Защита прав потребителей при оказании услуг




В связи с установлением в ГК РФ РФ специального договора возмездного оказания услуг, содержание которого состоит в совершении определенных действий или осуществлении определенной деятельности, возникает вопрос о возможности и характере применения к этим отношениям таких понятий и норм как ненадлежащее качество услуги, срок службы, гарантийный срок, срок годности, явные и скрытые недостатки, существенные недостатки, о сроках их обнаружения и устранения, о сроках исковой давности по спорам, вытекающим из этих договоров и т.п.

Качество услуги по договору о возмездном оказании услуг ГК РФ РФ специально не регулируется, также как и качество работы, выполняемой по договору бытового подряда. В соответствии с п. 2 ст. 702, п. 3 ст. 730 и ст. 783 ГК РФ РФ, качество услуги, оказываемой потребителю, должно регулироваться в соответствии со ст. 721 ГК РФ РФ (качество работы), Законом «О защите прав потребителей» и иными правовыми актами, принятыми в соответствии с ним.

Исходя из соображений, высказанных при анализе требований к качеству работы, можно сформулировать критерии качества услуг, оказываемых гражданам, следующим образом: условия договора, обязательные требования государственных стандартов, обычно предъявляемые требования к соответствующим услугам с учетом предмета договора возмездного оказания услуг. Вместе с тем качество некоторых услуг определяется еще и такими понятиями, как "категория", "класс", "разряд" и т.п., отражающими уровень обслуживания. Соответствующие им требования могут быть зафиксированы в нормативных и иных документах или определяться обычаем.

Учитывая большое разнообразие услуг, регулируемых упомянутым договором, основные потребительские требования к качеству этих услуг должны предусматриваться в договоре и в правилах оказания отдельных видов услуг, утверждаемых Правительством РФ.

При этом следует иметь в виду, что действующая в России Государственная система стандартизации предусматривает возможность (которая реализуется на практике) установления требований к качеству услуг в государственных стандартах. Однако эти требования имеют различную юридическую силу. Определенные требования, главным образом по безопасности услуг, являются обязательными для всех исполнителей. Оказываемые услуги должны пройти обязательную сертификацию на соответствие требованиям по безопасности, без чего они не могут быть реализованы под страхом ответственности, предусмотренной Законом. Другие характеристики и нормы качества услуг, содержащие в основном потребительские показатели, носят рекомендательный характер и не имеют обязательной юридической силы.

Соответственно требованиям к качеству услуг, определенных по указанным критериям качества, должны определяться их недостатки (ненадлежащее качество).

Определение существенного недостатка, данное в Законе, может применяться к услугам с учетом предмета договора возмездного оказания услуг и других договоров об оказании услуг.

В принципе к услугам применимы все указанные в Законе «О защите прав потребителей» характеристики существенного недостатка. В зависимости от предмета договора к некоторым услугам применимы понятия явных и скрытых недостатков, например, при оказании некоторых медицинских услуг. При регулировании вопросов установления сроков службы, годности, гарантийных сроков Закон «О защите прав потребителей» (ст. 5) предусматривает возможность их установления лишь на товары и работы (результат работы). Неприменимость этих понятий к услугам соответствует характеру предмета договора об оказании услуг, которые, как правило, оказываются либо непрерывно в течение длительного периода времени (например, услуги связи, услуги по обучению), либо, наоборот, в течение ограниченного времени, после чего их предоставление заканчивается (например, услуги аудиторские, туристические).

При регулировании вопросов безопасности Закон «О защите прав потребителей» исходит, естественно, из того, что безопасность услуги должна быть безусловно обеспечена, так же как безопасность товара и работы (ст. 7). Однако, в отличие от двух последних объектов, срок обеспечения безопасности услуг не устанавливается. Аналогичный подход (умолчание) применяется и при регулировании сроков имущественной ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков услуги (ст. 14): срок причинения вреда не указан. Представляется, что безопасность услуги должна обеспечиваться исполнителем в течение всего периода (процесса) ее оказания, а ответственность за вред должна наступать независимо от времени его возникновения. Согласно ст. 208 ГК РФ РФ, на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, исковая давность не распространяется.

 

Заключение

Ныне действующая редакция Закона РФ "О защите прав потребителей" - несомненно прогрессивный, гораздо более зрелый, совершенный нормативный акт по сравнению с ранее действовавшим. Он поставил российское законодательство о защите прав потребителей на уровень международных стандартов, стал более приближенным к реалиям жизни, успешно применяется для регулирования сложных правоотношений, возникающих в специфической области, коей является потребительский рынок.

Закон, наряду с расширением прав потребителей, устанавливает ряд новых обязанностей изготовителей продукции, торговых предприятий, исполнителей работ и услуг и других организаций.

Одновременно с этим Закон вносит существенные изменения в представления о некоторых вопросах в области нормирования качества продукции, гарантийных и других сроках, связанных с качеством, информацией о продукции, ответственностью за нарушение прав потребителей и др.

Со времени принятия Закона произошли существенные изменения в экономической обстановке, выявились отдельные недостатки и пробелы, что потребовало внесения изменений и дополнений в Закон. Соответствующие коррективы также было необходимо внести в связи с принятием нового Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: