Множество книг в библиотеке бывает часто толпой свидетелей невежества ее владельца.




Тексты о библиотеке (афоризмы, стихи, фрагменты произведений)

 

 

 

Библиотека – это вечно голодный зверь. Здесь много прекрасных, редких книг, но какой в них прок для меня, если я не могу их читать, даже перелистывать; мне приходится лишь вносить их в каталог, доставать и расставлять по стеллажам. Библиотека представляет собой колесо, в котором я ежедневно тоже должен крутиться целых шесть часов… Одни книги разыскиваю, другие расставляю по местам – все это в постоянной беготне, переписываю предметный каталог всей английской истории на отдельные карточки, чтобы затем по ним составить новый каталог, то есть еще раз переписать…

Якоб Гримм, немецкий ученый-языковед,
библиотекарь, писатель-сказочник, 19 век

 

 

 

Эмерсон… в своей лекции Эмерсон говорит, что библиотека – это что-то вроде магического кабинета. Там заколдованы лучшие души человечества, но они ожидают нашего слова, чтобы выйти из немоты. Мы должны открыть книгу, и тогда они очнутся.

Хорхе Луис Борхес

 

 

Моя родина там, где моя библиотека.

 

Эразм Роттердамский

 

Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотрев его библиотеку.

 

Луи Жан Жозеф Блан

 

Библиотеки – гардеробы, из которых умелые люди могут извлекать кое-что для украшения, многое – для любопытства и еще больше для употребления.

Дж. Дайер

 

 

Множество книг в библиотеке бывает часто толпой свидетелей невежества ее владельца.

Аксель Оксеншерна

 

 

Никому не давайте своих книг, иначе вы их уже не увидите. В моей библиотеке остались лишь те книги, которые я взял почитать у других.

Анатоль Франс

 

 

Свобода существует затем, чтобы ходить в библиотеку.

 

И. Бродский

 

Публичная библиотека – это открытый стол идей, за который приглашен каждый.

 

А. Герцен

 

 

Хорошая библиотека оказывает поддержку при всяком расположении духа.

 

Ш. Талейран

 

 

Библиотеки важнее всего в культуре. Может не быть университетов, институтов, других культурных учреждений, но если библиотеки есть …– культура не погибнет в такой стране.

 

Д. Лихачёв

Хорошая библиотека есть книжное отражение Вселенной.

 

Н. Рубакин

 

Современный человек находится перед Гималаями библиотек в положении золотоискателя, которому надо выбрать крупинки золота в массе песка.

 

С. Вавилов

Мне всегда казалось, что рай должен быть чем-то вроде библиотеки.

 

Хорхе Луис Борхес

 

 

Каждая библиотека должна стремиться к исчерпывающей полноте по какому-либо предмету, даже если это будет история булавочных головок.

 

Оливер Уэнделл Холмс-старший

 

Что за наслаждение находиться в хорошей библиотеке. Смотреть на книги — и то уже счастье. Перед вами пир, достойный богов; вы сознаете, что можно принять в нем участие и наполнить до краев свою чашу.

 

Чарлз Лэм

 

 

Каждая картина, взятая в галерею, и каждая порядочная книга, попавшая в библиотеку, как бы они малы ни были, служат великому делу – скоплению в стране богатств.

 

А. Чехов

Умножай свою библиотеку, – но не для того, чтобы иметь много книг, но чтобы просвещать свой разум, образовывать сердце, чтобы творческими произведениями великих гениев возвышать свою душу.

В. Г. Белинский

 

Как только я вхожу в библиотеку, я запираю свою дверь и изгоняю таким образом жадность, самолюбие, пьянство и леность и все пороки, которых источником является невежество, плод праздности и меланхолии; я погружаюсь в лоно вечности среди чудных авторов с такою гордостью, с таким чувством самоудовлетворенности, что готов жалеть всех важных и богатых господ, которые непричастны этому счастью.

 

Гейнзиус

Необходимо знанье дела со стороны тех, кто выбирает книги для общественных библиотек, истинное понимание того, что полезно для человеческой души; необходимо исключение вздорных книг... и выбор книг мудрых...

 

Карлейль


...Шуршат страницы в тишине библиотек, это самый замечательный звук из всех, которые я слышал.

 

Л. А. Кассиль

Нельзя держать книги запертыми точно в тюрьме, они должны непременно переходить из библиотеки в память.

 

Петрарка

 

 

...Наиболее яркой характеристикой библиотеки будущего явится не столько ее внешний вид, сколько интеллектуальная деятельность в ее стенах – та деятельность, которая была отличительной чертой каждой библиотеки во все времена, начиная с Александрийской...

 

Шира

...Я люблю библиотеки, люблю в них засиживаться, умею и уходить оттуда вовремя. В этом не раз меня упрекали, ноя только горжусь этим. Надо быть библиотечным читателем, но не библиотечной крысой.

 

Франс

 

 

Библиотека – это не только книга. Это прежде всего колоссальный концентрат спрессованного времени, как бы сопряжение тысячелетий человеческой мысли...

 

М. Шагинян

 

 

...Библиотеки не должны быть только хранилищами книг, не должны служить и для забавы, для легкого чтения, – они должны быть центрами исследования, которое обязательно для всякого разумного существа, – все должно быть предметом познания и все познающими. Не надо забывать, что под книгой кроется человек. Уважайте же книгу из-за любви и почтения к человеку.

 

Н. Ф. Федоров


Раздор существует и в мире мысли, в области науки; и хотя причина вражды заключается не в мысли, не в книгах, однако и они не могут считаться со­вершенно неповинными в распространении вражды. Во всяком случае примирение может начаться только в мире мысли. Книги – не мирные существа, и они так же чужды, столь же враждебны друг другу, как наше светское и духов­ное, военное и гражданское, экономическое и бюрократическое. А потому и би­блиотека, как собрание книг, – область не мира, а борьбы, полемики, и отделе­ния ее или рубрики каталога соответствуют всем сказанным разделам самого общества. Чтением уже всасывается вражда, воспитываются, создаются борцы по каждому небратскому состоянию общества, по каждому небратскому отделу библиотеки, по каждому разряду ее каталога, ибо классификация книг осно­вана на том же начале вражды, на каком и общества распадаются на небрат­ские состояния или сословия; уже в книгах выражаются вообще небратские отношения всех между собою людей. Отделениям библиотеки или рубрикам каталога соответствуют журналы различных направлений и специальностей, ученые общества, факультеты и другие специальные учебные заведения (последние отрицают единство знания, не признавая университета, как единства или совокупности знания; впрочем, и университеты представляют только мнимое единство, единство не знания, а лишь управления).

 

Н. Ф. Федоров

Фёдоров Н. Ф. Собрание сочинений: в 4-х тт. М.: Прогресс-Традиция, Evidentis, 1995-2004.

Т. 2, С. 380-381.

 

 

 

Стоит развернуть систематический каталог любой библиотеки, чтобы увидать, что он в своих разделениях и подразделениях отражает деление общества на не­братские сословия, состояния, деление на партии и секты, так, что каталог есть действительное изображение или подобие мира разъединенного, распавшегося.

 

Н. Ф. Федоров

 

Фёдоров Н. Ф. Собрание сочинений: в 4-х тт. М.: Прогресс-Традиция, Evidentis, 1995-2004.

Т. 2, С. 399


Картинные и скульптурные галереи то же самое для библиотеки, что ри­сунки, прилагаемые в конце книги; ибо то самое, что в книге, в произведении мыслителя, выражается в отвлеченных формулах, у художника выражено в картинных и скульптурных образах. Соединение библиотеки с художественными собраниями выражает не простое соседство, а служит выражением связи, существующей между отвлеченными формулами мыслителей и произведениями художников. Топоры, скребки, гончарные изделия доисторического времени, снаряды химических лабораторий, инструменты физических кабинетов и т. п. имеют отношение не к одним книгам только чисто археологического со­держания или к книгам физическим, химическим, но и к самым отвлеченным, метафизическим системам, ибо инструменты химические и физические имеют такое же влияние на мысль новейших философов, какое изобретение древнейших орудий имело на мысль древних.

Н.Ф. Федоров

 

Фёдоров Н. Ф. Собрание сочинений: в 4-х тт. М.: Прогресс-Традиция, Evidentis, 1995-2004.

Т. 2, С. 422

Для хранителя библиотека есть книгохранилище, а для читающего она делается уже душехранилищем, ибо, читая, нельзя не представлять автора; читающий невольно рисует в своем воображении портрет его, слышит его голос, входит в его чувства и мысли; но все это делает ненамеренно, независимо от воли, только потому, что не может этого не делать, хотя чтение и не есть еще дело. Нужно же, повинуясь невольному влечению, поставить себе задачею восстановление, по произведению, по книге, ее творца, автора, и тогда это будет уже не чтение, а разбор, исследова­ние. Критика – еще не исследование, ибо она, принимая и умерших как бы за живых, делает с ними то, что предосудительно по закону братства делать и с еще живущими, – т.е. осуждает, карает тех, обязанность к которым заключается в восстановлении. Критика как осуждение есть кощунство.

И исследование – термин юридический – отзывается варварством даже по отношению

к живущим и уже совершенно неприложим к умершим: бить убитого, привязы­вать к позорному столбу, как выражаются поэты-обличители, – такие выражения отводят веку, в котором они употребляются, невысокое место. В сущности, исследование есть священное дело восстановления, которое еще не начиналось и только приближается к отшедшему. Для времен доисторических история ед­ва наступает, а для новопреставленных восстановление, т. е. история должна бы начинаться с самого их преставления, отшествия. А если бы восстановление было не мысленное только, то за смертью непосредственно следовало бы и возвращение к жизни; для тех же, которые еще при жизни делаются своими историками, и совсем не было бы смерти.

Н. Ф. Федоров

Фёдоров Н. Ф. Собрание сочинений: в 4-х тт. М.: Прогресс-Традиция, Evidentis, 1995-2004.

Т. 2, С. 433

 

 

Чтение, как препровождение времени, как развлечение, есть профанация книги, и библиотека не исполняет своего назначения, когда делается только чи­тальнею, и повинна в том же грехе, как и ее читатели. Кабинеты для чтения, торгующие чтением, совершают грех святопродавства; это, конечно, грех общий нашему веку, обратившему все в предмет торга. Вопрос разумного существа при входе в музей, при виде книг и других лроизведений: кто написал эти книги, кто произвел, рисовал, изваял и т. д. все эти произведения? Об этом-то и пове­дает и даст ответ муза или хор муз своим истинным поклонникам, т. е. сынам-восстановителям; причем ответ полный может быть дан не каждому исследова­телю в отдельности, а только всем в совокупности, ибо истина дается толькобратству.

Невольное представление, при чтении произведения, лица автора, превращается при исследовании в последовательный, систематический акт вос­становления жизни (житий, биографий) из всех произведений прошедшей деяте­льности человеческого рода*. Этот акт восстановления основывается на корен­ном свойстве ума, на самой сущности его, которая есть познание, искание при­чины, притом причины живой, личной, если ум не отделен от чувства и других способностей, если сам исследователь целен и жив.

Н. Ф. Федоров

Фёдоров Н. Ф. Собрание сочинений: в 4-х тт. М.: Прогресс-Традиция, Evidentis, 1995-2004.

Т. 2. С. 433

Разбор сочинений, ограничивающийся анализом часто без всякого отношения к жизни автора, имеет только формальное значение, действует только на развитие ума, отвле­ченного от других способностей; но он мог бы получить и живой смысл, мог бы воспитывать всего человека, если бы был дополнен синтезом, сложением образа автора по его сочинениям. В таком случае библиотека, которая теперь есть со­брание книг, не согласных по содержанию, чуждых, враждебных друг другу, стала бы единою книгою по внутреннему согласию, ибо чуждость и враждеб­ность крылась не в них самих, не в творцах этих книг, а во внешней необходи­мости. Но чтобы изменить эту часть преподавания, нужно вообще в иное отно­шение поставить человека к книге, так же, как и к картине и к другим произве­дениям искусства. Человек – прежде всего деятель, чтение же и письмо только средства; но и чтению нужно учить чрез письмо, т. е. письмо должно предше­ствовать чтению, точно так же рисование должно быть предпочтено наглядно­му изучению по картинкам; вообще активное должно быть предпочтено пассивному…

Н. Ф. Федоров

 

Фёдоров Н. Ф. Собрание сочинений: в 4-х тт. М.: Прогресс-Традиция, Evidentis, 1995-2004.

Т. 2. С. 434

 

 

Нужно заметить, что сама книга или собрание книг – библиотека, которая всегда полагается в основу музея, есть лишь запись наблюдений всего, что делается, происходит на небе (в смысле материальном и немате­риальном) и на земле, есть запись опытов, т.е. искусственного повторения или воспроизведения также всего, совершающегося на небе и на земле, запись наблюдений и опытов, различным образом (мыслью и воображением) переработанных. В этом – полное определение книги, им исчерпывается со­держание всякой книги, потому что содержание книг заключает в себе и не может заключать ничего другого, кроме изображения Mipa (природа и человек) и внем1рного (божество), как они даются наблюдением и верою, и каким Mip должен быть, вместе с указанием того, как, какими средствами, способами, он (весь Mip) может стать тем, чем должен быть, т.е. таким, когда внем1рное (мир) сделается принадлежностью и самого Mipa.

В этом содержание даже будущей книги.

 

Н. Ф. Федоров

 

Фёдоров Н. Ф. Собрание сочинений: в 4-х тт. М.: Прогресс-Традиция, Evidentis, 1995-2004.

Т. 3. С. 129

 

 

…музей без книги, без библиотеки немыслим, и библиотека без музея представляет из себя учреждение неполное, в высшей степени не­достаточное; отношение библиотеки к музею подобно отношению души к телу, разделение этих учреждений для музея смерть, – совсем без книг музей существовать не может, это и не полная смерть (известно, что библио­теки без музеев существуют), но что это и за жизнь!.. Во всяком случае, и несогласные с выраженною выше мыслью не будут отрицать, что библио­теки и музеи – учреждения однородные, а потому и устройство их должно иметь много сходного.

 

Н. Ф. Федоров

 

Фёдоров Н. Ф. Собрание сочинений: в 4-х тт. М.: Прогресс-Традиция, Evidentis, 1995-2004.

Т. 3. С. 158

 

 

Изучать же – значит не корить и не хвалить, а восстановлять жизнь... Такое изучение возможно только в библиотеках, открытых для всех.

Библиотека при нынешнем ее устройстве, когда только небольшое количество книг находится в обращении, большинство же книг, оставаясь постоянно на своих местах, все более и более покрываются пылью, – должна быть названа книгою закрытою; открытою же книгою может быть названа только библиотека, расположенная в календарном порядке, по дням смерти авторов, сочинителей, потому что календарный порядок заключает в себе требование поминовения, т.е. восстановления самого автора по его про­изведениям. При таком устройстве библиотека не останется простым храни­лищем книг, ни одна книга не останется в ней забытою, для каждой книги в библиотеке при таком ее устройстве, – самом для нее живом и уже в настоящем смысле этого слова, – наступает черед, назначено время изучения, назначено самим днем смерти сочинителя.

 

Н. Ф. Федоров

 

Фёдоров Н. Ф. Собрание сочинений: в 4-х тт. М.: Прогресс-Традиция, Evidentis, 1995-2004.

Т. 3. С. 158-159

 

 

Музеи и не должны быть лишь хранилищами предметов, остав­шихся от протекшей жизни, как библиотеки не должны быть только храни­лищами книг; и как библиотеки не должны служить для забавы и для легкого чтения, так и музеи не должны служить для удовлетворения пустого лишь любопытства; – музеи и библиотеки суть школы для

взрослых, т.е. высшие школы, и должны быть центрами исследования, которое обязательно для всякого разумного существа, – все должно быть предметом знания и все –

познающими.

 

Н. Ф. Федоров

 

Фёдоров Н. Ф. Собрание сочинений: в 4-х тт. М.: Прогресс-Традиция, Evidentis, 1995-2004.

Т. 3. С. 159-160

 

 

…то же касается потребности в библиотеках, которые суть школы взрослых, следовательно – высшие школы, – то в этой потреб­ности, настоятельной необходимости открытия библиотек повсюду, никако­го сомнения и быть не может: без библиотек сама грамотность, о насажде­нии которой все больше заботятся, обязательность которой для каждого – вопрос лишь времени, не может иметь надлежащего значения, потому что останется почти без приложения.

Н. Ф. Федоров

 

Фёдоров Н. Ф. Собрание сочинений: в 4-х тт. М.: Прогресс-Традиция, Evidentis, 1995-2004.

Т. 3. С. 228

 

…присмотритесь к читающей толпе в любой библиотеке. Она сыплет целым дождем самых суровых приговоров над целыми сотнями и тысячами книг. Но не только эта пестрая толпа, а также и профессиональные читатели-рецензенты и критики и даже историки литературы не менее строги и, главное, противоречивы в своих приговорах.

Что же такое хорошая книга? Если сопоставить все приговоры, даже о классических книгах, то окажется как будто, что или вовсе нет на свете хороших книг, или все книги хороши, каждая в свое время и на своем месте, и для определенного типа читателя…

Другими словами, вопрос о «хорошей книге вообще» сводится к вопросу о подходящей книге – подходящей для данного читателя.

Книги тоже имеют свой удельный вес, свою специфическую ценность. Разные книги захватывают читательские круги разной величины. Иная книга нравится лишь немногим, другие, как например сочинения Л. Толстого, захватывают миллионы людей самых разнообразных типов. Почему так? Неужели это благодаря своей форме – форме изложения, а не содержания?

Оценка книг сводится, в конечном итоге, к их научной проверке, к сопоставлению с жизнью и ее явлениями.

Своего рода научность, называемая обыкновенно «правдой жизни», или, точнее говоря, правдой изображения жизни, является необходимым условием и в отделе изящных искусств, в том числе и в беллетристике.

Говоря с точки зрения практики, вопрос о выборе книг сводится вот к чему:

Перед нами, во-первых, читатель, обладающий такими-то особенностями ума, чувства, воли, такою-то научной подготовкой, такою-то классовой психологией, объясняемой условиями его жизни, его общественным положением. Далее, перед нами такая-то наличность книжных богатств, известная ему по каталогам книжных магазинов, библиотек, по рецензиям и критическим статьям и т. д. Каким же способом может этот самый читатель отыскать себе в этих книжных богатствах именно то, что ему необходимо и что в наибольшей степени соответствует складу его души?

От практического решения этого вопроса зависит, в какой же именно степени сможет данный читатель сэкономить свое время, свои силы, свои средства, работая над самообразованием. Если работа над самообразованием идет по книгам, не соответствующим психологическому складу данного читателя, она требует от него вдвое, втрое больше сил и времени, которых у рабочего человека, как известно, не имеется. Если же такое соответствие налицо, — человек, имеющий в своем распоряжении даже по два-три часа в день, может сделать уже очень многое.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: