Экономические основы социальной работы 3 глава




4. Приведите понятие, элементы и основные принципы формирования налогов

5. Раскройте функции налогов.

6. Что представляет собой «кривая Лаффера»?

7. Что является основой финансирования социальной работы?

8. Перечислите источники финансирования социальной работы.

9. Какие способы финансирования социальной работы вам известны?

10. Опишите основные функции внебюджетных социальных фондов.

11. Перечислите полномочия органов власти различных уровней в вопросах финансирования
социальной работы.

12. Приведите понятие трансфертов и ориентир при их формировании.

13. Что собой представляет финансирование и ресурсное обеспечение социальной защиты?

14. Назовите недостатки финансирования системы социальной защиты.


Модуль 2. Основы экономики здравоохранения и образования

Глава 2.1. Основы экономики здравоохранения 2.1.1. Экономика здравоохранения в системе охраны здоровья населения

Период экономических реформ ознаменовался массовыми процессами ухудшения здоровья населения. Продолжительность жизни в России мужчин составляет 60,4 лет, женщин 72,9 года. Показатели смертности превышают показатели рождаемости. Высоки естественная убыль населения, показатель младенческой смертности. Ухудшились показатели по многим видам заболеваемости.

Считается, что ухудшение здоровья населения вызвано двумя группами факторов. Первая группа факторов, объективных, связана с проведением реформ:

1. распад системы всеобщего бесплатного здравоохранения и перенос основной
ответственности за состояние здоровья с государственных структур на самих граждан;

2. наступление бедности, повлекшее за собой ухудшение питания, снижение социально-
гигиенических условий жизни.

Реформа здравоохранения повлияла на адаптационное поведение населения. Для некоторой части значимость здоровья повысилась, так как появилась возможность осуществлять большие расходы на поддержание здоровья, правильное и качественное питание, занятие спортом, полноценный отдых. Для другой же, не имеющей материальных и психологических ресурсов, характерно деградационное поведение, в том числе, и по отношению к здоровью.

Вторая группа факторов - субъективные. К ним относятся вредные для организма привычки. Хотя достаточно трудно определить, где кончаются объективные условия и начинаются субъективные. Например, занятие спортом является параметром здорового образа жизни. Однако в настоящее время заниматься спортом не все могут себе позволить из-за введения платности услуг, значит, это следует считать скорее объективным, чем субъективным фактором. Еще один важный фактор - работа на производстве, связанном с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда.

Охрана здоровья индивида и всего населения является частью культуры общества и его характеристика.

В новых экономических условиях здоровье граждан рассматривают как социальную и экономическую категорию. Существует непосредственная взаимосвязь состояния здоровья населения с эффективностью труда и ростом затрат на его охрану и поддержание. В связи с этим особую актуальность приобретают следующие проблемы:

1. определение цены охраны здоровья населения в современном обществе;

2. расчет потенциала здоровья как важнейшей составляющей национального богатства и
фактора экономического роста;

3. оценка ресурсного потенциала здравоохранения и новых источников его формирования;

4. определение эффективности функционирования здравоохранения в новых условиях.

Экономика здравоохранения это отраслевая экономическая наука, изучающая действие экономических законов в конкретных условиях производства и потребления медицинских услуг, а также условия и факторы, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение потребностей общества в медицинском обслуживании и охране здоровья населения при определенном уровне ресурсов.

Объект экономики здравоохранения составляют финансирование, организация, управление, планирование, экономический анализ, ценообразование, вопросы маркетинга.

Развитие здравоохранения связано с разработкой:

1. новой структуры управления здравоохранения;

2. комплекса нормативов по оказанию медицинской помощи каждому гражданину,
обеспечивающего гарантированный объем медицинских услуг;

3. повышение качества медицинских услуг;


4. установление пределов распространения платности, принципов ценообразования;

5. финансирование здравоохранения по целевому принципу.

Возрастание потребности населения в различных видах медицинской помощи является основной причиной роста расходов на здравоохранение. В определенной степени это обусловлено увеличением численности населения, тенденциями в демографическом развитии, связанными со старением населения, а также с изменением характера заболеваемости населения.

В большинстве развитых стран в качестве основного направления приняты положения Всемирной организации здравоохранения «Здоровье для всех». В этой программе подчеркнуто равноправие всех граждан и групп населения в отношении доступности и качества медицинской помощи, содействие оздоровлению, профилактика заболеваний и др.

Важное место в комплексе проводимых социально-экономических реформ занимает развитие медицинского страхования. Необходимо отметить, что переход на страховую медицину являлся объективной необходимостью. Предполагалось, что медицинское страхование даст отрасли ряд дополнительных преимуществ:

• произойдет расширение финансовых возможностей учреждений здравоохранения;

• управление деятельностью будет децентрализованным;

• хозяйственная самостоятельность объектов расширится.

Серьезная реорганизация сложившейся, полуразрушенной системы не сразу даст положительные результаты. По крайней мере, реформа пока не привела к качественным изменениям в состоянии здоровья населения.

Здравоохранение потребляет часть валового внутреннего продукта (ВВП). В то же время для производства материальных благ здоровье тоже потребляется. Поэтому показатель продолжительности жизни может стать одним из основных показателей эффективности общественного производства.

Охрана и укрепление здоровья населения представляют собой многогранную систему государственных, общественных, социально-экономических и медицинских мероприятий. Современное состояние здравоохранения России характеризуется недостаточным ресурсным и финансовым обеспечение, низкой эффективностью деятельности, неадекватным качеством медицинской помощи. Поэтому перед здравоохранением продолжает оставаться задача по продолжению проведения комплексной реформы, в основе которой лежит развитие медицинского страхования

На сегодняшний день в отрасли остаются три главные проблемы: дисбаланс между размерами государственного финансирования здравоохранения и гарантиями предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи; несогласованность действий и противоречия во взаимоотношениях субъектов государственного управления и переходом к системе обязательного медицинского страхования (ОМС); отсутствие конкурентного поведения страховых организаций и медицинских учреждений.

Для решения первой проблемы имеется два пути. Первый путь предусматривает пересмотреть обязательства государства по предоставлению бесплатных услуг населению. То есть сократить перечень видов бесплатной медицинской помощи. Данный путь является рискованным, так как треть населения не в состоянии оплачивать большую часть медицинских услуг. Второй путь предлагает добиться перераспределения общественных ресурсов в пользу здравоохранения и обеспечить более эффективное использование имеющегося ресурсного потенциала. Можно утверждать, что выбранный для устранения дисбаланса второй путь, неэффективен.

В настоящее время недостаточно изучена взаимосвязь таких категорий как потенциал здоровья - экономический рост - эффективность здравоохранения. Поэтому остаются актуальными исследования в области оценки социальной значимости здоровья, степени участия здравоохранения в происходящих в стране социально-экономических преобразованиях.


Кризисное состояние здравоохранения связано помимо прямого недостатка денежных средств, с несовершенством системы финансирования отрасли, превалированием остаточного принципа. Это неизбежно влечет за собой снижение ответственности медицинских учреждений, работников за качество оказанных услуг и эффективности лечения. Как это ни парадоксально, одной из серьезных проблем является отсутствие заинтересованности людей в сохранении собственного здоровья. Понятно, что в условиях перехода к рыночным отношениям поведение людей в первую очередь будет определяться их экономическими интересами. Экономически заинтересовать человека в сохранении своего здоровья можно лишь в том случае, если потенциальный пациент будет знать: лечат его на его же собственные деньги.

2.1.2. Организация и управление здравоохранением

Здоровье населения является критерием качества народонаселения. Здоровье населения и экономика тесно связаны друг с другом. Уровень экономического развития, благосостояния отражаются на состоянии здоровья населения. Здоровье населения определяет способность к воспроизводству трудового потенциала, трудовых ресурсов. Такие же факторы здоровья, как старение населения, распространение заболеваний, наступлений инвалидности, наносят ущерб производительным силам общества, сказываются на экономическом развитии страны.

Проблему развития здравоохранения можно подразделить на несколько блоков. Первый из них определяет выбор стратегии развития здравоохранения с учетом особенностей. Оказание медико-социальных услуг требует личного контакта производителя и потребителя. В здравоохранении неоднозначно прослеживается связь между затратами труда и его количественными результатами - состоянием здоровья членов общества. Ценообразование на услуги требует учета механизма сочетания принципов экономической эффективности и социальной справедливости. Социальная справедливость понимается как доступность медико-социальных услуг всем слоям населения. В зависимости от того, отдается ли предпочтение экономической эффективности или социальной справедливости, определяется действующая модель хозяйствования и финансирования здравоохранения.

В первой модели основным инструментом удовлетворения потребности в медицинской помощи является рынок услуг. Потребности малообеспеченных слоев общества, пенсионеров, безработных обеспечивает государство за счет развития программ здравоохранения.

Во второй модели поставщиком и покупателем медицинских услуг выступает государство, которое гарантирует удовлетворение массовых потребностей в ней. Рынку отводится незначительная роль в предоставлении лечебно-профилактической помощи под контролем государства. Основным источником финансирования здравоохранения является государственный бюджет. Третья модель финансирования здравоохранения опирается на сочетание возможностей рынка и государственного регулирования с использованием социальной защиты граждан и общественной солидарности в рамках обязательного медицинского страхования. При этом государство играет роль гаранта в удовлетворении общественно необходимых потребностей граждан в медицинской помощи вне зависимости от уровня доходов. Роль рынка проявляется в удовлетворении потребностей сверх гарантированного уровня.

Второй блок проблем отражает процессы формирования нового механизма функционирования отрасли. Развивающиеся формы собственности в здравоохранении и новые экономические отношения составляют специфический объект научных исследований.

Становление экономики здравоохранения как самостоятельного научного направления есть объективная потребность сегодняшнего дня.

Здравоохранение как объект управления представляет структуру с тремя уровнями организации медицинского обслуживания: федеральный, региональный, муниципальный.


Основными функциями государственных органов управления здравоохранением (Министерство здравоохранения РФ) являются:

1. анализ, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения;

2. формирование национальной стратегии и организация предоставления различных видов
помощи населению (стационарная, амбулаторно-поликлиническая, профилактическая,
оздоровительно-реабилитационная);

3. разработка и внедрение стандартов, правил, норм и нормативов;

4. государственный санитарный надзор;

5. проведение единой государственной политики в области подготовки кадров;

6. контроль соблюдения стандартов качества медицинских услуг.

Региональный уровень представлен крупными медицинскими комплексами и специализированными центрами, лечебно-профилактическими учреждениями различных организационно-правовых форм. Оценивают региональный уровень здравоохранения комплексом показателей: смертностью населения, динамикой уровня заболеваемости, числом инвалидов детства и первичным выходом на инвалидность, уровнем и тенденцией временной нетрудоспособности по отдельным отраслям.

Развитие учреждений здравоохранения на муниципальном уровне характеризуют показатели состояния материально-технической базы отрасли, уровня обеспеченности кадрами и профессионального уровня кадрового потенциала, качества оказания медицинской помощи, доступности первичной, и всех видов существующей медицинской помощи, степени отклонения фактических параметров медицинских технологий от заданных (оптимальных) значений. На муниципальном уровне могут реализовываться программы по охране здоровья населения. Посредством разгосударствления больницы, поликлиники, аптеки стали юридическими лицами, т.е. самостоятельными хозяйственными субъектами и приобрели новую организационно-правовую форму - статус муниципальных учреждений. При разработке учредительных документов муниципальные учреждения здравоохранения в уставе предусматривают не только медицинскую, но и другие виды деятельности, не запрещенные законом.

Большая часть учреждений должна оставаться в государственной (федеральной или муниципальной) собственности. В первую очередь это касается региональной сети учреждений. Распространяется это положение на учреждения скорой помощи, крупные краевые больницы, диагностические центры. Запрещена приватизация учреждений санитарно-эпидемиологической службы, организаций и учреждений социальной защиты населения, госпиталей для инвалидов, детей и престарелых, проводящих профилактику и лечение психических, психоневрологических, инфекционных, наркологических и других заболеваний.

Эффективность управления учреждениями здравоохранения определяется с помощью факторного анализа, а также метода экспертных оценок. Для этого определяется зависимость общей заболеваемости (смертности) от объема и качества лечебно-профилактической работы.

2.1.3. Финансирование здравоохранения

Переход объектов здравоохранения на рыночные условия работы сопровождался развитием новых организационно-правовых форм, которые определились типом финансовых взаимоотношений этих объектов и государства.

Такими формами (или структурами) являются:

• учреждения, финансируемые из бюджета;

• учреждения, финансируемые из бюджета, но использующие в своей деятельности
элементы хозяйственного расчета;

• кооперативные и хозрасчетные учреждения, работающие в условиях
самофинансирования;


• учреждения, функционирующие на принципах страховой медицины;

• институт индивидуальной трудовой деятельности (частнопрактикующие врачи).
Каждая из перечисленных форм характеризуется своим типом экономических

отношений. Причем, в процессе перехода от бюджетного финансирования к частной практике каждая из указанных выше структур способна сочетать в себе экономические отношения других предшествующих ей форм. Внутри каждой структуры можно выделить преимущественный тип экономических отношений, который в наибольшей мере в ней развит.

В настоящее время сформировались три организационно-правовые формы:

1. бюджетная;

2. страховая;

3. коммерческая.

Большинство учреждений здравоохранения применяет смешанную, бюджетно-страховую форму финансирования.

Организация страховой медицины в России основана на опыте многих развитых стран. Анализируя зарубежный опыт, можно отметить, что в странах с рыночной экономикой сложилось два типа систем финансирования здравоохранения:

• американская, основанная на самообеспечении населения в случае болезни;

• западноевропейская, которая основана в значительной степени на общественных
фондах страхования.

Для нашей страны на современном этапе развития приемлема вторая система. Преимущества страховой медицины заключаются в следующем:

1. система государственных финансов получает дополнительные возможности привлечения
средств;

2. целевые страховые фонды формируются на децентрализованной основе, местные власти
вправе самостоятельно определять условия финансирования и размеры льгот;

3. возможно проведение единой национальной политики охраны здоровья, целевые
программы;

4. предприятия принимают прямое, а не косвенное участие в формировании страховых
фондов.

В соответствии с законодательством РФ финансовые ресурсы здравоохранения должны быть сконцентрированы в федеральных, региональных фондах здравоохранения и фондах медицинского страхования. В свою очередь, фонды здравоохранения находятся в ведении государственных органов, а также местной администрации. Ключевую роль в механизме финансирования отрасли в условиях бюджетно-страховой медицины, а также формирования фондов медицинского страхования, играют страховые платежи. Размер страхового тарифа и связанного с ним страхового платежа является одним из основных вопросов медицинского страхования, так как от него зависит объем финансовых ресурсов и круг задач, которые можно будет решать в дальнейшем. При построении тарифа должны быть учтены интересы производителей медицинских услуг, страховых организаций, страхователей, территориальных органов управления здравоохранением и застрахованных граждан.

Согласно законодательству, страховой тариф взносов на обязательное медицинское страхование работников предприятий независимо от форм собственности установлен в размере 3,6% по отношению к начисленной оплате труда. Данный уровень обязательных отчислений является минимально необходимым для финансирования федеральной базовой программы оказания медицинских услуг. Местные органы власти могут принять свои программы, более широкие и качественные, но это потребует установления местного, более высокого тарифа.

В соответствии с Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» к источникам финансовых ресурсов системы здравоохранения при бюджетно-страховой форме финансирования относятся:


• средства федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных
бюджетов;

• средства предприятий, организаций, учреждений и других хозяйствующих
субъектов;

• личные средства граждан;

• безвозмездные благотворительные взносы и пожертвования;

• кредиты банков;

• иные источники, не запрещенные законом.

Все, что перечислено, относится к внешним источникам финансирования здравоохранения. Однако сегодня учреждения здравоохранения заняты поиском и внутренних финансовых источников. К ним относятся:

• доход, полученный от платной медицинской деятельности;

• экономия финансовых ресурсов;

• арендная плата;

• продажа методов лечения, обучающих программ и т.п.;

• накопленные резервные средства.

Все это формирует механизм смешанного бюджетно-страхового финансирования медицинской помощи населению.

Финансовые средства государственной и муниципальной систем здравоохранения предназначены для реализации государственной политики в области охраны здоровья населения для:

• субсидирования конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания
медицинской помощи населению по обязательному медицинскому страхованию;

• финансирования целевых программ, утвержденных органами исполнительной
власти, связанных в первую очередь с охраной материнства и детства,
профилактикой и лечением социально значимых (туберкулез, психические,
венерические болезни) и социально-опасных (инфекционные болезни, СПИД)
заболеваний;

• финансирования программ по обеспечению профессиональной подготовки кадров;

• финансирования научных исследований в области медицины и здравоохранения;

• оплаты особо дорогих видов медицинской помощи;

• развития материально-технической базы учреждений здравоохранения.
Финансовые средства могут поступать в лечебно-профилактические учреждения

(ЛПУ) через страховые медицинские организации либо территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ОМС). Так, оплата за медицинскую помощь в объеме территориальной программы поступает напрямую из территориального фонда или через страховую медицинскую организацию. Кроме того, фактически все учреждения финансируются из бюджетов здравоохранения всех уровней по определенным статьям расходов (коммунальные, хозяйственные расходы, капитальное строительство и др.).

В настоящее время на территории России для обеспечения населения гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи действуют три типа организации финансовых потоков в системе ОМС.

Первая модель охватывает территории, где работает законодательно установленная схема финансирования ЛПУ, то есть более 90% средств поступает из страховой медицинской организации.

Вторая модель реализуется в тех субъектах РФ, где средства, в основном (более 90%), поступает в ЛПУ непосредственно из территориального фонда или его филиалов. На этих территориях страховые медицинские организации либо полностью отсутствуют, либо маломощны. Поэтому учреждения получают средства от местного фонда здравоохранения только на ведение дела по страхованию граждан, а оплата медицинских слуг ЛПУ осуществляется полностью территориальным фондом ОМС.


Третья (смешанная) модель представляет собой сочетание первой и второй моделей. В качестве страховщиков выступают как страховые медицинские организации, так и филиалы территориальных фондов. Причем за критерий отнесения к данной модели взята примерно равная доля финансовых поступлений средств ОМС в ЛПУ из страховых компаний и территориальных фондов.

Однако существует ряд территорий, в которых не работает ни одна из перечисленных моделей. Финансирование медицинских услуг жителям этих районов осуществляется по определенной схеме: территориальные фонды собирают взносы на ОМС и по указанию органов управления здравоохранением направляют их на финансирование. В этом случае органы управления не подотчетны фондам, поэтому проследить, как расходуются средства, сложно.

Сравнительный анализ финансовых моделей позволяет выявить ряд особенностей. В организации работы по страхованию населения и полноте обеспечения населения полисами несомненные преимущества имеет первая модель. Значительно хуже показатели по второй модели, что свидетельствует об имеющихся трудностях в совмещении функций территориальных фондов ОМС по сбору, аккумулированию денежных средств, финансированию медицинской помощи и работе с населением. В части доведения финансовых средств до ЛПУ на неработающее население более привлекательно выглядит вторая и третья модели. Показатели средств, поступивших из разных источников финансирования ЛПУ, ниже по третьей модели и практически равны по первой и второй. Анализ целей перечисления средств по оплате медицинских услуг и оказанию финансовой помощи показывает, что наименьший уровень поступления средств на оплату медицинских услуг отмечается по третьей модели. По первой и второй моделям эти показатели практически равны.

Таким образом, принцип следования финансовых средств «за пациентом» в большей мере реализуется в субъектах РФ, в которых действуют первая и вторая финансовые модели.

2.1.4. Стандартизация качества медицинских услуг

Как известно, здравоохранение относится к сфере услуг. Характер услуг, оказываемых в учреждениях здравоохранения, весьма разнообразен. С точки зрения потребителя медицинская услуга - это определенный набор медицинских мероприятий (профилактических, диагностических, лечебных, реабилитационных), проводимых в отношении одного пациента по единичному (или нозологическому) поводу его контакта с медицинскими учреждениями.

В стационаре медицинская услуга предоставляется в случае госпитализации. В поликлинике - в случае амбулаторно-поликлинической помощи (профосмотр, диспансерное наблюдение, иммунизация, лечебно-диагностическая и др.).

Медицинская услуга является продуктом общественного труда, тождественного по своей экономической природе материальным благам. Медицинский труд, в свою очередь, это целесообразная деятельность людей, направленная на человека или на социальные условия, в которых он существует. Медицинские услуги чаще всего воплощают свой результат непосредственно в самом человеке, поэтому они относятся к категории личных услуг и имеют некоторые экономические особенности.

Первая особенность медицинских услуг заключается в том, что результат профессиональной деятельности медицинских работников воплощен в самом человеке. Это обусловливает значительную индивидуальность и нестандартность врачебного подхода к пациенту, требует учитывать индивидуальные особенности организма, развития и течения патологии и т.д. Предоставление медицинской услуги требует личного контакта производителя (медицинского работника) и потребителя медицинской услуги, т.е. пациента. Индивидуальность оказания услуг, творческий характер обусловливает то, что необходимый


результат (эффект) может быть, достигнут лишь действиями достаточно ограниченного круга специалистов или даже одного человека.

В условиях потребления медицинских услуг имеется особенность, которая определяется количеством информации, которой обладает медицинский работник и пациент. Поэтому пациент должен доверять профессиональной квалификации врача.

Особенностью медицинских услуг является также то, что потребность в медико-социальной помощи носит характер обязательной потребности. И поэтому медицинская услуга ничем не может быть заменена.

Следующая особенность медицинской услуги заключается в том, что не всегда прослеживается четкая связь между затратами труда медицинских работников и его конечными результатами. Таким образом, медицинская услуга включает мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих законченное значение и определенную стоимость. В то же время затраты ресурсов не всегда могут быть определены заранее.

Для определения зависимости общей заболеваемости или смертности населения необходимо анализировать не только объем, но и качество лечебно-профилактической деятельности.

Специалисты Всемирной организации здравоохранения выделяют следующие основные компоненты качества медицинской помощи:

1. адекватность;

2. экономичность;

3. научно-технический уровень.

Главная потребность заболевшего сводится к получению медицинской помощи, которая улучшила бы или существенно облегчила его состояние. Адекватность медицинской помощи может быть оценена конечными результатами, достигнутыми вследствие применения клинико-диагностических процедур. Экономическая эффективность медицинских услуг определяется рядом показателей, например, соотношением между затратами и достигнутыми результатами. Важным компонентом качества медицинской услуги выступает уровень применяемых методов диагностики, лечения и профилактика болезней.

Для проведения контроля качества медицинских услуг используют стандарты качества. В региональных органах управления здравоохранением сформированы лицензионно-аккредитационные комиссии, расчетно-экспертные группы, отраслевые территориальные фонды. Лицензионно-аккредитационные комиссии проводят лицензирование и аккредитацию объектов здравоохранения.

На первом этапе осуществляется лицензирование. Комиссия, прежде всего, лицензирует деятельность ЛПУ. К лицензии прилагают списочный состав специалистов и перечень оказываемых услуг. На основе полученной лицензии ЛПУ работает по договорам с предприятиями и страховыми медицинскими компаниями.

Второй этап - подготовка аккредитации: опрашивают специалистов по каждой медицинской специальности и должности; относят ЛПУ к соответствующей категории. Комиссия выдает сертификаты тем медицинским работникам, которые выражают готовность работать в системе медицинского страхования, и успешно сдали экзамены. Лицензирование распространяется и на лица, занимающиеся индивидуально-трудовой, коллективной деятельностью, на клиники, научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, а также и на ведомственные учреждения.

Лицензированием должен быть обеспечен единый уровень предоставления лечебно-профилактической помощи гражданам независимо от типа и организационно-правовой формы медицинского учреждения, в котором эту помощь оказывают.

Обычно лицензию выдают на срок до 5 лет. Для коммерческих структур - на 3 года.


Та часть ЛПУ, которая не соответствует требованиям, предъявляемым при лицензировании, перепрофилируется (реорганизуется) в рентабельные хозрасчетные либо коммерческие структуры.

Комиссия по лицензированию вправе ограничивать, приостанавливать и аннулировать действие лицензии в случае нарушения ЛПУ законодательства РФ или отраслевых нормативов и правил оказания медицинской помощи. Лицензионная палата продолжает контролировать лечебно-диагностический процесс в учреждении здравоохранения, и после выдачи лицензии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: