Не запирайте вашу дверь, 6 глава




 

…Произведения, созданные правдиво и трудолюбиво, со скрупулёзной точностью и подробностью в передаче формы и цвета, доведённые до иллюзорной материальности – так приятны! Но именно лишь приятны. Они тщательны, но равнодушны и абсолютно спокойны – до безжизненности. Они ограниченны. Потому и нравятся многим…

 

…Качество работы художника, её эстетический уровень, вернее уровень её психологического воздействия на зрителя, чрезвычайно зависим от настроения зрителя. Но и само произведение способно формировать настроение, дарить людям радость, гордость, оптимизм. Или горечь, тоску и безысходность...

 

…Замечательный человек и великолепный художник Леонид Ковтун сформулировал успешно используемый многими коллегами приём спасения, способ психологической самозащиты: «Когда гадость жизни захлёстывает выше ноздрей, когда тебя совсем достали – улетай!»…

 

…Есть физическая и историческая правда предмета или события, а есть художественная правда пластического явления. Они абсолютно разные.

Художественная правда глубже, тоньше и, по большому счёту, правдивее правды жизни, ибо она субъективна, ведь рождена авторской восторженностью или ненавистью. Она непременно собирательна, углублённа, фантазийна и устремлена к идеалу. Дело не в достоверности деталей. И обобщённая стилизованность может быть фактическим копированием случайностей; и тщательная детализация может быть образной, являя собой высокое творческое достоинство…

 

… Легко и просто живётся лишь недоумкам, бездарям да эгоистам. Наверное, есть в этом высшая справедливость – за всё нужно платить...

 

…Зависть и ревность – естественные и объективные признаки тонкой духовной организации глубоко чувствующей, остро переживающей, гордой, страстной, трепетной и легко ранимой поэтичной человеческой натуры.

Но несдержанность, откровенность в выражении этих чувств – показатель глупости…

 

…В наше странное время цветовая аморфность, а иной раз и откровенная колористическая мрачность, стали считаться чуть ли не проявлением живописной одарённости и высокого эстетического вкуса…

 

…Начиная работу, конечно, предполагаешь, но точно не знаешь, что получится в итоге, удастся ли, и до какой степени, приблизиться к ощущаемому душой эстетическому идеалу...

 

…Чтобы заметить и оценить уникальность нужно обладать знаниями и опытом – нужно иметь возможность сопоставить и сравнить.

Умение сравнивать и сопоставлять необходимо и для того, чтобы не принять за уникальность что-то обычное, заурядное…

 

…Много создаётся произведений несамостоятельных, вторичных, эксплуатирующих чужие достижения, выдающих примитивное копирование за оригинальное творческое событие, скрывающих свою творческую несостоятельность за повторением чужих открытий и находок. При полной художественной безграмотности основной части публики, из-за бездействия искусствоведения и художественной критики, эти обманы остаются незамеченными и нераскрытыми…

 

…Если осознаёшь свою избранность, ощущаешь озарённость, уверенность в своих силах и в правильности жизненного пути – нужно работать непрерывно. И хорошо бы прожить дольше, чтобы успеть сделать больше…

 

…Так бывает: произведение в единственном экземпляре – бред, маразм, а в большом количестве – самобытность и творческое явление.

Но и наоборот случается: в единственном экземпляре произведение талантливо и самобытно, а в большом количестве – однообразие, скука, маразм…

 

…Существует закономерность – чем незначительнее художник, тем активнее он рвётся к власти и быстрее бронзовеет…

 

…Восприятие искусства тоже творчество, ибо обязательно предполагает деятельное участие зрителя – с непременным домысливанием, дочувствованием и широким, для автора часто даже неожиданным по результату, интерпретированием…

 

…Если бы в радости и в работе время тянулось так долго и медленно, как тогда, когда дети не приходят домой в обещанный час!..

 

...Общество всегда оценивает произведения искусства относительно своих духовных потребностей, причём стремится получать от искусства высокие дивиденды…

 

…Для того и существует среди инструментов художника муштабель, чтобы, не размазывая свежую живопись, вести работу цельно: не последовательно сантиметр за сантиметром закрашивать чистый холст, как красят заборы, а обязательно – всё сразу, одновременно обрабатывая всю картинную плоскость.

Любое прикосновение кистью к любой точке холста непременно отзывается непредсказуемыми изменениями по всей его поверхности и требует мгновенной ответной реакции художника…

 

…Использование в композиции старинных предметов не означает постижения исторической истины. Документальность не синоним достоверности…

 

…Прошлое – это то, что было тысячи лет тому назад, и десять лет тому назад, и что было в прошедшие полчаса. А будущее – то, что будет и в будущем веке, и в ближайшую минуту. Мы живём в постоянно движущемся времени, оно вокруг нас, в нас, мы сами часть времени – постоянно ежесекундно из своего будущего превращаемся в своё прошлое…

 

…Не созидающий человек несостоятелен, как человек…

 

…В начале работы всегда сомнения и неуверенность. А когда работа завершена – удивление, радость, восторг, удовлетворение и гордость.

Упорство и труд, вера в себя и преданность творческому пути – залог успеха! Конечно, нужно сомневаться, и можно отчаиваться. Но, не останавливаясь, не сворачивая с намеченного пути…

 

…Нам, художникам, не просто в этом мире. Но не следует обижаться и ожесточаться – нормальным землянам с нами тоже нелегко…

 

…Самое сильное впечатление от высокогорных экспедиций: когда с высоты спускаешься в долину, первыми тебя встречают скромные одуванчики. Надменные эдельвейсы растут ниже…

 

…Художник должен работать так, чтобы его было невозможно не понять…

 

…Предсказуемость коммерческой удачи, даруемая модным, либо наоборот, традиционным приёмом, опасна для стремящегося к своему развитию художника, да и неинтересна, для человека творческого…

 

…Овладение техникой, ремеслом изобразительного искусства – подсобный материал для самопознания художника в процессе познавания мира. Она не самоцель, а средство и, даже более – лишь одно из средств достижения выразительности, которая, в свою очередь, является средством создания в зрителе чувства, адекватного чувству художника…

 

…Искусство является отражением жизни лишь в той степени, в какой частью жизни является художник, создающий произведение, и зритель, его воспринимающий: искусство – зеркало душ их обоих…

 

…Талант зрителя так же важен и так же редок, как талант художника. Восприятие искусства не проще его создания…

 

…Искусство всегда существует в общественном плане. Оно неизбежно социально, даже когда не является тематическим, даже когда беспредметно. Оно точно отражает чувства автора, а чувственная восприимчивость художника с неизбежной объективностью отражает жизненные реалии…

 

…Лишь при общности жизненного опыта, мироощущения и художественного восприятия действительности, между художником и зрителем возникает проникновенная доверительность и созидательное взаимопонимание…

 

…Творческий риск художественного формалистического поиска – эмоционального, спонтанного, основанного на обострённом чувстве, но непременно волевого и осмысленного, вовсе не бесперспективен, как кажется далёким от искусства людям.

Искусство, непохожее на действительность, бесполезное и бессмысленное с точки зрения сиюминутной обывательской пользы, являясь экспериментальным и исследовательским, очень полезно возможностью пространственных, пластических, ритмических, колористических находок, сулящих в будущем возможность достижения новой, более высокой степени выразительности и силы эмоционального воздействия…

 

…Нужно доверять подсознанию – работать, руководствуясь чувствами, подчиняясь интуиции…

 

…Если художник здесь и сейчас не создаст своё произведение, его не создаст никто нигде и никогда…

 

…Свою работу художник должен считать самой главной, самой нужной и важной. Иначе не осилить трудности жизненного пути…

 

…Быть художником труднее, чем музыкантом. Художник сам себе и композитор, и исполнитель, и даже, одновременно музыкальный инструмент и его настройщик…

 

…Мы или верим в то, что можем, или мы ничего не можем!..

 

…Все наши радости и горести в нас самих. И самое страшное горе можно пережить, преодолеть… и самое большое счастье можно не ощутить и не заметить...

 

…Нужно не только понять и захотеть, нужно ещё суметь...

 

…Стать художником значит, в первую очередь, решиться и суметь выйти из ряда вон…

 

…Есть прекрасные художники, не входящие в число членов нашего творческого Союза. А есть члены Союза художников, не имеющие к искусству никакого отношения…

 

…Много есть художников, использующих профессию, чтобы заявить о себе, привлечь к себе внимание, прославиться и разбогатеть. Но больше художников, работающих для того, чтобы поведать людям о величии мира и его красоте…

 

…Нужно соизмерять свои амбиции с возможностями – и с собственными, и с предоставляемыми жизненными обстоятельствами. Чтобы не попасть в горестный тупик неосуществимости…

 

…Популярность художника никогда не соответствуют истинной значимости его творчества…

 

…У истинного художника постоянно существует внутреннее противоречие между необходимостью скорее продать законченное произведение и духовной потребностью сохранить его для экспонирования на выставках…

 

…Профессиональная радость и гордость художника в том, что его произведения признаны одновременно и коллегами, и зрителями…

 

…Чем больше и напряжённее работаешь, тем больше получаешь и радостей, и неприятностей – всё уравновешено и гармонично…

 

…Смерть художника – это этап его творческой жизни…

 

…Умереть не страшно. Страшно умирать долго, став обузой…

 

…Искусство это сама жизнь, только ярче, гуще, чище, поэтичнее и образнее...

 

…Искусство тот кремень, из которого высекаются искры, просветляющие души современников, зажигающие их сердца огнём красоты, доброты, увлечённости и чести…

 

…Существует чёткая закономерность – чем одарённее художник, чем органичнее он в своём творчестве, чем мощнее и естественнее достиг признания, тем он доброжелательнее, тем шире и уважительнее его понимание творчества коллег, тем меньше в нём зависти, злобной подозрительности, эгоизма и снобизма…

 

… Начинающему художнику необходима поддержка, ведь сделать первый шаг непросто, но очень важно, чтобы первый шаг оказался удачным! В отношениях с молодыми коллегами не жалейте добрых слов, не скупитесь на добрые дела!..

 

…Индивидуальная узнаваемость автора, при высокой художественности его произведения – в этом всё дело…

 

…Удачным можно считать то произведение изобразительного искусства, которое мгновенно приковывает к себе внимание, но раскрывается постепенно, не сразу выявляя всю глубину своей формальной и идейной содержательности. Настоящие произведения искусства бездонны, они никогда не исчерпываются, не надоедают, и никогда не стареют…

 

…Заниматься любимым делом, делать то, что хочешь, так, как хочешь, и получать за это деньги достаточные для жизни семьи – это счастье! Высшую радость испытывает художник, когда он уверен в правильности своего творческого пути, и при этом его творчество уважаемо родственниками и коллегами, желаемо публикой и востребовано ею…

 

…Следует регулярно поднимать для себя планку профессионально-художественных требований, сознательно усложняя себе постоянный экзамен на творческую состоятельность. В искусстве, как при восхождении на гору – если не вверх, то вниз…

 

…Прорыв ограничительных рамок, прежде всего внутренних, духовных – тема и цель первого, обязательного, самого главного подвига человека, осознавшего себя творческой личностью…

 

…Смотрят люди на художников и наивно завидуют их свободе и независимости. Конечно, всем хочется гулять по воде пешком. А на кресте висеть?..

 

…Пусть результат хуже, чем мечталось, но это конкретный результат, дающий опыт. Есть масса непризнанных гениев-демагогов, которые способны лишь твердить «Я мог бы сделать… я мог бы побывать… я мог бы стать…» Лишь немногие имеют право сказать устало и гордо «Я сумел, был, сделал!»...

 

…Нельзя самого себя любить слишком сильно – памятник себе быстро превращается в надгробие…

 

…Необязательность это не слабость, не плохая организованность, а разновидность подлости…

 

…Проходит время, сменяются обстоятельства и, в зависимости от этого, меняются убеждения: более ранние неизбежно уступают место более новым. Хоть и не всегда более верным. Старость не всегда мудрость…

 

…Живём глупо – редко видимся, мало общаемся. А времени-то остаётся всё меньше…

 

…Знать бы свою судьбу, чтобы время и дела заранее спланировать, чтобы невольно не обмануть, не подвести, не обидеть никого…

 

…Кто-то работает на будущее. Кто-то в сегодняшнем дне развивает вчерашние достижения, ведь первопроходцам необходим надёжный тыл. Каждому – своё: одним открывать новые законы, пути, земли. Другим их осваивать. И те и другие необходимы…

 

…Не следует вдумчивость и созерцательность путать с праздностью и ленью. И наоборот…

 

…Все люди смотрят. Художники видят…

 

…Художник сам лучше всех знает, что лучше для его работы…

 

…У каждой кобылы свой сивый бред, у каждой старухи своя проруха, у каждого хама своя программа…

 

…Выпил чекушку – и лучше не будет. Но, русские же мы: идя за водкой, бери шире! Нам есть о чём выпить…

 

…Парадокс (а может быть закономерность) в том, что личностное, индивидуальное активнее формируется и проявляется именно тогда, когда художник устремлён к высокой общественной идее и готов раствориться в духовном идеале. Именно тогда, подобно птице Феникс, из пепла сгорания во имя общей пользы он восстаёт, возрождается и утверждается личностно в индивидуальной неповторимости…

 

…Композицию следует строить иерархически – из самого важного и необходимого. Плоха та композиция, из которой можно сделать ещё несколько композиций. Композиция может считаться законченной не тогда, когда в неё нечего добавить, а когда из неё нечего убрать…

 

…Умение ввести в композицию выразительную деталь, не нарушив при этом цельность – показатель высокого профессионального уровня…

 

…Высокое качество искусства не достижимо без большого количества работы и впечатлений…

 

…Смелость и хулиганство не одно и тоже…

 

…Цвет и тон должны обладать визуальной весомостью по отношению к картинной плоскости, а не к центру Земли – они не должны «сползать» при повороте произведения. Хорошая композиция не теряет гармоничность, не разрушается при любом повороте – хоть «вверх ногами». Потому важно в процессе работы периодически поворачивать хост или лист, меняя местами его верх и низ, чтобы отвлечься от литературности восприятия, от природной похожести, от предметной узнаваемости – чтобы воспринять изображение исключительно изобразительно…

 

…Иногда меня упрекают в фотографичности, критикуют мои произведения за якобы излишнюю точность деталей изображаемого.

Но лишь абсолютная узнаваемость и точная похожесть запечатлённой натуры придают убедительную достоверность тем широким обобщениям, к которым я стремлюсь в своём искусстве…

 

…Непросто быть объективным к чужому творчеству – личностные отношения с автором накладываются на восприятие его произведений. Слишком критичные, неприязненные чувства нужно гасить в себе осознанием известной мудрости о том, что карлики всегда невысокого мнения о великанах.

Кстати, эта же мысль помогает спокойнее переживать критику в свой адрес…

 

…Огромная сила воли и человеческое величие проявляются в умении сдерживаться там, где, казалось бы, уже нет никакой силы, никакой возможности сдержаться…

 

…Нужно верить в своё предназначение, в свою необходимость, в важность своей работы. Не раз было так: что сегодня не востребовано, непонятно и кажется бессмысленным, завтра вдруг оказывается своевременным, актуальным, очень важным и необходимым. Работа, особенно бескорыстная, выполняемая не по заказной необходимости, а исключительно в силу душевной потребности, не бывает напрасной…

 

…У искусства нет периферии. И в столице немало художников с провинциальным кругозором, с местечковым мышлением и убогим уровнем ремесла. И в станице вырастают высочайшие мастера и мудрецы.

И неудивительно – вдали от столиц воздух чище, солнце ярче, небо выше, ночи тише, звёзды ближе, нервы крепче, время медленнее, восприятие глубже, честолюбие острее…

 

…Можно во всём жизненном многообразии замечать только то, что плохо, видеть лишь чёрное. И постоянно грустить, и страдать, и жить в непрерывной тревоге и в горе. Но можно (нужно!) видеть яркий свет и радужную многоцветность, жить бодро и радостно. Ведь жизнь, сама по себе, ни хороша, ни плоха – она такая, какой мы сами способны её ощущать. Нужно сознательно работать – созидательно. Не стоять, а идти вверх, постоянно обновляясь. Истина не в результате, не в нём смысл. Суть в процессе, в стремлении к результату, пусть недостижимому.

Жизнь мгновенна. Не отравляй сам себе этот единственный безвозвратный миг злобностью восприятия и горестными ощущениями. Смотри вокруг добрее и веселее, радуйся...

 

…Жизнь опасна – от неё умирают. Но она чревата и неожиданными радостями и яркими вспышками счастья. Потому и жаль, и горько уходить, потому и хочется продлить этот радостный процесс неизбежного умирания, эту мучительную очаровательность…

 

…Каждый, как только его убеждения сложились, начинает домысливать факты. Но мы лишены объёмной объективной информации, и начинает мерещиться нечто ужасающее. Потому думать нужно только о том, что лично тебя именно сейчас касается. И о том, что и как в этой связи следует сделать. А вовсе не о том, что ты себе на собственный страх нафантазировал…

 

…В жизни нет ничего важнее жизни. И пошли они все! И те, кто наверху бездарно рулит и постоянно врёт, и те, кто внизу всегда недоверчивы, мрачны и всем недовольны. Для многих хорошо лишь там, где их нет. А на самом-то деле там и замечательно, где ты в этот миг хоть как-то ощущаешь себя и окружающий мир. Ведь этого могло не быть, и в любой миг может перестать быть…

 

…Наука и техника менее зависимы от личности творца, чем искусство – ни один, так другой, не сегодня, так через сто лет изобретёт компас и паровоз, фарфор и колючую проволоку, радио и ракету, откроет физический закон, или химический элемент, или материк, или насекомое, или звезду. Но не будь этого художника, поэта, композитора именно в это время – не будет именно этого произведения…

 

…Зрительский интерес или, наоборот, отсутствие такового, никак не связаны с художественным уровнем выставки – они зависят от её идейно-тематической направленности…

 

…Не слабеет и не стихает вечный спор правды и лжи, добра и зла. Возможно, искусство не является главным судьёй этого спора. Но активное, действенное участие в нём принимать должно!..

 

…Для успеха в искусстве только таланта недостаточно. Ещё нужно терпение, и терпимость, и выносливость в долгой целеустремлённой работе, и смелость, и уверенность в себе и в своём деле, и одержимость, и доброжелательность…

 

…Творческая манера художника – это язык, которым он в пластической форме выражает свои чувства и мысли. Каждый художник воспринимает мир индивидуально, по-своему, неповторимо. И неповторимо, по-своему, индивидуально запечатлевает мир и своё восприятие мира. Творческая манера каждого художника зависит от одарённости, темперамента, уровня интеллекта, жизненного и творческого опыта. Лишь обретя индивидуальную творческую манеру, художник способен решать вопросы стиля, основанные на твёрдом и глубоком познании свойств вещей и явлений, их состояний, последовательности проявлений их материальной, энергетической и духовной сущности…

 

…У каждого художника собственные правила создания произведения, своя тема, свой подход к раскрытию темы. Правила и подходы чрезвычайно индивидуальны и изменяемы во времени, в жизненных и творческих ситуациях, зависимы от стилевых приверженностей. Но законы создания и восприятия искусства вечны и незыблемы – они едины для любых тем, сюжетов, жанров, стилей, эпох, художественных и идеологических концепций…

 

…Если для художника творческий процесс интереснее результата, он истинный художник…

 

…Если для художника творческий результат важнее коммерческого, это горе для его семьи…

 

…Если для художника коммерческий результат важнее и интереснее творческого процесса, это смерть художника…

 

…Как много мог! Как мало смог…

 

…Идея в искусстве должна быть не только сюжетной, но и пластической. Пластическая идея для художника важнее. Профессиональный успех произведения зависит не от сюжета, а от того, как художник его пластически осознал и выразил…

 

…Есть заработок, а есть Работа – это абсолютно разные понятия. Счастлив человек, для которого они совпадают…

 

…Аванс стимулирует работоспособность, но не вдохновение…

 

…Не женитесь, поэты – этот призыв вечен, он актуален в веках: творческая жизнь без семьи проще, легче, беззаботнее, веселее и результативнее.

Но! Без милой, любимой, любящей, понимающей и заботливой подруги, без милых, дорогих, любимых и любящих детей и внуков жизнь несравненно скучнее и однообразнее, беднее ощущениями, впечатлениями и радостями. Да и что за поэт, что за художник без любви?..

 

…Держи фасон, как бы ни сложилось, что бы ни случилось! Ты – художник, коллега Леонардо, Микеланджело, Рафаэля, Рембранта! Это почётно, гордо и ответственно – не опозорь великую профессию, не подведи свою озарённость, не оскорби избранность. Соответствуй!..

 

…Успех у публики чрезвычайно важен для художника. И не только длительное удержание общественного признания, но даже достижение его на короткое время требует большого напряжения, значительных внутренних усилий и выдержки. Но и они ничего не значат без фактора удачи, без участливой помощи счастливого случая, без благоприятного стечения обстоятельств…

 

…В одном словаре встретилось определение понятия «культура», как обработка, возделывание. Приобщение широкой аудитории к культуре, «возделывание» её духовности в большой степени зависит от проводников культуры, в том числе и от художников. Нам необходимо осознать степень лежащей на нас ответственности и чаще устраивать выставки, проводить творческие встречи со зрителями, плотнее с ними общаться. Без искусства нет культуры, без культуры нет нравственности и духовности. А без духовности и нравственности ничего нет – крах всего…

 

…Вдохновение может прийти к художнику когда угодно, только не по приказу…

…Нужно постоянно отдавать себе отчёт в том, что и как делаешь в искусстве: необходимо грамотно, чётко и чутко ориентироваться в современной художественной ситуации и в своей работе. Чтобы не достигать достигнутое, не перепевать спетое, не тратить время понапрасну и не буксовать на месте…

 

…Ни художникам, ни зрителям не нужны искусствоведческие опусы, ограниченные общими фразами и поверхностными констатациями. Необходимо проникновение в глубину художественного замысла и исполнения. Главный вопрос – как сделано? Нельзя сводить художественное творчество лишь к сюжетному повествованию. Подлинное содержание произведения лежит, в значительной степени, в красоте самого искусства…

 

…Понятен и естественен гражданский, социальный или идейный пафос негодования или восторга. Ну и занимайтесь политикой – при чём здесь изобразительное искусство? В искусстве главное – не тема, а художественная выразительность раскрытия темы. Тема и художественность должны быть неразрывны в своём максимальном проявлении…

 

…Нужно принять без обид и огорчений, как данность, тот факт, что духовная озарённость никогда не сочетается со способностями практического порядка...

 

… Избранность не даёт никаких прав – она накладывает обязанности…

 

…Долгие занятия горным спортом и искусством учат как, не меняя ничего вокруг, приспособиться к существующей ситуации и победить в складывающихся обстоятельствах, превозмогая себя, а не изменяя в выгодную сторону правила игры…

 

…К сожалению, всем сейчас не до того, а ведь срочно требуется широкая консолидация творческих сил в борьбе с регрессом духовности общества, с националистической ограниченностью, тупой агрессивностью, безразличием и звериной жестокостью…

 

… Стало законом не дарить своё, а без спроса брать и присваивать чужое. Народ всё бессовестнее и бессердечнее. Всё заметнее озверение. Общество превращается в стаю…

 

…Можно обладать феноменальной силой и выдающейся скоростью, бесподобной реакцией и фантастической выносливостью, но если ты не проявил эти качества, не подарил их людям победами и рекордами, их словно бы и нет вовсе.

Так же, как будто и нет колористического дара, композиционного чувства и умелого владения рисунком, если они напряжением упорного труда не переплавлены в законченное произведение, если оно не показано на выставке и не увидено зрителями…

 

…Для успеха в творческой деятельности необходимо уверенно владеть профессиональным ремеслом. Помню, мой покойный дедушка Сергей Алексеевич, по слуху игравший на всех музыкальных инструментах, огорчённо рассказывал, что в молодости по ночам в нём часто звучала прекрасная, небывалая музыка, а он, проснувшись поутру, всё ещё ощущая и слыша её в себе, но, не владея музыкальной грамотой, не мог её записать – зафиксировать и сохранить. Это было обидно и горько. Возможно, в нём погиб композитор.

Так гибнет творец в человеке из-за элементарной профессиональной безграмотности…

 

…Умелой и сильной рукой можно имитировать дрожание и неуверенность слабой и неумелой руки. Наоборот – невозможно…

 

…Художник не должен (во всяком случае, в ситуации нашей страны) иметь семью. Только тогда он полностью сосредоточится на своей главной жизненной обязанности и сможет достичь наивысших результатов. И в семейной жизни творческая реализация возможна, но лишь для фанатиков-эгоцентристов, обладающих непоколебимой волей при отсутствии любви, жалости, сострадания, ответственности и чувства семейного и родительского долга…

 

…Ради художественной выразительности можно пожертвовать изобразительностью. Выразительность первостепенна, она должна преобладать над изобразительностью…

 

…Никогда не сомневаются лишь глупцы. Всегда восхищены результатами своей работы лишь дилетанты. Но! Сам себя не похвалишь – тебе в рот наплюют. Собственное мнение о себе влияет на мнение окружающих о тебе…

 

…Счастлив, кто не разрывается между любовью к семье и любовью к профессии…

 

…Нужно работать постоянно, всегда, даже когда очень не хочется и всё валится из рук!

Во-первых, именно работа дарит успокоение и примиряет с жестокостью жизни, восстанавливая в гармоничное целое обломки рушащихся в душе миров. Во-вторых, потому, что именно в такие моменты происходит освобождение от привычной сюжетной литературности в раскрытии темы, и работа ведётся подсознанием на интуиции с абсолютной искренностью. Как следствие – неожиданные, необычные и непривычные, яркие художественные достижения и обретения…

 

…Ни чиновники, ни депутаты не понимают важности и необходимости развития культуры в обществе потому, что, в большинстве своём, сами являются людьми малокультурными, духовно неразвитыми, эстетически необразованными…

 

…Дипломированные профессиональные художники, занимающиеся «наивным» искусством, вовсе не наивны – они умны и расчётливы…

 

…Не нужно жить с постоянной оглядкой в прошлое. И неумно жить будущим. Ибо всё, что было, уже было и прошло. А что будет, может и не быть вовсе. Нужно жить настоящим – для себя, и для семьи. Конечно, это не романтично. Зато честно и благородно по отношению к родным. Постоянно обеспечивать благосостояние семьи, дарить жене цветы, любовь и заботу, а детям внимание и достойную жизнь нужно не в неясном будущем, а в конкретном настоящем. Семье не нужно пережёвывание былых удач и заслуг. Семье нужны не надежды на будущее величие и достаток, а нынешняя ответственность и результативность...



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: