РАЗВИТИИ В ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ




Целью ранней коррекционно-развивающей работы явля­ется максимальное раскрытие потенциальных возможностей ре­бенка. Ранняя коррекционно-развивающая работа помогает де­тям овладеть теми навыками и умениями, которые обычно формируются в процессе нормального развития. Это означает, что данная работа формирует навыки, которые помогут детям развиваться дальше.

В содержание ранней коррекционно-развивающей работы, начиная с периода новорожденности, входит одновременное формирование умений, относящихся к разным сферам развития: к общей моторике (развитию основных движений); к тонкой моторике (скоординированной работе руки и глаза); к восприя­тию (зрительному, слуховому, тактильному); к восприятию речи (пониманию того, что говорят окружающие); к умению выражать свои чувства и потребности; к способности играть и взаимодей­ствовать с окружающими; к самообслуживанию.

Если ребенку еще нет года, то специально для занятий ро­дителям нужно будет выделять совсем немного времени. Боль­шинство упражнений можно выполнять в процессе обычного повседневного ухода за малышом и играя с ним.

Продолжительность занятий зависит от возраста ребенка (один месяц или два, три и т.д.), а также от состояния ребенка (нервно-психического, физического). Идеально было бы распре­делить время следующим образом:

до 15 минут отвести на упражнения по развитию тонкой моторики и восприятию (слуховому, зрительному, тактильному);

до 15 минут — на игровые занятия по развитию восприятия речи и звукоподражаний;

два занятия (до 10 минут) отдать упражнениям по развитию общей моторики (или меньше, если малыш уже до года ходит).


В общей сложности занятия могут продолжаться около 50 минут в день.

Подход к ребенку в процессе коррекционно-развивающей работы должен быть как к одаренному.

Мобилизация движущих сил развития происходит у ребен­ка тогда, когда он чувствует, что взрослый верит в него, доверя­ет ему, включает его в решение все более и более трудных задач и проблем.

М. М. Пришвин писал: «Тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постара­юсь быть лучше себя».

Дети с отклонениями в развитии нуждаются не в снисходи­тельности и жалости, а в коррекции своего развития до опти­мальной нормы.

Для того чтобы создать благоприятные условия для разви­тия ребенка, важно знать закономерности нормального психомо­торного, доречевого и предречевого развития.

Внимательно наблюдая за своим ребенком с первых дней, родителям следует прежде всего обратить внимание на позу но­ворожденного, мышечный тонус, поведенческие реакции, зрение, слух, движения.

Здоровый доношенный ребенок лежит в так называемой ут­робной позе: руки согнуты во всех суставах и приведены к ту­ловищу, кисти рук сжаты в кулачки, большие пальцы лежат под четырьмя остальными; ноги также согнуты во всех суставах, бедра отведены в стороны.

Основным признаком многих неврологических и соматичес­ких заболеваний ребенка может быть общее снижение мышеч­ного тонуса: ребенок лежит с разогнутыми во всех суставах ко­нечностями, его бедра отведены в стороны, спонтанные движения выражены слабо или отсутствуют.

Наблюдая за поведенческими реакциями ребенка, можно обнаружить, что в месяц ребенок неярко улыбается в ответ на разговор взрослого; в два месяца быстро отвечает улыбкой на разговор с ним; в три месяца возникает комплекс оживления, который проявляется в виде сочетания улыбки, гуления, радост-


ного повизгивания, вскидывания ручек, перебирания ножками в ответ на эмоциональное общение с ребенком; в четыре месяца часто и легко возникают комплекс оживления, громкий смех.

Начиная со второго-третьего месяца жизни следует обращать особое внимание на состояние зрительного и слухового воспри­ятия, так как нарушение слуха и зрения влекут за собой нару­шения речи. В норме дети начинают кратковременно фиксиро­вать предметы с 8-13-го дня, к концу месяца жизни они начинают проявлять слабо выраженные реакции прослеживания, а в два месяца здоровый ребенок обращает внимание не только на яр­кие раздражители, которые находятся перед ним, но и на те, которые расположены сбоку, т.е. ребенок активно переводит глаза и поворачивает голову до тех пор, пока не найдет объект для фиксации. В три месяца ребенок фиксирует взгляд на лице взрослого.

Важное значение для формирования речи имеет развитие функции слухового восприятия. Реакции на звуковые раздражи­тели отмечаются уже у новорожденного, что выражается во вздрагивании всем телом, мигании, изменении дыхания и пуль­са. К концу четвертой недели отмечается успокаивающее дей­ствие колыбельной песни. В 8-10 недель здоровый ребенок по­ворачивается к источнику звука, расположенному над головой, а в три месяца поворачивается к источнику звука и в вертикаль­ном положении на руках у взрослого.

Одним из важных показателей нормального речевого разви­тия ребенка является развитие и совершенствование его движе­ний. При нормальном развитии малыш в два месяца начинает приподнимать и удерживать голову в течение 10—20 секунд, в четыре-пять месяцев хорошо держит голову в положении на животе, в пять-шесть месяцев поворачивается со спины на жи­вот, в шесть-семь месяцев непродолжительное время сидит, опи­раясь на руки, в семь-восемь месяцев начинает самостоятельно садиться, в восемь-девять месяцев ребенок ползает на четверень­ках, с девяти-десяти месяцев он уверенно ходит, держась за руку взрослого, к концу первого года жизни начинает ходить самосто­ятельно.


Известно, что развитие речи особенно тесно связано с раз­витием тонких движений пальцев рук. У детей с тяжелыми на­рушениями речи значительно задержана двигательная активность рук. Нормально развивающийся ребенок в возрасте от трех до шести месяцев захватывает игрушки с любой стороны, держит в каждой руке по предмету, с 6 до 12 месяцев перекладывает из одной руки в другую, берет мелкие предметы двумя пальцами, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и т.д.

Для того чтобы предупредить отставание в развитии, особен­но внимательным надо быть к развитию речи и ее предпосылок у ребенка.

Каковы же закономерности доречевого и предречевого раз­вития в норме?

Первым голосовым проявлением новорожденного является крик, с помощью которого ребенок сигнализирует о своих не­приятных ощущениях. Уже с первых дней в крике младенца можно различить подобие гласных и некоторых согласных зву­ков, которые имеют носовой оттенок. К концу первого месяца жизни ребенок издает слабые гортанные звуки типа «ах», «ух» в ответ на разговор с ним. В два месяца он повторно произно­сит отдельные звуки и их сочетания (а, кх, аэ и т.п.). В три ме­сяца появляется гуление (гуканье — гы, гу, агу, бу и др.), глас­ные произносит протяжно, мелодично (а-а-о-о). В четыре месяца гуление становится более тягучим и приобретает различные интонации. Ребенок уже гулит сам или через 1-3 минуты после общения с ним взрослого. К пяти-шести месяцам ребенок начи­нает лепетать, т.е. подражательно повторять и накапливать от­дельные слоги (ба, па, ма и др.). В семь месяцев подолгу лепе­чет, смотрит на губы говорящего и повторно произносит слоги (ба-ба, ма-ма, па-па и др.). К восьми месяцам ребенок четко, громко и повторно произносит различные слоги, наблюдается выразительное удвоение слогов (ма-ма, па-па, та-та).

В девять месяцев, подражая взрослому, повторяет за ним слоги, имеющиеся в лепете. В десять месяцев ребенок, подра­жая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете, говорит «мама» и «папа» без особого различия. В 11 ме-


сяцев произносит первые слова — обозначения (дай, мама, ав-ав и др.). К году ребенок легко подражает новым слогам, произ­носит от пяти до десяти легких слов (ам, топ-топ, ляля и др.).

Способности ребенка говорить предшествует понимание им речи окружающих. Несмотря на то что в четыре-пять месяцев ре­бенок способен различать интонацию обращенной к нему речи, голос знакомых и незнакомых взрослых, в шесть месяцев по зву­чанию узнавать свое имя, адекватная реакция на слово появляет­ся в семь-восемь месяцев. Например, в семь месяцев на вопрос: «Где?» ребенок находит взглядом предмет, который находится в определенном месте; в восемь месяцев выполняет такие действия, как «ладушки», «дай ручку» и др.; в девять месяцев находит взгля­дом несколько знакомых предметов в разных местах, знает свое имя; в десять месяцев находит знакомые предметы среди других и дает их; в 11 месяцев понимает запреты «нет», «нельзя», по сло­весной инструкции выполняет различные действия (кормит собач­ку, водит куклу, машет ручкой — «пока-пока» и др.); в 12 меся­цев понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей, выполняет такие поручения, как «найди», «принеси», «положи на место» и др.

Обнаруженное у ребенка отставание в развитии может быть преодолено только совместными усилиями врача, логопеда, ро­дителей. При этом большая роль в данной работе принадлежит родителям, которые должны знать, что преодоление отставания в развитии — это длительный и непрерывный процесс, направ­ленный прежде всего на стимуляцию психомоторного и речево­го развития.

Учитывая, что дети, родившиеся с различными факторами риска, достаточно часто являются соматически ослабленными, необходимо с первых месяцев жизни ребенка с целью укрепле­ния всего организма проводить профилактическую работу в виде закаливания, руководствуясь консультациями педиатра.

Доказано, что ранняя стимуляция моторного развития и кор­рекция двигательных нарушений способствуют предупреждению общего недоразвития речи у детей с ранним органическим по­ражением центральной нервной системы. С этой целью широко


используется массаж, который назначается детям педиатром или невропатологом строго индивидуально, и специальные занятия по развитию координации движений, функции равновесия, кор­рекции прямостояния, ходьбы, ритма и пространственной орга­низации движений.

Развитие и коррекция произвольной моторики осуществля­ется поэтапно. В частности, от рождения до четырех месяцев важно проводить упражнения, направленные на формирование контроля над положением головы и ее движениями. Упражнения проводятся в положении лежа на животе. Голову ребенка при­поднимают за подбородок и удерживают в этом положении. За­тем различными зрительными и слуховыми раздражителями сти­мулируют активное приподнимание головы и удержание ее по средней линии. В качестве облегчающего приема можно ис­пользовать валик, подкладываемый под грудь ребенка. После того как ребенок начинает удерживать голову в положении на животе по средней линии, при помощи ярких, звучащих игру­шек развивается возможность ее активных поворотов в стороны.

С четырех до шести месяцев необходимо проводить упраж­нения по формированию начальной функции сидения и самостоятельного присаживания.

Подготовительным упражнением для формирования этой фун­кции является развитие цепного выпрямительного рефлекса и оптической реакции опоры рук. Одним из упражнений для раз­вития выпрямительного рефлекса является укладывание ребенка животом на большой мяч, а затем при перемещении мяча в перед­не-заднем направлении стимулируется разгибание туловища.

Развитие оптической реакции опоры рук может осуществ­ляться с помощью следующего упражнения: взрослый держит ребенка на руках и медленно опускает его лицом вниз. Ребенок должен выбросить руки вперед для того, чтобы удержать туло­вище и не удариться головой.

После этих подготовительных упражнений и с учетом того, что ребенок умеет переворачиваться со спины на живот и наобо­рот, его учат присаживаться из положения на спине при подтя­гивании его за руки.


С шести-восьми месяцев стимулируется ползание, которым ребенку без помощи взрослого редко удается овладеть. Для это­го можно использовать специальные упражнения: чаще выкла­дывать ребенка на живот; подставлять к ногам ребенка, лежащего на животе, ладонь, чтобы он смог оттолкнуться; на небольшом расстоянии расположить яркую игрушку, до которой ребенок попытается дотянуться.

С восьми до 12 месяцев вводятся специальные упражнения, направленные на развитие движений, необходимых для вставания и сохранения положения стоя, что предшествует обучению само­стоятельной ходьбе. При обучении вставанию и ходьбе важное значение имеет правильное распределение центра тяжести тела. С этой целью можно использовать следующий прием: ребенок стоит спиной к взрослому, который удерживает его за плечи, от­тягивая их назад. Таким образом достигается расслабление мышц бедер, что облегчает движение ноги вперед и предупреждает пе­рекрест ног при стоянии и ходьбе. Этот же прием можно исполь­зовать в дальнейшем при поддержке ребенка во время ходьбы.

Эффективным упражнением при обучении ходьбе является передвижение от неподвижной опоры к взрослому с постепен­ным увеличением расстояния со страховкой ребенка руками.

Важная роль в своевременном формировании речи принад­лежит развитию и коррекции мелкой моторики рук.

Исследования ученых показывают, что тренировка пальцев рук на два с половиной месяца ускоряет созревание речевых областей коры головного мозга, т.е- речевые области формиру­ются под влиянием импульсов от пальцев рук.

Работу по тренировке пальцеи можно начинать с первых недель жизни ребенка. В этих целях очень полезен массаж, на­пример поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью или круговые спиралевидные растирающие движения. Также полезно брать каждый пальчик ребенка по от­дельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его в течение 2-3 минут ежедневно.

Для развития ощупывающих движений рук используются легкие прикосновения и поглаживания ворсовой щеткой с наруж-


ной поверхности сжатой в кулак кисти в направлении от кончи­ков пальцев к запястью, поглаживание кончиков пальцев щеткой.

Развитие движений рук так же, как и общих движений, осу­ществляется поэтапно. Так, в возрасте двух месяцев ребенок учится удерживать вложенный в руку предмет, с которым про­делывают пассивные упражнения, т.е. их производят родители, в частности вкладывают ребенку в руку игрушку и зажимают кисть руки.

В три месяца ребенка обучают тянуться к игрушкам и удержи­вать их самостоятельно. Для этого ему показывают игрушку, под­вешенную на ленточке, приводят ее в движение, привлекая к ней внимание, затем руку подтягивают к игрушке, неоднократно под­талкивая подвешенную игрушку. После того как ребенок захватил игрушку, необходимо помочь ему ощупать ее, потянуть ко рту.

Захватывание предмета — первое произвольное движение грудного ребенка.

В четыре-пять месяцев упражнения направлены на развитие хватательной функции рук.

У детей с ранним органическим поражением центральной нервной системы может наблюдаться напряжение в пальцах рук, поэтому перед тем, как учить захватывать предметы, следует расслабить кисть, чему способствует не только поглаживание щеткой, но и потряхивание кисти рук.

К шести месяцам совершенствуется хватание с точки зрения быстроты ее возникновения и точности захвата предмета одной рукой. Необходимо побуждать ребенка брать правильно игруш­ку из разных положений — сверху, снизу, сбоку от него, ощу­пать, взять в рот.

В семь месяцев следует учить перекладывать игрушки из одной руки в другую, поднимать упавшую бутылочку и другие предметы. В этом же возрасте очень полезны различные игры с руками ребенка: «сорока—белобока», «ладушки», «до свидания», «идет коза рогатая» и др.

В восемь—девять месяцев ребенок по просьбе взрослого мо­жет делать «ладушки», давать ручку, махать ею, самостоятель­но играть: покатать машину, водить и толкать предметы, мять и


 


рвать бумагу, и др. Движения пальцев рук в этот период услож­няются: постучать одним пальцем по столу («плотник стучит молотком»), постучать по очереди по столу несколькими паль­цами («игра на пианино»), сжимать и разжимать резиновые иг­рушки.

В 10-12 месяцев специальные упражнения направлены на сознательное выполнение сложных движений: открывать и зак­рывать коробочки, надеть колечки пирамидки, переворачивать страницы книги, собирать мелкие предметы (палочки, спички, бусинки, горошины и др.), давать и брать мяч, прятать его, де­лать первые постройки (ставить кубики один на другой). Осо­бое внимание следует обратить внимание на захват пальцами мелких предметов.

Важной задачей в этом периоде является обучение ребенка самостоятельному приему пищи. Работа начинается с привития ребенку навыка подносить руку ко рту, брать хлеб и подносить ко рту, брать ложку и самостоятельно есть (вначале густую пищу), держать кружку и пить из нее. На первых занятиях сле­дует пользоваться небьющейся посудой.

Одним из условий, стимулирующих речевое развитие, явля­ется правильное питание. В пережевывании и глотании пищи участвуют те же мышцы, что и в артикуляции звуков. Если де­тям долго дают протертую пищу и соответствующие мышцы не тренируются, то развитие четкой артикуляции задерживается. Вялая артикуляция может сохраниться на всю жизнь.

При обучении всем упражнениям основным видом занятий с ребенком является эмоционально окрашенная игра, в которой на начальных этапах малыш занимает пассивную позицию, а на последующих — более активную.

Необходимой предпосылкой для правильного становления речи является развитие и коррекция слухового и зрительного внимания.

В возрасте от рождения до трех месяцев работа по разви­тию слухового восприятия начинается с выработки слухового сосредоточения. Для этого нужно выбрать время, когда ребенок находится в эмоционально отрицательном состоянии (несильный


плач или общие беспорядочные движения) и с помощью ласко­вого разговора или погремушки добиться успокоения и привле­чения его внимания. Звуковые раздражители варьируются, сна­чала внимание привлекается к нерезким звукам (погремушка, постукивание одной игрушки о другую), затем к громким — бубен, пищание игрушки и т. д. Важно на разговор взрослого, пение получить в ответ улыбку ребенка.

С трех до пяти месяцев развитие слухового внимания идет в направлении умения локализовать звук в пространстве, адек­ватно реагировать на интонацию, голос матери. Сначала ребенок должен увидеть лицо говорящего. Разговаривая с ним, матери следует ходить вокруг кровати, окликать, вызывая поворот его головы. Если у ребенка наблюдается двигательная недостаточ­ность, то необходимо пассивно поворачивать его голову по на­правлению к источнику звука.

С целью дальнейшего формирования у ребенка понимания обращенной к нему речи в этот период необходимо не только научить его воспринимать различные интонации голоса (ласко­вая, строгая), но и адекватно на них реагировать (веселый, неж­ный, ласковый тон должен вызывать улыбку, смех; сердитый, грубый, строгий — обиду, плач).

С пяти до восьми месяцев следует обратить внимание на формирование акустической установки на звуки и голос человека и слуховых дифференцировок. Для развития акустической уста­новки на звуки и голос полезно использовать различные звуко­вые раздражители, т.е. звуки должны быть разными по высоте и силе звучания (погремушки, бубны, звучащие игрушки; голос взрослого — тихий, громкий, шепот).

Для формирования слуховых дифференцировок меняют тон с ласкового на строгий и наоборот, вызывая адекватные эмоции: настороженность, плач, обиду.

В этот период полезно демонстрировать ребенку игрушки. Например, показ мишки можно сопровождать громким сердитым голосом — «а»-«а»; показ куклы — звуком «а», но певучим, лас­ковым; показ зайца с оторванным ухом — жалобным, монотон­ным звуком «а» и т.д.


 




Упражнения проводятся ежедневно и способствуют форми­рованию подготовительных этапов развития понимания речи.

С восьми до 12 месяцев вся работа направлена на развитие адекватной реакции на слова. В восемь-девять месяцев ребенка учат отвечать на свое имя, поворачивать голову и устремлять свой взгляд на названный предмет (например, «где часы?»). С десяти месяцев ребенок способен активно включаться в игру — «ку-ку», «сорока-ворона» и др., по предложению взрослого — показывать части лица, тела, отвечать правильной двигательной реакцией на ряд просьб, указаний.

Зарождение подлинного понимания слов начинается после года. Раннее понимание (семь-восемь месяцев) ребенком слов и даже инструкций, произносимых взрослым, строится не на вос­приятии их фонетического состава, а на улавливании общей рит-мико-мелодической структуры слова и фраз.

К году слово начинает освобождаться от решающей роли интонации и зарождается подлинное понимание слов в основ­ном на втором году жизни.

Для своевременного формирования речи важное значение имеет развитие зрительного восприятия.

У детей с отклонениями в развитии зрительное восприятие может быть нарушено за счет ограниченного движения глаз, нарушений фиксации взора и других причин. Поэтому им труд­но отыскивать взглядом предмет, рассматривать его и прослежи­вать его перемещение.

Для развития и коррекции зрительного восприятия с рож­дения до трех месяцев ребенка учат сосредоточиваться вначале на лице взрослого, затем на различных предметах и прослежи­вать их передвижение. С этой целью ребенок располагается пе­ред взрослым так, чтобы лицо взрослого было освещено и вы­зывало у ребенка длительное зрительное внимание. Затем взрослый медленно перемещается перед глазами ребенка, ведя за собой его взор и следя за тем, чтобы малыш не потерял объект из поля своего зрения.

После этого приступают к тренировке согласованных дви­жений головы и глаз. Перед ребенком в поле его зрения распо-


лагают яркую игрушку, которую медленно перемещают по го­ризонтали, вертикали и диагонали, добиваясь от него плавного движения глаз. Если ребенок не может согласовывать движения головы и глаз, следует приподнять его голову и пассивно пово­рачивать ее в направлении движения оптического образа (лица взрослого, игрушки и др.), который должен располагаться на расстоянии от 0,5-1 м от глаз и двигаться в медленном темпе.

С трех до шести месяцев развитие восприятия направлено на увеличение подвижности глазных яблок, плавности просле­живания за движущимися предметами, прослеживание глазами при неизменном положении головы.

В этот период при выполнении упражнений ребенок может уже находиться не только в горизонтальном, но и вертикальном положении. Например, взяв ребенка на руки, взрослый постепен­но перемещает игрушку вверх, вниз, в сторону, по кругу на рас­стоянии 50 см.

С шести до 12 месяцев основной целью развития зритель­ного восприятия является выработка зрительных дифференци-ровок. Внимание ребенка привлекается не только к игрушкам, но и ко всему, что его окружает. Например, после восьми меся­цев ребенка учат отыскивать глазами в комнате окно, дверь, часы, куклу и т.д.

В этот период желательно подбирать игрушки, разные по величине, цвету, форме, движущиеся, озвученные. Взрослый, стараясь привлечь внимание ребенка к игрушке, к манипуляци­ям с ней, прячет ее, чтобы вызвать эмоциональное отношение к каждой игрушке в отдельности и выделить наиболее полюбив­шуюся ребенку.

К году ребенок уже способен различать цвета. Однако уста­новление связей между зрительным восприятием цвета и его словесным обозначением происходит значительно позже.

Для предупреждения недоразвития речи важное значение имеет стимуляция гуления и лепета.

Для того чтобы малыш гулил и лепетал, нужно, чтобы он был сытым, сухим и теплым, а главное — имел эмоциональное общение со взрослыми. На фоне радостного оживления все го-


лосовые реакции ребенка становятся выразительными и стой­кими, т.е. он может гулить 10-15 минут подряд. Для этого ре­бенка укладывают на спину, а затем ласковым голосом или пе­нием стараются вызвать гуление. Если голосовые реакции слабые, полезно проводить вибрацию грудной клетки и гортани. Когда ребенок внимательно всматривается в лицо взрослого, можно медленно, широко раскрывая рот, произносить звуки и их сочетания: «а», «агу», «угу», «гу» и др. Если ребенок не повто­ряет этих звуков, следует пассивно вырабатывать подражатель­ную реакцию. Например, легко поглаживая губы ребенка, в оп­ределенном ритме в момент произнесения взрослым звука открыть рот ребенка.

Занятие по активизации голосовых реакций желательно про­водить через 20-30 минут после пробуждения.

После пяти месяцев осуществляется стимуляция лепета. С этой целью родители произносят слоги «ба», «па», «ма» и другие в момент выдоха ребенка, а паузы делают во время вдоха. Ребе­нок должен подключиться к «разговору» со взрослым, а взрослый поддерживает активность ребенка, произнося звуки тише, с час­тыми паузами, давая ребенку возможность слушать себя.

Лепетные слова, произносимые ребенком, должны соотно­ситься с определенными действиями, предметами, явлениями (бо-бо — больно, ба — упало, ам — есть и т.д.).

Гуление и лепет плохо будут развиваться в том случае, если с ребенком занимаются, а он не может слышать себя или взрос­лого - звучит громкая музыка, разговаривают между собой или шумят дети и т.д. В этих случаях ребенок умолкает.

Стимуляция лепета имеет большое значение для становле­ния речи. В период лепета происходит соединение отдельных артикуляций (деятельность речевых органов, связанных с про­изнесением звуковой речи) в линейную последовательность, что считается существенным механизмом словообразования.

Таким образом, все мероприятия по предупреждению отста­вания в развитии речи должны носить комплексный характер и включать в себя не только развитие и коррекцию психомоторного развития, но при необходимости и специальное лечение.


2. РАННЯЯ КОРРЕКЦИОННО-

РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: