Драматургия М.Ю. Лермонтова




Филологический факультет

Кафедра русской и зарубежной литературы

 

УТВЕРЖДАЮ

_______________________

 

"_____"__________________200__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫXIX ВЕКА (первая половина, 2 четверть) »

(ФФ РО21, РО22, ТЧО 21)

 

Направление подготовки

Педагогическое образование

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

 

Форма обучения

Очная

 

 

Программа одобрена

на заседании кафедры русской и зарубежной литературы

«____»______ 2014 г., Протокол №___

Зав. кафедрой _______________ Л.В. Басманова

 

Учебных часов:

лекций – 18 часов;

практ. зан. – 38 часов;

 

 

Стерлитамак 2014-2015

 

Тематика лекций

 

1. Русская литература 20-30-х годов XIX в.

Поэты «пушкинской поры». Поэзия П.А. Вяземского, А.А. Дельвига, Н.М. Языкова. Творчество А.А. Баратынского. Лирика А.В. Кольцова. Жанровая проблематика и герои русской повести. Романтическая проза А.А. Бестужева-Марлинского, В.Ф. Одоевского, Н.А. Полевого, Н.Ф. Павлова, А.Ф. Вельтмана. Исторические романы М.Н. Загоскина, И.И. Лажечникова.

2. Творчество М.Ю. Лермонтова. Лирика. Темы, мотивы, образ лирического героя. Тема поэта и поэзии. Стихотворение «Смерть поэта». Поэмы «Мцыри». Романтическая символика в «Демоне». Драматургия. «Маскарад». Трагедия «гордого ума». Проза. «Вадим», «Княгиня Лиговская». «Герой нашего времени». Композиция, проблематика, художественная философия, система персонажей, образ Печорина. «Герой нашего времени» как философский роман.

3. Творчество Н.В. Гоголя.

Повести. Романтический мир «Вечеров на хуторе близ Диканьки», соотношение эпического и фольклорного начал, своеобразие фантастики. «Миргород» как прозаический цикл. Герои и мир в «Миргороде». «Тарас Бульба», образы «козаков». Петербургские повести. Образ Петербурга, сюжетные ситуации, своеобразие фантастики и гротеска, типы героев. Повесть «Шинель» и ее место в творчестве Н.В. Гоголя. Драматургия. Комедия «Ревизор». «Миражная интрига», кольцевая композиция, смысл финала, роль и значение образа Хлестакова. «Мертвые души». Проблематика и поэтика, образ автора, типы персонажей, роль лирических отступлений. Живое и мертвое в поэме. Проблема жанра. Духовная проза. «Выбранные места из переписки с друзьями».

4. Русская литература 40-60-х гг. XIX в.

Тематика и проблематика. Жанровое многообразие. «Натуральная школа» и ее роль в литературном процессе. Смена литературных поколений. Творчество писателей-демократов. Повести и очерки Н.Г. Помяловского, Ф.М. Решетникова, В.А. Слепцова, Н.В. Успенского. Произведения А.Ф. Писемского. Поэзия Н.П. Огарева, А.Н. Майкова, Л.А. Мея, Я.П. Полонского, А.А. Григорьева. Лирика и драматургия А.К. Толстого. Пьесы А.А. Сухово-Кобылина. Новизна форм художественного изображения в литературе середины века. Новый герой и его литературные облики.

5. Творчество А.И. Герцена.

Герцен как художник и мыслитель. Роман «Кто виноват?» и поэтика «натуральной школы». Владимир Бельтов и Любовь Круциферская. Своеобразие диалогического конфликта в романе. Повести «Сорока-воровка», «Диктор Крупов». Личность и история в «Былом и думах». Портреты современников.

 

Планы практических занятий

по русской литературе XIX века (вторая четверть)

 

№ 1

Лирика М.Ю. Лермонтова

Вопросы для обсуждения:

1. Жанровый состав.

2. Мотивы лирики М.Ю. Лермонтова.

3. Пространственно-временные отношения в лирике М.Ю. Лермонтова.

4. Пейзаж в лирике М.Ю. Лермонтова.

5. Звук и цвет в лирике М.Ю. Лермонтова.

6. Анализ одного стихотворения.

 

Опорные понятия темы: лирика, лирический герой, хронотоп, мотив, пейзаж.

Задания:

1. Выбрать два любых стихотворения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова из пейзажной лирики. Провести сопоставительный анализ.

2. На примере анализа одного стихотворения продемонстрировать своеобразие художественного пространства в лирике М.Ю. Лермонтова.

Литература

1. Ломинадзе С.В. Поэтический мир Лермонтова. М., 1985.

2. Баевский В.С. История русской поэзии. Смоленск, 1994. С.122-153.

3. Маркович В.М. Стихотворение Лермонтова "Парус" // Анализ одного стихотворения. Л., 1985. С.122-132.

4. Гиршман М.М. Анализ поэтических произведений Пушкина и Лермонтова, Тютчева. М., 1981.

5. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972. С.169-180.

6. Вишневский К.Д. Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Парус" // Анализ одного стихотворения. Л., 1985. С.132-140.

7. Эпштейн М.Н. Природа. Мир. Тайник вселенной. М., 1994.

8. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М., 1994 (гл. о лирике Лермонтова).

9. Найдич Э.Э. Лермонтов. Парус // Поэтический строй русской лирики. Л., 1973. С.122-135.

10. Журавлев А.П. Звук и смысл. М., 1991.

 

 

№2

 

М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта»: пафос вольности

и протеста против самодержавия

(работа в режиме коопераций)

 

1. История создания стихотворения. Реакция читающей России и властей.

2. Тематическая композиция стихотворения.

3. Поэтический образ Пушкина как поэта, человека и гражданина.

4. Поэт и его гонители в стихотворении. Причины гибели поэта.

5. Адресат лермонтовского обличения (аристократическая «чернь») и тема высшего суда. Основная идея стихотворения.

 

Задание: Выучить наизусть третью часть стихотворения, подготовить выразительное чтение.

 

Литература

Кормилов С.И. Лирика Лермонтова. М., 1997.

Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова М., 1973.

Лермонтовская энциклопедия. М., 1981.

Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова. М.-Л., 1964.

Макогоненко Г.П. Лермонтов и Пушкин. Л., 1987.

 

 

№ 3

Романтическая символика в поэме

М.Ю. Лермонтова «Демон»

 

1. Мифопоэтические основа произведения. Жанровое своеобразие.

2. Характеристика образа Демона. Черты демонической личности. Духовные противоречия Демона. Разочарование во зле и любовь к Тамаре. Принципы создания образа Тамары.

3. Трагедия одиночества Демона. Противостояние героя и мира.

4. Символика произведения.

5. Тема возмездия в «Демоне».

 

Задание для самостоятельной работы: пользуясь «Лермонтовской энциклопедией», выявить основную суть споров о романтизме и реализме в творчестве М.Ю.Лермонтова. После ознакомления с рекомендованной критической литературой определить свою позицию в этих спорах.

 

Литература

1. Григорьян К.Н. Лермонтов и романтизм. М.; Л., 1964.

2. Ермоленко С.И. Лирика М.Ю.Лермонтова: жанровые процессы. Екатеринбург, 1996.

3. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова М., 1973.

4. Логиновская Е. Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон». М., 1977.

5. Ломинадзе С.В. Поэтический мир Лермонтова. М., 1985.

6. Манн Ю.В. Завершение романтической традиции (Поэмы «Мцыри» и «Демон»)// Лермонтов и литература народов Советского Союза. Ереван, 1974.

7. Мелихова Л.С., Турбин В.Н. Поэмы Лермонтова (Опыт анализа жанрового своеобразия художественного произведения) Л., 1969.

8. Роднянская И. Демон ускользающий // Роднянская И. Художник в поисках истины.. М., 1989.

9. Удодов Б.Т. М.Ю.Лермонтов. Художественная индивидуальность и творчесткие процессы. Воронеж, 1973.

 

№ 4

Поэмы М.Ю. Лермонтова

 

1. Поэма «Мцыри». Структура конфликта.

2. Тема избранности. Герой и природа. Мотивировка разочарования.

3. Мотив бегства.

4. Тема Возвращения в поэмах Баратынского и Лермонтова. Тема любви в «Исповеди» и «Мцыри». Оппозиция «свое» – «чужое». Образы «естественного хода» (ветер, птица). Образы родства. Символика числа. Функция естественной среды. Образы покоя и защиты. Тема узничества в поэмах Лермонтова. Мотив единения. Вечность и индивидуальная судьба. Поэтика контраста.

5. Поэма «Демон». Своеобразие мотивировки отчуждения героя. «Бал» и «Наложница» Баратынского и «Демон» Лермонтова. «Демон» как завершающее звено романтической поэмы.

Опорные понятия темы: поэма, конфликт, герой, отчуждение, тема, мотив.

Задание: выписать определения литературоведческих понятий: мотив, конфликт, структура, сюжет, герой, персонаж, поэма.

 

Литература

1. Григорьян К.Н. Лермонтов и романтизм. М.; Л., 1964.

2. Ермоленко С.И. Лирика М.Ю. Лермонтова: жанровые процессы. Екатеринбург, 1996.

3. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова М., 1973.

4. Логиновская Е. Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон». М., 1977.

5. Ломинадзе С.В. Поэтический мир Лермонтова. М., 1985.

6. Манн Ю.В. Завершение романтической традиции (Поэмы «Мцыри» и «Демон»)// Лермонтов и литература народов Советского Союза. Ереван, 1974.

7. Мелихова Л.С., Турбин В.Н. Поэмы Лермонтова (Опыт анализа жанрового своеобразия художественного произведения) Л., 1969.

8. Роднянская И. Демон ускользающий // Роднянская И. Художник в поисках истины.. М., 1989.

9. Удодов Б.Т. М.Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творчесткие процессы. Воронеж, 1973.

 

 

№ 5

Драматургия М.Ю. Лермонтова

1. Картина мира в драмах.

2. Структура конфликта.

3. "Странный человек" в драмах.

4. Мотив игры.

5. Эволюция конфликта и героя в драмах М.Ю. Лермонтова.

Тексты: "Люди страсти", "Странный человек", "Маскарад".

 

Опорные понятия темы: драма, конфликт, мотив, герой, демонизм, ремарка, монолог.

Задания для выполнения на семинарском занятии:

1. Сопоставить главных героев трех драм. Близость и отличие аргументировать текстом.

2. Сформулировать особенности монологов главных героев.

Литература

1. Лермонтовская энциклопедия. М., 1981.

2. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. М., 1973.

3. История русской драматургии 18 – первой половины 19 веков. Л., 1982. С. 368-401.

4. Удодов Б.Т. М.Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы. Воронеж, 1973.

5. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М.; Л., 1961.

6. Мануйлов В.А. М.Ю. Лермонтов. Л. 1976.

7. Подольская И.И. М.Ю. Лермонтов. М., 1993.

8. Манн Ю.В. Игровые моменты в "Маскараде" М.Ю. Лермонтова // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1977. Т.36. № 1.

9. Коровин В.И. Герой и миф (по драме Лермонтова "Маскарад") // Анализ драматургического произведения. Л., 1988. С. 122-135.

 

№6

Трагедия «гордого ума» в драме

М.Ю. Лермонтова «Маскарад»

 

1. Светское общество 30-х годов XIX века. Демонизм как романтическая философия эпохи.

2. Особенности конфликта. Герой-игрок и его судьба. Психология демонической личности. Испытание жизненной философии героя.

3. Ключевые образы-символы драмы.

4. Мотив мести в «Маскараде».

5. Проблемы зла и возмездия в «Маскараде».

6. «Маскарад» как социально-психологическая и философская драма.

 

Задание для самостоятельной работы: подготовить сообщение на тему «Традиции «Горе от ума» А.С.Грибоедова в драме М.Ю.Лермонтова.

Выписать определения литературоведческих терминов – драма, символ, демоническая личность.

 

Опорные понятия: драма, конфликт, мотив, герой.

 

 

Литература

1. Григорьян К.Н. Лермонтов и романтизм. М.; Л., 1964.

2. Журавлева А.И. Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики. М., 2002.

3. История русской драматургии XVII – первой половины XIX вв. Л., 1982.

4. Коровин В.И. Герой и миф (По драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад») // Анализ драматического произведения. Межвузовский сборник./ Под ред. В.М.Марковича. Л., 1988. С.122-135.

5. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова М., 1973.

6. Лермонтовская энциклопедия. М., 1981.

7. Мильдон В.И. Вершины русской драмы. М., 2002. С.92-111.

8. Удодов Б.Т. М.Ю.Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы. Воронеж, 1973.

9. Уразаева Т.Т. Лермонтов: история души человеческой. Томск, 1995.

10. Щеблыкин И.П. М.Ю.Лермонтов: Очерк жизни и творчества. М., 2000

11. Эйхенбаум Б.М. Драмы Лермонтова // Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М.-Л., 1961.

12. Эйхенбаум Б.М. Пять редакций «Маскарада» // Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., 1969.

 

 

№7-8

Философский роман М.Ю. Лермонтова

«Герой нашего времени»

 

1. Жанровое своеобразие «Героя нашего времени». Художественные особенности произведения. Особенности лермонтовского психологизма.

2. Смысл понятия «герой» в контексте лермонтовского романа. Образ времени в романе.

3. Сюжет и композиция романа и авторская позиция.

4. Система образов романа. Женские образы в романе.

5. Концепция личности и особенности их воплощения. Парадоксальность образа Печорина. «История души» странного человека. Принципы этической оценки главного героя. Печорин. Роман судьбы или роман воли? Сознательная позиция или влияние среды?

6. Идейно-композиционная функция повести «Фаталист». Тема судьбы. Проблема Востока и Запада.

7. "Тамань" и ее место в романе.

8. Художественный метод произведения.

 

 

Опорные понятия темы: роман, композиция, система персонажей, монолог, дневник, понятие личности, портрет.

 

Задание для самостоятельной работы:

1) по статье о «Герое нашего времени» из «Лермонтовской энциклопедии» определить круг основных проблем изучения романа, а также различных точек зрения по вопросу о его жанровой специфике.

2) Выбрать в романе размышления всех героев о Печорине.

3) Проанализировать описание внешности Печорина в главе «Максим Максимович».

4) Сопоставить Онегина и Печорина.

 

Литература

  1. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М., 1994 (гл. о романе "Герой нашего времени").

2. Белинский В.Г. Статьи и рецензии. – М., 1971.

3. Виноградов И. Философский роман М.Ю. Лермонтова // Русская классическая литература: Разборы и анализы. М., 1969.

4. Герштейн Э.Г. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. М., 1973.

5. Григорьян К.Н. Лермонтов и его роман «Герой нашего времени». Л., 1975.

6. Долинина Н. Печорин и наше время. Л., 1975.

  1. Жолковский А.К. Блуждающие сны и другие работы. М., 1994. С. 276-278.

8. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова М., 1973.

9. Лермонтовская энциклопедия. М., 1981.

  1. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988.

11. Мануйлов В.А. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: Комментарий. Л., 1975.

12. Маркович В.М. «Герой нашего времени» и становление реализма в русском романе //Русская литература. 1967, №4. С.46-66.

  1. Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман 19 в. (30-50-е годы). Л., 1982.

14. Михайлова Е.Н. Проза Лермонтова. М., 1957.

15. Удодов Б.Т. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». М., 1989.

  1. Уманская М. Роман "судьбы", роман "воли"? // Русская литература. 1967.

17. Эйхенбаум Б.М. «Герой нашего времени»// // Эйхенбаум Б.М. О прозе. Л., 1969.

 

№9

«Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя

 

1. История создания.

2. Мифофольклорная основа.

3. Предисловие к первой и второй частям.

4. Оппозиции «народное – столичное», «настоящее – прошлое». Диканька – Петербург.

5. Тема черта.

6. Система рассказчиков.

7. Поэтика танца.

8. Хронотоп. Тема праздника. Карнавальное начало.

9. Поэтика финалов. «Вечера на хуторе близ Диканьки» как цикл.

 

Опорные понятия темы: цикл, повесть, хронотоп, рассказчик.

 

Литература

1. Вайскопф М.Я. Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология. Контекст. М., 2002.

2. Гончаров С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом аспекте. СПб., 1997.

3. Зарецкий В.А. Народные и исторические предания в творчестве Н.В.Гоголя: История и биографии: Монография. Стерлитамак- Екатеринбург, 1999.

4. Кривонос В.Ш. Мотивы художественной прозы Гоголя. СПб., 1999.

5. Кривонос В.Ш. Повести Гоголя: Пространство смысла: Монография. Самара, 2006.

6. Макогоненко Г.П. Гоголь и Пушкин. Л., 1985.

7. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996.

9. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. М., 1971.

10. Шульц С.А. Гоголь: Личность и художественный мир. М., 1994.

11. Эйхенбаум Б.М. О прозе. Л., 1969.

 

№ 10

«Петербургские повести» Н.В. Гоголя («Невский проспект»)

 

1. Петербург в повести Н.В.Гоголя; принципы изображения и семантика. Эстетика смешения разнородного (по В.М.Марковичу).

2. Эмпирическое бытописание и мифологические мотивы.

3. Развитие сюжета и конфликта, особенности композиции.

4. Мотивы гибели прекрасного и безграничного одиночества человека в эпоху всеобщей «раздробленности».

5. Романтическое и реалистическое в повести.

6. Художественные парадоксы; роль фантастики в повести. Предметный мир в повести.

7. Особенности повествования. «Сказ» и «речевая маска» в творчестве Гоголя.

 

Задание для самостоятельной работы: Сопоставьте образ Петербурга в творчестве Пушкина и Гоголя (письменно).

 

Литература

1. Вайскопф М.Я. Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология. Контекст. М., 2002.

2. Гончаров С.А. Творчество гоголя в религиозно-мистическом аспекте. СПб., 1997.

3. Дилакторская О.Г. Фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Владивосток, 1986.

4. Кривонос В.Ш. Мотивы художественной прозы Гоголя. СПб., 1999.

5. Кривонос В.Ш. Повести Гоголя: Пространство смысла: Монография. Самара, 2006.

6. Макогоненко Г.П. Гоголь и Пушкин. Л., 1985.

7. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996.

8. Маркович В.М. Петербургские повести Н.В. Гоголя. СПб., 1989.

9. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. М., 1971.

10. Шульц С.А. Гоголь: Личность и художественный мир. М., 1994.

11. Эйхенбаум Б.М. О прозе. Л., 1969.

 

№ 11

«Шинель» как «петербургская» повесть Н.В. Гоголя

 

1. Художественное своеобразие произведения.

2. Герой «Шинели» и его мир.

3. Особенности авторского отношения к герою.

4. Образ Петербурга. Проблема «мечта и действительность».

5. Функции шинели в повести Гоголя.

6. Смысл и значение «фантастического окончания». «Бунт» гоголевского персонажа.

7. «Шинель» и «Петербургские повести» Н.В. Гоголя.

 

Литература

Гончаров С.А. творчество гоголя в религиозно-мистическом аспекте. СПб., 1997.

Дилакторская О.Г. Фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Владивосток, 1986.

Кривонос В.Ш. Мотивы художественной прозы Гоголя. СПб., 1999.

Кривонос В.Ш. Повести Гоголя: Пространство смысла: Монография. Самара, 2006.

Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996.

Маркович В.М. Петербургские повести Н.В. Гоголя. СПб., 1989.

Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. М., 1971.

Макогоненко Г.П. Гоголь и Пушкин. Л., 1985.

Шульц С.А. Гоголь: Личность и художественный мир. М., 1994.

Эйхенбаум Б.М. Как сделана «Шинель» Гоголя // Эйхенбаум Б.М. О прозе. Л., 1969.

Вайскопф М.Я. Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология. Контекст. М., 2002.

 

№ 12-13

Сюжет и характеры в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

 

1. Представления Гоголя о задачах театра и о художественной специфике «общественной комедии». Театр в эстетике Гоголя.

2. "Женитьба": "Дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам, наших плутов, наших чудаков…"

3. «Ревизор» как целостное изображение русской действительности. Образ города и особенности художественного обобщения в «Ревизоре», типизация, символика.

4. Хлестаков и «миражная интрига». Сущность «хлестаковщины» как социально-психологического явления, механизм ее порождения, питательная среда.

5. Характеры и комическое в «Ревизоре». Комическое и трагическое. Разновидности комического.

6. Смысл заглавия, эпиграфа и значение немой сцены.

7. «Ревизор» как комедия характеров с гротескным «ответом». Новаторство Н.В.Гоголя.

 

Задание для самостоятельной работы: Ознакомиться с содержанием эстетической категории «комическое» по «Словарю литературоведческих терминов» и спроецировать уясненное на гоголевскую пьесу.

 

Литература

1. Вишневская И.Л. Гоголь и его комедии. М., 1976.

2. Войтоловская Э.Л. Комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»: Комментарий. Л., 1971.

3. Воропаев В.А. Н.В. Гоголь: Жизнь и творчество. М., 1999.

4. История русской драматургии XVII – первой половины XIX вв. Л., 1982.

5. Купреянова Е.Н. Авторская «идея» и художественная структура «общественной комедии» Н.В.Гоголя «Ревизор». // Русская литература. 1979. № 4.

6. Лотман Ю. М. О Хлестакове. // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. М., 1988. С.293-325.

7. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996.

8. Маркович В.М. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» // Анализ драматического произведения. Л., 1988.

9. Мильдон В. И. Вершины русской драмы. М., 2002. С. 111-137.

10. Николаев Д. П. Сатира Гоголя. М., 1984.

11. Шульц С.А. Гоголь: Личность и художественный мир. М., 1994.

№ 14

Тема: "Выбранные места из переписки с друзьями" Н.В. Гоголя

 

1. Духовный кризис Н.В. Гоголя.

2. Замысел и структура книги.

3. Исповедальное и проповедническое.

4. Автор как духовный наставник и духовный ученик.

5. Анализ 3 глав (по выбору).

 

Опорные понятия темы: книга, исповедь, автор, структура, письмо.

 

Задания для выполнения на семинарском занятии:

 

1. Проанализировать местоположение глав о литературе в книге.

2. Проанализировать композицию любой главы.

 

Литература

 

1. Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. С.37-45.

2. Гоголь Н.В. Духовная проза. М., 1992 (Предисловие В. Воропаева).

3. Марголис Ю.Д. Книга Н.В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями». Основные вехи истории восприятия. СПб., 1998.

4. Гончаров С.А. Творчество Н.В. Гоголя и традиции учительной культуры. СПб., 1992.

5. Анненкова Е.И. Гоголь и декабристы. М., 1989. С.156-173.

6. Гончаров С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. СПб., 1997.

 

 

№ 15

Жанр и повествование в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя

 

1. Замысел.

2. Жанровое своеобразие «Мертвых душ». Композиция поэмы.

3. Образ автора в поэме. Роль лирических отступлений.

4. Национально-исторический пафос замысла «Мертвых душ». Галерея «мертвых душ» и образ народа. Тема «духовного омертвения», конфликт живого и мертвого.

5. Особенности построения образов персонажей. Их соотнесенность с национально-исторической проблематикой, гротескность, формы проявления гротеска (портрет, речь, пейзаж, интерьер и т.д.).

6. Образ дороги, его многозначность. Художественная символика в поэме.

 

Опорные понятия темы: поэма в прозе, хронотоп, система персонажей, предметно-вещный мир, автор, замысел, портрет, лирическое и эпическое.

 

Задания для самостоятельной работы:

1) Произвести письменно литературоведческий анализ Х главы.

2) Проанализировать одно из лирических отступлений в поэме, проанализировать его местоположение в тексте.

3) Составить вопросы к теме «Образ Чичикова».

 

Литература

1. Воропаев В.А. Н.В. Гоголь: Жизнь и творчество. М., 1999.

2. Гольденберг А.Х. "Мертвые души" Н.В. Гоголя и традиции народной культуры. Волгоград, 1991.

3. Гончаров С.А. Жанровая структура «Мертвых душ» Н.В.Гоголя и традиции русской прозы. Л., 1985.

4. Гончаров С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. СПб., 1997.

5. Гончаров С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. СПб., 1997.

6. Гуковский Г.Д. Реализм Гоголя. М.; Л., 1959.

7. Гус М. С. Живая Россия и «Мертвые души». М., 1981.

8. Казарин В. П. Портрет в «Мертвых душах». // Проблемы метода и жанра. 1986. Вып.13. С. 173-182э

9. Кривонос В.Ш. «Мертвые души» Гоголя и становление новой русской прозы: Проблемы повествования. Воронеж, 1985.

10. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М., 1988. С. 251-260.

11. Манн Ю.В. В поисках живой души. М., 1984.

12. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996.

13. Манн Ю.В. Поэтика Н.В. Гоголя. М., 1988. С. 267-320.

14. Машинский С.И. «Мертвые души» Н.В. Гоголя. М., 1978.

15. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. М., 1979.

16. Смирнова Е.А. Поэма Гоголя «Мертвые души». Л., 1987.

17. Смирнова-Чикина Е.С. Поэма Гоголя «Мертвые души»: Комментарий. Л., 1974.

18. Хьетсо Г. Что случилось со вторым томом «Мертвых душ» // Вопросы литературы. 1990. № 7. С. 128-139.

 

№ 16

Диалогический конфликт в романе А.И. Герцена «Кто виноват?»

 

1. Построение и художественная природа романа.

2. Биографический метод объяснения характеров.

3. Диалоги персонажей как форма развертывания конфликта.

4. Владимир Бельтов и Любовь Круциферская: принципы изображения драмы героев.

5. Смысл названия романа.

 

Литература

А.И. Герцен – художник и публицист. М., 1977.

Гурвич-Лищинер С.Д. Творчество Герцена в развитии русского реализма середины XIX в. М., 1994.

Маркович В.М. Схема и дискуссия в романах натуральной школы (Герцен и Гончаров) // Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX в. (30-50-е годы). Л., 1982.

Кулешов В.И. «Натуральная школа» в русской литературе XIX века. 2-е изд. М., 1982.

 

№ 17

Повесть А.И.Герцена «Сорока-воровка»

 

1. Особенности композиции повести. Дискуссия о русском театре. Идейная атмосфера эпохи.

2. Композиционная роль встречи двух великих актеров.

3. Образ русской женщины: нравственная сила и могучий талант.

4. Сюжетный параллелизм. Смысл приема.

5. Мотивы, роднящие повесть Герцена с грибоедовской комедией «Горе от ума» и с романом «Кто виноват?».

 

Литература

А.И. Герцен – художник и публицист. М., 1977.

Гурвич-Лищинер С.Д. Творчество Герцена в развитии русского реализма середины XIX в. М., 1994.

Маркович В.М. Схема и дискуссия в романах натуральной школы (Герцен и Гончаров) // Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX в. (30-50-е годы). Л., 1982.

Путинцев В.А. Герцен-писатель. М., 1957.

Эльсберг Я.Е. Герцен. Жизнь и творчество. М., 1963.

Кулешов В.И. Славянофилы и русская литература. М., 1976.

 

№18. Коллоквиум



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: