Введение
Эпоха Петра Первого в истории России, личность этого выдающегося государственного деятеля, полководца, дипломата пользуется вниманием как в отечественной, так и в зарубежной исторической науке.
Изучение этой эпохи имеет богатую традицию - ведь началось оно еще при жизни самого великого реформатора; сейчас же литература о Петре Великом и его времени может составить целую библиотеку.
Большие достижения во многих областях общественной и государственной жизни, превращение России из расположенной на задворках Европы страны в великую мировую державу, ставшее своего рода феноменом истории
Центральное место в истории России первой половины XVIII в. занимают петровские преобразования. Преобразования не ломали сложившегося социально-экономического строя страны; напротив, они еще более усилили крепостную неволю и упрочили господство дворянства, подняв одновременно значение купечества. Вместе с тем реформы, осуществленные Петром I, оказали глубокое влияние на последующее развитие России. Российская империя первой половины XVIII в. существенно отличалась от отсталой в хозяйственном, военном и культурном отношении России XVII столетия наличием более развитой промышленности, централизованными и упорядоченными административными учреждениями, первоклассными армией и флотом, светскими школами и общим подъемом науки и культуры.
Предпосылки реформ
Насущная необходимость преобразований вызывалась комплексом
различных факторов.
Нарастало экономическое, а следовательно, и военное отставание России от
европейских стран, что представляло серьезную угрозу национальному
суверенитету.
Служилое сословие, опора самодержавной власти, ни по своему
социально-политическому, ни по культурному развитию не соответствовало
требованиям общественного развития страны, и, в массе своей, оставалось
патриархальной социальной общностью средневековой эпохи, имевшей смутное
представление даже о своих сословных интересах. “Бунташный” характер ХVII в.,
социальная нестабильность порождали необходимость укрепления позиций
правящего сословия, его мобилизации и обновления, а также совершенствования
государственного аппарата управления и армии. Для преодоления отсталости и
культурной изоляции необходимо было совершить прорыв к незамерзающим
морям, что требовало мобилизации всех материальных и человеческих ресурсов
страны.
Духовный кризис общества, вызванный обмирщением сознания и усиленный
расколом церкви, порождал потребность качественных преобразований в сфере
культуры, призванных, с одной стороны, вернуть Россию в лоно европейской
цивилизации, а с другой - укрепить власть новой рационалистической идеологией,
идущей на смену религиозному обоснованию ее всемогущества.
Сама возможность преобразований создавалась в результате изменений,
происходивших в стране в течение ХVII в. В экономической сфере - это развитие
ремесел, появление первых мануфактур, развитие внешней торговли и политика
протекционизма. В социальной сфере отчетливо наблюдались сближение
поместного и вотчинного землевладения, отмена местничества, увеличение числа
служилых людей, происходящее за счет укрепления системы крепостничества.
В развитие политической системы явственно проявились черты абсолютистской
монархии. Внешняя политика характеризовалась присоединением Левобережной
Украины и преодолением дипломатической изоляции (вхождение России в
Священную лигу). В культуре начался процесс обмирщения, своеобразный первый
опыт преобразований, притом в самой консервативной области жизни-
религиозно-церковной. Произошли изменения в быту части верхов общества,
связанные с его европеизацией.
Одним из условий начала реформ стала сама личность царя-преобразователя,
сложившаяся в исторических условиях конца ХVII в. Петр I осознал необходимость
изменений и вложил всю силу своего недюжинного ума и железной воли в
обновление страны.
Личность петра
Петр и его окружение были жили в с. Преображенском под
Москвой. Предоставленный самому себе, мальчик тянулся к знаниям, живо
увлекался ремеслами. И хотя эти занятия противоречили представлениям об
образе “православного царя”, они помогли Петру воспринимать мир таким, как он
есть. Отсюда, вероятно, проистекали его рационализм и прагматизм, умение и
желание осваивать новое. С детства страстью Петра были военные забавы, в
которых принимали участие дети служилых людей и простолюдинов. Именно из них
формировались “потешные полки” - Преображенский и Семеновский, - ставшие
затем основой русской регулярной армии и первыми гвардейскими полками.
На годы отрочества пришлось и первое знакомство Петра с иностранцами и
европейской культурой. Посещая Немецкую слободу на р. Яузе, он встретил
своеобразный слепок западной цивилизации и узнал совершенно иной тип
межчеловеческих отношений, иной тип культуры и быта. Тогда же у Петра
пробудилась любовь к морю и мореплаванию.[1]
Непосредственная государственная деятельность самого Петра началась с
организации в 1695 г. первого Азовского похода. Мощную турецкую крепость
взять не удалось из-за отсутствия флота, способного ее блокировать с моря.
Петр, осознав причины неудач, начал энергичную подготовку ко второму походу и,
благодаря действиям построенных на верфях Воронежа галер, сумел в 1696 г.
взять Азов.
Для развития успеха и осуществления прорыва в Черное море Петр принял
решение о создании мощного флота. Кроме того, он организовал в 1697 г.
“Великое посольство” в Европу. Целями посольства являлись укрепление и
расширение антитурецкого союза; приглашение на русскую службу специалистов,
закупка и заказ вооружения; личное ознакомление Петра с политической
обстановкой, экономическими и культурными достижениями стран Западной
Европы.
2.Основные направления и содержание петровских реформ:
Реформы органов власти и управления.
Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после окончания Северной войны получил титул императора. В 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти - Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями.
Взамен устаревшей системы приказов было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение. Кроме коллегий было создано известное число контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены.
В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения.
Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и служебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых нередко противоречили друг другу.
Губернии в 1719 г. были разделены на провинции. Во главе провинции стоял воевода с провинциальной канцелярией при нем. Провинции в свою очередь делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. После введения подушной подати были созданы полковые дискриты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления.
Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширила объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство.
Военная реформа
В этот период происходит коренная реорганизация вооруженных сил. В России создается мощная регулярная армия и в связи с этим ликвидируется поместное дворянское ополчение и стрелецкое войско. Основу армии стали составлять регулярные пехотные и кавалерийские полки
Развитие металлургии способствовало значительному росту производства артиллерийских орудий, устаревшая разнокалиберная артиллерия заменялась орудиями новых образцов.
В начале XVIII в. впервые в истории России на Дону и на Балтике был создан военно-морской флот, что по значению не уступало созданию регулярной армии. Строительство флота осуществлялось невиданно быстрыми темпами на уровне лучших образцов военного кораблестроения того времени.
Создание регулярных армии и флота потребовало новых принципов их комплектования. В основу была положена рекрутская система, обладавшая несомненными преимуществами перед другими имевшими в то время формами комплектования. Дворянство освобождалось от рекрутской повинности, но для нее обязательна была военная или гражданская служба. [2]
Социально-экономические преобразования.
В хозяйственный оборот вводились новые земли южных уездов- Поволжья,
Сибири. Благодаря вмешательству государства расширились посевы технических
культур (льна, пеньки, конопли, табака), насаждались новые породы
овец-мериносов (для производства качественного сукна), развивалось
коневодство (для нужд кавалерии).
Промышленность в первой четверти ХVIII в. пережила наиболее существенные
сдвиги в связи с военными потребностями России и активной политикой
государства, сумевшего мобилизовать природные и человеческие ресурсы
страны.
Во внутренней торговле ведущую роль в торговых оптовых операциях продолжали
играть ярмарки (Макарьевская, Свенская, Ирбитская).
Возросло значение внешней торговли. Силовыми методами царь начал
переводить торговлю из Архангельска (его оборот упал в 12 раз) на Балтийское
море, что вызвало разорение многих купеческих фамилий.
Петровские преобразования ускорили развитиет мануфактуры. Для руководства мануфактурами были созданы гос. органы – мануфактур-коллегия и берг-коллегия, которые занимались регулированием.
Значительный размах приобрело строительство казённых мануфактур, около половины мануфактур петровского периода были построены государством, также при государственном сотрудничестве строились и частные мануфактуры.
- 1667г. – Новоторговый устав: полностью запретил иностранным купцам розничную торговлю в России, а оптовая торговля разрешалась только в определённых местах.
В 1724 г. в России был введен таможенный протекционистский тариф,
призванный оградить русскую промышленность от иностранной конкуренции и
содействовать установлению активного торгового баланса. На экспорт вводились
низкие пошлины, чтобы стимулировать продажу русских товаров на внешних
рынках.
Протекционистский характер внешнеторговой политики правительства Петра I
обеспечил активный торговый баланс России - вывоз товаров в 1726 г. превышал
ввоз в 2 раза.