Целью ранней коррекционно-развивающей работы является максимальное раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Ранняя коррекционно-развивающая работа помогает детям овладеть теми навыками и умениями, которые обычно формируются в процессе нормального развития. Это означает, что данная работа формирует навыки, которые помогут детям развиваться дальше.
В содержание ранней коррекционно-развивающей работы, начиная с периода новорожденности, входит одновременное формирование умений, относящихся к разным сферам развития: к общей моторике (развитию основных движений); к тонкой моторике (скоординированной работе руки и глаза); к восприятию (зрительному, слуховому, тактильному); к восприятию речи (пониманию того, что говорят окружающие); к умению выражать свои чувства и потребности; к способности играть и взаимодействовать с окружающими; к самообслуживанию.
Если ребенку еще нет года, то специально для занятий родителям нужно будет выделять совсем немного времени. Большинство упражнений можно выполнять в процессе обычного повседневного ухода за малышом и играя с ним.
Продолжительность занятий зависит от возраста ребенка (один месяц или два, три и т.д.), а также от состояния ребенка (нервно-психического, физического). Идеально было бы распределить время следующим образом:
до 15 минут отвести на упражнения по развитию тонкой моторики и восприятию (слуховому, зрительному, тактильному);
до 15 минут — на игровые занятия по развитию восприятия речи и звукоподражаний;
два занятия (до 10 минут) отдать упражнениям по развитию общей моторики (или меньше, если малыш уже до года ходит).
В общей сложности занятия могут продолжаться около 50 минут в день.
Подход к ребенку в процессе коррекционно-развивающей работы должен быть как к одаренному.
Мобилизация движущих сил развития происходит у ребенка тогда, когда он чувствует, что взрослый верит в него, доверяет ему, включает его в решение все более и более трудных задач и проблем.
М. М. Пришвин писал: «Тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя».
Дети с отклонениями в развитии нуждаются не в снисходительности и жалости, а в коррекции своего развития до оптимальной нормы.
Для того чтобы создать благоприятные условия для развития ребенка, важно знать закономерности нормального психомоторного, доречевого и предречевого развития.
Внимательно наблюдая за своим ребенком с первых дней, родителям следует прежде всего обратить внимание на позу новорожденного, мышечный тонус, поведенческие реакции, зрение, слух, движения.
Здоровый доношенный ребенок лежит в так называемой утробной позе: руки согнуты во всех суставах и приведены к туловищу, кисти рук сжаты в кулачки, большие пальцы лежат под четырьмя остальными; ноги также согнуты во всех суставах, бедра отведены в стороны.
Основным признаком многих неврологических и соматических заболеваний ребенка может быть общее снижение мышечного тонуса: ребенок лежит с разогнутыми во всех суставах конечностями, его бедра отведены в стороны, спонтанные движения выражены слабо или отсутствуют.
Наблюдая за поведенческими реакциями ребенка, можно обнаружить, что в месяц ребенок неярко улыбается в ответ на разговор взрослого; в два месяца быстро отвечает улыбкой на разговор с ним; в три месяца возникает комплекс оживления, который проявляется в виде сочетания улыбки, гуления, радост-
ного повизгивания, вскидывания ручек, перебирания ножками в ответ на эмоциональное общение с ребенком; в четыре месяца часто и легко возникают комплекс оживления, громкий смех.
Начиная со второго-третьего месяца жизни следует обращать особое внимание на состояние зрительного и слухового восприятия, так как нарушение слуха и зрения влекут за собой нарушения речи. В норме дети начинают кратковременно фиксировать предметы с 8-13-го дня, к концу месяца жизни они начинают проявлять слабо выраженные реакции прослеживания, а в два месяца здоровый ребенок обращает внимание не только на яркие раздражители, которые находятся перед ним, но и на те, которые расположены сбоку, т.е. ребенок активно переводит глаза и поворачивает голову до тех пор, пока не найдет объект для фиксации. В три месяца ребенок фиксирует взгляд на лице взрослого.
Важное значение для формирования речи имеет развитие функции слухового восприятия. Реакции на звуковые раздражители отмечаются уже у новорожденного, что выражается во вздрагивании всем телом, мигании, изменении дыхания и пульса. К концу четвертой недели отмечается успокаивающее действие колыбельной песни. В 8-10 недель здоровый ребенок поворачивается к источнику звука, расположенному над головой, а в три месяца поворачивается к источнику звука и в вертикальном положении на руках у взрослого.
Одним из важных показателей нормального речевого развития ребенка является развитие и совершенствование его движений. При нормальном развитии малыш в два месяца начинает приподнимать и удерживать голову в течение 10—20 секунд, в четыре-пять месяцев хорошо держит голову в положении на животе, в пять-шесть месяцев поворачивается со спины на живот, в шесть-семь месяцев непродолжительное время сидит, опираясь на руки, в семь-восемь месяцев начинает самостоятельно садиться, в восемь-девять месяцев ребенок ползает на четвереньках, с девяти-десяти месяцев он уверенно ходит, держась за руку взрослого, к концу первого года жизни начинает ходить самостоятельно.
Известно, что развитие речи особенно тесно связано с развитием тонких движений пальцев рук. У детей с тяжелыми нарушениями речи значительно задержана двигательная активность рук. Нормально развивающийся ребенок в возрасте от трех до шести месяцев захватывает игрушки с любой стороны, держит в каждой руке по предмету, с 6 до 12 месяцев перекладывает из одной руки в другую, берет мелкие предметы двумя пальцами, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и т.д.
Для того чтобы предупредить отставание в развитии, особенно внимательным надо быть к развитию речи и ее предпосылок у ребенка.
Каковы же закономерности доречевого и предречевого развития в норме?
Первым голосовым проявлением новорожденного является крик, с помощью которого ребенок сигнализирует о своих неприятных ощущениях. Уже с первых дней в крике младенца можно различить подобие гласных и некоторых согласных звуков, которые имеют носовой оттенок. К концу первого месяца жизни ребенок издает слабые гортанные звуки типа «ах», «ух» в ответ на разговор с ним. В два месяца он повторно произносит отдельные звуки и их сочетания (а, кх, аэ и т.п.). В три месяца появляется гуление (гуканье — гы, гу, агу, бу и др.), гласные произносит протяжно, мелодично (а-а-о-о). В четыре месяца гуление становится более тягучим и приобретает различные интонации. Ребенок уже гулит сам или через 1-3 минуты после общения с ним взрослого. К пяти-шести месяцам ребенок начинает лепетать, т.е. подражательно повторять и накапливать отдельные слоги (ба, па, ма и др.). В семь месяцев подолгу лепечет, смотрит на губы говорящего и повторно произносит слоги (ба-ба, ма-ма, па-па и др.). К восьми месяцам ребенок четко, громко и повторно произносит различные слоги, наблюдается выразительное удвоение слогов (ма-ма, па-па, та-та).
В девять месяцев, подражая взрослому, повторяет за ним слоги, имеющиеся в лепете. В десять месяцев ребенок, подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете, говорит «мама» и «папа» без особого различия. В 11 ме-
сяцев произносит первые слова — обозначения (дай, мама, ав-ав и др.). К году ребенок легко подражает новым слогам, произносит от пяти до десяти легких слов (ам, топ-топ, ляля и др.).
Способности ребенка говорить предшествует понимание им речи окружающих. Несмотря на то что в четыре-пять месяцев ребенок способен различать интонацию обращенной к нему речи, голос знакомых и незнакомых взрослых, в шесть месяцев по звучанию узнавать свое имя, адекватная реакция на слово появляется в семь-восемь месяцев. Например, в семь месяцев на вопрос: «Где?» ребенок находит взглядом предмет, который находится в определенном месте; в восемь месяцев выполняет такие действия, как «ладушки», «дай ручку» и др.; в девять месяцев находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, знает свое имя; в десять месяцев находит знакомые предметы среди других и дает их; в 11 месяцев понимает запреты «нет», «нельзя», по словесной инструкции выполняет различные действия (кормит собачку, водит куклу, машет ручкой — «пока-пока» и др.); в 12 месяцев понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей, выполняет такие поручения, как «найди», «принеси», «положи на место» и др.
Обнаруженное у ребенка отставание в развитии может быть преодолено только совместными усилиями врача, логопеда, родителей. При этом большая роль в данной работе принадлежит родителям, которые должны знать, что преодоление отставания в развитии — это длительный и непрерывный процесс, направленный прежде всего на стимуляцию психомоторного и речевого развития.
Учитывая, что дети, родившиеся с различными факторами риска, достаточно часто являются соматически ослабленными, необходимо с первых месяцев жизни ребенка с целью укрепления всего организма проводить профилактическую работу в виде закаливания, руководствуясь консультациями педиатра.
Доказано, что ранняя стимуляция моторного развития и коррекция двигательных нарушений способствуют предупреждению общего недоразвития речи у детей с ранним органическим поражением центральной нервной системы. С этой целью широко
используется массаж, который назначается детям педиатром или невропатологом строго индивидуально, и специальные занятия по развитию координации движений, функции равновесия, коррекции прямостояния, ходьбы, ритма и пространственной организации движений.
Развитие и коррекция произвольной моторики осуществляется поэтапно. В частности, от рождения до четырех месяцев важно проводить упражнения, направленные на формирование контроля над положением головы и ее движениями. Упражнения проводятся в положении лежа на животе. Голову ребенка приподнимают за подбородок и удерживают в этом положении. Затем различными зрительными и слуховыми раздражителями стимулируют активное приподнимание головы и удержание ее по средней линии. В качестве облегчающего приема можно использовать валик, подкладываемый под грудь ребенка. После того как ребенок начинает удерживать голову в положении на животе по средней линии, при помощи ярких, звучащих игрушек развивается возможность ее активных поворотов в стороны.
С четырех до шести месяцев необходимо проводить упражнения по формированию начальной функции сидения и самостоятельного присаживания.
Подготовительным упражнением для формирования этой функции является развитие цепного выпрямительного рефлекса и оптической реакции опоры рук. Одним из упражнений для развития выпрямительного рефлекса является укладывание ребенка животом на большой мяч, а затем при перемещении мяча в передне-заднем направлении стимулируется разгибание туловища.
Развитие оптической реакции опоры рук может осуществляться с помощью следующего упражнения: взрослый держит ребенка на руках и медленно опускает его лицом вниз. Ребенок должен выбросить руки вперед для того, чтобы удержать туловище и не удариться головой.
После этих подготовительных упражнений и с учетом того, что ребенок умеет переворачиваться со спины на живот и наоборот, его учат присаживаться из положения на спине при подтягивании его за руки.
С шести-восьми месяцев стимулируется ползание, которым ребенку без помощи взрослого редко удается овладеть. Для этого можно использовать специальные упражнения: чаще выкладывать ребенка на живот; подставлять к ногам ребенка, лежащего на животе, ладонь, чтобы он смог оттолкнуться; на небольшом расстоянии расположить яркую игрушку, до которой ребенок попытается дотянуться.
С восьми до 12 месяцев вводятся специальные упражнения, направленные на развитие движений, необходимых для вставания и сохранения положения стоя, что предшествует обучению самостоятельной ходьбе. При обучении вставанию и ходьбе важное значение имеет правильное распределение центра тяжести тела. С этой целью можно использовать следующий прием: ребенок стоит спиной к взрослому, который удерживает его за плечи, оттягивая их назад. Таким образом достигается расслабление мышц бедер, что облегчает движение ноги вперед и предупреждает перекрест ног при стоянии и ходьбе. Этот же прием можно использовать в дальнейшем при поддержке ребенка во время ходьбы.
Эффективным упражнением при обучении ходьбе является передвижение от неподвижной опоры к взрослому с постепенным увеличением расстояния со страховкой ребенка руками.
Важная роль в своевременном формировании речи принадлежит развитию и коррекции мелкой моторики рук.
Исследования ученых показывают, что тренировка пальцев рук на два с половиной месяца ускоряет созревание речевых областей коры головного мозга, т.е- речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук.
Работу по тренировке пальцеи можно начинать с первых недель жизни ребенка. В этих целях очень полезен массаж, например поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью или круговые спиралевидные растирающие движения. Также полезно брать каждый пальчик ребенка по отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его в течение 2-3 минут ежедневно.
Для развития ощупывающих движений рук используются легкие прикосновения и поглаживания ворсовой щеткой с наруж-
ной поверхности сжатой в кулак кисти в направлении от кончиков пальцев к запястью, поглаживание кончиков пальцев щеткой.
Развитие движений рук так же, как и общих движений, осуществляется поэтапно. Так, в возрасте двух месяцев ребенок учится удерживать вложенный в руку предмет, с которым проделывают пассивные упражнения, т.е. их производят родители, в частности вкладывают ребенку в руку игрушку и зажимают кисть руки.
В три месяца ребенка обучают тянуться к игрушкам и удерживать их самостоятельно. Для этого ему показывают игрушку, подвешенную на ленточке, приводят ее в движение, привлекая к ней внимание, затем руку подтягивают к игрушке, неоднократно подталкивая подвешенную игрушку. После того как ребенок захватил игрушку, необходимо помочь ему ощупать ее, потянуть ко рту.
Захватывание предмета — первое произвольное движение грудного ребенка.
В четыре-пять месяцев упражнения направлены на развитие хватательной функции рук.
У детей с ранним органическим поражением центральной нервной системы может наблюдаться напряжение в пальцах рук, поэтому перед тем, как учить захватывать предметы, следует расслабить кисть, чему способствует не только поглаживание щеткой, но и потряхивание кисти рук.
К шести месяцам совершенствуется хватание с точки зрения быстроты ее возникновения и точности захвата предмета одной рукой. Необходимо побуждать ребенка брать правильно игрушку из разных положений — сверху, снизу, сбоку от него, ощупать, взять в рот.
В семь месяцев следует учить перекладывать игрушки из одной руки в другую, поднимать упавшую бутылочку и другие предметы. В этом же возрасте очень полезны различные игры с руками ребенка: «сорока—белобока», «ладушки», «до свидания», «идет коза рогатая» и др.
В восемь—девять месяцев ребенок по просьбе взрослого может делать «ладушки», давать ручку, махать ею, самостоятельно играть: покатать машину, водить и толкать предметы, мять и
рвать бумагу, и др. Движения пальцев рук в этот период усложняются: постучать одним пальцем по столу («плотник стучит молотком»), постучать по очереди по столу несколькими пальцами («игра на пианино»), сжимать и разжимать резиновые игрушки.
В 10-12 месяцев специальные упражнения направлены на сознательное выполнение сложных движений: открывать и закрывать коробочки, надеть колечки пирамидки, переворачивать страницы книги, собирать мелкие предметы (палочки, спички, бусинки, горошины и др.), давать и брать мяч, прятать его, делать первые постройки (ставить кубики один на другой). Особое внимание следует обратить внимание на захват пальцами мелких предметов.
Важной задачей в этом периоде является обучение ребенка самостоятельному приему пищи. Работа начинается с привития ребенку навыка подносить руку ко рту, брать хлеб и подносить ко рту, брать ложку и самостоятельно есть (вначале густую пищу), держать кружку и пить из нее. На первых занятиях следует пользоваться небьющейся посудой.
Одним из условий, стимулирующих речевое развитие, является правильное питание. В пережевывании и глотании пищи участвуют те же мышцы, что и в артикуляции звуков. Если детям долго дают протертую пищу и соответствующие мышцы не тренируются, то развитие четкой артикуляции задерживается. Вялая артикуляция может сохраниться на всю жизнь.
При обучении всем упражнениям основным видом занятий с ребенком является эмоционально окрашенная игра, в которой на начальных этапах малыш занимает пассивную позицию, а на последующих — более активную.
Необходимой предпосылкой для правильного становления речи является развитие и коррекция слухового и зрительного внимания.
В возрасте от рождения до трех месяцев работа по развитию слухового восприятия начинается с выработки слухового сосредоточения. Для этого нужно выбрать время, когда ребенок находится в эмоционально отрицательном состоянии (несильный
плач или общие беспорядочные движения) и с помощью ласкового разговора или погремушки добиться успокоения и привлечения его внимания. Звуковые раздражители варьируются, сначала внимание привлекается к нерезким звукам (погремушка, постукивание одной игрушки о другую), затем к громким — бубен, пищание игрушки и т. д. Важно на разговор взрослого, пение получить в ответ улыбку ребенка.
С трех до пяти месяцев развитие слухового внимания идет в направлении умения локализовать звук в пространстве, адекватно реагировать на интонацию, голос матери. Сначала ребенок должен увидеть лицо говорящего. Разговаривая с ним, матери следует ходить вокруг кровати, окликать, вызывая поворот его головы. Если у ребенка наблюдается двигательная недостаточность, то необходимо пассивно поворачивать его голову по направлению к источнику звука.
С целью дальнейшего формирования у ребенка понимания обращенной к нему речи в этот период необходимо не только научить его воспринимать различные интонации голоса (ласковая, строгая), но и адекватно на них реагировать (веселый, нежный, ласковый тон должен вызывать улыбку, смех; сердитый, грубый, строгий — обиду, плач).
С пяти до восьми месяцев следует обратить внимание на формирование акустической установки на звуки и голос человека и слуховых дифференцировок. Для развития акустической установки на звуки и голос полезно использовать различные звуковые раздражители, т.е. звуки должны быть разными по высоте и силе звучания (погремушки, бубны, звучащие игрушки; голос взрослого — тихий, громкий, шепот).
Для формирования слуховых дифференцировок меняют тон с ласкового на строгий и наоборот, вызывая адекватные эмоции: настороженность, плач, обиду.
В этот период полезно демонстрировать ребенку игрушки. Например, показ мишки можно сопровождать громким сердитым голосом — «а»-«а»; показ куклы — звуком «а», но певучим, ласковым; показ зайца с оторванным ухом — жалобным, монотонным звуком «а» и т.д.
Упражнения проводятся ежедневно и способствуют формированию подготовительных этапов развития понимания речи.
С восьми до 12 месяцев вся работа направлена на развитие адекватной реакции на слова. В восемь-девять месяцев ребенка учат отвечать на свое имя, поворачивать голову и устремлять свой взгляд на названный предмет (например, «где часы?»). С десяти месяцев ребенок способен активно включаться в игру — «ку-ку», «сорока-ворона» и др., по предложению взрослого — показывать части лица, тела, отвечать правильной двигательной реакцией на ряд просьб, указаний.
Зарождение подлинного понимания слов начинается после года. Раннее понимание (семь-восемь месяцев) ребенком слов и даже инструкций, произносимых взрослым, строится не на восприятии их фонетического состава, а на улавливании общей рит-мико-мелодической структуры слова и фраз.
К году слово начинает освобождаться от решающей роли интонации и зарождается подлинное понимание слов в основном на втором году жизни.
Для своевременного формирования речи важное значение имеет развитие зрительного восприятия.
У детей с отклонениями в развитии зрительное восприятие может быть нарушено за счет ограниченного движения глаз, нарушений фиксации взора и других причин. Поэтому им трудно отыскивать взглядом предмет, рассматривать его и прослеживать его перемещение.
Для развития и коррекции зрительного восприятия с рождения до трех месяцев ребенка учат сосредоточиваться вначале на лице взрослого, затем на различных предметах и прослеживать их передвижение. С этой целью ребенок располагается перед взрослым так, чтобы лицо взрослого было освещено и вызывало у ребенка длительное зрительное внимание. Затем взрослый медленно перемещается перед глазами ребенка, ведя за собой его взор и следя за тем, чтобы малыш не потерял объект из поля своего зрения.
После этого приступают к тренировке согласованных движений головы и глаз. Перед ребенком в поле его зрения распо-
лагают яркую игрушку, которую медленно перемещают по горизонтали, вертикали и диагонали, добиваясь от него плавного движения глаз. Если ребенок не может согласовывать движения головы и глаз, следует приподнять его голову и пассивно поворачивать ее в направлении движения оптического образа (лица взрослого, игрушки и др.), который должен располагаться на расстоянии от 0,5-1 м от глаз и двигаться в медленном темпе.
С трех до шести месяцев развитие восприятия направлено на увеличение подвижности глазных яблок, плавности прослеживания за движущимися предметами, прослеживание глазами при неизменном положении головы.
В этот период при выполнении упражнений ребенок может уже находиться не только в горизонтальном, но и вертикальном положении. Например, взяв ребенка на руки, взрослый постепенно перемещает игрушку вверх, вниз, в сторону, по кругу на расстоянии 50 см.
С шести до 12 месяцев основной целью развития зрительного восприятия является выработка зрительных дифференци-ровок. Внимание ребенка привлекается не только к игрушкам, но и ко всему, что его окружает. Например, после восьми месяцев ребенка учат отыскивать глазами в комнате окно, дверь, часы, куклу и т.д.
В этот период желательно подбирать игрушки, разные по величине, цвету, форме, движущиеся, озвученные. Взрослый, стараясь привлечь внимание ребенка к игрушке, к манипуляциям с ней, прячет ее, чтобы вызвать эмоциональное отношение к каждой игрушке в отдельности и выделить наиболее полюбившуюся ребенку.
К году ребенок уже способен различать цвета. Однако установление связей между зрительным восприятием цвета и его словесным обозначением происходит значительно позже.
Для предупреждения недоразвития речи важное значение имеет стимуляция гуления и лепета.
Для того чтобы малыш гулил и лепетал, нужно, чтобы он был сытым, сухим и теплым, а главное — имел эмоциональное общение со взрослыми. На фоне радостного оживления все го-
лосовые реакции ребенка становятся выразительными и стойкими, т.е. он может гулить 10-15 минут подряд. Для этого ребенка укладывают на спину, а затем ласковым голосом или пением стараются вызвать гуление. Если голосовые реакции слабые, полезно проводить вибрацию грудной клетки и гортани. Когда ребенок внимательно всматривается в лицо взрослого, можно медленно, широко раскрывая рот, произносить звуки и их сочетания: «а», «агу», «угу», «гу» и др. Если ребенок не повторяет этих звуков, следует пассивно вырабатывать подражательную реакцию. Например, легко поглаживая губы ребенка, в определенном ритме в момент произнесения взрослым звука открыть рот ребенка.
Занятие по активизации голосовых реакций желательно проводить через 20-30 минут после пробуждения.
После пяти месяцев осуществляется стимуляция лепета. С этой целью родители произносят слоги «ба», «па», «ма» и другие в момент выдоха ребенка, а паузы делают во время вдоха. Ребенок должен подключиться к «разговору» со взрослым, а взрослый поддерживает активность ребенка, произнося звуки тише, с частыми паузами, давая ребенку возможность слушать себя.
Лепетные слова, произносимые ребенком, должны соотноситься с определенными действиями, предметами, явлениями (бо-бо — больно, ба — упало, ам — есть и т.д.).
Гуление и лепет плохо будут развиваться в том случае, если с ребенком занимаются, а он не может слышать себя или взрослого - звучит громкая музыка, разговаривают между собой или шумят дети и т.д. В этих случаях ребенок умолкает.
Стимуляция лепета имеет большое значение для становления речи. В период лепета происходит соединение отдельных артикуляций (деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуковой речи) в линейную последовательность, что считается существенным механизмом словообразования.
Таким образом, все мероприятия по предупреждению отставания в развитии речи должны носить комплексный характер и включать в себя не только развитие и коррекцию психомоторного развития, но при необходимости и специальное лечение.
2. РАННЯЯ КОРРЕКЦИОННО-
РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ