Конвенция ООН правах ребенка, ее характеристика.




Понятие образования

  1. Понятие образования в различных аспектах: историко-культурном, социальном, педагогическом.
  2. Закон РФ «Об образовании».
  3. Направления гуманитаризации образования в современный период.
  4. Конвенция ООН правах ребенка, ее характеристика.

 

  1. Образование – это результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах.

Образование – это объем систематизированных ЗУН, способов мышления, которыми овладел обучаемый.

Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить. Главный критерий образованности- системность знаний и системность мышления, проявляющаяся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.

Кроме того, понятие «образование» включает в себя как бы два аспекта: социальный и исторический. Т.е., с одной стороны - это процесс передачи социального опыта обществом подрастающим поколениям, с другой- это уровень овладения человеком социального опыта, кот. В данном случае включает в себя процесс передачи накопленных знаний о природе, обществе и человеке, способов применения этих знаний в практической деятельности, способов добывания новых знаний и характера отношений к окружающей действительности на основе накопленных знаний и опыта.

В процессе передачи обществом опыта подрастающим поколением у них формируется и собственное отношение к окружающей действительности. Такое дидактическое толкование данного понятия не противоречит тому, кот.дается в Законе РФ «Об образовании», где под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания, «сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государственных образовательных уровней». Отличия данного толкования понятия «образование» заключается лишь в том, что оно рассматривается в Законе не только как социально- педагогическая, но и как социально- юридическая категория.

 

Закон РФ «Об образовании».

Под образованием в настоящем законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающейся констатацией достижения гражданином(обучающимся) установленных государством образовательных уровней(образовательных цензов).

Под полученным гражданином(обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение или определенного образовательного ценза, кот.удостоверяется соответствущим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ.

Образование в РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права.

Область образования в стране провозглашена приоритетной.

Законодательство РФ в области образования включает в себя Конституцию РФ, Федер.закон, принимаемые в соответствии с ним др.законы и иные нормативные правовые акты РФ, а так же законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации в области образования.

 

Принципы государственной политики в области образования.

· Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

· Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

· Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

· Светский(безрелигиозный) характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

· Свобода и плюрализм в образовании;

· Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

 

Направления гуманитаризации образования в современный период.

В современной педагогике существуют общемировые тенденции и приоритеты.


 


Приоритеты

  • Мир
  • Человек
  • Экология
  • Сотрудничество

 

Тенденции

· Творческое содружество педагогов мира

· Изучение и обучение исторического и совр.опыта развития школы и педагогики в мире

· Усиление демократических и гуманистических тенденций.

 


Демократизация предполагает:

· Соблюдение Декларации и Конвенции о правах ребенка в процессе педагогического взаимодействия

· Право воспитанника на свободный выбор

· Право воспитанника на ошибку

· Право воспитанника на свою точку зрения

· Паритетные отношения в пед.взаимодействии.

Гуманизации способствует:

· Педагогическая любовь к детям, уважение, заинтересованность в их судьбе

· Терпимость(толерантность) педагога, выдержка, уравновешенность

· Оптимистическая вера в возможности и способности воспитанника.

· Сотрудничество, мастерство общения, взаимодействие.

· Приоритет положительного стимулирования и опора на успех.

Для лучшего понимания что же представляет собой гуманистическая педагогика, можно привести пример при противопоставлении авторитарной педагогике.

Авторитарная (традиционная) педагогика -педагогика воздействия, где ученик (воспитанник) является объектом пед. Воздействия, а целью выступают знания, умения и навыки(ЗУН).

 

S→O1→O2 S-педагог, воспитатель как субъект

О1-ученик, воспитанник как объект

О2-содержание, формы, методы, средства пед.

процесса как объект

! Авторитарная педагогика построена на субъект- объектных отношениях.

Гуманистическая педагогика – педагогика взаимодействия, где оба участника выступают как паритетные, равноправные, в меру своих знаний и возможностей, партнеры.

Гуманистически ориентированный пед.процесс может быть только процессом пед.воздействия

↔ O3

S1(O1)←−−→S2(O2)

S1- учитель, воспитатель как субъект

S2- ученик, воспитанник как субъект

O1-учитель, воспитатель как объект

O2-ученик, воспитанник как объект

O3- содержание, формы, методы, средства пед.процесса

! Гуманистическая педагогика построена на субъектных отношениях.

Воспитанник- субъект воспитания: он активно воспринимает или сопротивляется направленным на него воздействиям; каждый человек уникален и неповторим, что требует поиска индивидуальных подходов и способов взаимодействия, многие процессы в развитии человека происходят самопроизвольно. Постепенно он начинает решать самостоятельно вопрос о целеполагании в соответственном развитии.

 

Конвенция ООН правах ребенка, ее характеристика.

Конвенция ООН правах ребенка- международный закон, имеющий высокое социально-нравственное, правовое, педагогическое значение для развития человеческого общества.

В рамках лиги Наций в 1927 г была принята Женевская декларация прав ребенка.

В 1945 г. Образован Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ)- главный механизм международной помощи детям.

В 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, кот. Провозглашает: «Дети должны быть объектом особой заботы и помощи».

В 1959 г. Генеральная ассамблея принимает Декларацию прав ребенка.

20 ноября 1989 г Генеральная Ассамблея объединенных Наций принимает Конвенцию о правах ребенка. Журналисты провозгласили ее «великой партией вольности для детей, мировой конституцией прав ребенка».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: