музыканты на их полотнах не только полны революционного энтузиазма, как в картинах Грекова, но и выражают различные чувства, присущие простым людям.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что вам понравилось?

 

Конспект урока музыки в 4 «Б», 4 «В» классе.

Тема четверти: «Можем ли мы увидеть музыку».

Тема урока: «Богатырские образы в искусстве».

Цель: показать как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию богатырских образов.

 

Музыкальный материал: А.Бородин «Богатырская симфония» фрагмент; А.Бородин романс «Спящая княжна»; шведская народная песня «Три парня» обработка В.Попова русский текст К. Алемасовой.

Дополнительный материал: репродукции В.М. Васнецова «Три богатыря» и И.Глазунова «Два князя»

Оборудование: учебная доска, фортепиано, пластинки, проигрыватель.

 

 

Ход урока

1.Слушание и разучивание шведской народной песни «Три парня».

Слушание.

Учитель: - 1.Какое настроение вызывает у вас шведская народная песня «Три парня»?

2.Что выражает и изображает мелодия?

3. Какие картины помогает увидеть нам песня? Опишите словами из песни.

4. Можем ли мы назвать трех парней богатырями? Почему?

5.Какой должна быть музыка, чтобы мы могли представить себе богатырей?

Разучивание песни.

2. Слушание и анализ романса А.Бородина «Спящая княжна»

Учитель: - Вспомните композитора, который написал эти стихи и музыку к ним.

Спит. Спит в лесу глухом,

Спит княжна волшебным сном,

Спит под кровом темной ночи,

Сон сковал ей крепко очи.

Спит. Спит.

Вот и лес глухой очнулся,

С диким смехом вдруг проснулся

Ведьм и леших шумный рой

И промчался над княжной.

Лишь княжна в лесу глухом

Спит все тем же мертвым сном,

Спит. Спит.

Слух прошел, что в лес дремучий

Богатырь придет могучий,

Чары силой сокрушит,

Сон волшебный победит

И княжну освободит, освободит.

Но проходят дни за днями,

Годы идут за годами….

Ни души живой кругом,

Все объято мертвым сном.

Так княжна в лесу глухом

Тихо спит глубоким сном;

Сон сковал ей крепко очи;

Спит она и дни и ночи.

Спит. Спит.

И никто не знает, скоро ль

Час ударит пробужденья

Дети: - А. Бородин

Учитель: - Правильно!

Как музыкальный язык романса помогает увидеть нам сказку?

Слушание фрагмента «Спящая княжна» А.Бородина.

Дети: - Форма рондо. Богатырский характер эпизодов.

Учитель: - Молодцы!

«Богатырская тема» с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, театре, кино. Это оттого, что с древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами. Образ богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.

3.Слушание и анализ фрагмента из 2-ой симфонии А.Бородина.

Слушание. Вторая симфония А.Бородина.

Учитель: - 1.Есть что-нибудь общее между прозвучавшей музыкой и эпизодами в романсе «Спящая княжна»?

2.Как музыкальный язык симфонии передает её русский характер?

3.А.Бородин не дал названия своей Второй симфонии. Какое название могли бы вы предложить?

4. Какую картину в вашем воображении рисует музыка Богатырской симфонии?

Демонстрация репродукций.

Учитель: - Какая картина наиболее созвучна музыке А.П.Бородина?

Произведения разных видов искусства появились независимо друг от друга. Хотя и кажется, что «Богатырская симфония» А.Бородина навеяна «Богатырями» В.Васнецова, но это не так, создатели этих произведений при жизни никогда не встречались. Картина В.М.Васнецова была закончена в 1990 году, а А.П.Бородин умер в 1887г. Мы не случайно в своем восприятии объединяем эти произведения, так как они оба связаны общей идеей прославления силы и могущества нашей Родины. Летом 1881 гола В.М.Васнецов, живя в тихом подмосковном Абрамцове, решил вернуться к старому замыслу, возникшему 10 лет тому назад, но так и не исполненному – картине «Богатыри». Этот замысел никогда не покидал художника, что бы он ни делал. Браться за него мастер не спешил, наверное, потому что своим тонким чутьем художника и человека, глубоко любящего Родину, предвидел, что эта работа станет самым важным, самым значительным этапом в его жизни. В суровом вятском краю, где он родился и провел детство, люди знали и рассказывали множество старинных преданий. Совсем маленький будущий художник вслушивался в героические сказания, исторические песни, богатырские былины. Эти яркие впечатления остались с ним на всю жизнь. Когда Васнецов завершил свою долгую и трудную работу, он говорил, что ему хотелось написать так, чтобы картина «звучала, как музыка, пелась как былина, волновала, как родная песня…» Однако, не только о далеком прошлом напоминает картина, но и о сегодняшней жизни. Все, кто ее видел, понимают, что хотел сказать художник: со злом надо бороться! Бороться так, как Добрыня Никитич, вступивший в бой со Змеем Горынычем, как Алеша Попович, уничтоживший злое чудище Тугарина… Крепко сидят в седле богатыри. И мы не сомневаемся: несдобровать тем, на кого они обрушат свой справедливый гнев.

4.Итог урока

Учитель: - Вторая симфония А.П.Бородина – одно из лучших произведений русской и мировой симфонической музыки. Величественным и мощным передает она образ русского народа. Музыка А.П.Бородина полна контрастных и неуловимо похожих образов то могучей силы, твердости духа, то душевной мягкости, ласковой нежности. Так по-разному, но с огромной любовью передает композитор черты русского национального характера. Несомненно, что в воспевании русской богатырской мощи А.П.Бородину виделось на только славное прошлое нашего народа, но и его еще более славное будущее. Наш современник, ученый и композитор Б.Асафьев писал: «Часто, часто возвращаясь ко 2-й симфонии Бродина, я с каждым разом все сильнее понимаю ее величие: словно каждый раз заново открываешь в себе чувство родной страны – жизнеутверждение Родины от наших дней в глубину к Игоревой Руси. Это произведение было современным не только 100 с лишним лет назад, когда создавалось, но и теперь, в наше время оно поражает свежестью и новизной музыкальной мысли, яркостью образов, их красотой».

Незлобивость и добродушие А.П. Бородин считал лучшими качествами русского человека. Поэтому в мировой музыке А.П.Бородин занимает ему одному надлежащее место – Богатыря русской музыки

Повторное слушание 2-й симфонии А.П.Бородина.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог изучению проблемы развития воображения младших школьников на уроках музыки в 4 классе, следует сделать обобщающий вывод по вышеизложенному материалу.

Проблема развития воображения младших школьников на уроках музыки в 4 классе является актуальной и требует тщательной её разработки. Заявленная в курсовой работе проблема не является в основе своей новой. Об ее значимости и важности призывали размышлять в области педагогике - Ушинский К.Д, Макакренко А.С., Сухомлинский В.А.; в области психологии – Выготский Л.С., Давыдов В.В. и другие. Знания психологии и педагогики позволяют определить методы и приемы, которые активизируют воображение младших школьников на уроках музыки в 4 классе.

Воображение, его прочесы и механизмы рассматриваются в психологии как важнейший показатель креативности человека, его способность к воспроизводству новых образов и идей. Процесс воображения не мыслим без накопленных человеком знаний, умений, эмоций, ярких жизненных впечатлений.

Замечено, что воображение тесно связано с музыкально – слуховыми представлениями, музыкальной памятью, чувством ритма, ладовым чувством, то есть музыкальными способностями.

К сожалению, на сегодняшний день нет методик, диагностирующих функциональные механизмы воображения. Для диагностики уровня развития воображения не всегда целесообразно использовать специальные экспериментальные методики, в ряде случаев можно ограничиться наблюдением за школьником, беседой с ним, анализом продуктов его деятельности. Однако этот путь требует достаточно большого опыта и занимает много времени. Тем не менее, об уровне развития воображения можно судить по смене преобладающих его форм и продуктивности, оригинальности, самостоятельности творческих процессов.

Изучив теоретические положения по нашей проблеме, мы разработали методику, направленную на исследование воображения младших школьников, которая основывается на активном привлечении ассоциаций младших школьников, возникающих у них при прослушивании музыкальных произведений. Суть нашей методики в следующем: чем большее количество ассоциативных связей сможет оживить в своей памяти слушатель, в нашем случае младший школьник, тем ярче, точнее и содержательнее будут отражающие их внутренне слуховые образы, а значит, активизируется его воображение.

В связи с этим, важно:

· подобрать яркий звукоизобразительный репертуар, направленный на активную работу фантазии и всей эмоциональной сферы учащихся,

· стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу звучащей музыки.

Нам представляется, что подобные уроки в рамках традиционной программы «Музыка» разработанной под руководством Д.Б. Кабалевского способны решать проблему исследования воображения младших школьников на уроках музыки в 4 классе. Однако, эта работа должна иметь свое продолжение и в старших классах.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Богословский В.В. основы общей психологии. – М., 1981.

2. Брушлинский А.В. Воображение и творчество // Научное творчество.- М.,1969.

3. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте /Хрестоматия по психологии. – М.,1987.

4. Дмитриева Л. Творческое развитие школьников на уроках музыки.- М.,1981.

5. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности. – М., 1968.

6. Игнатьев Е.И. Воображение как средство познания творческой деятельности // Вопросы психологии труда. – Ярославль, 1966.

7. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения // Известия АПН РСФСР. – М., 1956.

8. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979.

9. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. – М., 1989.

10. Немов Р.С., Психология. Кн. 1,2. – М., 1994.

11. Никитин Б.П., Ступеньки творчества или развивающие игры. – М., 1991.

12. Обухова Л.Ф., Возрастная психология. – М., 1999.

13. Петрушин Г. Музыкальная психология. – М.: Владос, 1997.

14. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии. – С.-Пб., 1988

15. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996.

16. Теплов Б.М, Психология музыкальных способностей // Избр. Труды. Т.1. – М., 1985.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: