Правление Василия Шуйского (1606-1610 гг.): нарастание гражданского противостояния, начало иностранной интервенции. Восстание Болотникова




Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Причины и начало смуты. Борис Годунов………………………………………...4

Лжедмитрий I……………………………………………………………………….10

Правление Василия Шуйского: нарастание гражданского противостояния, начало гражданской интервенции. Восстание Болотникова…………………….14

Калуга в Смутное время……………………………………………………………19

Семибоярщина……………………………………………………………………...22

Борьба русского народа за национальную независимость. Изгнание поляков. Земский собор 1613 года…………………………………………………………...24

Последствия смуты…………………………………………………………………29

Заключение………………………………………………………………………….29

Литература…………………………………………………………………………..31

 

Введение

ХVII век был поворотным и в истории России. События рубежа XVI-XVII вв. получили название «Смутное время». Время лихолетья затронуло все стороны русской жизни - экономику, власть, внутреннею и внешнюю политику, идеологию и нравственность. Но было бы неверно именовать «Смутой» промежуток времени исключительно с 1598 по 1613 год. Смута, как скрытая болезнь, задолго до эпохи самозванцев подтачивала силы. То, что происходило в стране в первые два десятилетия XVII века, навсегда врезалось в ее историческую память. Никогда раньше политическая борьба за власть в государстве не становилась обыденным делом рядовых дворян и тем более социальных низов. Никогда раньше ожесточение схваток за первенствующие позиции в обществе не доходило до систематического преследования, а временами истребления верхов низами. Никогда раньше на царский трон не посягали беглый расстрига. Никогда раньше наследственная самодержавная монархия не превращалась в монархию выборную, и никогда раньше в стране не существовало параллельно несколько центров во главе с мнимыми или реальными монархами, претендовавшими на общегосударственную власть. Никогда раньше не была столь реальной угроза утраты Россией государственной самостоятельности, расчленения ее территории между соседними и вовсе не ближними странами.

Смута (Смутное время) - глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце XVI начале XVII в., который совпал с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть, поставившей страну на грань катастрофы. Основными признаками смуты считают бесцарствие (безвластие), самозванство, гражданскую войну и интервенцию. Современники говорили о Смуте как о времени «шатости», «нестроения», «смущения умов», которые вызвали кровавые столкновения и конфликты. Термин «смута» использовался в обиходной речи XVII в., делопроизводстве московских приказов. Это было время упорной и жестокой борьбы боярских партий, группировок духовенства и народа, вовлекаемого в конфликты противоборствующими сторонами. Ливонская война и эксцессы опричников разоряли население, экономический упадок крестьянских хозяйств, дополнялся стихийными бедствиями, невиданными по масштабам неурожаями, голодом и массовыми эпидемиями.

Русь после смерти Ивана Грозного, как после смерти всякого деспота, распрямилась, и вместо того, чтобы получить благословенное царствование, медленно втягивалась в водоворот безвластия. В то же время «Смута» - это время величайшего героизма, самопожертвования, необоримой силы народного духа. Тысячи русских людей, принадлежавших к разным сословиям, спасли страну от грозившей катастрофы, отстояли ее независимость и восстановили государственность.

Причины и начало Смуты. Борис Годунов (1598-1605)

Причины смуты заключались в обострении социальных, сословных, династических и международных отношений в конце правления Ивана VI и при его преемниках.

Хозяйственная разруха; опустошение целых областей (по некоторым данным, население Новгородской земли в 60-70-е гг. сократилось в пять раз); уничтожение механизмов управления государством и людей, способных приводить в движение эти механизмы; массовое бегство крестьян, холопов, обедневших дворян на окраины государства; посеянный в душах подданных страх перед властью; ослабление внешнеполитических позиций Московского государства - таковы были непосредственные итоги царствования Ивана Грозного, завершившегося в 1584г. Основной политический вопрос того времени: кто и как будет управлять государством, которое уже перестало быть собранием разрозненных областей, земель и уделов, но еще не превратилось в органическое целое, - вопрос этот остался открытым.

Война царя с собственными подданными (часть которых поддерживала монарха - чаще всего из страха или желания выслужиться, реже по долгу) могла закончиться только поражением обеих сторон. Реальной силы, угрожавшей самовластию московского государя, в конце XVI века не существовало, но господство над обнищавшими и запуганными подданными было достигнуто почти исключительно насилием, отдалившим власть от общества и подорвавшим доверие к этой власти. Доверие во многом держалось на представлениях о строгом, но справедливом царе и на обоюдной готовности монарха и подданных соблюдать традиции. Нарушив «старину», грубо поправ казавшиеся безусловными законы, растеряв во время опричнины, достигнутое в ходе реформ 1550-х гг., государственная власть обрекала себя на нестабильность.

После смерти Ивана Грозного перед русским правителем стоял ряд внутриполитических и внешнеполитических задач. Среди них первое место занимали проблемы стабилизации экономической жизни и упорядочения социальных отношений. От их решения зависела военная мощь и финансовое благополучие государства. Подорванное непомерными налогами и опричниной, крестьянское хозяйство бедствовало, крестьяне искали лучшей доли на окраинах государства. Запустение земель пагубно сказывалось на поместном хозяйстве и связанной с этим исправностью служилого сословия. Сужалась налоговая база государства, основой которой являлось все тоже крестьянское хозяйство. Зрело социальное недовольство, охватившее широкие слои российского общества.

Дестабилизации обстановки способствовал и династический кризис. Ивану IV наследовал его сын Федор (1584-1598), человек набожный и справедливый, но малоспособный к решению государственных дел. От имени царя правил его шурин (брат жены) Борис Годунов. Федор умер бездетным; младший его брат, малолетний Дмитрий, сын Ивана IV от пятого брата (с точки зрения тогдашних законов такой брак считался, по меньшей мере, сомнительным), погиб в 1591г. И хотя молва считала Годунова виновником его гибели, источники не дают однозначного ответа на вопрос о причине гибели царевича. Таким образом, династия потомков Ивана Калиты пресеклась.

Первый этап Смутного времени начался династическим кризисом, вызванным убийством царем Иваном IV Грозным своего старшего сына Ивана, приходом к власти его брата Федора Ивановича и смертью их младшего сводного брата Дмитрия. Престол лишился последнего наследника из династии Рюриковичей.

В марте 1584 года умирает Иван Грозный. На российский престол восходит сын Ивана Грозного Федор Иванович. Умственная и физическая слабость нового царя не позволяла ему быть самостоятельной политической фигурой в российском государстве. Вокруг трона разгорелась жестокая борьба между политическими кланами за влияние при царском дворе. Бельские, Шуйские, Мстиславские - вот лишь неполный перечень претендентов на первые роли в государстве. В ход шли самые разнообразные средства - от ссылки до убийств своих противников. Самым удачливым в этой борьбе оказался зять известного опричника Малюты Скуратова и шурин царя Федора - Борис Федорович Годунов. Он происходил из старинного боярского рода Сабуровых и выдвинулся в государственной иерархии в годы опричнины. Годунов был талантливым политическим деятелем, показал себя дальновидным, расчетливым и ловким политиком.

По смерти Федора Москва присягнула супруге его Ирине. Но она удалилась в Новодевичий монастырь и там постриглась. Вслед за ней приехал туда и Годунов. В Кремле патриарх и бояре стали совещаться, кому вручить правление. По решению их государственный дьяк и печатник Щелкалов вышел к народу на площади кремлевской и потребовал присяги на имя думы боярской, но толпа настроенная агентами Годунова, воскликнула: «Да здравствует отец наш Борис Федорович!». После того всем собором отправились в Новодевичий монастырь и со слезами стали упрашивать Бориса принять корону. Он отказался. Между тем в Москву собрались выборные из всех русских городов, где также действовали агенты Годунова. Составился собор. На нем патриарх первым подал голос в пользу Бориса. Бояре и выборные последовали примеру патриарха. Через несколько дней, по совершении молебна в Успенском соборе, опять отправились в Новодевичий монастырь. Но Годунов и на этот раз не согласился быть царем. Тогда патриарх, в сопровождении высшего духовенства, бояр и огромной толпы народа, отправился в третий раз с крестами и иконами. Отслужив обедню в монастырской церкви, он пошел в келью царицы-инокини умолять ее, чтобы благословила брата на царство. Между тем толпа народа, пригнанная клевретами Годунова большей частью насильно, под опасением штрафа, пала на землю и начала плакать и вопить; кто не делал этого, того заставляли силой. Долго умоляли царицу, стоя на коленях. Наконец, она тронулась и со слезами на глазах изъявила свое согласие. Борис Годунов также плакал, повторяя, что у него никогда не было и на уме быть царем. Но он согласился.

Очень скоро, расправившись со своими соперниками, Борис Годунов превращается в фактического правителя государства. Для укрепления своего положения, он окружает себя преданными и верными людьми. К концу царствования Федора в ключевых государственных органах главенствовали те, кто был обязан своим выдвижением Годунову. Это обстоятельство, а также загадочная смерть в 1591г. в Угличе брата царя царевича Дмитрия, предопределили избрание в 1598г., после смерти бездетного Федора, Земским собором Бориса Годунова царем.

Одним из важнейших результатов деятельности Бориса Годунова стало учреждение в 1598г. патриаршества. Русская православная церковь обрела юридическую независимость, повышался ее статус, укреплялся авторитет. Годунов, безусловно, был крупным государственным деятелем, талантливым политиком, осторожным и настойчивым. Он впервые предпринял попытку ликвидировать культурное отставание России от Запада. Для этого Годунов широко раскрыл двери иностранным специалистам. Другим его беспрецедентным шагом была отправка на учебу за границу группы дворянских детей. В 1589г. в России было учреждено патриаршество. Это было крупным событием, укрепившем престиж и духовную независимость страны. Царствование Бориса Федоровича Годунова ознаменовалось начавшимся сближением России с Западом. Не было прежде на Руси государя, который столь благоволил бы к иностранцам, как Годунов. Он стал приглашать иноземцев на службу, освободив их от налогов и предоставив право беспошлинной торговли. Новый царь даже хотел выписать из Германии, Англии, Испании, Франции, Италии и других стран ученых, чтобы учредить в Москве высшую школу, где бы преподавались разные языки, но этому воспротивилась церковь. И все же Годунов выбрал 18 московских дворян и отправил их в разные страны учиться. Царь стремился открыть страну для европейцев. Пожалуй, он первый среди российских монархов в полной мере осознал значение просвещенного Запада. В общем правлении Борис старался поддерживать порядок и правосудие. При нем успешно продолжалась русская колонизация Сибири и построение русских городов (Туринск, Томск).

В этот период активно развиваются города, улучшается положение посадского населения. Правительство, заинтересованное в городах как крупнейших налогоплательщиках, оказывает им всяческое покровительство. Новое «посадское строение» предусматривало возвращение в города беглых «тяглецов», приписку к посадам владельческих крестьян, которые занимались в городах ремеслом и торговлей, но не платили налога, ликвидацию внутри городов дворов и слобод, которые так же не платили налоги.

Во внешнеполитической деятельности правительство Годунова стремилось к поддержанию мирных отношений с соседями. Продлевается перемирие с Польшей, развиваются отношения с Кавказом и Средней Азией. Умело организуется оборона южных рубежей. Успехом завершается война со Швецией (1590-1593), в результате которой Россия вернула себе Ивангород, Ям и другие города.

Однако важнейшей задачей царя Бориса стало преодоление двух тяжелейших последствий опричнины - экономического кризиса и разобщенности, противоречий среди господствующего класса. Его положение осложнялось тем, что широкое хождение получили слухи о его причастности к гибели царевича Дмитрия. Поэтому Годунов вынужден был постоянно вести изматывающую борьбу за сохранение и укрепление собственной власти. Тяжелое экономическое положение также не оставляло ему простора для маневра, и он продолжал тактику закрепощения крестьян. К 1592 году завершается составление писцовых книг, куда вносились имена крестьян и горожан, владельцев дворов. Власть, проведя перепись, могла организовать розыск и возвращение беглых. В 1592 - 1593 годах был издан царский указ об отмене крестьянского выхода даже в Юрьев день (заповедные годы). Эта мера распространялась не только на владельческих крестьян, но и на государственных, а так же на посадское население. В 1597 году появились еще два указа, согласно первому любой вольный человек (вольный слуга, работник), проработавший полгода на помещика, превращался в кабального холопа и не имел права выкупиться на свободу. Согласно же второму устанавливался пятилетний срок розыска и возвращения беглого крестьянина владельцу. А в 1607 году был утвержден и пятнадцатилетний сыск беглых. Дворянам выдавались «послушные грамоты», согласно которым крестьяне должны были платить оброки не как раньше (по сложившимся правилам и размерам), а так, как захочет хозяин. В результате неурожайных лет 1601-1602 гг. в стране разразился страшный голод. Он продолжался 3 года и был усугублен варварской и циничной спекуляцией зерном. Все попытки царя поправить ситуацию с помощью раздачи денег, бесплатного хлеба и организации общественных работ к успеху не привели. Только в Москве умерло 127 тыс. человек. Голод привел к взрыву социального недовольства и падению престижа Годунова. В народе все более укреплялась мысль о каре Божией. Поговаривали, что царствование Бориса не благословляется Богом, потому что оно беззаконно, достигнуто неправдой, хитростью. Стало быть, оно не может кончиться добром. В 1601 - 1602 гг. Годунов пошел даже на временное восстановление Юрьева дня. Правда, он разрешил не выход, а лишь вывоз крестьян. Дворяне, таким образом, спасли свои имения от окончательного запустения и разорения. Разрешение, данное Годуновым, касалось лишь мелких служилых людей, оно не распространялось на землю членов Боярской думы и духовенства. Но и этот шаг не прибавил популярности царю в глазах служилых людей. Никакие усилия Годунова уже не могли вернуть ему доверие и людских симпатий. В 1603г. началось мощное восстание холопов, охватившее центральные уезды. Восстание было подавлено. Но ситуация в стране не стабилизировалась. Государство было охвачено социально-экономическим и политическим кризисом. Надвигалась Смута.

В это же время польские и литовские феодалы старались использовать внутренние противоречия в России, чтобы ослабить Российское государство поддерживали связи с оппозицией Бориса Годунова. Они стремились захватить Смоленские и Северские земли, которые столетием ранее входили в состав Великого княжества Литовского. Католическая церковь ведением в России католичества хотела пополнить источники доходов. Прямого же повода для открытой интервенции у Речи Посполитой не было.

Лжедмитрий I (1605-1606)

В это время по стране стали распространяться слухи, что Дмитрий-царевич не погиб, а чудесно спасен и вынужден скрываться. Годунов осознавал нависшую над ним угрозу: в сравнении с «прирожденным» государем он - никто. Не случайно хулители называли его «рабоцарь». Ведь еще недавно он именовал себя государевым холопом! Противники Бориса приписывали ему даже смерть царя Федора (не говоря уже о царевиче Дмитрии). Борис понимал, что в этом слухе кто-то заинтересован и сознательно его распускает. Царь не без основания подозревал семью Романовых: этот род был самым близким по крови в царской династии. Пять «Никитичей» (детей Никиты Романовича): Федор, Александр, Иван, Михаил, Василий - приходились двоюродными братьями умершему царю Федору Ивановичу. В 1600 г. Романовых ложно обвинили в том, что они хотят извести царя, чтобы добыть царский престол. Четырех братьев (Михаил умер в 1598 г.) сослали в отдаленные места, где трое вскоре скончались, а старшего, Федора, насильно постригли в монахи и насильно отправили на Север.

В 1601г. в Речи Посполитой появился беглый Григорий Отрепьев - бывший холоп бояр Романовых, выдававший себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия (скорее всего, к этой роли он был подготовлен Романовыми). Перейдя в католичество и посулив польскому королю Сигизмунду III Смоленск и Чернигово-Северскую землю, воеводе Ю. Мнишеку (в дочь которого, Марину, Отрепьев влюбился) - Псков и Новгород, он сумел получить право набрать в Польше добровольцев для похода на Москву. В 1604 году с четырьмя тысячами поляков, русских дворян-эмигрантов, запорожских и донских казаков Лжедмитрий переправился через Днепр. Он выбрал окольный путь к Москве, так как на юго-западных окраинах государства начиналось мощное крестьянское восстание, и Лжедмитрий получил здесь необходимое подкрепление и припасы.

Войско самозваного царевича росло. К претенденту на престол охотно примыкали недовольные или обиженные царем Борисом, искатели приключений, не получившие причитавшегося им жалованья служилые люди, стрельцы да пушкари, мелкопоместные дворяне, крестьяне, казаки, неприкаянные холопы, которых их хозяева в голодные годы отпускали на волю, лишая тем самым надежного источника существования. Нередко на сторону Лжедмитрия переходили и отряды правительственных войск. С каждым новым успехом число сторонников мнимого царевича увеличивалось и в Москве - не только среди горожан, но и в ближайшем окружении Годунова. Однако на южной окраине уже разворачивалось широкое народное движение против Бориса Годунова. Один за другим южные города переходили на сторону «царевича Дмитрия». С Дона подошли отряды казаков, а действия царского войска были крайне медлительными и нерешительными. Бояре-воеводы готовили измену Борису Годунову, надеялись использовать самозванца, чтобы свалить «дворянского царя». Все это позволило Лжедмитрию I оправиться от поражения.

Понятно, что многие оппозиционные бояре готовы были признать претендента законным царем из соображений политических; однако подавляющее большинство приверженцев Лжедмитрия искренне верили в историю о чудесном спасении; во всяком случае, права на трон самозванца казались не более спорными, чем права Годунова. Непопулярность последнего оказалась, пожалуй, решающим фактором, способствовавшим воцарению Лжедмитрия.

Помогла самозванцу и неожиданная смерть Бориса Годунова (апрель 1605 года). 13 апреля 1605г. Борис Годунов казался веселым и здоровым, много и с аппетитом ел. Потом поднялся на вышку, с которой нередко обозревал Москву. Вскоре сошел оттуда, сказав, что чувствует дурноту. Позвали лекаря, но царю стало хуже: из ушей и носа пошла кровь. Царь лишился чувств и вскоре умер. Ходили слухи, что Годунов в припадке отчаяния отравился. Похоронили его в Кремлевском Архангельском соборе. Шестнадцатилетний сын Годунова - царь Федор Борисович - недолго удержался на престоле. Он не имел ни опыта, ни авторитета. 7 мая на сторону Лжедмитрия перешло царское войско. Бояре-заговорщики 1 июня 1605 года организовали государственный переворот и спровоцировали в столице народное возмущение. Царь Федор был свергнут с престола и задушен вместе с матерью. Еще до этого были убиты почти все родственники царя Бориса, а также некоторые из сохранивших верность прежней присяге; патриарх Иов был сослан. 20 июня 1605г. состоялся торжественный въезд Лжедмитрия в Москву. Самозванец был провозглашен царем под именем Дмитрия Ивановича и приступил к управлению государством.

Новый царь оказался деятельным и энергичным правителем, уверенно сидевшем на прародительском престоле. Для дипломатических отношений с другими государствами он принял титул императора и пытался создать большой союз европейских держав для борьбы против Турции. Каждый день он присутствовал в боярской думе, при этом показывал большую сметливость в делах и дар красноречия. Однако, несмотря на некоторые сильные личные качества и определенную популярность среди войск и населения, укрепиться Лжедмитрию на престоле не удалось. Он не сумел заручиться поддержкой ни одной из реальных социально-политических сил. Первые же его мероприятия разрушили надежды на «доброго и справедливого царя». Феодальная аристократия, инициировавшая появление самозванца, больше не нуждалась в нем. Широкие слои русских феодалов были недовольны привилегированным положением польских и литовских шляхтичей, которые окружали трон, получали огромные награды (деньги для этого изымались самозванцем даже из монастырской казны). Православная Церковь с беспокойством следила за попытками распространить в России католичество. П Польше Лжедмитрий принял католичество, но строить на Руси католические храмы он не разрешил, желая привлечь тем самым на свою сторону русское дворянство. Православная церковь относилась к царю-католику настороженно, отказывая ему в кредитах и доверии. Не решился он восстановить и Юрьев день, чего так ждали крестьяне. Лжедмитрий хотел выступить с войной против татар и турок. Служилые люди с неодобрением встретили начавшуюся подготовку к войне с Турцией, которая была не нужна России. Недовольны были «царем Дмитрием» и в Речи Посполитой. Он не решился, как обещал ранее, передать Польше и Литве западнорусские города. Настойчивые просьбы Сигизмунда III ускорить вступление в войну с Турцией не имели результата.

Таким образом, он стал возбуждать недовольство своих московских подданных, во-первых, тем, что он не соблюдал старых русских обычаев, обрядов, а во-вторых, тем, что пришедшие с ним поляки держали себя в Москве высокомерно и заносчиво, обижали и оскорбляли москвичей. Так он не соблюдал постов, не молился перед обедом и после обеда, во время стола любил слушать музыку и пение, после обеда не спал и т.д. Немало удивляло москвитян и то, что он не любил пышности и вообще держал себя не так, как прежние цари. Не понимая духа русского народа, не обращая внимания на привязанность к своим обычаям, самозванец, наконец, венчался на католичке Марине Мнишек. Это возбудило против него сильное негодование. Но негодование перешло в явный ропот, когда поляки, прибывшие в свите Марины, начали производить разные бесчинства и насилия, например, ходить по церквям с собаками. Теперь бояре во главе с князем Василием Шуйским решили, что настало время действовать. Шуйский начал агитацию против Лжедмитрия тотчас после его воцарения; он был судим собором из всех чинов людей и приговорен к смертной казни, но царь его помиловал. В ночь на 17 мая 1606г, подняв набатным звоном, московский народ против поляков, бояре сами с кучкой заговорщиков ворвались в Кремль и убили царя. В это время москвичи были заняты избиением поляков и разграблением их домов. Труп Лжедмитрия после поругания сожгли и, смешав пепел с порохом, выстрелили им из пушки в ту сторону, откуда он пришел. Через два дня царем был «выкрикнут» боярин Василий Шуйский, давший крестоцеловальную запись править с Боярской думой, не налагать опал и не казнить без суда.

Правление Василия Шуйского (1606-1610 гг.): нарастание гражданского противостояния, начало иностранной интервенции. Восстание Болотникова

Через несколько дней, после умерщвления самозванца, царем избран был князь Василий Шуйский. Но избрание его совершилось без собора. Он был возведен только партией своих приверженцев. Сам Шуйский не особенно заботился о соблюдении всех тонкостей для волеизъявления «всей земли». Его более беспокоила позиция Боярской думы. Чтобы привлечь ее, новый царь пошел на встречу притязаниям аристократии, давно мечтавшей оградить себя от самодержавного произвола целым рядом обязательств, которые возлагал на себя монарх. Шуйский дал крестоцеловальную запись, в которой обещал соблюдать феодальную законность: не налагать ни на кого опал и не казнить без суда, не отнимать имущества у родственников осужденных, не слушать «ложных доводов», править вместе с Думой. Но вместо признательности многие люди, знатные и незнатные, изъявили негодование и напомнили Василию правило, уставленное Иоанном III, что не Государь народу, а только народ Государю дает клятву (Н.М. Карамзин «История государства Российского.»). Но его слову нельзя было верить: при правителе Борисе Годунове Шуйский, глава следственной комиссии в Угличе, клялся, что царевич Дмитрий закололся сам; затем, при Лжедмитрии I, что царевич жив и, значит, Годунов - узурпатор; наконец, что царевич был заколот людьми Годунова и царь Дмитрий - самозванец. Сверх того, подобное избрание не предвещало прочности его царствованию. Этот человек не был способен остановить развал государственности и преодолеть раскол социальный. Воцарение Василия Шуйского не прекратило «смуту». Новый царь опирался на узкий круг близких ему людей. Даже внутри Боярской думы у него были недоброжелатели, сами претендовавшие на престол (Романовы, Голицыны, Мстиславские). Не был популярен Шуйский и у дворянства, которое сразу признало его «боярским царем». Народные массы не получили никакого облегчения. Василий Шуйский отменил даже налоговые льготы, данные самозванцем населению южных уездов. Началось преследование бывших сторонников «царя Дмитрия», что еще больше накалило обстановку. В народе продолжал упорно держаться слух о чудесном спасении Дмитрия, о том, что, вновь воцарившись в Москве, он облегчит ее положение. И действительно, едва только Шуйский взошел на престол, как стали ходить слухи, что Лжедмитрий спасся, что вместо него убит кто-то другой, похожий на него, а он бежал в Литву.

Против Шуйского выступило население порубежных уездов, опальные сторонники Лжедмитрия, таким как воеводы Путивля князь Г. Шаховской и Чернигова князь А. Телятевский. Оппозиционные настроения охватили дворянские корпорации, среди которых особенна была сильна Рязанская, возглавляемая энергичным кланом Ляпуновых и Сумбуловым. Летом 1606г. Движение стало приобретать организационный характер. Появился и руководитель - Иван Исаевич Болотников. В движение против «боярского царя» Василия Шуйского оказались вовлеченными самые разные слои населения: народные низы, дворянство, часть боярства. Именно они приняли участие в восстании Ивана Болотникова в 1606 - 1607 годах.

Болотников был «боевым холопом» князя Телятевского, бежал к казакам, был одним из атаманов волжской казацкой вольницы, попал в плен к татарам и был продан в рабство в Турцию, был гребцом на галере, участником морских сражений, был освобожден итальянцами. Затем Венеция, Германия, Польша, где он встречается с самозванцем. И вот Путивль, где неизвестный странник вдруг становится вместе с боярским сыном Истомой Пашковым и дворянином Прокопием Ляпуновым во главе большого войска. Ядро повстанческой армии составили дворянские отряды из южных уездов, остатки воинства первого самозванца, вызванные с Дона казаки, стрельцы пограничных гарнизонов. И, как во время похода к Москве первого самозванца, к войску присоединяются беглые крестьяне и холопы, посадские люди, все недовольные Василием Шуйским. Сам Иван Болотников называет себя «воеводой царя Дмитрия».

По мере вовлечения в движение народных масс (восстание охватило более 70 городов!) оно приобретало все более антифеодальный характер. В «листах», которые рассылались штабом восстания, призывалось не только к замене Василия Шуйского «хорошим царем», но и к расправе с боярами. 2 декабря 1606г. в сражении у деревни Котлы Болотников был разбит и отступил в Калугу, затем перешел в Тулу, где продержался до октября 1607г., отбивая приступы царского войска. Наконец, обессиленные длительной осадой и голодом, защитники Тулы сдались, Иван Болотников был сослан в Каргополь, где и погиб.

Достаточно сложно дать оценку характера восстания Болотникова. В интерпретации Шуйского, восставшие призывали москвичей к уничтожению «вельмож и сильных», разделу их имущества. Известны случаи так называемых «воровских дач», когда имения сторонников царя Василия передавали сторонникам «законного государя Дмитрия Ивановича». Таким образом, борьба была направлена не столько на разрушение существующей социальной системы, сколько на перемену лиц и целых социальных групп внутри нее. Участники выступления, бывшие крестьяне, холопы, стремились конституироваться в новом социальном статусе служилых людей, «вольных казаков». К повышению своего статуса стремилось и дворянство, недовольное воцарением Шуйского. Налицо была острая, достаточна сложная и противоречивая социальная борьба, выходящая за рамки, очерченные концепцией крестьянской войны. Эта борьба естественно дополняла борьбу за власть - ведь только победа одного из претендентов обеспечивала закрепление прав его сторонников. Само это противоборство вылилось в борьбу вооруженную целыми армиями.

В социальном противоборстве принимали участие и низы общества. Однако антикрепостнический запал находил свое выражение прежде всего в ослаблении, а в последующем и в прогрессирующем разрушении государственности. В условиях кризиса всех структур власти все труднее было удержать крестьян от выхода. Стремясь заручиться поддержкой дворянства, Шуйский 9 марта 1607г. издал обширное крепостническое законодательство, которое предусматривало значительное увеличение срока урочных лет. Впервые вводились денежные санкции за прием беглого. Однако Уложение 1607г. носило скорее декларативный характер. Для крестьянства актуальной становилась проблема не выхода, восстанавливаемого явочным путем, а поиска владельца и места нового жительства, которые бы обеспечивали стабильность бытия.

Таким образом, движение Ивана Болотникова ослабило Российское государство и подготовило условия для внедрения в Россию второго самозванца, пользовавшегося прямой помощью польско-литовской шляхты. Внешними данными этот человек походил на Лжедмитрия I, что подметили участники авантюры первого самозванца. До сих пор личность Лжедмитрия II вызывает много споров. Происхождение его не ясно, по некоторым сведениям это был крещеный еврей Богданка, служивший писцом у Лжедмитрия I. Вокруг самозванца объединились разные силы. К самозванцу примкнули польские отряды Лисовского, гетмана Рожинского и, позднее, Сапеги. Быстро росло число русских сторонников Лжедмитрия II. К нему потянулись разбитые отряды Болотникова, «вольное казачество» во главе с атаманом Иваном Заруцким, все недовольные Василием Шуйским.

Не успев соединиться с Болотниковым, Лжедмитрий отступил в Путивль, откуда в начале 1608г. двинулся на Москву. В июне 1608г. он расположился станом в подмосковном селе Тушино, откуда пошло его презрительное прозвище «Тушинский вор». Началась еще одна осада Москвы.

Постепенно власть Лжедмитрия II распространилась на значительную территорию. В стране установилось своеобразное двоевластие, когда ни одна из сторон не имела сил для того, чтобы добиться решающего перевеса. Два года существовали «параллельные» системы власти: две столицы - Москва и Тушино, два государя - цари Василий Иванович и Дмитрий Иванович, два патриарха - Гермоген и Ростовский митрополит Филарет, которого силой привезли в Тушино и «нарекли» патриархом. Функционировали две системы приказов и две думы, причем в тушинской было не мало людей знатных.

В условиях открытой интервенции Речи Посполитой «Тушинский вор» уже не был нужен полякам. Часть их потянулась под Смоленск, другая продолжала действовать самостоятельно, совершенно не считаясь с самозванцем. Большие опасения вызывали новгородские полки молодого воеводы, племянника царя М. Скопина-Шуйского, которые вместе со вспомогательными отрядами шведами двинулись освобождать столицу от тушинцев. В окружении Лжедмитрия II назревал кризис. Осенью 1609 самозванец бежал в Калугу. Это ускорило распад тушинского лагеря. Часть «русских тушинцев», которая не желала никакой договоренности с Шуйским, стала искать выхода из политического и династического кризиса в сближении с польским королем. В этом они видели единственный способ достижения консолидации и сохранения собственных позиций, одоления той же тушинской казачьей вольниц, которая объединилась вокруг самозванца в Калуге.

Между тем М. Скопин-Шуйский в марте 1610г. торжественно вступил в освобожденную столицу. Молодой князь пользовался необычайной популярностью. Но в апреле Скопин-Шуйский скоропостижно скончался. Смерть князя погубила Шуйских. Они лишились единственной личности, которая могла бы сплотить все слои русского общества. 17 июля 1610 г. бояре и дворяне во главе с Захарием Ляпуновым, братом Прокофия Ляпунова свергли В. Шуйского с престола. Через два дня его насильно постригли в монахи. Потом он был отправлен пленником в Польшу, где и кончил жизнь.

Калуга в Смутное время

Калуга 16-17 веков – это большой военный лагерь тех времён. Военный характер Калужских городов налагал свою печать на жителей, которые были мало склонны к гражданскому порядку и спокойной жизни. А так как к тому же Иван Грозный не мешал уходить на эту украйну преступникам, беглым холопам и вообще «ворам», по терминологии того времени, то естественно, что в бурную эпоху лихолетья Калуга играет видную роль, оказывая самозванцам радушный приём. Большое значение и печальную известность приобретает Калуга в смутное время. Она была в это время сильным укреплённым пунктом. Со времени Годунова в ней был большой деревянный острог, внутри которого помещалась пять храмов – Покровский, Архангельский, Егорьевский, Богоявленский и Рождественский. Город делился на шесть сотен, и дворов в нём вместе со слободами было свыше 600. Когда появился первый самозванец, калужане в числе других городов встали на его сторону.

В 1606 году в Калугу пришёл со своей десятитысячной армией Иван Болотников. Горожане радушно встретили его и пообещали содержать его войско целый год. Со своей стороны, Болотников укрепил город, обнёс его тыном и двойным рвом.

Царские воеводы во главе с братьями царя Василия Шуйского (1606-1610) осадили Калугу 30 декабря. Но все штурмы были отбиты. Не помог и немец Фидлер, взявший «извести» Болотникова ядом за 1000 рублей. Тогда царские воеводы решили сжечь острог. Для этой цели они натаскали дров и построили башню, чтобы поджечь её, когда ветер будет дуть в сторону города.

Осаждённые сделали вылазку и сожгли башню в удобное для них время. Раздосадованные царские воеводы приказали строить башню вновь, но примкнувший к восставшим князь Телятьевский разбил отряд правительственных воск под Пчельней, а в это время Болотников снова сделал вылазку и во второй раз спалил башню. Осада была снята 2 мая 1607 года. Теперь крестьянское войско могло идти спокойно, так как к нему примкнули ещё около 15 тысяч человек. Болотников пошёл в Тулу (в каменном кремле взять его царским воеводам оказалось значительно проще), а в Калуге деревянной оставил гарнизон со своим соратником воеводой Скотницким. Ещё год тот стойко защищался от царских войск, так и не сумевших взять город.

Лжедмитрий II занимал особое место в истории города. Его встретили с почестями обманутые горожане и присягнули на верность. Лжедмитрий II приказал утопить в Оке воеводу Скотницкого (открывшего ему ворота), а попавшего к нему в плен воеводу и окольничего Ивана Ивановича Годун



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: