Житие преподобного Филиппа Ирапского, Череповецкого




В кня­же­ние ве­ли­ко­го кня­зя Мос­ков­ско­го и всея Рос­сии Ва­си­лия Иоан­но­ви­ча[1] в пре­де­лах во­ло­год­ских, вбли­зи оби­те­ли пре­по­доб­но­го Кор­ни­лия[2], по­явил­ся некий от­рок по име­ни Фе­о­фил. Он по­се­лил­ся у од­но­го че­ло­ве­ка, по име­ни Ва­си­лия. Про­пи­та­ние он снис­ки­вал име­нем Хри­сто­вым. У юно­ши был бла­го­че­сти­вый обы­чай каж­дый день по­се­щать Бо­же­ствен­ную служ­бу, каж­дую ночь про­во­дить в мо­лит­ве, бес­пре­стан­но бодр­ствуя. Ви­дя сми­ре­ние Фе­о­фи­ла, его кро­тость и лю­бовь к мо­лит­ве, все ста­ли ди­вить­ся это­му юно­му от­ро­ку. Ни­кто ни­ко­гда не ви­дел, чтобы он при­ни­мал уча­стие в дет­ских иг­рах или сме­ял­ся. О нем ска­за­ли пре­по­доб­но­му Кор­ни­лию. Пре­по­доб­ный по­ве­лел при­ве­сти к се­бе от­ро­ка. Кор­ни­лий ти­хо и крот­ко спро­сил юно­шу, кто он и от­ку­да ро­дом, как его зо­вут, и где жи­вут его ро­ди­те­ли. За­пла­кав, от­рок по­кло­нил­ся в но­ги свя­то­му и ска­зал:

– Про­сти ме­ня, чест­ный от­че, я не пом­ню сво­их ро­ди­те­лей, остал­ся по­сле них в ма­лых ле­тах; ска­зы­ва­ли мне, что они бы­ли кре­стьяне, а мне имя Фе­о­фил. Ски­тал­ся я, пи­та­ясь име­нем Бо­жи­им, не знаю, как при­шел сю­да, и те­перь жи­ву здесь у сво­е­го хо­зя­и­на. Мо­лю те­бя, чест­ный от­че, поз­воль мне по­тру­дить­ся в тво­ей оби­те­ли, сколь­ко я мо­гу.

Свя­той Кор­ни­лий сво­и­ми про­зор­ли­вы­ми оча­ми про­ви­дел, что он бу­дет из­бран­ным со­су­дом Бо­жи­им. Он по­ве­лел при­нять Фе­о­фи­ла в мо­на­стырь и по­ру­чил его риз­ни­че­му.

От­ро­ку то­гда бы­ло все­го 12 лет. Со дня по­ступ­ле­ния в мо­на­стырь он на­чал усерд­но слу­жить бра­тии, от­ли­чал­ся ве­ли­ким по­слу­ша­ни­ем и сми­ре­ни­ем. Око­ло 3 лет слу­жил он так бра­тии. Ви­дя его рве­ние и кро­тость, риз­ни­чий со­об­щил об этом пре­по­доб­но­му Кор­ни­лию. Все ино­ки лю­би­ли тру­до­лю­би­во­го от­ро­ка. Ко­гда ему ис­пол­ни­лось 16 лет, пре­по­доб­ный Кор­ни­лий при­звал его к се­бе и ска­зал:

– До­ро­гое мое ча­до, ты вполне до­сто­ин вос­при­нять ино­че­ское по­стри­же­ние.

Фе­о­фил с ра­до­стью от­вет­ство­вал:

– Все­го бо­лее же­ла­ет это­го ду­ша моя, про­шу те­бя, свя­той от­че, не мед­ли ис­пол­нить это бла­гое и Бо­го­угод­ное де­ло.

Сам пре­по­доб­ный Кор­ни­лий, на­ста­вив бла­жен­но­го, по­стриг его в ино­ки, при­чем ему да­но бы­ло имя – Филипп. Для ду­хов­но­го ру­ко­вод­ства от­да­ли юно­го ино­ка весь­ма ис­кус­но­му и бла­го­че­сти­во­му ино­ку Фла­виа­ну. Преж­де все­го он на­учил свя­то­го Филип­па гра­мо­те. Гос­подь по­мог сво­е­му вер­но­му ра­бу. В ко­рот­кое вре­мя Филипп хо­ро­шо изу­чил гра­мо­ту и мог быст­ро чи­тать кни­ги Свя­щен­но­го Пи­са­ния. Мно­го лет под­ви­зал­ся в оби­те­ли пре­по­доб­ный Филипп, ис­пол­няя все по­слу­ша­ния. Он то при­слу­жи­вал в церк­ви, то ра­бо­тал в пе­карне, но­сил во­ду и дро­ва, днем ис­пол­нял раз­ные ра­бо­ты для бра­тии, а но­чью мо­лил­ся. Осо­бен­но стро­го он со­блю­дал пост и по­да­вал при­мер ис­тин­но­го воз­дер­жа­ния. Бра­тия ди­ви­лись та­ким по­дви­гам пре­по­доб­но­го и ста­ли про­сить свя­то­го Кор­ни­лия, чтобы он по­ста­вил у них Филип­па пре­сви­те­ром. Бла­жен­ный охот­но ис­пол­нил их прось­бу. То­гда Филипп усу­гу­бил свои по­дви­ги, так что ино­ки еще бо­лее ста­ли удив­лять­ся его доб­ро­де­тель­ной жиз­ни. За­ме­тив это, Филипп сму­тил­ся ду­хом и стал скор­беть.

– Го­ре мне, – по­мыш­лял он в се­бе, – я уже по­лу­чил се­бе на­гра­ду от лю­дей. Ка­кой мзды мне еще ожи­дать от Гос­по­да в день суд­ный? Нет, го­ре при­но­сит мне хва­ла люд­ская.

Же­лая из­бег­нуть сла­вы, он воз­на­ме­рил­ся по­ки­нуть оби­тель и на­пра­вить­ся ту­да, ку­да ему ука­жет Гос­подь. Об этом он по­ве­дал бла­жен­но­му Кор­ни­лию. Свя­той ста­рец, пре­по­дав ему ду­ше­по­лез­ные на­став­ле­ния, дал ему свое бла­го­сло­ве­ние и с ми­ром от­пу­стил из сво­ей оби­те­ли. Пре­по­доб­ный Филипп на­чал мо­лить­ся Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це:

– Услышь ме­ня, ско­рая По­мощ­ни­ца, из­бавь ме­ня от скор­би, ко­то­рая сму­ща­ет серд­це мое.

Од­на­жды но­чью, ко­гда он, по сво­е­му обы­чаю, сто­ял в мо­на­сты­ре на мо­лит­ве и вос­пе­вал ка­нон в честь Оди­гит­рии[3], вдруг услы­шал он го­лос:

– Воз­люб­лен­ный раб Мой, вый­ди от­сю­да и сту­пай, ку­да Я ука­жу те­бе.

Свя­той по­смот­рел в окон­це сво­ей кел­лии и уви­дел, что на юж­ной сто­роне си­я­ет ве­ли­кий свет. Он ужас­нул­ся от это­го ви­де­ния и в стра­хе вы­бе­жал из сво­ей кел­лии.

– Это и есть то ме­сто, – по­ду­мал он, – ко­то­рое мне ука­за­но свы­ше. Да бу­дет во­ля Гос­под­ня.

Воз­вра­тив­шись в ке­лию, он окон­чил свою мо­лит­ву и дол­го раз­мыш­лял о быв­шем ему ви­де­нии. Ко­гда он утром на­пра­вил­ся к церк­ви, сно­ва спо­до­бил­ся услы­шать глас:

– Вый­ди из этой оби­те­ли и сту­пай, ку­да Я те­бе ука­жу.

По­сле это­го свя­той Филипп в сле­ду­ю­щую ночь вы­шел из мо­на­сты­ря, не имея с со­бой ни­че­го, кро­ме одеж­ды, ка­кая бы­ла на нем, и от­пра­вил­ся в до­ро­гу. Он при­шел на Ку­бен­ское озе­ро[4] в мо­на­стырь Все­ми­ло­сти­во­го Спа­са и от­сю­да про­дол­жал свой путь, отыс­ки­вая се­бе ме­сто, удоб­ное для без­мол­вия и ино­че­ских по­дви­гов. При этом он пи­тал свою ду­шу та­ки­ми раз­мыш­ле­ни­я­ми:

– Бе­жим плот­ской жиз­ни, как неко­гда на­род ев­рей­ский бе­жал от раб­ства еги­пет­ско­го. Укло­ним­ся от среб­ро­лю­бия, ибо оно ко­рень и на­ча­ло вся­ко­го зла. Да бу­дет Гос­подь мо­им во­ди­те­лем и на­став­ни­ком!

Пре­по­доб­ный Филипп при­шел на Бе­ло­озе­ро в во­лость Ан­до­гу, стал об­хо­дить ту стра­ну и в ле­су на бе­ре­гу ре­ки Ан­до­ги[5] на­шел од­но пре­крас­ное ме­сто, ти­хое и уеди­нен­ное.

– Се по­кой мой, зде все­лю­ся, – вос­клик­нул он и об­ра­тил­ся с бла­годар­ствен­ной мо­лит­вой к Гос­по­ду.

Ис­том­лен­ный дол­гой до­ро­гой, пре­по­доб­ный лег под од­ной раз­ве­си­стой сос­ной и уснул. Во сне ему явил­ся Ан­гел Гос­по­день и ска­зал:

– Филипп, здесь Гос­подь уго­то­вал те­бе ме­сто.

Бла­жен­ный тот­час же про­бу­дил­ся и стал мо­лить­ся Пре­свя­той Тро­и­це. Утром на сле­ду­ю­щий день он от­пра­вил­ся к пра­ви­те­лю той во­ло­сти кня­зю Ан­дрею Ва­си­лье­ви­чу Ше­ле­шпан­ско­му. При­дя к кня­зю, бла­жен­ный стал про­сить его о том ме­сте, где ему бы­ло ви­де­ние. Князь вме­сте с бла­жен­ным от­пра­вил­ся на то ме­сто и сво­им по­со­хом очер­тил про­стран­ство от ре­ки Ан­до­ги до Ма­ло­го Ира­па и поз­во­лил бла­жен­но­му здесь жить. Пре­по­доб­ный об­вел то ме­сто рвом, устро­ил се­бе на бе­ре­гу ре­ки ке­лей­ку, вер­те­пец ма­лый и на­чал мо­лить­ся Гос­по­ду о спа­се­нии ду­ши сво­ей.

У кня­зя Ан­дрея был брат князь Иоанн. Ко­гда князь Ан­дрей ска­зал сво­е­му бра­ту о том, что в их во­ло­сти по­се­лил­ся бла­жен­ный Филипп, князь Иоанн по на­ва­жде­нию диа­воль­ско­му силь­но раз­гне­вал­ся на сво­е­го бра­та и на бла­жен­но­го Филип­па. При на­ро­де и свя­щен­ни­ках он на­чал уко­рять сво­е­го бра­та.

– Ты пу­стил сю­да это­го че­ло­ве­ка, а у ме­ня он не спра­ши­вал­ся; вот я по­еду к нему, про­го­ню его от­ту­да и не поз­во­лю ему жить там.

На­прас­но князь Ан­дрей вме­сте со свя­щен­ни­ка­ми и на­ро­дом уго­ва­ри­вал бра­та не де­лать зла свя­то­му че­ло­ве­ку. Князь Иоанн еще бо­лее рас­сер­дил­ся, вско­чил на ко­ня и по­ска­кал в пу­сты­ню, на­ме­ре­ва­ясь из­гнать от­ту­да свя­то­го. Ко­гда князь подъ­е­хал к Ма­ло­му Ира­пу, конь оста­но­вил­ся и не по­шел через ру­чей. Князь уда­рил его би­чом. Но конь, за­ку­сив уди­ла, по­нес­ся об­рат­но, при­мчал кня­зя в се­ло, где он жил, и здесь у церк­ви Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца сбро­сил кня­зя, а сам по­нес­ся да­лее и вер­стах в двух из­дох. Па­дая, князь уда­рил­ся о ка­мень и умер. Князь Ан­дрей по­хо­ро­нил бра­та и от­пра­вил­ся к пре­по­доб­но­му Филип­пу. Он стал да­вать пу­стын­ни­ку се­реб­ро на по­мин сво­е­го бра­та. Пре­по­доб­ный же се­реб­ра не при­нял, но по­про­сил зем­лю меж­ду ру­чья­ми Боль­шим и Ма­лым Ира­пом. Князь Ан­дрей охот­но ис­пол­няя его прось­бу: он за­кре­пил за ним всю ту зем­лю, при­ка­зав сво­им кре­стья­нам слу­шать­ся пре­по­доб­но­го и вся­че­ски по­мо­гать ему. С это­го вре­ме­ни князь Ан­дрей и мно­гие дру­гие ста­ли иметь боль­шую ве­ру к пре­по­доб­но­му и про­сить его мо­литв и на­став­ле­ний. Бла­жен­ный по­ста­вил се­бе ча­сов­ню и кел­лию, а по­том за­ду­мал по­стро­ить храм во имя Пре­свя­той Тро­и­цы. Мно­гие при­хо­ди­ли к Филип­пу по­мо­лить­ся в его ча­совне. Пре­по­доб­ный по­учал их о поль­зе ду­шев­ной и го­во­рил им:

– По­слу­шай­те, от­цы и ча­да: ис­пол­ним де­ло бла­гое и по­лез­ное для душ на­ших, по­стро­им цер­ковь во имя Свя­той и Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы.

Слы­ша это, на­род охот­но стал по­мо­гать свя­то­му. В ско­ром вре­ме­ни, с по­мо­щью Бо­жи­ей и по мо­лит­вам свя­то­го Филип­па, они по­стро­и­ли цер­ковь и укра­си­ли ее по ме­ре сво­их сил. Сам князь Ан­дрей Ва­си­лье­вич по­жерт­во­вал в цер­ковь кни­ги и утварь. На­ко­нец, храм этой был освя­щен и в нем ста­ли воз­но­сить­ся мо­лит­вы и сла­во­сло­вия Гос­по­ду. Вновь воз­ни­кав­шую оби­тель на­зва­ли Крас­но­бор­ской пу­сты­ней Филип­па Ирап­ско­го[6]. Сла­ва о свя­том по­движ­ни­ке ста­ла рас­про­стра­нять­ся, и мно­гие при­хо­ди­ли к нему, ис­пра­ши­вая его мо­литв и на­зи­да­ния. Всех бла­жен­ный Филипп по­учал, всем да­вал со­ве­ты по­лез­ные, за всех мо­лил­ся, всех обод­рял и уте­шал.

– Бу­дем жить мир­но и крот­ко, – на­став­лял свя­той всех при­хо­див­ших к нему, – лю­би­те ро­ди­те­лей сво­их и по­чи­тай­те их. Да со­хра­нит вас Бог ми­ра во вся­ком ми­ре и ти­шине; лю­бовь имей­те ко всем срод­ни­кам ва­шим, ко всем ни­щим и убо­гим, ибо они на­ши ближ­ние; вспом­ним, что сам Гос­подь воз­лю­бил ни­щих. Бра­тия, не ста­нем воз­но­сить­ся, но бу­дем крот­ки и сми­рен­ны, ибо «Бог гор­дым про­ти­вит­ся, а сми­рен­ным да­ет бла­го­дать» (1Пет. 5:5).

По­учая так дру­гих, свя­той Филипп усу­губ­лял все бо­лее и бо­лее свои по­дви­ги, все вре­мя вос­пе­вал бо­го­вдох­но­вен­ные псал­мы Да­ви­да, ис­пол­няя в точ­но­сти все пра­ви­ла ино­че­ской жиз­ни. Осо­бен­но он со­ве­то­вал всем чи­тать псал­мы:

– Вни­май­те, ча­да, – го­во­рил он, – что ни­что так силь­но не про­го­ня­ет от нас бе­сов, как пе­ние пес­ней Да­ви­до­вых.

Од­на­жды, ко­гда бла­жен­ный сто­ял на мо­лит­ве в сво­ей кел­лии, вдруг он услы­шал труб­ный звук и шум, как бы от во­ин­ской ра­ти. Бла­жен­ный уди­вил­ся:

– От­ку­да сей труб­ный глас? Ведь здесь нет бра­ни.

Меж­ду тем нечи­стый дух, ко­то­рый про­из­вел этот шум, при­бли­зил­ся к свя­то­му и ска­зал:

– Нет, брань есть; она ве­дет­ся про­тив те­бя. Ес­ли ты не хо­чешь ве­сти этой бра­ни, то сту­пай, спи, и мы не ста­нем во­е­вать про­тив те­бя.

Свя­той, со­тво­рив мо­лит­ву, огра­дил се­бя крест­ным зна­ме­ни­ем и вос­клик­нул:

«Да вос­креснет Бог и рас­то­чат­ся вра­ги Его и да бе­гут от ли­ца Его нена­ви­дя­щие Его, как ис­че­за­ет дым, да ис­чез­нут» (Пс. 67:2-3).

Тот­час вся си­ла бе­сов­ская ис­чез­ла. Бла­жен­ный Филипп, ви­дя это, вос­клик­нул:

– Кре­пок и си­лен Гос­подь!

С тех пор бла­жен­ный еще бо­лее стал под­ви­зать­ся в по­сте и мо­лит­вах. Лу­ка­вый сам не мог уже бо­лее до­са­ждать ему, а на­чал под­учить на него злых лю­дей. Они во­ору­жи­лись на свя­то­го му­жа и хо­те­ли из­гнать его от ме­ста, ука­зан­но­го ему Бо­гом. Ви­дя, что лю­ди де­ла­ли ему зло по вну­ше­нию диа­во­ла, свя­той мо­лил­ся за сво­их до­са­ди­те­лей, го­во­ря:

– Не вме­ни им это­го в грех, Гос­по­ди, и про­сти им все со­гре­ше­ния.

То­гда дру­гие лю­ди, ви­дя его незло­бие и тер­пе­ние, го­во­ри­ли друг дру­гу:

– Вот – свя­той че­ло­век: не пом­нит зло­бы и до­са­ды, а толь­ко мо­лит­ся о сво­их до­са­ди­те­лях.

Од­на­жды диа­вол в об­ра­зе мо­на­ха по­до­шел к кел­лии свя­то­го и стал сту­чать­ся. Бла­жен­ный ска­зал:

– Со­тво­ри мо­лит­ву.

Диа­вол же от­ве­чал:

– Ныне и прис­но и во ве­ки ве­ков.

То­гда свя­той сно­ва по­тре­бо­вал, чтобы мо­нах про­из­нес мо­лит­ву, но диа­вол опять по­вто­рил свой от­вет. Свя­той в тре­тий раз при­ка­зал мо­на­ху про­из­не­сти мо­лит­ву, но по­сле­до­вал тот же са­мый от­вет. Свя­той ска­зал:

– Ска­жи так: Сла­ва От­цу и Сы­ну и Свя­то­му Ду­ху ныне и прис­но и во ве­ки. Аминь.

Бес, услы­шав это, быст­ро ис­чез, как буд­то его па­лил огонь. То­гда свя­то­го Филип­па объ­яло раз­ду­мье; он да­же ду­мал оста­вить то ме­сто, но услы­шал глас:

– Не сму­щай­ся, раб Бо­жий. Пре­бы­вай здесь, как я по­ве­лел те­бе. То­гда спо­до­бишь­ся ли­це­зреть сла­ву Бо­жию и об­ре­тешь по­кой ду­ше сво­ей.

Бла­жен­ный Филипп жил оди­но­ким от­шель­ни­ком в Крас­но­бор­ской пу­стыне. Слы­ша о его по­движ­ни­че­ской жиз­ни, мно­гие бла­го­че­сти­вые лю­ди, ино­ки и ми­ряне, с раз­ных сто­рон при­хо­ди­ли к нему ра­ди ду­ше­спа­си­тель­ной бе­се­ды, про­ся свя­то­го по­ве­дать им, как спа­сти ду­шу от гре­ха. Обыч­ны­ми по­се­ти­те­ля­ми и со­бе­сед­ни­ка­ми его бы­ли кре­стьяне Ан­дож­ской во­ло­сти. Бла­жен­ный с лю­бо­вью по­учал всех про­стым и крат­ким, но силь­ным и за­ду­шев­ным сло­вом, ино­кам го­во­рил о трех доб­ро­де­те­лях, да­ю­щих им власть над нечи­сты­ми си­ла­ми, о нес­тя­жа­нии, мно­гом бде­нии и уси­лен­ной мо­лит­ве, на­по­ми­нал о том, как жест­ко и скорб­но иго ино­че­ско­го жи­тия и как жи­ли преж­ние ино­ки, на­вык­шие же­сто­ким жи­ти­ем и мол­ча­ни­ем слу­жить Бо­гу; мир­ским лю­дям вну­шал лю­бить ближ­них, осо­бен­но по­мо­гать ни­щим и убо­гим, со­блю­дать ко всем прав­ду; ука­зы­вал на си­лу ду­ха от­цов, и на сла­бо­ду­шие ны­неш­них лю­дей, в при­мер тер­пе­ния в скор­бях ста­вил свя­тых му­че­ни­ков и бла­жен­ных пост­ни­ков, пре­взо­шед­ших стра­да­ни­я­ми и ли­ше­ни­я­ми ме­ру есте­ства че­ло­ве­че­ско­го и веч­но жи­ву­щих в па­мя­ти лю­дей; учил на­блю­дать за сво­и­ми мыс­ля­ми, по­мыш­лять о веч­ном бу­ду­щем, а не о ма­ловре­мен­ном на­сто­я­щем. На во­прос со­бе­сед­ни­ка, по­че­му мы осуж­да­ем дру­гих, бла­жен­ный от­ве­чал: «Кто осуж­да­ет дру­гих, тот еще не ура­зу­мел се­бя, не вел борь­бы с са­мим со­бой». Лю­бо­пыт­ство­вав­шим он рас­ска­зы­вал о се­бе, как он, кре­стьян­ский сын, еще в дет­стве остав­шись круг­лым и бес­при­зор­ным си­ро­той, ски­тал­ся, пи­та­ясь Хри­сто­вым име­нем, как при­шел в оби­тель к пре­по­доб­но­му Кор­ни­лию и на­вы­кал ино­че­ско­му жи­тель­ству, день про­во­дил на служ­бе мо­на­стыр­ской в тру­дах те­лес­ных, а но­чью мо­лил­ся до за­ут­ре­ни, кла­дя по сто по­кло­нов на каж­дой из 18 сту­пе­ней хра­ма, и как по­се­лил­ся на Ира­пе.

Од­на­жды некий по­се­ля­нин, по име­ни Ме­ле­тий, при­шел к бла­жен­но­му Филип­пу, про­ся у него на­став­ле­ния. Пи­тая глу­бо­кую ве­ру к свя­то­му, Ме­ле­тий ча­сто по­се­щал оби­тель бла­жен­но­го. На этой раз он остал­ся но­че­вать у свя­то­го Филип­па. До позд­не­го ве­че­ра свя­той все бе­се­до­вал с по­се­ля­ни­ном. На­ко­нец, пре­по­доб­ный стал со­вер­шать свои ве­чер­ние мо­лит­вы, а Ме­ле­тий, одер­жи­мый дре­мо­той, ско­ро за­снул. Око­ло по­лу­но­чи он проснул­ся и оклик­нул бла­жен­но­го; но его не бы­ло в кел­лии. Ме­ле­тий от­крыл окон­це, по­смот­рел по на­прав­ле­нию к церк­ви и ви­дит: свя­той с воз­де­ты­ми ру­ка­ми сто­ит на ко­ле­нах у церк­ви и мо­лит­ся; ру­ки его све­ти­лись, как ог­нен­ные све­чи. Ме­ле­тий, за­тво­рив ок­но, стал мо­лить­ся Пре­свя­той Тро­и­це, ди­вясь это­му ви­де­нию. По­том он рас­ска­зал об этом мно­гим, и слы­шав­шие ста­ли иметь ве­ли­кую ве­ру в бла­жен­но­го.

Так жил пре­по­доб­ный Филипп 15 лет в сво­ей пу­стыне, ожи­дая бла­жен­но­го по­коя и от­хо­да ду­ши сво­ей ко Гос­по­ду, обод­ряя се­бя сло­ва­ми:

– Тер­пи, Филипп, му­жай­ся и кре­пись.

Непре­стан­но он мо­лил­ся и взы­вал из глу­би­ны сво­ей чи­стой ду­ши:

– Бо­же Все­дер­жи­те­лю, уми­ри мир, по­ми­луй и спа­си всех пра­во­слав­ных хри­сти­ан, по­даждь им ти­ши­ну и бла­го­ден­ствие и очи­сти их от всех гре­хов. Ми­ло­стив и дол­го­тер­пе­лив Ты, Гос­по­ди, ждешь от нас по­ка­я­ния и не хо­чешь смер­ти греш­ни­ков. Ве­ли­ка Твоя ми­лость и бес­пре­дель­но Твое ми­ло­сер­дие. И Ты, ми­ло­сти­вая Гос­по­же, Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца, ско­рая на­ша по­мощ­ни­ца и за­ступ­ни­ца, мо­ли непре­стан­но за нас Сы­на Тво­е­го.

В это вре­мя к пре­по­доб­но­му при­шел инок из Спа­со-Ка­мен­но­го мо­на­сты­ря, что на Ку­бен­ском озе­ре. Это­го ино­ка зва­ли Гер­ма­ном. При­дя, стал про­сить пре­по­доб­но­го Филип­па, чтобы он поз­во­лил ему по­жить вме­сте с ним в пу­стыне.

– Тяж­ка и при­скорб­на здесь жизнь, брат, – от­вет­ство­вал свя­той на прось­бу Гер­ма­на.

– Тер­пе­ние, от­че, – на­ча­ло спа­се­ния; по­терп­лю о Хри­сте, сколь­ко воз­мо­гу, – от­ве­чал тот.

С то­го вре­ме­ни они на­ча­ли вме­сте под­ви­зать­ся в тру­дах в мо­лит­вах. Ви­дя, как жил мно­го­по­движ­ный пу­стын­ник, Гер­ман на­чал иметь ве­ли­кую ве­ру в бла­жен­но­го Филип­па, мно­го с ним бе­се­до­вал, рас­спра­ши­вал его о преж­ней его жиз­ни и все, что рас­ска­зы­вал ему о се­бе пре­по­доб­ный, за­пи­сы­вал на па­мять бу­ду­щим ро­дам.

Дол­го еще под­ви­зал­ся бла­жен­ный Филипп вме­сте с Гер­ма­ном. Про­ви­дя ско­рую кон­чи­ну, пре­по­доб­ный од­на­жды ска­зал Гер­ма­ну:

– Про­шу те­бя, лю­би­мый бра­те мой, не остав­ляй ме­ня до мо­ей кон­чи­ны, ибо недол­го мне оста­лось быть с то­бой.

С это­го вре­ме­ни пре­по­доб­ный усу­гу­бил свои мо­лит­вы. Бла­жен­ная кон­чи­на его по­сле­до­ва­ла в ночь на 14 но­яб­ря 1537 г.

В пол­ночь Гер­ман, проснув­шись, был удив­лен необы­чай­ным бла­го­уха­ни­ем, ко­то­рое рас­про­стра­ня­лось по всей кел­лии.

Взгля­нув на ло­же пре­по­доб­но­го, он уви­дал, что Филипп уже пре­дал Гос­по­ду свою ду­шу. Ли­цо пра­вед­ни­ка све­ти­лось необык­но­вен­ным све­том. Гер­ман, не имея са­на иерей­ско­го, не мог сам пре­дать по­гре­бе­нию те­ло свя­то­го Филип­па. По во­ле Бо­жи­ей утром при­шел в ту пу­сты­ню свя­щен­но­и­нок Иов. Вме­сте с Гер­ма­ном он бла­го­го­вей­но по­хо­ро­нил свя­то­го Филип­па. Та­ко­во бы­ло жи­тие это­го пре­по­доб­но­го, бо­га­то­го сво­им сми­ре­ни­ем и ве­ли­ко­го сво­и­ми по­дви­га­ми во сла­ву Пре­свя­той Тро­и­цы. Аминь.


При­ме­ча­ния

[1] Ва­си­лий Иоан­но­вич за­ни­мал ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол от 1505 до 1633 го­да.

[2] Па­мять пре­по­доб­но­го Кор­ни­лия Ко­мель­ско­го – 19-го мая.

[3] На­име­но­ва­ние «Оди­гит­рии», т. е. «Пу­те­во­ди­тель­ни­цы», бы­ло усво­е­но Смо­лен­ской иконе Пре­свя­той Вла­ды­чи­цы на­шей Бо­го­ро­ди­цы. Это на­име­но­ва­ние од­ни объ­яс­ня­ют тем, что сия свя­тая ико­на со­пут­ство­ва­ла гре­че­ским им­пе­ра­то­рам в по­хо­дах; дру­гие объ­яс­ня­ют это тем, что свя­тая ико­на Оди­гит­рии пер­во­на­чаль­но бы­ла в мо­на­сты­ре «Пу­те­во­ди­те­лей» на бе­ре­гу Мра­мор­но­го мо­ря: от­прав­ля­ю­щи­е­ся в пла­ва­ние мо­ря­ки мо­ли­лись пред сей свя­той ико­ной. Су­ще­ству­ет еще тре­тье объ­яс­не­ние: два слеп­ца по ука­за­нию са­мой Бо­го­ма­те­ри бы­ли при­ве­де­ны к сей иконе и по­лу­чи­ли ис­це­ле­ние. Па­мять Пре­свя­той ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри Оди­гит­рии 28 июля.

[4] Ку­бен­ское озе­ро на­хо­дит­ся в юго-за­пад­ной ча­сти Во­ло­год­ской гу­бер­нии.

[5] Ан­до­га – ре­ка в Нов­го­род­ской гу­бер­нии.

[6] Крас­но­бор­ская Тро­и­це-Филип­по-Ирап­ская пу­стынь, ныне за­штат­ная, на­хо­дит­ся в пре­де­лах Нов­го­род­ской епар­хии в 52 вер­стах от го­ро­да Че­ре­пов­ца.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: