Понятие образования
- Понятие образования в различных аспектах: историко-культурном, социальном, педагогическом.
- Закон РФ «Об образовании».
- Направления гуманитаризации образования в современный период.
- Конвенция ООН правах ребенка, ее характеристика.
- Образование – это результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах.
Образование – это объем систематизированных ЗУН, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить. Главный критерий образованности- системность знаний и системность мышления, проявляющаяся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.
Кроме того, понятие «образование» включает в себя как бы два аспекта: социальный и исторический. Т.е., с одной стороны - это процесс передачи социального опыта обществом подрастающим поколениям, с другой- это уровень овладения человеком социального опыта, кот. В данном случае включает в себя процесс передачи накопленных знаний о природе, обществе и человеке, способов применения этих знаний в практической деятельности, способов добывания новых знаний и характера отношений к окружающей действительности на основе накопленных знаний и опыта.
В процессе передачи обществом опыта подрастающим поколением у них формируется и собственное отношение к окружающей действительности. Такое дидактическое толкование данного понятия не противоречит тому, кот.дается в Законе РФ «Об образовании», где под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания, «сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государственных образовательных уровней». Отличия данного толкования понятия «образование» заключается лишь в том, что оно рассматривается в Законе не только как социально- педагогическая, но и как социально- юридическая категория.
Закон РФ «Об образовании».
Под образованием в настоящем законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающейся констатацией достижения гражданином(обучающимся) установленных государством образовательных уровней(образовательных цензов).
Под полученным гражданином(обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение или определенного образовательного ценза, кот.удостоверяется соответствущим документом.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ.
Образование в РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права.
Область образования в стране провозглашена приоритетной.
Законодательство РФ в области образования включает в себя Конституцию РФ, Федер.закон, принимаемые в соответствии с ним др.законы и иные нормативные правовые акты РФ, а так же законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации в области образования.
Принципы государственной политики в области образования.
· Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
· Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
· Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
· Светский(безрелигиозный) характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
· Свобода и плюрализм в образовании;
· Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Направления гуманитаризации образования в современный период.
В современной педагогике существуют общемировые тенденции и приоритеты.
Приоритеты
- Мир
- Человек
- Экология
- Сотрудничество
Тенденции
· Творческое содружество педагогов мира
· Изучение и обучение исторического и совр.опыта развития школы и педагогики в мире
· Усиление демократических и гуманистических тенденций.
Демократизация предполагает:
· Соблюдение Декларации и Конвенции о правах ребенка в процессе педагогического взаимодействия
· Право воспитанника на свободный выбор
· Право воспитанника на ошибку
· Право воспитанника на свою точку зрения
· Паритетные отношения в пед.взаимодействии.
Гуманизации способствует:
· Педагогическая любовь к детям, уважение, заинтересованность в их судьбе
· Терпимость(толерантность) педагога, выдержка, уравновешенность
· Оптимистическая вера в возможности и способности воспитанника.
· Сотрудничество, мастерство общения, взаимодействие.
· Приоритет положительного стимулирования и опора на успех.
Для лучшего понимания что же представляет собой гуманистическая педагогика, можно привести пример при противопоставлении авторитарной педагогике.
Авторитарная (традиционная) педагогика -педагогика воздействия, где ученик (воспитанник) является объектом пед. Воздействия, а целью выступают знания, умения и навыки(ЗУН).
S→O1→O2 S-педагог, воспитатель как субъект
О1-ученик, воспитанник как объект
О2-содержание, формы, методы, средства пед.
процесса как объект
! Авторитарная педагогика построена на субъект- объектных отношениях.
Гуманистическая педагогика – педагогика взаимодействия, где оба участника выступают как паритетные, равноправные, в меру своих знаний и возможностей, партнеры.
Гуманистически ориентированный пед.процесс может быть только процессом пед.воздействия
↔ O3↔
S1(O1)←−−→S2(O2)
S1- учитель, воспитатель как субъект
S2- ученик, воспитанник как субъект
O1-учитель, воспитатель как объект
O2-ученик, воспитанник как объект
O3- содержание, формы, методы, средства пед.процесса
! Гуманистическая педагогика построена на субъектных отношениях.
Воспитанник- субъект воспитания: он активно воспринимает или сопротивляется направленным на него воздействиям; каждый человек уникален и неповторим, что требует поиска индивидуальных подходов и способов взаимодействия, многие процессы в развитии человека происходят самопроизвольно. Постепенно он начинает решать самостоятельно вопрос о целеполагании в соответственном развитии.
Конвенция ООН правах ребенка, ее характеристика.
Конвенция ООН правах ребенка- международный закон, имеющий высокое социально-нравственное, правовое, педагогическое значение для развития человеческого общества.
В рамках лиги Наций в 1927 г была принята Женевская декларация прав ребенка.
В 1945 г. Образован Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ)- главный механизм международной помощи детям.
В 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, кот. Провозглашает: «Дети должны быть объектом особой заботы и помощи».
В 1959 г. Генеральная ассамблея принимает Декларацию прав ребенка.
20 ноября 1989 г Генеральная Ассамблея объединенных Наций принимает Конвенцию о правах ребенка. Журналисты провозгласили ее «великой партией вольности для детей, мировой конституцией прав ребенка».