Элементы внутрихозяйственного контроля




Положение о внутрихозяйственном контроле на предприятии ООО «Завод «Ротэкс»

1. Общие положения:

1.1. Настоящее Положение о внутрихозяйственном контроле разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации и определяет цели, задачи, принципы, а также функции подразделений предприятия ООО «Завод «Ротэкс» и лиц, несущих ответственность за соблюдение выполнения требований внутрихозяйственного контроля в частности ВХК затрат предприятия.

1.2. Система внутрихозяйственного контроля ООО «Завод «Ротэкс» - совокупность направлений контроля, обеспечивающая минимизацию рисков на предприятии в целях экономической безопасности и соблюдения порядка хозяйственной деятельности предприятия для эффективного достижения целей, установленных в разд. 2 настоящего Положения.

1.3. При разработке Положения о внутрихозяйственном контроле на предприятии ООО «Завод «Ротэкс» был учтен характер и спецификация хозяйственной деятельности предприятия, а также задачи в области ВХК, предусмотренные руководителем организации и положения внутренних нормативных документов.

1.4. Все полномочия возлагаемые на исполнительных лиц, в частности бухгалтера предприятия и руководителя, соответствуют Уставу предприятия и внутренним нормативным документам.

1.5. Данное положение о внутрихозяйственном контроле является основой для разработки внутренних методологических приемов и систем контроля, а также документов, которые описывают процесс и результаты осуществления внутрихозяйственного контроля, а в частности контроля затрат, на предприятии.

 

Элементы внутрихозяйственного контроля

2.1 Внутрихозяйственный контроль затрат предприятия ООО «Завод «Ротэкс» должен осуществляться с учетом центров ответственности, а именно «центра затрат» и «центра доходов», которые представляют собой контрольную среду. Контроль осуществляется в части соблюдения принципа

планирования, учета и анализа издержек, образующих себестоимость продукции, а также в части регулирования сбытовой деятельности предприятия.

2.1.1 Обеспечивает достоверность, полноту, объективность, неискаженность и своевременность составления и представления информации руководству для управления затратами предприятия.

2.2. Внутрихозяйственный контроль затрат предприятия ООО «Завод «Ротэкс» направлен на минимизацию рисков (представленных в приложении 1 данного положения), которые могут повлиять на результаты и информацию финансовой отчетности предприятия, а также на себестоимость продукции и цену её реализации.

2.2.1. Способствует обеспечению сохранности активов предприятия, минимизации рисков совершаемых ошибок сотрудниками бухгалтерии, а также в целях поддержания эффективности деятельности предприятия.

2.3. В части минимизации злоупотреблений со стороны сотрудников в результате неверно отраженной и представленной информации о затратах предприятия, необходимо проводить процедуры соответствия соблюдения сотрудниками предприятия ООО «Завод «Ротэкс» законодательства Российской Федерации, Трудового и Гражданского кодексов, нормативных правовых актов, стандартов, учредительных документов и др. актов предприятия.

2.4. Предприятие ООО «Завод «Ротэкс» для обеспечения внутрихозяйственного контроля, в особенности контроля затрат, обязуется применять такие процедуры оформления контроля, как:

2.4.1. Сопоставление документального оборота предприятия путем использования методов документальной формальной и арифметической, а также нормативно-правовой проверок.

2.4.2. Проверка достоверности и правомерности осуществления хозяйственных операций, которые отражают собой факт возникновения расходов и затрат предприятия.

2.4.3. Сверять расчеты с покупателями и поставщиками для соблюдения достоверности информации отраженной в разделах дебиторской и кредиторской задолженностей предприятия.

2.5. Разделение между сотрудниками производственного цеха обязанностей по созданию, приобретению, использованию, хранению, реализации и учету материальных ценностей.

2.6. Обязанностями директора предусмотрено:

2.6.1. Разграничений функций между отделами (администрации, ИТР и производственного цеха), а также сотрудниками, которые отвечают за различные направления внутрихозяйственного контроля.

2.6.2. Создание отдела системы внутрихозяйственного контроля.

2.6.3. Принятие мер, которые в перспективе обеспечат оперативное выполнение рекомендаций и замечаний системы внутрихозяйственного контроля.

2.6.4. Утверждение документов, а также планов проверок и мер минимизации рисков на предприятии.

2.6.5. Поручение определенных заданий в целях проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности и работы бухгалтерии в целях контроля правильности и законности.

2.7 Ответственность за осуществление внутрихозяйственного контроля над осуществлением внутрихозяйственного контроля на предприятии ООО «Завод «Ротэкс» лежит на отделе внутрихозяйственного контроля, который необходимо создать, для осуществляет своих функций в соответствии с данным Положением о внутрихозяйственном контроле.

2.8. Сотрудники предприятия должны в пределах своей квалификации принимать участие в разработке процедур по осуществлению внутрихозяйственного контроля для улучшения экономического состояния предприятия, с помощью минимизации рисков ошибок и повышения экономической безопасности предприятия. О возникших высоких рисках сотрудники предприятия ООО «Завод «Ротэкс» обязаны своевременно докладывать руководству и созданному отделу контроля.

2.9. Данным положением о внутрихозяйственном контроле на предприятии ООО «Завод «Ротэкс» предусмотрено:

2.9.1. Обязательное выявление возможных и реальных рисков в учете затрат и расходов предприятия, которые могут оказать негативное влияние на хозяйственную деятельность, а также на эффективность работников, особенно работников бухгалтерии.

2.9.2. Определение критериев оценки организации бухгалтерского учета представленных в приложении 2 данного Положения о ВХК.

2.9.3. Обеспечение необходимыми средствами и условиями коммуникации сотрудников предприятия для их эффективного взаимодействия.

2.9.4. Обязательная организация сбора, обработки информации, содержащей операционную, финансовую и другую информацию о затратах и расходах предприятия.

2.9.6. Законодательное оформление документов связанных с внутрихозяйственным контролем на предприятии и оформлением операций связанных с процессом производства продукции предприятия.

2.9.7. Регулярно оценивать качество работы внутрихозяйственного контроля, анализировать принятые меры и их влияние на хозяйственную деятельность предприятии и работу бухгалтерии.

2.9.8. Обеспечение всех видов проверок и экспертиз с целью осуществления последующего контроля за производственной и финансово-хозяйственной деятельностью, в целях установления затратами а также законности, достоверности совершенных хозяйственных операций.

3. Документирование внутрихозяйственного контроля

3.1. Настоящее Положение утверждается директором предприятия, все изменения и дополнения, вносимые в Положение, должны быть утверждены приказом.

3.2.В случае изменения действующего законодательства Российской Федерации, внести такие изменения в Положение, которые не противоречат действующему законодательству.

3.3.Осуществление и организация внутрихозяйственного контроля на предприятии ООО «Завод «Ротэкс» оформляются на бумажном носителе соответственно при наличии подписей главного бухгалтера и директора, а также лица, которое несет ответственность за предоставленную информацию.

3.4. Документация внутрихозяйственного контроля должна отражать:

а) стратегию и цели предприятия ООО «Завод «Ротэкс»,а также методы управления им;

б) правила поведения руководства и иного персонала экономического субъекта при наступлении различных событий, процедуры рассмотрения жалоб (кодекс корпоративного управления, кодекс деловой этики);

в) организационную структуру предприятия, штатное расписание;

г) функции подразделений предприятия;

д) учетную политику экономического субъекта;

3.5. Для систематизации процедур разработанных для осуществления внутрихозяйственного контроля на предприятии ООО «Завод «Ротэкс», в части контроля затрат, а также оценки полноты покрытия внутрихозяйственного контроля возможных рисков предприятия, была разработана матрица рисков и процедур внутрихозяйственного контроля, представленная в приложении 3 данного Положения о ВХК.

3.6. Ответственность за осуществление внутрихозяйственного контроля затрат на предприятии возложить на генерального директора, поскольку предприятие ООО «Завод «Ротэкс»- субъект малого предпринимательства и численность персонала не позволяет осуществить разграничение полномочий и ротацию обязанностей по осуществлению контроля.

3.7. В случае, если ресурсы предприятия недостаточны для осуществления процедур внутрихозяйственного контроля, данным положением предусматривается привлечение внешнего консультанта для организации либо же оценки ВХК.


 

Приложение 1 к документу

«Положение о внутрихозяйственном контроле

на предприятии ООО «Завод «Ротэкс»

 

Таблица 1 – Риски внутрихозяйственного контроля предприятия ООО «Завод «Ротэкс»

Риски внутрихозяйственного контроля Риски внутрихозяйственного контроля затрат
  Распределение функций между руководителями организации не соответствует производственной структуре и технологии; Непоследовательность Управление затратами входит в управленческий учет, следовательно, различные и ошибочные решения относительно учета затрат могут привести к уменьшению эффективности системы управления.
  Многоступенчатая структура управления, при которой эффективное управление в большинстве случаев невозможно; Дефицит информации Риск может возникнуть в том случае, если передача данных об используемых материалах и затратах в производстве предоставляется в недостаточном объеме, это приводит к ошибкам формирования себестоимости;
  Отсутствие положений о структурных подразделениях, должностных инструкций; Излишки информации Сбор излишний данных о затратах может усложнить систему управления на предприятии и информационную систему, может повлечь за собой возрастание затрат ресурсов предприятия;
  Отсутствие четких границ компетенции, полномочий заместителей руководителей цехов, служб предприятия (полномочия без ответственности, ответственность без полномочий); Не учитываются изменения;
  Неправильное использование вспомогательных подразделений; Нет обратной связи Для эффективности управленческого учета и принятия управленческих решений необходимо, чтобы все работники предприятия понимали и выполняли все свои функции, а также соблюдалось взаимодействие подразделений предприятия;
  Значительные потери времени, возникающие из-за нарушения трудовой дисциплины в аппарате управления; Неверное отражение в бухгалтерском учете нормируемых расходов;
  Нарушения, допущенные во время оформления ПД; Ошибочная оценка остатков НЗП;
  Отсутствие графика документооборота в организации Неправильно выполняется разделение затрат по отчетным периодам;
  Нарушение срока передачи первичного документа в бухгалтерию; Несоответствие метода учета затрат, применяемого бухгалтером на предприятии тому методу, который зафиксирован в учетной политике;
  Отсутствие инвентаризации; Неверное формирование себестоимости и ошибочная калькуляция статей затрат;
  Отсутствие учетной политики по объекту исследования;  
  Несоответствие данных по объекту по объекту исследования в подразделении и бухгалтерии;  
  Несвоевременность отражения движения по объекту;  
  Ошибки при исправлении ошибок прошлых периодов;    

 


 

Приложение 2 к документу

«Положение о внутрихозяйственном контроле

на предприятии ООО «Завод «Ротэкс»

Оценка:

При высоком уровне значимости критерия присваивается 3 балла

Для среднего уровня – 2

Для незначительного уровня влияния – 1 балл.

При отсутствии критерия на предприятии – 0 баллов.

Максимально возможная сумма баллов равна 60.

Шкала оценивания:

а) 0 – 24 – низкий уровень организации бухгалтерского учета;

б) 25 - 45 – удовлетворительный уровень организации бухгалтерского учета;

в) 46 – 60 – высокий уровень организации бухгалтерского учета.

 

Таблица 2 – Оценка организации учета на примере ООО «Завод«Ротэкс» за 2015г.

Критерий методики организации учета Пояснение При наличии (балл) Фактическое наличие на предприятии ООО «Завод «Ротэкс» (да / нет) Балльная оценка
Оценка наличия организационных документов
  Положение об учетной политике Формирование основных требований и способов ведения бухгалтерского учета на предприятии в предстоящем отчетном периоде.   Да  
  Положение о внутрихозяйственном контроле Формирование комплекса мер, методик и процедур, используемых сотрудниками и руководством предприятия в целях обеспечения контроля и экономической безопасности.   Нет  
  Должностная инструкция бухгалтера Формирование основных требований к должностям отдела бухгалтерии.   Да  
  Положение о бухгалтерской службе предприятия Отражает цели и функции бухгалтерии, правила взаимодействия с иными подразделениями и организация самого учетного процесса.   Нет  
Оценка системы бухгалтерского учета
  Разработана организационная структура бухгалтерской службы Обеспечивает разграничение функций и обязанностей сотрудников между подразделениями предприятия.   Нет  
  Разработан рабочий план счетов Представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете.   Да  
  Соблюдение установленного графика документооборота   Обеспечивается правильность движения первичных документов между подразделениями и сотрудниками предприятия с момента возникновения до момента сдачи на хранение.   Нет  
  Применение компьютерных программ для организации работы Влияет на повышение качества и производительности труда работников бухгалтерии, обеспечивает комфортные и удобные условия для работы.   Да  
  Дифференциация квалификации бухгалтеров Введение директором новых должностей отдела («ведущий бухгалтер», «старший бухгалтер», «бухгалтер участка» и др.) в зависимости от квалификации, сложности, различным функциям.   Нет  
  Соблюдение требования к образованию и опыту практической работы а) бухгалтера     б) главного бухгалтера Обеспечение выполнения требований профессионального стандарта, в которых говорится:   - должен иметь среднее проф. Образование или дополнительное проф. образование. + Опыт практической работы не менее 3-х лет.   - к вышеизложенному должен иметь высшее проф. образование, а также опыт работы на менее 5 лет из последних 7 при условии работы с отчетностью, либо 3 из последних 5 при условии работы аудитором.   Да   Да  
Оценка моральной и материальной заинтересованности сотрудников бухгалтерии
  Использование разнообразных форм морального поощрения Оказывает влияние на развитие творческой инициативы, активности, повышение качества работы бухгалтера.   Да  
  Наличие премиальной системы Является финансовым стимулированием за отлично выполненную работу, следовательно, влияет на эффективность труда.   Да  
  Организация системы повышения квалификации   Позволяет преодолеть несоответствия в подготовке работников отдела бухгалтерии. - раз в квартал; - раз в пол года; - раз в год; - раз в три года; - раз в 5 лет.   Нет  
Оценка организации рабочих мест бухгалтерии
  Наличие большого и вместительного стола Предназначен для комфортной организации рабочего места бухгалтера, чтобы свободно помещались персональный компьютер, необходимые документы и принадлежности.   Да  
  Наличие персонального компьютера Обеспечивает удобные условия для работы бухгалтера и доступ в интернет для поиска необходимой информации.   Да  
  Наличие архивных шкафов Обеспечивает хранение документов, которые не планируется использовать ближайшее время.   Да  
  Наличие сейфа Обеспечивает надежность, конфиденциальность, а также является объектом экономической безопасности на предприятии.   Нет  
  Наличие тумбочки возле стола Предназначена для хранения документов, канцелярских принадлежностей, необходимых для работы бухгалтера.   Да  
  Наличие нескольких стульев Предназначены не только для сотрудников, но и для посетителей отдела бухгалтерии.   Да  
  Наличие кондиционеров Обеспечивает поддержание комфортной температуры на рабочем месте бухгалтера.   Нет  
  Наличие телефона на рабочем месте Предназначен для обеспечения связи сотрудников между отделами, а также для решения необходимых вопросов и задач.   Да  
  Наличие принтера Позволяет быстро распечатывать необходимые документы, предназначенные для осуществления хозяйственных операций.   Да  
  Наличие зоны отдыха в кабинете Место, в котором работник сможет расслабиться и восстановить силы для продолжения работы. (например, аквариум)   Нет  
Оценка межличностных отношений в коллективе
  Наличие родственных связей в организационной структуре предприятия Родственные связи повышают вероятность мошенничества со стороны работников и увеличивают риск финансовых потерь компании.   Да  
  Взаимодействие генерального директора и сотрудников бухгалтерии Обеспечивает правильное разграничение границ ответственности для минимизации рисков возникновения спорных ситуаций, когда бухгалтер не согласен с решениями директора и наоборот.   Да  
  Проведение корпоративов Является эффективным инструментом для достижения определенных целей, поставленных перед руководителем; может помочь преодолеть реальные либо потенциальные проблемы в компании.   Нет  
  Взаимоотношения сотрудников вне офиса Встречи в неформальной обстановке способствуют возникновению хороших отношений и дружбы у сотрудников.   Нет  
ИТОГО   Х  

 


 


Приложение 3 к документу

«Положение о внутрихозяйственном контроле

на предприятии ООО «Завод «Ротэкс»

 

Таблица 3 – Матрица рисков и процедур внутрихозяйственного контроля предприятия ООО «Завод «Ротэкс» на 2015-2016гг.

Наименование риска Описание риска Наименование и краткое описание процедуры (процедур) внутреннего контроля Классификацию процедуры внутреннего контроля Ссылку на регламент осуществления процедуры внутреннего контроля Исполнителя процедуры внутреннего контроля (сотрудник или информационная система) Частоту (периодичность) осуществления процедуры внутреннего контроля Входящие документы Исходящие документы
  Ошибочная оценка остатков НЗП; Неверные расчеты по незавершенному производству в соответствии с ПБУ     Следует проверить состояние учета НЗП, своевременность и правильность его инвентаризации, безошибочности отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете и правильность оценки НЗП. Фактический, документальный контроль Положение об учетной политике   Многоуровневая (гл.бухгалтер, комиссия, директор) На конец периода (месяц, квартал, год) Ведомости оценки остатков НЗП, ведомости распределения затрат Карта контроля инвентаризационной описи
  Неверное отражение в бухгалтерском учете нормируемых расходов; По причине превышения фактических расходов, учитываемых при формировании бухгалтерской прибыли (убытка), над расходами, принимаемыми для целей налогообложения согласно предусмотренным ограничениям, возникают постоянные разницы, которые в программе 1С отражаются ошибочно Включить неучтенные суммы в ту группу расходов, к которой они относятся по правилам налогового учета   Арифметическая документальная проверка Положение о бухгалтерии Многоуровневая (главный бухгалтер, аналитик, директор) При возникновении временных и постоянных разниц в НУ в программе 1С. - внутренний нормативный акт (приказ или распоряжение руководителя организации) об осуществлении расходов на представительские цели; - смета представительских расходов; - первичные документы, подтверждающие фактическое осуществление расходов; - акт об осуществлении представительских расходов.. Экспресс-проверка ведения учета по ПБУ 18/02
  Не распределяются косвенные затраты Нарушаются определенные правила разделения затрат равномерно по учетным периодам и не учитывается их начисление в корреспонденции с соответствующим счетом расходов на конец отчетного периода. Проверить настройки распределения затрат в регистре сведений "Способы распределения затрат организаций"; Проверить базу распределения затрат по регистру сведений "База распределения затрат (бухгалтерский учёт)"   Документальная проверка, арифметическая Положение об учетной политике Одноуровневая (Гл.бухгалтер) При закрытии месяца, периода. "Способы распределения затрат организаций" "Анализ базы распределения" Карта контроля ведомости по затратам
  Количество списываемое из производства, превышает остаток в НЗП В 1С происходит сравнение количества сырья в регистре "Затраты на выпуск" с количеством сырья в регистре "Незавершенное производство". Сравнить аналитику по всем группировкам отчета и искать нулевые значения в колонке "Количество" и "Количество НЗП" Арифметиская, фактическая, документальная проверки. ПБУ18/02 «Учет незавершенного производства» Одноуровневая (Гл.бухгалтер) В момент выпуска готовой продукции Анализ распределения производственных затрат Карта контроля производства
  Неверное применение метода учета затрат на предприятии Несоответствие метода учета затрат, применяемого бухгалтером на предприятии тому методу, который зафиксирован в учетной политике; Если описанный в учетной политике метод учета затрат не соответствует особенностям технологического процесса, то исполнитель предпринимает ряд изменений, которые позволят организовать производственный учет в соответствии с требованиями нормативных документов. Документальная, нормативно-правовая проверка. ПБУ 10/99 «Учет расходов» Многоуровневая (аналитик, гл.бухгалтер,директор) В момент подсчета себестоимости продукции путем суммирования всех понесенных затрат, согласно методу установленному в учетной политике. Учетная политика; ведомости распределения затрат; справки-расчет калькулирования себестоимости. Карта контроля ведомости учета затрат
  Неверное формирование себестоимости и ошибочная калькуляция статей затрат в отчетном периоде; Если себестоимость товара сформирована неверно и ошибка выявлена в том же году, в котором допущена, ее исправляют записями по соответствующим счетам бухучета в том месяце, в котором обнаружили. Это правило действует в отношении как существенных, так и несущественных ошибок Пересчитать необходимо сравнительные показатели бухгалтерской отчетности за все период в котором допустили ошибку. При этом показатели отчетности пересчитываются ретроспективно – таким образом, как если бы ошибка не была допущена. Документальная, арифметическая, фактическая проверки Приказ Минфина России от 28 июня 2010 г. № 63н.     Многоуровневая (Гл.бухгалтер, директор) В момент подсчета себестоимости продукции (услуги,заказа и т.д.) Справка-расчет калькуляции, анализ счета, карточка счета из программы 1С Карта контроля справки-расчета калькуляции себестоимости
  Сбор излишних данных о затратах Сбор излишних данных о затратах может усложнить систему управления на предприятии и информационную систему, может повлечь за собой возрастание затрат ресурсов предприятия; Не пытаться выделить расходы на качество из общих затрат предприятия, а сосредоточиться на программе действий, направленных на улучшение работы предприятия в целом и на минимизацию всех видов неэффективных затрат Документальный, экономико-статистический ПБУ 10/99 «Учет расходов», Положение об учетной политике. Одноуровневая (Гл.бухгалтер) В момент закрытия месяца и в конце отчетного периода (квартал,год) Ведомости распределения затрат, карточки счетов, ведомости остатков НЗП Карта контроля ведомости распределения затрат
  Отсутствие границ компетенции Отсутствие четких границ компетенции, полномочий заместителей руководителей цехов, служб предприятия (полномочия без ответственности, ответственность без полномочий) Создание должностных инструкций для сотрудников в целях разграничений их производственных функций и обязанностей. Нормативно-правовой, документальный Должностные инструкции Многоуровневая (все сотрудники предприятия) В момент принятия на работу, а также при распределении производствен-ных задач Должностные инструкции сотрудников Журнал ознакомления работников с локальными нормативными актами
  Нарушения, допущенные во время оформления ПД При несоблюдении необходимых условий оформления подобных документов велика вероятность утери и злоупотреблений. Проверка правильности формирования документов в соответствии с содержанием обязательных реквизитов; Проверка соответствия данных синтетического учета данным, отраженным в документах Документальный, формальный, арифметический, фактический ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности". Многоуровневая (бригадир,технолог, гл.бухгалтер,директор) В момент заполнения и оформления первичного документа Первичная документация предприятия (требования-накладные, акты выполненных работ, счета-фактуры, ведомости...) Карты контроля соотв. документов
  Отсутствие учетной политики по затратам Непроработанность вопросов практического применения механизма учета затрат Проверка нормативных документов предприятия, изучение фактических данных об учете затрат на предприятии и создание пункта относительно объекта (затрат) в учетную политику. Нормативно-правовой, документальный,фактический Положение об учетной политике, ПБУ 10/99 «Расходы» Многоуровневая (гл.бухгалтер, директор) В момент создания и утверждения приказа об учетной политике. Финансовая отчетность, первичные документы (где отражена информация о затратах периода). Карта контроля учетной политики

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: