Сегодня среди специалистов, связанных с образованием, все чаще говорят о предстоящих изменениях в связи с новым проектом ФГОС дошкольного образования. Впервые «Здоровье» дошкольника становится результатом освоения ООП ДОУ.
В современных условиях развитие ребенка невозможно без построения системы формирования его здоровья. Каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек не может бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению.
Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от типа дошкольного учреждения, от продолжительности пребывания в нем детей, от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий ДОУ, профессиональной компетентности педагога, а также показателей здоровья детей.
Прежде чем мы начнем говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие “технология”.
Что такое “технология”?
Какие составные части входят в понятие “технология”?
- В технологию входят различные формы и методы, которые мы используем в своей работе.
- Технология-это некая совокупность приемов работы педагога
Что такое здоровьесберегающие технологии?
- Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение здоровья.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании?
Главная цель в воспитании и образовании дошкольников - это сохранение здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в детских садах учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению.
К здоровьесберегающим технологиям условно можно выделить Физкультурно-оздоровительные мероприятия:
Физическое развитие является одним из ведущих компонентов деятельности детей. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности, поэтому так важно привить интерес к физкультуре и спорту.
Компоненты:
-утренняя гимнастика (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка)
-подвижные игры
-физкультминутки (пальчиковая, артикуляционная, дыхательная гимнастика, а также гимнастика для глаз).
-двигательный режим (с учетом возрастных особенностей)
-оздоровительный режим (с учетом индивидуальных особенностей)
-закаливание («тропа здоровья», длительные прогулки на свежем воздухе)
-спортивные праздники и развлечения (в том числе и на улице)
-Дни здоровья (с вовлечением родителей ребенка)
-квалифицированная работа персонала детского сада в процессе физического воспитания
-создание условий в группе и на улице для занятий физкультурой (оборудованные спортивным инвентарем и тренажерами детская площадка, спортивный зал, спортивный уголок в группе)
-консультации для родителей (требования к развитию движений ребенка в домашних условиях)
Благодаря этим мероприятиям решаются следующие задачи задачи: профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки, происходит развитие двигательной активности и физической выносливости, а также закладываются основы культуры, формирующие здоровый образ жизни.
Здоровьеформирущих технологиях – это совокупность форм, методов и приемов организации деятельности воспитанников по обретению им культуры ЗОЖ.
Сюда можно отнести Медико-профилактические мероприятия
Компоненты:
-рациональное питание (соблюдение норм потребления продуктов, витаминизация пищи, соблюдение питьевого режима, культура организации питания)
-режим дня
-соблюдение длительности занятий (с учетом возрастных особенностей)
-чередование активных и малоактивных видов деятельности детей в режиме дня
-мониторинг здоровья (проф.осмотры специалистами)
-контроль в обеспечении норм СанПина
-здоровьесберегающая среда в ДОУ
-массаж, самомассаж
-создание атмосферы психологического комфорта (игровая терапия,арт-терапия, песочная терапия)
-работа с родителями по совместной заботе о здоровье детей (информация на стендах, стенгазеты агитирующие к здоровому образу жизни)
-просветительская и методическая работа с воспитателями, направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения по проблемам охраны и укрепления здоровья детей (лекции, семинары, круглые столы, обеспечение научно-методической литературой)
Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в образовательной деятельности, обеспечивает нормальный рост и развитие воспитанников ДОО, способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и эффективности образования, а также создает условия для адекватной адаптации в социальной среде.