Не запирайте вашу дверь, 5 глава




 

…Гармония рукотворна и хрупка – возникает последней, а исчезает первой. Вместе с ней исчезает красота. Без гармонии нет красоты…

 

…Красота относительна и субъективна – зависима от степени её восприятия, сложившихся правил и обретённых привычек…

 

…Занятия искусством не блажь, а потребность. Искусство не роскошь, а жизненная необходимость…

 

…Подъём страны невозможен без срочного активного использования интеллектуально-нравственного ресурса общества – духовности народа. Воспроизводству и развитию духовности служит искусство, обозначая идеи, возвышающие людей над обыденностью и прагматизмом, провозглашая идеалы служения истине, добру, справедливости. Развивая эмоции и чувства, искусство углубляет и возвышает личность, пробуждает совесть, честь и гордость, активизируя внутреннюю психологическую деятельность, очищает и восстанавливает духовно-нравственный уровень общества…

 

…Самое мучительное для творца – не иметь возможности творить…

 

…Самое трудное для художника – понять и осознать степень своей одарённости или бездарности…

 

…В детстве я любил болеть: можно было не ходить в детский сад, потом в школу – и рисовать, рисовать сколько хочется. И сейчас люблю болеть: можно не идти на заседания, собрания, совещания – и рисовать!..

 

…Сразу живи в полную силу – второй попытки не будет…

 

…Надейся, но не обольщайся. Сомневайся, но не отчаивайся…

 

…Интеллигентность не зависит от образования…

 

…Если человек не испытывает постоянной потребности рисовать, он не художник…

 

…Живи не назад, а вперёд. Помня о прошлом, думай о будущем…

 

…Любые заметные явления в искусстве сами по себе не возникают. Они создаются увлечённостью, целеустремлённостью и колоссальным напряжением…

 

…Успех в творческой работе по заказу возможен лишь в том случае, если профессиональному таланту художника соответствует человеческий талант и эстетическая развитость заказчика, если между художником и заказчиком существует взаимопонимание, уважение и доверие…

 

…Сложно – быть искусствоведом! Потому их так мало настоящих – умных, понимающих, способных объяснить. Известно ведь, что изобразительное искусство начинается там, где кончается сила слов. И воздействие цвета, тона, ритма, пластики на человеческую психику чрезвычайно трудно определяется словесными категориями. А ведь как-то надо объяснять и зрителям, и художникам, что уважения, а тем более восхищения, достойно вовсе не тупое пассивное копирование существующей реальности, а нечто совершенно иное!..

 

…Главная задача искусства – сквозь любую горечь и беспросветность дарить людям радость и надежду. Формировать духовность человека, способность воспринимать красоту мира – вот задача художника…

 

…Многие человеческие существа являются таковыми лишь биологически. У многих мораль и нравственность находятся на уровне доисторических инстинктов первобытных предков. Для них древняя деревянная церковь – дрова, а добродетель – просто незнакомое слово...

 

…Нет будущего у страны, в которой честность равносильна глупости…

 

…Понимание закономерной соразмерности – высшая категория развития человеческого разума. Не нужно смеяться, как над наивностью, над утверждением, что красота спасёт мир. Просто красоту следует понимать, как гармонию. Именно достижение гармонии во всех жизненных взаимоотношениях (половых, классовых, сословных, национальных, идеологических, религиозных, возрастных… между телом и духом, теплом и холодом, тьмой и светом, наводнениями и засухой, человечеством и природой, каждого человека с Богом и с самим собой) способно спасти мир. Иного способа – нет…

 

…По уровню некомпетентности в вопросах искусства, нынешние хозяева жизни значительно превосходят своих предшественников…

 

…Юношеский романтизм постепенно перерождается в старческий маразм…

 

…У одних художников талант к творчеству, у других – к торговле…

 

…Торговцы всегда богаче производителей…

 

…Труднее всех в жизни – созидателям…

 

…Не всё истинное справедливо…

 

…Не важно, кто первым придумал, важно, кто первым сделал. Ещё важнее, кто первым зарегестрировал…

 

…Понятно, естественно, справедливо и закономерно, когда отсутствие таланта, лень и духовная пустота влекут за собой материальную нищету. Но в наших условиях чаще процветают бездарные, бессердечные и пустоголовые…

 

…Странная и обидная закономерность – наименее востребованными оказываются как раз наиболее умные, интересные, самобытные в теме и в творческой манере, узнаваемые, взволнованно-неуспокоенные, талантливые художники…

 

…Подавляющее большинство наших художников униженно клепает примитивные, легко продаваемые картинки. И при том, что даже эти, сделанные отрыжкой настоящей творческой силы произведения являются уникальными авторскими слепками разума, души и времени, они покупаются фантастически дёшево. А то, что создаётся в полную творческую силу, остаётся вовсе невостребованным!

Но страшнее всего, что никому не нужное наше творчество и после ухода художника из жизни не приносит его многострадальной семье ничего, кроме хлопот и тесноты…

 

…Гармония – консенсус во взаимоотношениях, согласованность и точное соответствие друг другу всех частей целого. Гармония рождает красоту, красота всегда гармонична, красота не мыслима без гармонии. Но гармония не всегда красива…

 

…Все люди, помимо своей воли, связаны с окружающим миром и друг с другом тысячами незримых нитей взаимозависимости…

 

…Так нередко бывает – человек здоров и полон сил, а художник в нём уже умер…

 

…Всегда и везде художник отличается от современников тем, что зорче видит, острее чувствует, глубже переживает…

 

…Если искусство искренне и честно, оно даёт вдумчивому, умному, понимающему зрителю пищу для размышления и выводов. Но конъюнктурное и украшательское искусство тоже не бесполезно, ибо, не отражая фактов, отражает реальное отношение к ним бездарного, бесплодного и беспомощного руководства. Прямое или косвенное, но неизбежно объективное свидетельство времени – удел искусства. Потому и не любят его сильные мира сего…

 

…В споре идеологии и искусства всегда побеждает художник. Но – потом, в итоге, через время. А поначалу обязательно чиновники по художнику потопчутся…

 

…Чувство прекрасного – умение восхищаться, способность видеть необыкновенное и красивое в обыденном и уродливом. Если у человека отсутствует этот дар, его жизнь незавидна…

 

…Людей поражают крайности, потрясает что-то огромное, либо крохотное. А восхищения достойно самое обычное, потому что именно оно – самое важное и необходимое…

 

…Настроение гадостное, донимают горестные размышления – будущее мрачно. Но встаю за мольберт, и всё отступает. Начинаю работать, и распахивается любимая бескрайняя даль – долгожданная, влекущая удовольствием преодоления и радостью открытий. Не знаю, что для других, а для меня занятия искусством – спасение, защита от жизни. Сама жизнь!..

 

…Что у нас есть? Всё! Кроме того, чего нет…

 

…Особенно больно, когда душевную рану наносят близкие и дорогие люди – кого ценишь, на чьё понимание и чуткость надеешься, от чьёго мнения и отношения зависишь, чьё сочувствие важно и необходимо…

 

…Самое страшное – утрата любви. Самое обидное – утрата кумира. Самое грустное – утрата друга. Самое отвратительное – торжество преступности. Самое унизительное – безнаказанность хамства. Самое мерзкое – предательство. Самое трагичное – подлость руководства…

 

…Я счастлив, что имею любимую семью, любимую работу, любимых друзей. Я им верю. Невозможно жить без доверия и уверенности…

 

…Создавая произведение, избегай многословия, строго отбирай выразительность, стремись к лаконизму…

 

…К сожалению, большинство зрителей неспособно оценить профессионально-художественный уровень произведений изобразительного искусства. Их неразвитое восприятие не идёт глубже темы и сюжета…

 

…Изобразительное искусство сложно для понимания. Даже литературу, где главным элементом выразительности является привычное слово, понимает не каждый…

 

…Древние мудрецы учили, что уровень достижения художником намеченной творческой цели прямо зависим от нравственных качеств самого творца, от его духовного состояния. Смятенность чувств, неуверенность в будущем, душевная напряжённость и угнетённость, насилие над собой в процессе работы заведомо ведут к творческому поражению…

 

…Нет в искусстве ничего более постоянного, чем сожаление художника об упущенном, не использованном для работы времени…

 

…Не приближайся к власти – испачкает…

 

…Без регулярного создания произведений, выдерживающих творческую конкуренцию и экспонирующихся на значительных выставках, позиционирование себя в качестве художника сродни мастурбации…

 

…Если действительно хочешь чего-то добиться в искусстве, нужно уметь сделать иногда, а может быть и часто, что-то свыше своих обыденных возможностей…

…Великий китайский поэт Го Си когда-то написал: «Весенние горы окутаны цепью облаков и дымкой, а люди полны радости; летние горы украшены пышной тенью деревьев, а люди полны безмятежности; осенние горы ясны и холодны, падают листья, а люди полны торжественности; зимние горы тёмны и грозны, скрываются во мраке, а люди полны покоя». Неужели и нынче кто-то имеет счастливую возможность так же ощущать жизнь?..

Я во все времена года испытываю нервозность, раздражение, озабоченность, беспокойство, тревогу и неуверенность. И постоянное напряжение от внутреннего противоречия между тем, к чему стремлюсь, и что получается… между тем, что есть, и о чём мечтаю...

 

…Искусство рождается не от молний критических выступлений, и не от грохота восторженных рукоплесканий, и даже не от призывных речей с высоких трибун.

В творческом росте художнику помогает чуткая сосредоточенность на напряжённой тишине в собственной душе. Но трудно расслышать её в грохоте, врывающемся снаружи, болезненно отдающемся внутри!..

 

…Горный спорт и искусство не детский садик и не футбол, где можно, утомившись, упасть на травку и валяться, изображая боль, взывая к состраданию судьи или воспитательницы. В горах и в искусстве усталость преодолевается работой...

 

…В искусстве не нужно рассчитывать на быстрый победный результат, бессмысленно стремиться к немедленному успеху – это нереально, и чревато опасными разочарованиями, потерей веры в себя. А без веры в себя художнику не жить…

 

…Конечно, человек может желать чего угодно и к чему угодно стремиться. Но, наверное, он всё-таки не волен в своих желаниях, стремлениях и действиях. Есть судьба, есть предопределённость. И, значит, я не прав, когда критикую кого-то из коллег за их творческую пассивность, равнодушие к своей избранности и погружённость в быт. Также и меня не следует осуждать за полную беспомощность в бытовых вопросах и постоянную занятость творческой и общественной работой. Это запрограммированная, независимая от меня и обстоятельств конкретная жизненная данность, которую нужно спокойно принимать такой, какая она есть…

 

…Творчество художника резко отличается от творчества литератора, но в большинстве своём, зрители изобразительного искусства этого не понимают – для них первоочередное значение имеет литературный сюжет. Это дикость, которая, к сожалению, даже не осознаётся. Зрительное восприятие произведений изобразительного искусства отсутствует полностью. Истинного изобразительно-художественного содержания произведений зрители не видят и не понимают…

 

…Большинство зрителей, и даже многие художники, не понимают, что изобразительное искусство строится не на литературной метафоре, а на тоновой и колористической драматургии композиционного построения картинной плоскости при пластическом осмыслении сюжетной идеи…

 

…У меня масса достоинств. Но у них множество недостатков...

 

…Живу по принципу «Делай, что должен, и будь, что будет!» Во всяком случае, пытаюсь. Но получается только то, что получается…

 

…Как успеть всё, что интересно? И как суметь быть хорошим для всех – и своих дорогих и любимых, и для своего дела?..

 

…Укрытая в тёмном помещении живопись тускнеет. Она создаётся и существует для взаимообогащего диалога с людьми, заключённая в ней энергия ищет выхода и требует обновления, подзарядки зрительской энергией. Произведение тем содержательнее и совершеннее, чем оно чаще общается со зрителями…

 

…Художник творит для себя, для собственного удовольствия. Истинное искусство рождается радостно – оно плод счастливого увлечения и озарения, а не скучного дисциплинированного исполнения чьёго-то веления. Истинное вдохновенное искусство всегда в радость своему создателю и творческие трудности – желанны.

А искусство, создаваемое по приказу, в муках преодоления своего художнического равнодушия, а то и отвращения к заданной теме, либо к требуемой стилистике её раскрытия, всегда оказывается вымученным, потому ущербным и никогда – вершинным…

 

…Нет профессии более трудной и неблагодарной, чем профессия художника, требующая постоянного напряжения всех сил и чувств, нервов и воли, разума, знаний, интуиции и опыта, затрат личного (семейного!) времени и денег.

Писателем можно стать и на кухне, имея пачку салфеток и шариковую авторучку. Художником, увы – нет. А видел кто-нибудь писателя, который сам набирает, печатает и переплетает свои книги?

Художник – это значит всё сам, медленно и упорно, преодолевая сомнения, неуверенность, разочарование и отчаянье, вопреки окружающему непониманию и недоверию, раздражению и упрёкам.

А при этом месяцы бегут, как часы, и не хватает времени осуществить задуманное, исполнить всё, что хочется, что должен и обязан. Ведь сделать это можешь только ты и никто другой…

 

…Лучше сделать меньше, но лучше. А ещё лучше – сделать очень много очень хорошо…

 

…Есть художники, для которых присутствие на всех мероприятиях – единственная возможность напомнить окружающим о своём существовании и обрести значимость в собственных глазах. Они обязательно выступают на собраниях. Не являясь членами правления Союза художников, не входя в состав выставкома и худсовета, они непременно присутствуют на их заседаниях. Они высказывают нелепые идеи и вносят ненужные предложения. Они навязчивы, стремятся к общению с начальством. Они жаждут славы и наград.

Забавно наблюдать, как профессионально слабые художники стараются свою творческую несостоятельность компенсировать известностью…

 

…Реалистическое искусство обязательно должно содержать в своей основе абстрактность, иначе оно – примитивный натурализм...

 

…Произведения искусства обладают постоянно возрастающей материальной ценностью. Они вызывают уважение. В отличие от вызывающих зависть, созданных механическим путём предметов быта, поначалу роскошных и дорогих, но со временем неизбежно обесценивающихся…

 

…Произведения искусства не стареют, они навсегда уважаемое, постоянно увеличивающееся богатство, обладание которым дарит престиж и наслаждение...

 

…Приобретя уникальное произведение искусства, человек становится обладателем того, чего нет больше ни у кого, нигде в мире...

 

…Кто бы сейчас помнил московского купца Третьякова, если бы он в своё время не уважал и не ценил труд художников, не приобретал их произведения?..

 

…Добро наказуемо: большинство людей щедрость, великодушие и доброе к ним отношение воспринимают как унижение…

 

…Есть среди художников люди, у которых сердце начинает биться возбуждённо в радостном предвкушении, когда кому-то из коллег грозит беда…

 

…Заметнее не те, кто лучше и достойнее, а кто шустрее и наглее. Большую волну поднимают самые мелкие судёнышки…

 

…Есть люди, у которых трезвость – единственное достоинство…

 

…Считается, что о высоте творческих достижений художника можно судить по степени общественного признания созданных им произведений.

Но это не критерий – уровень восприятия изобразительного искусства обществом чрезвычайно низок и не является объективным…

 

…Нужно научиться принимать сомнения как истину, превращая неуверенность в убеждённую устремлённость, а поражение в успех…

 

…Досадно и обидно за людей – тянутся к искусству, но, не понимая в нём ничего, приобретают, в основном, наивные опусы бездарных ремесленников…

 

…Очень трудно, но необходимо не сдаваться, быть упорным в своих творческих устремлениях, ибо, дрогнув однажды, легко попасть в нисходящую спираль безысходности – до полного духовного краха…

 

…Первый художник, постоянный художник, высший художник – Господь. Люди созданы по образу и подобию Его: все сущие – художники. Не все это в себе ощущают, ещё меньше, кто осознаёт. Но все приходят в мир для восприятия и творения красоты…

 

…Гордыня прискорбна и позорна, опасна и греховна. Но без гордости не может быть художника. А без художника немыслимо полнокровное, самокритичное, знающее своё прошлое и сознающее будущее, доброе и созидательное общество. Личная тщеславная творческая гордыня должна быть подчинена интересам человеческого сообщества…

 

…Честно, с максимальной творческой отдачей созданное произведение являет собой яркий пример закона сохранения энергии. Вся она, отданная автором в процессе работы и зафиксированная в созданной композиции, передаётся зрителю. Конечно, если зритель достаточно чуток и подготовлен к восприятию…

 

…Задача художника – нести в жизнь высоконравственную поэтическую идею, возвышающую действительность, дающую равновесие разобщённым жизненным явлениям, созидающую гармонию из любых обыденно-привычных предметов и событий…

 

…Расставание с созданными произведениями – как с детьми, когда, вырастив и воспитав, отпускаешь их в самостоятельную жизнь...

 

…Умей отличать манию величия и гипертрофированное самомнение от объективной оценки реально сделанного...

 

…Искусство и коммерция понятия противостоящие – лучшие художники никогда не имеют такого спроса, такого рынка, какой имеют художники посредственные. Иначе быть не может, это абсолютный закон, ибо истинный художник всегда опережает время и способность современников к восприятию его творчества – общество всегда относится к искусству потребительски, со своего уровня восприятия. Это нужно однажды и на всю жизнь понять, чтобы не обижаться и не отчаиваться: нищета – удел всякого настоящего, устремлённого в будущее художника…

 

…Каждый художник сам выбирает свой жизненный путь: один в продажность, другой – в высокое творческое созидание. И ничего коллективными усилиями не изменить. Обществу важно понять необходимость создания условий для продуктивного творческого труда истинных художников, ибо они – душа, нервы, совесть, интуиция нации. Всем власть предержащим следует озаботиться не только сиюминутно-проходящим, но и вечно-неизбывным. Стареют заводы, корабли, изобретения, трудовые и спортивные рекорды, технологии и идеологии. Лишь искусство, непрерывно прорастая из прошлого в будущее, обеспечивает связь времён, преемственность чувств, сохраняя и через столетия свою актуальность и действенную необходимость, поддерживает и развивает в людях – людей, не давая им превращаться в скотов…

 

…Для создания произведения изобразительного искусства важно уметь видеть цельно, за сложной индивидуальностью и противоречивостью отдельных частей и их деталей выявлять гармоническое единство и соподчинённость…

 

…С самой первой минуты обработку изобразительной плоскости нужно вести всю одновременно, чтобы на любой момент неожиданного прекращения работы произведение было на определённый процент закончено. На любом временном отрезке нужно действовать сосредоточенно и ответственно, с предельной концентрацией энергии.

Произведение должно продвигаться к полной завершённости одновременно по всей своей плоскости…

 

…Организуй пространство вокруг себя, и тебе станет уютно…

 

…В искусстве, как в спорте, нельзя победить навсегда. Необходимо побеждать вновь и вновь каждым новым стартом, каждым своим новым произведением…

 

…У чиновника жизнь короткая, она ограничена настоящим. Деятельность чиновника, и он сам забывается мгновенно, его уход всегда воспринимается с радостным ожиданием перемен к лучшему.

А художник прорастает из настоящего в будущее, всё лучшее у него в будущем, он бессмертен своими произведениями, памятью о себе.

Художнику не следует вступать в конфликт с чиновником – этим художник возвеличивает чиновника. При этом теряет своё драгоценное время, творческий настрой и духовную энергию. Художник должен сохранять себя для искусства…

 

…Чтобы жизненный материал стал материалом искусства, нужно мыслить и чувствовать искусством – жить искусством…

 

…Художники разные не только по одарённости, но и по своим приверженностям, по духовной устроенности и целеустремлённости: один художник для многофигурной картины, другой для пейзажа, третий для портрета или натюрморта. Это естественно. Штангист-тяжеловес не победит в фигурном катании, хоккеист не преодолеет скальный отвес, рекорды в тяжёлой атлетике не для фигуриста…

 

…Чтобы в искусстве многое успеть, нужно, во-первых, просыпаться не по будильнику, а когда выспался. Во-вторых, работать каждый день, независимо от самочувствия, дня недели или календарной даты. В-третьих, и полчаса считать большим временем и всегда его использовать эффективно…

 

…Чтобы результативно заниматься творческой работой, необходимо максимально концентрировать и сберегать свою духовную энергию. Не нужно стараться победить глупца, нужно его избегать…

 

…Необходимо постоянно поддерживать и подтверждать достигнутый уровень – на каждой выставке, в каждом новом произведении художник сдаёт экзамен на свою творческую состоятельность…

 

…Необходимо организовать себя, своё время, пространство и обстоятельства вокруг себя таким образом, чтобы иметь возможность большую часть времени работать не над тем, что нужно, а над тем, что хочется…

 

…Любая неожиданность, всё, что не планируется заранее, выбивает из рабочего ритма, ломает настроение, лишает душевного покоя и раздражает. Лишь уединение рождает творческий настрой…

 

…Новое люди встречают настороженно, даже враждебно, опасаясь, что оно грозит ущербом привычному, традиционному. Особенно опасно это в архитектуре, когда ради нового строительства уничтожаются старые здания.

Но время стремительно, и уже скоро новое спокойно соседствует со старым, даже объединяется с ним в противлении ещё более новому. Значит, не нужно противиться его приходу. Но, при этом, недопустимо уничтожение старого: новое должно не заменять его, а дополнять…

 

…Если ощущаешь в себе одарённость, прыгай в бешеную реку творчества. Пусть несёт, бьёт, кувыркает, царапает, обдирает. Борясь, стань молнией – будоражащей, освежающей, вдохновляющей – прежде всего для себя самого.

Конечно, можно затеряться, исчезнуть, погибнуть в пучине. Страшно. Но ведь всё равно страшно жить, чтобы, в итоге погибнуть, исчезнуть и затеряться. А тут, в бурлящем потоке творчества, есть шанс остаться, сохраниться, продолжиться и развиться в последователях. Здесь возможно бессмертие! Но не это важно. Радость и истина – в самом процессе творческого созидания…

 

…Горечь нищенского существования заглушай радостью творческой работы с устремлённостью за край бытия…

 

…Художественное творчество, при всей его трудности, обязательно сопровождается радостью. А уж к чему приведут усилия – покажет время. И любой итог следует принять хладнокровно…

 

…Трудно быть ангелом в аду. Но возможно. Значит, нужно стараться...

 

…Всем известны основные цвета – красный, синий, жёлтый. Наиболее выразительный колорит достигается присутствием в композиции всех основных цветов на высшем пределе звучности в гармоничном соответствии и соразмерности – друг с другом, сюжетом и пластической идеей его выражения…

 

…Тёплые цвета создают впечатление выхода из картинной плоскости, они выдвигаются, наступают на зрителя. Этим умело пользуются художники, по своей человеческой сути не способные на диалог, не уважающие зрителя, стремящиеся к подавляющему высокомерному монологу.

Холодные цвета, наоборот, отступают, уходят вглубь картинной плоскости, увлекая за собой зрителя в беспредельность таинственного – создают настроение романтической устремлённости в высокую даль, располагают к уважительному и доверительному диалогу…

 

…При взгляде на произведение изобразительного искусства зритель не должен сомневаться в правильности своего восприятия, глазам должно быть комфортно, зритель должен ориентироваться в картинной плоскости как в реальном трёхмерном пространстве. Поэтому следует соблюдать плановость: то, что по сюжетному замыслу расположено ближе, должно и восприниматься более близким, чтобы не было визуального кроссворда, чтобы взгляд ни проваливался, ни спотыкался.

Но пространство не должно быть наивно-фотографичным, иллюзорным. Необходимо удерживать картинную плоскость. И продуманно вести по ней взгляд зрителя, направляя его акцентами. Иначе – примитивное перечисление объёмов, увиденных в реальности. Либо столь же примитивный плоский орнамент.

Необходимо подчинять второстепенное главному. Искусство – осмысленно выстроенная иерархия, а не бездумная инвентаризация всего, что видишь вокруг…

 

…Изобразительное искусство сродни музыке – и то, и другое есть порядок, продуманно выстроенная соразмерность. Изменение, произведённое в каком-либо месте листа или холста, неизбежно влечёт за собой изменения в других местах…

 

…Нужно научиться изображать не предмет, а пространственное явление, пластическое событие. Смотри не последовательно, а аккордом – воспринимай сразу всё, одновременно охватывая взглядом сравниваемые объекты. Промежуток воспринимай как предмет. Акцентами направляй взгляд зрителя по нужному тебе пути…

 

…Хоть в графике, хоть в живописи ведущей партией должен быть полутон, а тень и свет – в дополнение…

 

…Важно научиться воспринимать линию, как плоскость – сократившуюся в перспективе поверхность…

 

…В изобразительном искусстве всё дело не в литературной метафоре, а в пластической идее, в композиционной осмысленности сюжета.

Композиция – гармоничное соотношение цветовых и тоновых пятен, движение тона и цвета, их развитие на картинной плоскости. Важно удерживать форму цвета и тона вне зависимости от их предметной функциональности, без связи с линией, отвергнув рабскую зависимость от контуров…

 

…Конечно, размер произведения является одним из важных средств выражения авторской идеи. И хотя ни содержание, ни тем более художественность произведения не зависят впрямую от его размера, очень важно правильно угадать этот размер…

 

…Не нужно бояться разумного риска, нужно отличать его от безрассудного азарта…

 

…Сомнения и неудовлетворённость – постоянные спутники всякого настоящего художника…

 

…Картинность зависит не от размера холста и важности темы, а от художественности произведения. Иные, небольшие по размеру, пейзажи и натюрморты картиннее многометровых многофигурных композиций. Бриллианту не обязательно быть размером с кирпич.

Картинность зависит от степени эмоционального воздействия произведения на зрителя. Картинность заключена в самой личности художника…

 

…Изобразительное искусство выше фотографии потому, что исключает случайности и не зависит от природной данности. Фотограф запечатлевает существующую реальность, а для художника она является лишь отправной точкой творческого процесса. Художник по поводу существующей реальности создаёт новую, ранее не существовавшую художественную реальность и убеждает зрителя в её истинности. Он смещает границы и по своей воле определяет горизонты, совмещает микромир и космос.

Фотограф подобен охотнику, имеющему дело с реально существующей дичью. А художник сам изобретает свою добычу, материализуя чувства, переживания, мечты, воспоминания и фантазии...

 

…Изобразительное искусство вечно и неизбывно при любом уровне развития науки и техники, ибо неизбывны и вечны человеческие фантазии, мечты и чувства, неодолима жажда гармонии и стремление к совершенству. За каждым мазком кисти ощутим удар взволнованного сердца художника и всплеск его эмоций…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: