Методические указания для студентов 2 курса




Специальности Лечебное дело

к практическому занятию №12

по дисциплине Гигиена

Тема: ПИЩЕВЫЕ ОТРАВЛЕНИЯ, ИХ ПРОФИЛАКТИКА И РАССЛЕДОВАНИЕ. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПИЩЕБЛОКУ.

Цель: ознакомить студентов с проблемой пищевых отравлений.

Задачи: изучить классификацию пищевых отравлений, меры профилактики, изучить требования к пищеблокам больниц и ознакомиться с основами диетического и лечебно-профилактического питания.

Студент должен знать:

1) до изучения темы – причины пищевых отравлений, гигиенические требования к общественному питанию.

2) после изучения темы – классификацию и клинику пищевых отравлений, меры профилактики и действия врача при подозрении на пищевое отравление, требования к пищеблокам, организацию питания в ЛПУ, лечебное (диетическое) питание, лечебно-профилактическое питание, роль врача в контроле за питанием в ЛПУ.

Студент должен уметь: оформлять при подозрении на пищевые отравления документацию и отбирать пробы подозрительных продуктов и пищи, биологических материалов на баканализ, оценивать санитарное состояние и режим работы пищеблока. Осуществлять гигиенический контроль за организацией питания в ЛПУ и других учреждениях.

Содержание занятия:

1. Вводный контроль с использованием тестов.

2. Беседа по теме занятия с рассмотрением следующих вопросов:

1. Понятие о пищевых отравлениях.

2. Классификация пищевых отравлений.

3. Группа микробных пищевых отравлений:

а) Токсикоинфекции (этиология, патогенез, клиника, меры профилактики),

б) Бактериотоксикозы: стафилококковая интоксикация, ботулизм (этиология, патогенез, клиника, меры профилактики),

в) Микотоксикозы: эрготизм, фузариотоксикозы, афлотоксикозы (этиология, патогенез, клиника, меры профилактики).

4. Пищевые отравления немикробной этиологии.

5. Пищевые отравления невыясненной этиологии.

6. Задачи и методы работы врача при подозрении на пищевое отравление.

7. Основные принципы питания в лечебно-профилактических учреждениях.

8. Структура организации питания в больницах.

9. Роль врача при контроле за организацией питания больных в лечебно-профилактических учреждениях.

10. Гигиенические требования к размещению, внутренней планировке и оборудованию пищеблоков больниц.

11. Гигиенические требования к транспортировке, хранению пищевых продуктов.

12. Гигиенические требования к технологическим этапам приготовления пищи (обработка сырья, приготовление полуфабрикатов, холодных закусок, термическая обработка).

13. Требования к хранению готовой продукции (пищи), организация доставки пищи больным. Правила мытья столовой и кухонной посуды.

14. Требования к персоналу пищеблока, их гигиеническое значение. Требования к технологическому и уборочному инвентарю пищеблока.

15. Понятие о лечебном питании. Принципы построения диет.

16. Характеристика лечебного питания при воспалительных заболеваниях желудочно-кишечного тракта, после оперативных вмешательств.

17. Лечебное питание при заболеваниях печени и желчевыводящих путей.

18. Организация лечебного питания при сердечно-сосудистых заболеваниях, патологии почек и мочевыводящих путей.

19. Лечебно-профилактическое питание (ЛПП) и его значение.

20. Принцип составления рационов ЛПП.

21. Характеристика рационов ЛПП при работе с ионизирующим излучением.

22. Характеристика рационов ЛПП при работе со свинцом, щелочными металлами, галогенами, цианистыми соединениями.

23. Характеристика рационов ЛПП при работе с фосфором, мышьяком, ртутью, сероуглеродом, бензолом и др. органическими растворителями.

24. Назначение витаминов как вида ЛПП.

25. Назначение молока, молочных продуктов как вида ЛПП.

3. Практическая работа студентов:

1. Изучение классификации пищевых отравлений.

2. Оформление документации при возникновении случая пищевого отравления (деловая игра).

3. Ситуационные задачи для разбора на занятии: на с.134-135 (Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека. – М. 1999) и на с.66-68 (Трушков В.Ф. Методические указания. – Киров, 1990).

4. Студенты изучают Приказ Минздрава РФ от 5.08.03 г. № 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации», проект столовой, а затем вместе с преподавателем посещают пищеблок (столовую) и составляют протокол обследования.

Рекомендуемая литература:

  1. Гигиена: учебник Румянцев Г.И. и др. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008.

2. Гигиена с основами экологии человека: учебник под ред. Мельниченко П.И.

3. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010

  1. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека. – М., 1999.
  2. Трушков В.Ф. с соавт. Методические указания к практическим занятиям для студентов по общей гигиене и экологии человека. – Киров, 1990.
  3. Лекционный материал.

 

Методические указания подготовлены: профессором, д.м.н. Солониным Ю.Г.

 

Методические указания утверждены на заседании кафедры № 5 от «11 мая 2012 г.»

 

Зав. кафедрой:_______________ Э.В. Нечаева

Коми филиал

государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

 

Кафедра Общественного здоровья и здравоохранения

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: