Современная экономическая теория рассматривает образовательные услуги как нематериальные блага.




Лекция 1

Теоретические вопросы дисциплины «Экономика образования»

 

1 Образование как отрасль народного хозяйства и предмет экономической науки.

2 Сущность экономики образования. Цель, предмет, задачи.

3 Системы образования в США, Франции, Японии.

4 Специфика производительных сил и производственных отношений в сфере образования.

 

Мануэль Кастельс – концепция сетевого информационального общества, охватившего информациональностью все его структуры, включая экономику, культуру, политику, преступность, терроризм, обскурантизм и многое другое.

Если принять концепцию М. Кастельса, то экономику образования следует рассматривать в качестве элемента современного общества, на который оказывают влияние все названные выше элементы сети.

Экономическая теория (Экономика) — это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов.

Таким образом, предметом экономической теории является противоречие между ограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих потребностей. Из предмета экономической теории можно выделить первую функцию экономики: это нахождение рациональных сочетаний ресурсов для достижения максимального удовлетворения потребностей общества. Вторая функция экономической теории — практическая (рекомендательная). На основе позитивных знаний экономика даёт рекомендации к действиям для реализации необходимой экономической политики государством.

 

Экономика – это область знаний, изучающая человека, его действия и интересы. Она призвана определять, как максимально и эффективно использовать ограниченные ресурсы, природные запасы, капитал, трудовые ресурсы.

Экономика – это наука о законах экономического развития хозяйства, рассматривающая это хозяйство в развитии и взаимосвязи с внешней средой.

Несколько определений экономики:

1. Совокупность отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления, сложившихся в том или ином обществе, на том или ином историческом этапе.

2. Народное хозяйство данной страны или его часть, включающая соответствующие отрасли и виды производства.

3. Отрасль науки, изучающая производственные отношения или их специфические стороны в определенной сфере общественного производства и обмена.

Иначе говоря, экономика как понятие используется для обозначения отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ, разных субъектов этих отношений и науки, которая изучает эти отношения. Отсюда, кстати, следует и множество возможных уровней экономики как науки: макроэкономика - изучение отношений на уровне народного хозяйства, микроэкономика - изучение отношений на уровне отдельного субъекта и т.д.

Существуют и другие определения. В частности, экономика рассматривается как поведенческая наука, т.е. наука о том, что определяет поведение домашних хозяйств, фирм и государства, когда они принимают экономические решения.

Экономика - это дисциплина, изучающая, каким образом общество с ограниченными дефицитными ресурсами решает, что, как и для чего производить. Различаются: позитивная экономика, изучающая и объясняющая то, что есть, и дискриптивная экономика, предлагающая рецепты действий, основанные на субъективных оценках.

 

Главная цель образования - удовлетворение потребностей людей в знаниях, навыках, умениях в интересах успешного развития способностей потенциала личности и общественного прогресса

Основная экономическая функция сферы образования – воспроизводство «человеческого капитала». Выполняя эту функцию, образование опосредствованно осуществляет производственную и доходную функции, поскольку повышение уровня общего и профессионального образования обеспечивает экономия использования материальных ресурсов, более высокое качество продукции, увеличение производительности труда.

Образование относится к той сфере жизнедеятельности людей, где воспроизводятся способности работника к труду, формируются знания и морально-психологическое отношение к труду, т.е. исключительная важность экономической функции образования состоит в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы для всех отраслей народного хозяйства.

Образование рассматривается в качестве «подготовительного цеха» для всей экономики страны. Таким образом, для экономики образование – специфическая отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности общества в образовательных услугах, занята подготовкой кадров, необходимых для разнообразных видов трудовой и иной деятельности.

Использование термина «экономика» по отношению к образованию имеет принципиальное значение, поскольку при социализме, вследствие господствовавшей тогда в СССР ограничительной трактовки производительного труда, труд в образовании, фундаментальной науке, здравоохранении, культуре и прочих отраслях, социальной сферы, считался непроизводительным (т.е. не создающим продукт и национальный доход), в отличие от отраслей материального производства, где производительным считался труд, участвующий в создании материальных благ.

Статистика относила здравоохранение, образование, культуру и т.д.- к непроизводственной сфере, а термины «экономика» и «отрасль», в силу указанных выше причин, по отношению к ним не употреблялись. Бюджетное финансирование этих отраслей осуществлялось по остаточному принципу.

Отрасль и сфера.

Какие же критерии лежат в основе определения отрасли? В экономической литературе под сферой народного хозяйства понимается качественно однородная совокупность предприятий, учреждений, и других хозяйственных единиц, характеризующихся общностью (сходством) условий труда (производства), профессионального состава кадров, выполняемых функций в системе общественного воспроизводства, производимой продукции или услуг.

Отрасль определяется практически так же, как и сфера, только по признаку объединения юридических лиц, производящих однотипную продукцию. Отрасль административно объединяет субъектов в рамках определенной управленческой структуры, например, министерства или ведомства. Применительно к образованию отраслью можно считать совокупность образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации.

Сфера считается более общим понятием, нежели отрасль, поскольку может объединять в себе несколько отраслей. Примером такого рода может служить социальная сфера, объединяющая в себе пенсионное обеспечение, культуру, образование, здравоохранение и др. Каждая из этих входящих в социальную сферу частей может рассматриваться в качестве отрасли (части сферы) и, одновременно, может рассматриваться в качестве самостоятельной сферой.

Экономика образования выступает неотъемлемой составной частью системы образования в целом, поскольку образование как всякая определенная сфера деятельности обладает своей экономикой. Экономику образования следует рассматривать как достаточно сложную систему. Важнейшими элементами, подсистемами экономики образования как системы, являются: 1) экономика дошкольного образования, 2) экономика общеобразовательной школы, 3) экономика профтехобразования, 4) экономика среднего специального образования, 5) экономика высшего и послевузовского образования. Каждая из этих подотраслей обладает своей спецификой.

Органическое взаимодействие педагогических и других социальных процессов, свойственных сфере просвещения, накладывает свой отпечаток на экономические процессы и предопределяет специфичность отрасли образования. Термины «сфера» и «отрасль» использованы здесь как синонимы, однако, строго говоря, это не идентичные понятия, поскольку сфера может объединять в себе несколько отраслей.

 

Образование как отрасль как составная часть народного хозяйства и необходимое звено общественного воспроизводства характеризуется тем же типом экономических отношений, который присущ остальным отраслям и всему народному хозяйству страны в целом. Однако эти отношения в сфере образования имеют свои особенности. Они обнаруживаются в частности в отношениях собственности, в обмене деятельности с работниками других отраслей, в способах и формах возмещения затрат труда в реализации хозяйственного механизма и т.д. Экономика образования как наука, может быть, поэтому, определена как наука, изучающая отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением благ созданных в сфере образования.

По мнению В.А. Жамина - одного из основоположников отечественной экономики образования: «одна из главных задач экономики образования состоит в том, чтобы детально раскрыть экономическую сторону материальных условий, необходимых в каждый данный момент для достижения определенного образовательного уровня членов общества. Данная задача должна решаться с учетом общего состояния экономики страны, с учетом тех ресурсов, которые могут быть выделены на нужды образования… Экономика образования исследует движение материальных и денежных средств, направляемых обществом на расширенное воспроизводство квалифицированной рабочей силы через систему образования…»

 

Задачами экономики образования, таким образом, являются:

- систематизация знаний об образовании;

- установление экономических закономерностей и причинно-следственных связей между экономическими процессами и явлениями в сфере образования;

- исследование особенностей действия экономических законов в сфере образования;

- поиск и анализ факторов, способствующих росту эффективности функционирования образовательных учреждений, а также повышению качества образовательных услуг. Исходной задачей экономики образования следует считать выделение сферы образования в качестве объекта и изучение его свойств с целью выяснения общих и специфических черт, признаков и отличий.

 

Что производится в образовании?

 

Образовательные услуги.

 

Основным видом деятельности учреждений образования является создание образовательных услуг. Что скрывается за термином "образовательная услуга"?

Современная экономическая теория рассматривает образовательные услуги как нематериальные блага.

Логика понятия «образовательная услуга»:

1. Напомним, что экономические т.е. ограниченные блага (в том числе и нематериальные) предназначенные для обмена (продажи) называются товарами. Данное понимание процесса производства включает в себя создание как материальных, так и нематериальных благ (товаров). Соответственно различают материальное и нематериальное производство.

2. Труд, создающий материальное или нематериальное благо (услугу), будет производительным, если товар найдет признание на рынке, т.е. если будет продан. Таким образом, спор о производительном характере труда, в рамках данного подхода становится бессмысленным.

Какие же критерии лежат в основе определения отрасли? В экономической литературе под отраслью народного хозяйства понимается качественно однородная совокупность предприятий, учреждений, и других хозяйственных единиц, характеризующихся общностью (сходством) условий труда (производства), профессионального состава кадров, выполняемых функций в системе общественного воспроизводства, производимой продукции или услуг. Отрасль административно объединяет субъекты в рамках определенной управленческой структуры, например, министерства или ведомства. Для системы образования это Министерство образования и науки Российской Федерации.

 

В отличие от взглядов К.Маркса, использующего достаточно сложную систему аргументации относительно характера труда по оказанию услуг, неоклассическая школа (убедительно доказавшая свою правоту в странах, которые сейчас принято называть развитыми) рассматривает все услуги как товары и, стало быть, по терминологии К.Маркса, как результаты производительного труда.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: