Роль и значение в реализации КСО стандартов ISO 9000, ISO 14000, OHSAS 18000




История формирования концепции КСО

КСО прошла путь от управленческой экзотики глобальных корпораций до стандартных рутин, внедряемых и используемых во всем мире фирмами разных размеров и форм собственности. Первые научные подходы к пониманию сущности категории "корпоративная социальная ответственность " появились в 1950-х годах XX века. За этот период вышло множество монографий и научных статей. В них описывается множество концепций, ассоциируемых с КСО. Наибольшую известность получили: корпоративная социальная восприимчивость; корпоративная социальная деятельность; этика бизнеса: корпоративная филантропия; социальные проблемы; корпоративная социальная добросовестность; корпоративная социальная политика; менеджмент заинтересованных сторон (управление стейкхолдерами); корпоративное гражданство; устойчивое развитие; корпоративная устойчивость; корпоративная репутация; социально-ответственное инвестирование; тройная отчетность; корпоративная социальная отчетность.

Эти концепции динамичны, их значение меняется во времени и пространстве, причем они дополняют и развивают друг друга. В результате логичным этапом стали попытки создания комплексной модели КСО, включающей в себя ранее выработанные концепции в качестве составных элементов, дополняющих друг друга. Эти концепции представлены: корпоративная устойчивость; корпоративное гражданство; концепция заинтересованных сторон; корпоративная соц. Деятельность; корпоративная соц. восприимчивость; корпоративная социальная ответственность.

Ведущая роль в трактовке понятия КСО принадлежала американским ученым. Термин "корпоративная социальная ответственность" (КСО), введенный А.Кероллом, приобрел значительное распространение и является наиболее употребляемым, поскольку адекватно характеризует взаимоотношения бизнеса и общества. В России понятия социальной ответственности в деятельности предприятий возникло в конце XIX века. В дореволюционный период эта деятельность реализовалась в форме филантропических и благотворительных проектов: содержание благотворительных заведений, детских убежищ, опеки неизлечимо и психически больных и тому подобное.


2. Роль и значение в реализации КСО стандартов SA 8000, GRI, AA1000

SA 8000 – (Социальная ответственность) стандарт касается трудовых отношений, устанавливая нормы ответственности работодателя в области условий труда. Содействует компаниям в разработке, сохранении и применении принятых обществом систем организации труда. Приняв стандарт SA 8000, организация, помимо соблюдения надлежащих условий работы персонала, партнеров и поставщиков, обязана учитывать социальные последствия своей деятельности. Действие стандарта распространяется на все компании, независимо от их размера. Требования системы SA 8000 более жесткие, чем требования отечественных правовых норм, но получение такого сертификата - большая честь и ответственность, которая значительно повышает имидж компании.

GRI – (Глобальные инициативы по отчетности) включает три основные элементы: экономику организации, ее социальную и экологическую политику. Отчетность в области устойчивого развития позволяет инвестору детально, как сквозь увеличительное стекло, увидеть деятельность компании.

AA1000 – (Социальная и экологическая ответственность) направлен на составление и представление отчетности устойчивого развития субъекта хозяйствования путем обеспечения высокого качества нефинансового учета, аудита и непосредственно самой отчетности. Цель стандарта – формирование прозрачной информации о хозяйственной деятельности предприятий.

Роль и значение в реализации КСО стандартов ISO 9000, ISO 14000, OHSAS 18000

Для повышения качества трудовой жизни и ориентации бизнеса на социальные направления на предприятиях необходимо внедрение систем менеджмента по стандартам ISO 9000 ("Качество продукции"), ISO 14000 ("Охрана окружающей среды") и OHSAS 18000 ("Менеджмент здравоохранения и безопасность труда").

ISO 9000 – определяет требования к системам менеджмента качества для организаций:

· которым необходимо продемонстрировать свою способность стабильно поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей, а также применимым к организации законодательным и нормативным требованиям;

· деятельность которых направлена на повышение удовлетворенности потребителей посредством результативного применения СМК, включая процессы постоянного улучшения системы и обеспечения соответствия требованиям потребителей, а также применимым к организации законодательным и нормативным требованиям.

ISO 14000 – описывает социальную ответственность корпорации с соблюдением экологических условий на производстве

OHSAS 18000 – определяет требования безопасности к системам менеджмента профессиональной безопасности и здоровья, с тем, чтобы организация контролировала и управляла всеми свои профессиональными рисками в соответствии с установленной политикой, законодательными и нормативными требованиями, применимыми к деятельности организации, и повышала эффективность работы системы.


4. Подходы к построению системы менеджмента социальной ответственности ISO 26000, IQnetSr10

ISO 26000 – (Система управления социальной ответственностью) раскрываются все аспекты социальной ответственности субъектов хозяйствования любой сферы деятельности, начиная от трактовки понятий, раскрытие принципов концепции и ключевых ее аспектов и заканчивая рекомендациями по внедрению социальной ответственности и примерами основных успешных практик. Стоит также отметить, что данный стандарт не является системой менеджмента и не подлежит сертификации в противовес, например, международным стандартам АА1000, SA 8000.

IQnetSr10 – раскрывает организацию социальной ответственности на предприятии.


5. КСО и взаимодействие организации и работников

Корпоративная социальная ответственность является концепцией, которая отражает добровольное решение компании участвовать в улучшении жизни общества и защите окружающей среды.

КСО предполагает:

- производство в достаточных количествах продукции и услуг, качество которых соответствует всем обязательным нормам, при соблюдении всех законодательных требований к ведению бизнеса;

- соблюдение права работников на безопасный труд при определенных социальных гарантиях, в том числе, создание новых рабочих мест;

- содействие повышению квалификации и навыков персонала;

- защиту окружающей среды и экономию невосполнимых ресурсов;

- защиту культурного наследия;

- поддержку усилий власти в развитии территории, где размещена организация, помощь местным учреждениям социальной сферы;

- помощь малоимущим семьям, инвалидам, сиротам и одиноким престарелым;

- соблюдение общепринятых законодательных и этических норм ведения бизнеса.

Компания, применяемая практику КСО, выстраивает взаимоотношения с сотрудниками на основе уважения и доверия, создает все условия для реализации потенциала сотрудников, обеспечения справедливого вознаграждения и равноправия, безопасность труда и охраны здоровья. В ходе непрерывного диалога компания изучает уровень вовлеченности и лояльности персонала и в соответствии с результатами корректирует свою политику. Наиболее масштабным и значимым инструментом для изучения ожиданий и мотивации сотрудников является исследование вовлеченности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: