Метод «От двери к двери»




Ставрополь

 

Автономная некоммерческая организация

“Северо-Кавказский Ресурсный Центр”

 

ЗАЩИТА ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КАМПАНИЙ.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Ставрополь

 

Методическое пособие «Защита общественных интересов. Организация и проведение кампаний» / Составители: М.А.Юндина, А.В.Зотова.

 

 

Данное методическое пособие разработано сотрудниками автономной некоммерческой организации «Северо-Кавказский Ресурсный Центр» на основе теоретических знаний и практических навыков, полученных во время обучения и стажировок, и опыта практической работы. Пособие предназначено для некоммерческих организаций.

 

 

Составители выражают благодарность за помощь в подготовке и издании данного пособия следующим организациям:

 

Агентству США по международному развитию (USAID)

World Learning’s School for International Training

Центру Поддержки НКО, г.Москва

Управлению Верховного Комиссара ООН по Делам Беженцев, г.Ставрополь

 

 

Сборник издан в рамках проекта «Защита общественных интересов». Финансирование проекта осуществлено Управлением Верховного Комиссара ООН по Делам Беженцев, г.Ставрополь. Точка зрения, отраженная в данном издании и авторами, может не совпадать с точкой зрения УВКБ ООН.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

РАЗДЕЛ I НКО И ЗАЩИТА ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ……………..     4-9
Глава 1 Основные понятия…………………………………….…….. 4-5
Глава 2 Почему НКО должны заниматься защитой общественных интересов……………………………………   5-8
Глава 3 Структура организаций и процесс принятия решений… 8-9
  РАЗДЕЛ II ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ КАМПАНИЙ ПО ЗАЩИТЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ…………………..     9-26
Глава 1 Принципы построения кампаний…………………………. 9-10
Глава 2 Разработка стратегии ……………………………………….  
Глава 3 Внешняя стратегия………………………………………….. 10-16
Глава 4 Внутренняя стратегия………………………………………. 16-17
Глава 5 Проведение общественной кампании…………………….. 17-19
Глава 6 Методы коммуникации…………………………………….. 19-24
Глава 7 Прямые действия……………………………………………. 24-26
  РАЗДЕЛ III ПОСТРОЕНИЕ КОАЛИЦИЙ………………………………………….       26-31
Глава 1 Определение и основные характеристики коалиции ….. 26-27
Глава 2 Принципы и варианты объединения в коалиции………. 27-29
Глава 3 Этапы работы коалиции …………………………………… 29-31

 

РАЗДЕЛ I

НКО И ЗАЩИТА ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ

Глава 1 Основные понятия

Общественные организации создаются инициативными гражданами по разным причинам и с разными целями. Есть организации «взаимопомощи», которые объединяют людей по принципу общей проблемы (инвалидов, ассоциации родителей больных детей), общих интересов (начиная от объединения по демографическим, гендерным признакам, и заканчивая сексуальной ориентацией и увлечениями). Самый распространенный тип некоммерческих организаций – социальной направленности, которые занимаются решением проблем определенной группы населения (престарелых, безработных, социально незащищенных и т.д.). Отдельно стоят экологические и правозащитные организации. Мало распространены организации инфраструктурного типа (содействие деятельности других организаций), исследовательская, образовательная деятельность и т.д. Независимо от типа некоммерческой организации, в целом все они создаются для того, чтобы отстаивать и защищать интересы определенных людей людьми, которые являются своеобразными защитниками/заступниками целых слоев населения. В практике зарубежных организаций таких людей называют адвокатами и лоббистами и процесс защиты и продвижения интересов НКО – адвокатированием и лоббированием. Мы это будем называть защитой общественных интересов.

Существует распространенное мнение о том, что выступать в роли защитника общественных интересов сложно и этим должны заниматься профессионалы, обладающие необходимыми знаниями. Это не так. Если Вы хотя бы раз выступали от лица или в защиту кого-то, Вы смело можете себя называть адвокатом. Действительно, защита общественных интересов требует определенных знаний и умений, но начинающие организации могут обходиться и без них, универсальных методик здесь нет, и часто знания приходят с опытом. Все, что Вы должны знать и уметь делать – это сформулировать ясно и понятно свою мысль и донести ее. А для этого Вы должны знать проблему, иметь опыт, предложить решение, которое сможет изменить ситуацию.

Иногда сам термин защита общественных интересов вызывает ассоциации с массовыми митингами, демонстрациями, публичными протестами, а лоббирование – с политикой, большими деньгами и скандалами.

На самом деле защита общественных интересов буквально означает «выступать от лица другого человека», чем все мы занимаемся каждый день, только распространяется это на соседей, друзей, членов семьи, родственников и т.д. Защита общественных интересов – применение имеющихся знаний и навыков в другой области. Выступать от имени группы людей, большинство из которых мы не знаем лично, и отстаивать интересы и ценности другого порядка и уровня сложнее. Здесь приобретает значение умение донести проблему и ее решение до тех, кто принимает решение или формирует политику в данной области.

Нас повсюду окружают люди, которые готовы отстаивать свое право на лучшую жизнь, на здоровую среду, на лучше будущее для своих детей. И зачастую этих людей никто не просил поучаствовать в мероприятиях и внести свой вклад в решение важных для них проблем.

 

ОБЩЕСТВЕННАЯ КАМПАНИЯ - это серия взаимосвязанных мероприятий в течение определенного времени, нацеленная на достижение конкретных результатов по решению общественно значимой проблемы и использующая общественное давление на организации и конкретных лиц с тем, чтобы они действовали иначе, чем они действовали бы без влияния кампании.

 

ОБЩЕСТВЕННАЯ КАМПАНИЯ – процесс, определяющий общественную проблему, привлекающий к ней внимание населения и лиц, принимающих решения, и нацеленный на конкретные перемены.

 

Глава 2 Почему НКО должны заниматься защитой общественных

интересов

Благотворительности не всегда достаточно

Очень многого можно добиться, многим помочь и многого достичь, протянув руку помощи. Замечательно предложить кров бездомному, пожертвовать игрушки. Но этого зачастую бывает недостаточно. Игрушки не помогут семье, которой нечем платить за жилье, а семье вынужденных переселенцев нужно не временное пристанище, а достойное жилье. Эти проблемы не решить усилиями добровольцев и некоммерческих организаций, это забота государства, но общественные организации могут привлечь внимание общественности к проблеме, найти ее решение и отстоять права граждан на достойную жизнь.

 

Значение НКО в формировании общественного мнения трудно переоценить

Они часто выступают в роли врача. Видят симптомы и предупреждают население о том, что происходит, что может произойти, к чему приведет то или иное решение и т.д. Они могут стимулировать активность населения, сформировать мощную оппозицию, сдержать гнев и т.д.

 

Баланс /соотношение интересов граждан и их учет при принятии решений по разным вопросам

Органы власти на всех уровнях ежедневно принимают решения, влияющие на все области жизни и деятельности граждан. «От того, какие решения принимаются сегодня в отношении наших детей, зависит, будут ли они завтра нас поддерживать или в нас стрелять». Эти слова Мэриан Эдельман, руководителя Детского Фонда в США идеально иллюстрируют вышесказанное. К сожалению, голос одного человека не слышен. НКО могут собрать разрозненные голоса в один мощный, усилить его и донести до людей, принимающих решения. Они могут заставить этих людей принимать во внимание интересы и потребности населения при формировании политики или исполнения законов. При этом люди перестают быть пассивными, они меняют «то, что есть» на то, что «должно быть». Любая общественная кампания преследует цель – баланс или соотношение интересов граждан / населения и их учет при принятии решений по разным вопросам.

 

Интересы общества – это интересы конкретных его граждан

Иногда для защиты общественных интересов нужно мобилизовать общественность, проводить исследования, широкомасштабные акции. В других случаях достаточно действий одного человека. Вот забавный пример. Одна из жительниц Америки, социальный работник, регулярно посещала заседания городского Совета. На одном из заседаний она услышала жалобу жителя города на то, что он как владелец собаки вынужден платить за лицензию, в то время как владельцы кошек - нет. Эта жалоба осталась без внимания. На следующем заседании Совет рассматривал вопрос недостаточного финансирования деятельности одной из клиник для душевнобольных. Простой арифметический расчет показал, что если владельцы кошек платили бы сумму, аналогичную лицензии владельцев собак, денег бы хватило на нужды клиники. Социальный работник внесла это предложение, и кошки получили равные права с собаками, а клиника необходимое финансирование.

 

Для решения разных проблем нужны разные подходы

Зачастую проблемы так просто не решаются. Нужны согласованные действия большого количества людей, эксперты, юристы, кампания в СМИ и работа в течение длительного времени, которая может и не принести ожидаемых результатов. Иногда нужно идти к победе маленькими шагами и отвоевывать права постепенно.

 

Нельзя наблюдать за становлением демократии из зрительного зала

В условиях становления демократии, где каждый голос имеет значение, ничего не делать – это политический акт и тоже своеобразное голосование.

§ Если Вы вне политики, это не значит, что закон, который Вы не поддерживаете, не пройдет.

§ Если Вы ничего не делаете, для того, чтобы он не прошел, то это всего лишь означает, что он пройдет, но Ваше мнение и мнение других людей, пассивно наблюдающих за процессом, не будет учтено.

Если Вы считаете, что не можете публично высказываться, участвовать в каких-то действиях и считаете, что достаточно того, что Вы знаете о проблеме и действуете так, как подсказывает Вам Ваша совесть и убеждения на избирательном участке раз в несколько лет, то пришло время задуматься. Когда Вы приходите в ресторан и читаете меню – это информирование, но подойдет официант и Вам нужно принять решение и сделать свой выбор. Вы должны решить, хотите ли Вы платить за то, что Вам предлагают. Если нет, нужно объединиться с единомышленниками и отстоять свое право платить за то, чего Вы хотите.

 

Политики – это тоже люди

Большая часть чиновников самого разного уровня выполняют свои политические функции на работе и в остальное время такие же граждане, как и все остальные. У них маленький штат, большой объем работы, нет денег на проведение опросов общественного мнения. Поэтому они могут не знать о тех мыслях и настроениях, которые витают среди избирателей. Некоммерческие организации могут помочь им «держать руку на пульсе». Другой вариант. Иногда депутаты голосуют по вопросам, в которых они некомпетентны. Задача НКО - предостеречь, проинформировать, убедить проголосовать в интересах своих избирателей.

Для изменения законов, политики и поведения людей требуется гораздо больше, чем добрая воля. Широкую общественность можно заставить обратить внимание на какую-то проблему только целой серией взаимосвязанных и хорошо спланированных мероприятий. Организации нужно грамотно и разумно использовать различные методы. Не следует устраивать пикетирование городской Думы только для того, чтобы попасть на страницы газет. Это радикальный метод, как и демонстрации, и его можно применять только в крайнем случае. Планируя свои действия по проведению общественной кампании, нужно соотнести ваши возможности с масштабом проблемы. Самое главное в кампании – серия взаимосвязанных и объединенных одной целью мероприятий. Например, прежде чем добиться изменения законопроекта, важно заручиться поддержкой или «сломать» противостояние оппозиции. Параллельно можно привлечь на свою сторону другие организации, разработать и направить коллективное Обращение. В СМИ выйдет статья на данную тему и т.д. Это создает непрерывность, цепь маленьких завоеваний, которые постепенно приведут к цели. Общественная кампания – относительно новый вид деятельности для организаций и мощный инструмент достижения целей, ради которых она проводится. Организации и отдельные люди могут при помощи общественных кампаний добиться больших перемен, изменений в политике, поведении различных структур и организаций, и сознании людей. Однако для проведения общественной кампании нужны очень хорошая организация, дисциплина, тщательное планирование, очень узкая и конкретная цель и серия продуманных действий по ее осуществлению.

 

Для того, чтобы успешно проводить кампании, вам нужно иметь информацию, знать структуру и процесс принятия решений организациями и людьми, от которых это зависит и уметь работать с населением.

 

Информация - ключевое слово для защиты общественных интересов. Человек, который владеет тщательно собранной, ценной и хорошо обработанной информацией может достичь многого в области защиты общественных интересов. Вы также можете многого добиться, если знаете, где и как можно получить эту информацию.

 

Глава 3 Структура организаций и процесс принятия решений

Каждая организация, которая занимается вопросами разработки программ, влияющих на нашу жизнь в той или иной области, имеет определенную структуру, разграничения полномочий и ответственности между сотрудниками. Это относится ко всем структурам, начиная от министерств, заканчивая Советами директором коммерческих компаний. Если Вы хотите оказать влияние на процесс принятия решений, изменить отношение или решений, принятое структурой, нужно систему, людей и их возможности в рамках данной системы и иметь к ней доступ либо официально, либо благодаря личным контактам.

Для организации эффективной защиты общественных интересов НКО должна направить усилия на 2 основные целевые группы:

Ответственные лица/организации

ü К данной группе относятся в первую очередь органы государственной власти и местного самоуправления (законодательная / представительная и исполнительная), которые в принципе занимаются вопросами формирования политики на местном уровне.

ü Структуры и организации, которые по роду деятельности занимаются теми проблемами, в области которых Вы намерены провести кампанию.

ü Международные организации, которые вкладывают большие ресурсы в решение определенных проблем.

ü Коммерческие компании, в том числе международные.

К ответственным лицам могут быть отнесены практически любые люди и организации, от которых зависит решение вопроса. Нужно учитывать и тот факт, что отсутствие деятельности – это тоже политика и тоже влияние на ситуацию.

При работе с ответственными лицами следует понять, что:

1. Они никогда не изменят свою структуру или программу только потому, что кто-то «попросил их об этом».

2. Нужно уметь инициировать перемену в определенный момент. Для этого – знать структуру и отслеживать процесс.

3. Образовательные программы – малоэффективны. Даже в развитых странах Сколько лет потребуется, чтобы обучить определенный слой населения чему-то? Многое определяет порог восприятия и личность обучаемого. Нужны программы, направленные на искоренение ПРИЧИНЫпроблемы. Например, В США и Канаде политика по отношению к мигрантам – мы не дадим вам денег, мы дадим вам возможность их заработать.

Население

Зачем организации нужно работать с населением? Самое главное – поиск единомышленников и обратная связь. Очень часто получается так, что организация убеждена в том, что она выступает от имени большого количества населения или целевой группы, а на самом деле ее видение не совпадает с мнением людей. Успех любой общественной кампании во многом определяется количеством единомышленников, борьба за те или иные решения – это часто борьба за число сторонников.

 

ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ

       
   
 


 

ОТВЕТСТВЕННЫЕ ЛИЦА НАСЕЛЕНИЕ

       
   


 

 

3 СПОСОБА ДОНЕСЕНИЯ ИДЕИ

ПИСЬМЕННЫЕ ОБРАЩЕНИЯ

ЗВОНКИ

ВСТРЕЧИ

 

РАЗДЕЛ II

ПЛАНИРОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА КАМПАНИЙ ПО ЗАЩИТЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ

 

Глава 1 Основные принципы построения кампании

§ Прежде всего, общественная кампания – серия планомерных действий, а не одно конкретное мероприятие или действие. Для того, чтобы достичь изменения, нужна серия взаимосвязанных действий. На практике часто бывает, что запланированные действия и мероприятия нужно менять по ходу, но это уже связано с оперативной оценкой и гибкостью.

§ Действия и методы убеждения должны соответствовать культуре, религии и политической ситуации.

§ Общественная кампания – образовательный и просветительский процесс в отношении участников и лидеров, в процессе которого практикуются различные методы и навыки, формируются новые лидеры.

§ Общественная кампания должна строится на основе ценностей и принципов, ради которых она и проводится. Организация, которая «проповедует» демократические принципы, должна их практиковать в своей деятельности.

§ Важными составляющими общественной кампании должны быть отношения, которые устанавливаются с единомышленниками. Таким образом, на протяжении кампании люди из разных организаций и областей работают вместе для достижения единой цели.

§ Во время общественной кампании происходит объединение энергии и ресурсов вокруг одной конкретной и очень специфической цели.

§ В самом начале кампании необходимо работать по решению очень конкретных задач. Это сплачивает, оттачивает навыки, стимулирует дальнейшую деятельность.

§ В любой кампании важно знание проблемы из первоисточника – «Что богатые могут знать о бедных?» Одна компания долго пыталась внедрить механизмы стимулирования предпринимательской деятельности в сельской местности. Результат был отрицательный. Затем разработчики программы решили спросить у местного населения, какие виды малого и среднего бизнеса нужны и важны. Результат превзошел все ожидания.

 

Глава 2 Разработка стратегии

Очень часто организации путают стратегию с тактикой. Тактика – это конкретные шаги и мероприятия, один из компонентов и составная часть стратегии. Стратегия – более широкое понятие, карта с указателями, которые приведут к цели. Стратегия позволяет оценить, где Вы сейчас находитесь, куда Вы хотите прийти, и как туда добраться.

Подготовительный этап организации и проведения общественной кампании должен занимать много времени, причем, чем меньше у организации опыта в проведении кампаний, тем больше времени она должна потратить на планирование. Это время окупится. Самое главное в разработке стратегии – принять разумное и реалистичное решение о том, чего Вы хотите достичь и сопоставить его с возможностями и ресурсами организации. В этом случае, у организации есть шанс достичь ожидаемого результата.

Кампания может быть нацелена на изменение в организации, органах власти, программах, деятельности международных организаций, а также на формирование и изменение общественного мнения.

 

Глава 3 Внешняя стратегия

Прежде, чем приступить к планированию любой общественной кампании, необходимо провести исследование. Любая кампания должна основываться на точной и правильной информации, цифрах, фактах и знании сути проблемы, на решение которой она направлена. Исследования могут быть самыми разными и включать в себя анализ ситуации, среды, населения, первопричин проблемы, кто и как занимается ее решением, существующих вариантов решения проблемы, даже настроений и тенденций. Выбор метода проведения анализа или исследования определяется масштабом и целью кампании. При проведении кампании нужно опираться только на достоверную информацию, в том числе и статистическую, и на тщательно подобранные реальные примеры.

 

Проблема

Анализ и формулировка проблемы – критический момент в построении стратегии. Вам необходимо будет изучить общественное мнение по поводу данной проблемы и структуру организаций, занимающихся ее решением, а также состояние на настоящий момент, для того, чтобы принять решение о том, каких изменений можно достичь и как. Заниматься нужно такими проблемами, которые действительно означают реальные, немедленные, конкретные улучшения жизни людей. Определите, каковы будут затраты и сопоставьте их с результатами. Занимайтесь только такими проблемами, которые действительно означают реальные, немедленные, конкретные улучшения жизни людей. Определите, какова будет цена и выгоды от решения проблемы. Проработайте с членами организации все возможные ситуации.

Разделите проблему на несколько более мелких так, чтобы можно было следить за успехами и достижениями по мере продвижения к цели.

 

Сбор и анализ информации

Надо знать факты. До того, как начать кампанию, нужно выполнить «домашнее задание». Изучите все «за» и «против», позицию организаций, структур и отдельных граждан в отношении кампании. Определите, какая информация у вас есть, а какой не хватает.

 

Цель

Чего Вы хотите достичь?

Для разработки цели кампании нужно отделить долгосрочные и краткосрочные (достижимые) цели. Цель конкретной общественной кампании должна быть реалистичной, специфической и узкой. Она представляет собой формулировку конкретного изменения. Важно, чтобы цель была не просто лозунгом или критическим высказыванием. Она должна содержать в себе реальное решение проблемы. В определении цели кампании должны принимать участие сотрудники организации и ее сторонники. Для этого можно использовать метод мозгового штурма, когда все присутствующие высказывают самые разные цели, все они записываются без редактирования и обсуждения, а потом одна за другой обсуждаются и решение принимается только совместно. При формулировании цели нужно исходить из того, что цель должна быть ЧЕТКОЙ, ПОНЯТНОЙ и ДОСТИЖИМОЙ. В качестве проверки можно использовать вопросы:

§ Является ли цель сфокусированной и узкой?

§ Является ли цель четко сформулированной / или ее можно по разному интерпретировать?

§ Является ли цель достижимой в определенный отрезок времени?

§ Достаточно ли у организации и ее сторонников ресурсов (финансовых и человеческих) для того, чтобы достичь цели в указанный период времени?

§ Представляет ли цель интерес для других людей и организаций?

§ Можно ли сформировать коалицию или НКО будет проводить кампанию самостоятельно?

Если у организации есть несколько вариантов целей, то можно отдельно проработать каждую и определить наиболее важную/приоритетную или достижимую для данной кампании.

 

Определение сторонников и противников

Для достижения цели общественной кампании очень важно найти союзников. Для этого есть одно очень важное обязательное условие – все лица и организации, участвующие в кампании, должны полностью разделять ее цель. Это, как правило, сразу значительно уменьшает количество единомышленников из числа потенциальных. И все-таки лучше для организации и ее небольшого круга сторонников сначала сформулировать цель, определить ответственных лиц и группы населения, на которые будет направлена работа, и только потом вести работу по построению коалиций. В противном случае каждая из потенциальных групп-участников коалиции будет стремиться к тому, чтобы при определении цели кампании были учтены максимально ее интересы, и есть большая вероятность того, что цель так и не будет сформулирована, а группа длительные дебаты группы закончатся конфликтом. Составьте список потенциальных союзников. Например, женские, молодежные, религиозные организации, профсоюзы. Список может быть очень подробным с перечислением конкретных имен. Параллельно составьте аналогичный список «противников». И в том, и другом списке могут быть разные люди. Ни союзники, ни оппоненты, не представляют собой единое неделимое целое, а состоят из разных организаций и людей. Это деление, естественно, условное и «для внутреннего пользования» организацией. При работе к обеим группам необходимо относиться максимально уважительно, внимательно, вовлекая и используя «противников» для отдельных моментов.

 

Определение и анализ целевой группы

Выявление структур, организаций и конкретных лиц, ответственных за принятие или исполнение решений по проблеме, на решение которой направлена общественная кампания. Структура принятия решений различными организациями – сложная и далеко не всегда открыта для населения, но все-таки иногда ее можно определить. Прежде, чем оказывать влияние на решения, нужно хорошо понять процесс их принятия, методы, временные рамки, распределение ответственности, людей и их роль.

ВАЖНО: если окажется невозможным определить кто и как принимает решения по проблеме, на решение которой нацелена кампания, скорее всего организация не сможет ничего достичь и лучше отказаться от попыток изменить ситуацию и ограничиться просветительской деятельностью.

Анализ ответственных лиц также предполагает изучение взаимосвязи между различными структурами и организациями и того, какие методы смогут повлиять на них. Важно определить, какие люди и организации заинтересованы в позитивных изменениях, это будут те ответственные лица, на которые Вы будете воздействовать на протяжении всей кампании. Полезно построить таблицу ответственных лиц, которые могут повлиять на процесс. В центре ее поместите имя наиболее влиятельного человека /людей, который может изменить ситуацию. Это будет ключевое лицо. Вокруг разместите других лиц, которые могут повлиять на этого человека и укажите, в каких отношениях они находятся. В таблице должны присутствовать оппоненты, союзники и лица «неопределенного поведения». При их анализе нужно учитывать все характеристики – пол, возраст, этническую принадлежность, класс, образование и т.д.

Анализ может продемонстрировать, что оказать запланированное влияние невозможно или очень трудно. Подумайте, может сузить или изменить цель, оцените риски. Определитесь, хотите ли Вы начинать кампанию, если не уверены в результате, может лучше изменить ее цель акцент перенести на просветительскую деятельность. Соотнесите потраченное на кампанию время и усилия с результатом. Если он маловероятен, то проводить кампанию непродуктивно как с точки зрения ресурсов материальных и человеческих, так и с точки зрения разочарования сторонников и членов организации и репутации ее в целом. НЕ НАЧИНАЙТЕ КАМПАНИЮ, ЕСЛИ НЕ УВЕРЕНЫВ РЕЗУЛЬТАТЕ.

 

Задачи

Конкретное описание того, что будет выполнено и достигнуто, частные результаты, этапы на пути к достижению цели. Чтобы сформулировать задачи, надо поделить большую проблему, на решение которой направлена кампания, на составляющие, и фокусироваться на их решении. Задачи лучше формулировать и перечислять в виде списка, а не излагать и описывать в повествовательной форме. Задачи формулируются в виде утверждений о действиях в ориентированных на результат, основанных на эффективности работы и измеримых терминах. Если в кампании перечислен ряд задач, то все они должны быть связаны между собой, и быть необходимыми и достаточными для достижения цели.

Методы

Прежде, чем выбрать метод, нужно определить подход. Их два:

Процессуальный.

Люди организуются для того, чтобы вместе решать общие проблемы. Они работают вместе, формулируют общественное мнение, идеи, пытаются донести их до тех, кто может повлиять на ситуацию.

 

Силовой

Люди объединяются для того, чтобы приобрести или продемонстрировать силу. Они используют угрозы и силовое давление для достижения определенной цели, решения проблем.

Методов и вариантов решения проблемы – огромное количество. Самое главное – выбрать адекватные и верные для конкретной ситуации. Вам нужно решить, на что будут направлены эти методы – на усиление давления на органы власти, на уменьшение влияния оппозиции, и т.д. Далеко не все методы являются равноценными. Иногда следует применять методы убеждения, в других случаях не обойтись без шествий или протестов. Выбор методов определяется на основе диаграммы ответственных лиц. Отдельные методы будут включать индивидуальную работу, другие потребуют мобилизации общественности и кампании в СМИ. При выборе методов нужно очень осторожно и взвешенно относиться к тем, которые могут привести к конфронтации. После конфронтации возврат к другим методам убеждения, как правило, невозможен.

 

Основные методы проведения общественной кампании:

Число методов, которые используют организации для организации и проведения общественных кампаний, огромное количество. Существуют различные группы методов, которые в принципе пересекаются и могут использоваться и при работе и с населением, и с ответственными лицами. Мы условно разделим все методы на следующие группы:

Ø Методы коммуникации

Ø Прямые действия

Ø Сотрудничество

Ø Кампании в СМИ

 

Целевая группа - Что они хотят услышать. Обращение и лозунг.

Обращение и лозунг - важнейшие элементы любой общественной кампании.

Обращение – концентрированное выражение основной идеи кампании. Бывают прямыми и непрямыми. Прямые написаны или высказываются в прямой манере, они очевидны. Непрямые – не формулируют, а подразумевают мысль.

Основные правила по отношению и к одним, и другим:

ü краткость Люди нетерпеливы и заняты. Они не будут глубоко внимать в суть проблемы или долго выслушивать ее, начиная с «истории вопроса». Чтобы привлечь и удержать их внимание, нужно уметь за 1 минуту выразить то, чего добивается организация или коалиция;

ü истинность Идея основана на реальном знании, опыте, подтверждена опытом организации.

ü важность для аудитории Идея направлена на решение проблемы, которая имеет значение для данной категории, а не других социальных групп.

ü контрастность В ней должно быть противопоставление – то, что есть против того, что должно быть/будет

ü эмоциональность Идея должна быть привязана к основным ценностям людей, к которым Вы обращаетесь и сформулирована таким образом, чтобы не оставить их равнодушными.

ü повторяемость Обращение должно постоянно повторяться на протяжении довольно длительного отрезка времени при каждой возможности.

 

Лозунг должен быть четко и лаконично сформулирован, отражать основную цель кампании, в то же время он должен быть разным, в зависимости от того, к какой аудитории или целевой группе Вы обращаетесь. Каждая целевая группа преследует свои интересы и хочет услышать в вашем лозунге отражение их. Поэтому, в большинстве своем лозунги состоят из 2 частей: то, что для Вас является истиной и то, что хочет услышать та группа, к которой Вы обращаетесь. Лозунги бывают визуальными и устными. В них обязательно должны присутствовать эмоции. Он призван привлекать внимание, мотивировать людей. Над его формулировкой нужно серьезно поработать. Сначала основная мысль несколько раз проговаривается, затем формулируется и тщательно «полируется». Прежде, чем выходить с этой мыслью «в народ», можно ее «попробовать» на друзьях, знакомых и родственниках, тех людях, которые не вовлечены в работу организации и могут оценить лозунг свежим независимым взглядом. Часто бывает так, что то, что для членов организации или коалиции кажется простым, понятным, очевидным и убедительным, не находит отклика в сердцах людей. Не ставьте очень глобальные цели. Люди быстрее поймут те действия, которые приведут к конкретному и ощутимому улучшению их жизни. Каждая проблема может быть решена «в несколько приемов». Для каждого этапа можно формулировать дополнительный или свой лозунг. Помните, то, что убедительно для одной аудитории, не работает для другой. Соответственно «кроите» свое послание. Кто люди, к которым вы обращаетесь. Население, потенциальные члены организации, бизнесмены, политики, журналисты?

 

От кого они должны это услышать

Одна и та же мысль может восприниматься по-разному в зависимости от контекста и от того, кто и как ее преподносит. Нужно подумать, прежде чем обращаться к аудитории, кто у нее пользуется наибольшей степенью доверия и авторитета, кому люди поверят. «Что могут знать богатые о бедности?» Иногда лучше, если эту мысль донесет человек из такой же целевой группы, у которого аналогичный жизненный опыт в данной области. Но нужно подумать, как помочь этому человеку, какие материалы дать.

 

Как эту мысль донести

Существует огромное количество методов. Важно выбрать из них соответствующий данной ситуации, цели. Иногда это личная встреча, в другой ситуации не обойтись без демонстрации. Можно использовать несколько, главное, чтобы они «сработали», оказались наиболее эффективными в данной конкретной ситуации.

 

Составление плана действий

Детальное описание видов деятельности и ответственных. Определение приоритетов и планирование действий по срокам. План обязательно включает распределение обязанностей и ответственности. Для того, чтобы составить хороший план, нужно ответить на ряд вопросов:

· Какие из запланированных действий и мероприятий являются приоритетными для достижения цели, какие менее важными.

· Какие виды деятельности требуют отдельной проработки, а какие могут осуществляться совместно/параллельно с другими.

· На кого направлен тот или иной вид деятельности.

· Кто будет осуществлять тот или иной вид деятельности.

· Сколько времени требуется на подготовку /осуществление вида деятельности /мероприятия.

· Где будет проходить мероприятие /осуществляться деятельность.

· Как оценить ее эффективность.

 

Построение коалиции

Объединение сторонников способствует повышению эффективности кампании посредством соединения ресурсов, опыта, знаний разных людей и организаций. С другой с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: