Составление опорного конспекта




 

 

2

1. ТРЕБОВАНИЯ К ОРАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ Приложение 4

 

Составление схемы

 

 

Крах перестройки и ликвидация социализма в СССР

 

 
 

 

 

 


Приложение 5

 

Составление таблицы

 

 

Из послания Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию (2000 г.)

Проблемы страны Пути их решения
1. Формирование конкурентоспособной, эффективной, социально справедливой экономической системы, обеспечивающей стабильное политическое развитие. 1. Борьба с высокими налогами, произволом чиновников, разгулом криминала, коррупцией.
2. Преодоление последствий «холодной войны», представляющих региональную и международную угрозу. 2. Нахождение общего языка с другими странами в решении проблем, представляющих региональную и международную угрозу.
3. Противостояние международному терроризму, угрожающему государственному суверенитету и территориальной целостности, стремящимся к геополитической перекройке мира. 3. В рамках внешнеполитической деятельности содействовать объективному восприятию России, обеспечивать достоверность информации о событиях в стране.
4. Неразвитость гражданского общества, неумение власти говорить с ним и сотрудничать. 4. Сотрудничество власти и общества.
5. Недостатки партийной системы. 5. Создание условий политической конкуренции партий как главного условия диалога о развитии государства.

 

Приложение 6

Анализ исторического документа

 

 

1. Из послания Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию (2000 г.)

2. Первичный документ.

3. Автор документа – Президент Российской Федерации В.В. Путин, представляющий интересы государства.

4. Документ был написан к 08.07.2000 г. 31.12.1999 г. Президент РФ Б.Ельцин объявил о своей отставке. 26.03.2000 г. на досрочных выборах Президентом РФ избирается В.Путин, получивший 52 % голосов. Это было время, когда необходимо было принимать конкретные решения для окончательного вывода страны из кризиса.

5. В послании Президент обозначил проблемы, стоящие перед Россией и наметил пути их решения:

1) для формирования конкурентоспособной, эффективной, социально справедливой экономической системы, обеспечивающей стабильное политическое развитие было предложено бороться с высокими налогами, произволом чиновников, разгулом криминала, коррупцией;

2) с целью преодоления последствий «холодной войны» возникла необходимость построения диалога с другими странами;

3) для противодействия международному терроризму ставилась цель содействовать объективному восприятию России через достоверную информацию о событиях в стране;

4) для преодоления неразвитости гражданского общества предлагалось взять курс на сотрудничество власти и общества;

5) для устранения недостатков партийной системы необходимо было создать условия конкуренций партий, в ходе которого возникнет диалог о путях развития государства.

6. Данное событие происходило в г. Москве (Кремле).

7. Автор документа ставил целью вывести Россию из кризиса путём решения наиболее острых проблем.

8. Данный документ был в целом воспринят положительно, в том числе – лидерами оппозиционных партий. Вместе с тем, действия в рамках обозначенных направлений позволили в дальнейшем сосредоточить власть в руках относительно консолидированной правящей группы во главе с Президентом, преодолеть противоречия между президентским кабинетом министров и оппозиционным парламентом.


 


 

 

Приложение 7

Характеристика государства

 

 

1. Союз Советских Социалистических Республик. Государство располагалось на территории континента Евразия и занимало 1/6 часть суши, было основано 30 декабря 1922 года, а закончило своё существование 26 декабря 1991 года.

2. Государство защищало интересы крестьян и рабочих.

3. Юридически главой государства (высшим должностным лицом) считался: с 1922 года — Председатель Президиума ЦИК СССР, с 1938 года — Председатель Президиума Верховного Совета СССР, с 1989 года — Председатель Верховного Совета СССР, с 1990 года — Президент СССР. Главой правительства являлся Председатель Совета Народных Комиссаров, с 1946 года — Председатель Совета Министров СССР, по должности входивший в состав Политбюро ЦК КПСС.

4. Любая передача власти в партии и на местах контролировалась партией. Занять какой-либо руководящий пост беспартийный не мог.

5. В состав Вооружённых сил входили: центральные органы военного управления, Советская Армия (Ракетные войска стратегического назначения, Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Войска противовоздушной обороны), Военно-морской Флот, Тыл Вооружённых Сил, а также Войска гражданской обороны, Внутренние войска МВД и Пограничные войска КГБ. Призывной возраст 18–27 лет. На 1991 год в армии было задействовано 4 230 920 человек. В запасе числилось 92 345 764 человек.

6. В СССР законодательно никакая идеология не провозглашалась государственной или господствующей; но, ввиду политической монополии Коммунистической партии, таковой де-факто была идеология КПСС — марксизм-ленинизм, которую в позднем СССР именовали «социалистической марксистско-ленинской идеологией». Политическая система СССР рассматривалась как «социалистическое государство», то есть как «политическая часть надстройки над экономическим базисом социализма, новый тип государства, приходящий на смену буржуазному государству в результате социалистической революции». Однако, по мнению некоторых западных исследователей советского общества, в позднем СССР марксизм в реальности трансформировался в националистическую и этатическую идеологию, в то время как классический марксизм провозглашал отмирание государства при коммунизме.

7. Первые и главные реформы советской власти заключались, прежде всего, в прекращении войны (Декрет о мире) и в передаче помещичьих земель крестьянам (Декрет о земле). Советской власти за два десятилетия удалось уменьшить уровень смертности ровно вдвое по сравнению с последними годами XIX века. Был положен конец участию России в первой мировой войне. Исчезновение частного капитала. Народовластие.

 

Приложение 8

Характеристика исторической личности

 

1. Первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущёв, пришел к власти 13 сентября 1953 года. Ушел с поста 14 октября 1964 года. Период правления Хрущёва иногда называют «оттепелью»: были выпущены на свободу многие политические заключённые, по сравнению с периодом правления Сталина активность репрессий значительно снизилась. Уменьшилось влияние идеологической цензуры. Советский Союз достиг больших успехов в покорении космоса. Было развёрнуто активное жилищное строительство. Вместе с тем с именем Хрущёва связаны и организация самой жёсткой в послевоенный период антирелигиозной кампании, и значительное усиление карательной психиатрии, и расстрел рабочих в Новочеркасске, и неудачи в сельском хозяйстве и внешней политике. На период его правления приходится наивысшее напряжение холодной войны с США. Его политика десталинизации привела к разрыву с режимами Мао Цзэдуна в Китае и Энвера Ходжи в Албании. Однако, в то же время, Китайской Народной Республике было оказано существенное содействие в разработке собственного ядерного оружия и осуществлена частичная передача существующих в СССР технологий его производства.

2. Хрущев прошел войну и закончил генерал-лейтенантом. С декабря (1949 год) он является секретарём Московского обкома. Похоронив Сталина (в 1953 году.), Никита Сергеевич становится главным инициатором ареста и смещения со всех постов Берии. На 20-м съезде Хрущёв выступает с докладом о репрессиях Сталина. В 1958 году Никиту Сергеевича избирают председателем Совета Министров. Личные качества Хрущёва. Имея практически безграничную власть, Хрущёв принимает «Косыгинскую реформу», стараясь внедрить в соцэкономику различные элементы рыночной экономики. Он оказался достаточно сильным человеком, посмевшим разрушить сталинскую систему тотальной власти и культа личности.

3. В 1958 году Хрущёв проводит политику против подсобных хозяйств, которые были в личном использовании людей. Людям было запрещено держать скот, личная скотина выкупалась государством. Из-за сложившейся ситуации резко уменьшилось поголовье птицы и домашнего скота, ухудшилось материальное положение крестьян.

Реформы Хрущёва:

1). Программа преобразований сельского хозяйства, освоение целинных земель.

2). Административно-экономическая реформа, децентрализация управления промышленности.

3). В середине 50-х гг. была разработана программа мер, нацеленная на подъем жизненного уровня населения.

4). В целях индустриализации сельского хозяйства проводилось укрупнение колхозов (в результате их численность сократилась с 91 тыс. до 39 тыс.).

5). Одним из рычагов развития промышленности рассматривался научно-технический прогресс.

6). Наметился процесс развития вертикальной централизации совнархозов (СНХ).

4. После неудач противоречивой преобразовательной деятельности Н.С.Хрущева в обществе возник синдром усталости, стремление к устойчивым формам социальной и личной жизни. В этот период на первое место в иерархии власти вышла жаждавшая стабильности партийно-государственная бюрократия, или номенклатура, которая сыграла решающую роль в смещении Н.С.Хрущёва в октябре 1964 г.

5. Положительные стороны политики Н.С.Хрущёва:

1). Разоблачение культа личности Сталина. Реабилитация сотен тысяч незаконно репрессированных. Относительная демократизация общества.

2). Принятие «Программы мира», основной тезис которой – предотвращение войны между государствами с различными социальными системами.

3). Заключение Договора о запрете ядерных испытаний в трёх сферах: атмосфере, космосе и под водой.

4). Сокращение Вооружённых сил СССР на одну треть (1,2 млн. человек) и уменьшение непомерных военных расходов.

5). Пенсионная реформа, коснувшаяся десятков миллионов граждан. При Хрущёве впервые на пенсию можно стало жить.

6). Реформа сельского хозяйства: колхозники, находившиеся практически на положении крепостных, стали получать гарантированную денежную оплату за труд. Им выдали паспорта, разрешили переходить в другие колхозы и уезжать в город.

7). Массовое жилищное строительство. Например, в 1956 г. Темпы строительства в Москве обогнали темпы прироста населения.

8). СССР добился крупнейших достижений в области науки и техники. Первая в мире атомная электростанция (1954), первый спутник (1957), первый космонавт (1961).

9). Освоено 30 млн га целинных земель.

10). Приоткрылся «железный занавес», оживился культурный обмен с зарубежными странами. Советские люди потихоньку начали ездить за границу.

Отрицательные стороны политики Н.С.Хрущёва

1). Расстрел рабочей демонстрации в Новочеркасске (1962). Считается, что погибли 26 человек, 58 ранены, 7 приговорены к высшей мере.

2). Хрущёв не противился возвеличиванию собственной личности. Если в 1963 г. Его портрет в центральных газетах был напечатан 120 раз, то за неполный 1964-й – более 140.

3). Обещал, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», и не выполнил.

4). В результате непродуманной военной реформы огромное количество офицеров остались без работы, жилья и гражданской специальности.

5). Обещал за несколько лет «догнать и перегнать Америку» по производству мяса, молока и масла на душу населения, и не выполнил.

6). С 1963 г. начались регулярные закупки зерна за рубежом.

7). Хрущёв проводил политику воспрепятствования содержанию скота в личной собственности граждан, из-за чего погибли миллионы голов скота.

8). При нём была построена Берлинская стена (1961), ставшая символом противостояния социализма и капитализма.

9). Повсеместное, невзирая на природу, культивирование кукурузы. «Во всех областях и краях Союза, - утверждал популярный при Хрущёве стишок, - может давать урожай кукуруза».

10). Борьба с «нездоровыми явлениями в искусстве» при помощи административно-государственных методов (от парткомов до бульдозеров).

 

Приложение 9

Характеристика исторического события

 

1. Карибский кризис, октябрь 1962 года.

2. Согласно официальной советской версии, кризис вызвало предшествовавшее данным событиям размещение в 1961 году Соединёнными Штатами в Турции (стране-участнице НАТО) ракет средней дальности «Юпитер», которые могли достигнуть городов в западной части Советского Союза, включая Москву и главные промышленные центры СССР. В качестве ответной меры на эти действия Советский Союз разместил кадровые военные части и подразделения, на вооружении у которых находилось как обычное, так и атомное оружие, включая баллистические и тактические ракеты наземного базирования, на острове Куба, в непосредственной близости от побережья США.

3. Участники: СССР и США. Цели государств: предотвращение ядерного конфликта между странами.

4. Карибский кризис – это критического уровня противостояние между Соединёнными Штатами и Советским Союзом по поводу размещения СССР ядерных ракет на территории Кубы в октябре 1962 года. Кубинским народом он называется «Октябрьским кризисом», а в США – «Кубинским ракетным кризисом». Накануне кризиса, в 1961 году, Соединённые Штаты разместили на территории Турции ракеты средней дальности, которые своим присутствием создавали угрозу западной части Советского Союза и были способны «накрывать» Москву и ключевые промышленные центры. Адекватным ответом этому стали размещенные советским руководством на территории Кубы ракеты средней дальности Р-12. Непосредственное начало кризиса произошло 14 октября 1962 года. В этот день самолёт-разведчик U-2 ВВС США при очередном облёте кубинской территории выявил на окраинах деревни Сан-Кристобаль присутствие советских ракет средней дальности Р-12. Президентом США Джоном Кеннеди был срочно создан специальный Исполнительный комитет, на котором осуществлялся поиск возможных путей решения этой проблемы. Изначально заседания исполкома имели секретный характер, но, затем, 22 октября американский президент сообщил своему народу о пребывании на кубинской территории советского «наступательного оружия». В результате была объявлена блокада Кубы.
Изначально советским руководством отрицалось присутствие на острове Куба советского ядерного оружия. Потом ему пришлось убеждать Соединённые Штаты в сдерживающем характере присутствия ракет на острове. Фотографии ракет 25 октября были предъявлены в ходе заседания Совета Безопасности ООН.
На исполнительном комитете достаточно серьёзно шло обсуждение силового варианта разрешения проблемы. Кроме того, инициаторы таких мер убеждали Джона Кеннеди начать массированную бомбардировку кубинской территории как можно быстрее. Но в ходе очередного облёта U-2 была установлена готовность нескольких ракет к пуску, поэтому такие действия однозначно привели бы к войне.
Президент США выступил с инициативой по отношению к Советскому Союзу о демонтаже установленных ракет и возврате направлявшихся к Кубе советских кораблей в обмен на предоставление гарантий ненападения на кубинский остров, а также не свержения режима Фиделя Кастро. Советское руководство в ответ предложило вывести американские ракеты из Турции. В итоге страны пришли к соглашению, и 28 октября начался демонтаж советских ракет, закончившийся 20 ноября, после чего произошло снятие кубинской блокады.

5. Карибский кризис длился 13 дней и имел важное историческое значение. Во время него всё человечество пребывало на грани самоуничтожения, а в результате его разрешения началась разрядка международной напряжённости.

Приложение 10

Пример заполнения контурной карты

 

 

 

Приложение 11

Титульный лист реферата

 

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Омской области
«Саргатский индустриально-педагогический колледж»

 

Иванов Иван Иванович

 

Российская Федерация в начале XXI века

 

Руководитель: преподаватель истории Б.И.Костин

 

Приложение 12

Содержание реферата

 

 

Содержание

 

Стр.

Введение 3

Глава 1. Внутриполитическое и социальное развитие 5

1.1. Внутриполитическое развитие 5

1.2. Административная реформа 7

Глава 2. Внешнеполитический курс 9

2.1. Роль и место России в современном мире 9

2.2. Главная задача внешней политики России 10

2.3. Россия и современный глобальный мир 12

Глава 3. Культура новой России 13

3.1. Культура современного общества 13

3.2. Сфера образования и науки 14

4. Итоги реформ 18

Заключение 19

Приложения 20

Приложение 13

Список литературы к реферату

 

 

Список литературы:

 

 

1. Касьянов В.В., Шаповалов С.Н., Шаповалова Я.А. История России в схемах, таблицах и картах. Учебное пособие для высшей школы.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.

2. Самыгин П.С. История.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.

3. И.П.Смоляков Августовский путч.//История в школе.- 2012.- № 3.- С. 5 – 7.

4. А.Р.Рогов Вопросы перестройки.// https://www.sth.com/article. html.

И т.д.

 

Приложение 14

Клише для написания эссе

 

 

Вступление   Для меня эта фраза является ключом к пониманию... Выбор данной темы продиктован следующими соображениями... Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание... Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что... Я согласен с данным мнением… Я не разделяю подобную точку зрения… Нельзя не согласиться с мнением … Поражает глубина мысли великого… Удивляет нестандартный подход к проблеме… Эта фраза заставляет задуматься над… Для меня эта фраза является ключом к пониманию... Выбор данной темы продиктован следующими соображениями... Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание... Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что... Эта емкая фраза заставляет переосмыслить… Задумываясь над этой фразой, приходишь к мнению… Я не могу присоединиться к этому утверждению…
Основная часть.   Существует несколько подходов к данной проблеме… С незапамятных времен бытовало мнение… Посмотрим на проблему с другой стороны… Во-первых,... во-вторых,... в-третьих,… Рассмотрим несколько подходов... Например,… Проиллюстрируем это положение следующим примером... Для полемического эссе: С одной стороны,... С другой стороны,… Следует отметить… Необходимо заметить…  
Заключение   Исходя из вышесказанного… Подводя итог размышлениям… Таким образом,… Подведем общий итог рассуждению... Итак,… Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания... Вот почему я согласен с мнением… Резюмируя сказанное, следует отметить…  

 

 

Приложение 15

Пример эссе

 

 

«История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».
(В.О. Ключевский)

На первый взгляд может показаться, что не мог выдающийся русский историк В. О. Ключевский сказать, что история ничему не учит. По-моему, Ключевский хотел подчеркнуть, что если мы не знаем истории, то за это будем наказаны в жизни. И я с ним согласен.

История - одна из древнейших наук. Она возникла с появлением человека на земле. Изучая историю, мы рассматриваем путь человечества на протяжении тысячелетий, т.е. изучаем исторический процесс. Исторический процесс - это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей.

За историей кроются события; те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни. И каждое историческое событие обладает специфическими, только ему присущими чертами, и выяснение этих черт дает возможность полнее, красочнее представить его. Кроме того, каждое историческое событие имеет большое значение.

Необходимо изучать исторические события, чтобы извлечь правильный урок. Конечно, история никогда не повторяется дважды. Ведь социальные науки отличаются от естественных, где какое-то физическое явление можно воспроизвести какое угодно количество раз. Но и в истории присутствуют свои закономерности. Зная их, легче прогнозировать современное социальное развитие, предотвратить беду. Говорят, французский король Людовик XVI перед казнью читал книгу об английском короле Карле I, которого тоже казнили революционеры. А прочитай он книгу раньше, может, и не совершил бы ошибок, которые спровоцировали революцию во Франции.

Мне хотелось бы привести примеры из истории России. Наполеон Бонапарт вторгся на территорию России с целью её захвата. И ему даже казалось, что с взятием Москвы, Россия окажется в его руках. И каким позорным был его побег из России! В своих воспоминаниях он предостерегал других о том, что не стоит воевать с русскими. Но честолюбивый фашистский лидер Адольф Гитлер решил вновь идти на Россию. Чем это закончилось?! Разгромом гитлеровской Германии в Берлине. Вот оно - наказание за незнание истории, неумение делать соответствующие выводов. В обычной жизни происходит то же самое.

Итак, можно сделать выводы, что история не прощает ее незнания.

 

 

Приложение 16

Пример викторины по истории

 

Викторина по разделу «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.»

студента 11 группы специальности «Преподавание в начальных классах»

Петрова Дениса Васильевича

 

 

1. Назовите дату начала Великой Отечественной войны. (22 июня 1941 года)

2. Какие три группы армий направила Германия на захват СССР? (Север, Центр и Юг)

3. Как звали советского политика, выступившего 22 июня 1941 г. по радио со словами: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!» (В.М. Молотов)

4. Как расшифровывается название танка ИС? (Иосиф Сталин)

5. Название белорусского города, под которым 14 июля 1941 года советская армия впервые применила «катюши». (Орша)

6. Кому принадлежат слова «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва»? (герою-панфиловцу В.Г. Клочкову)

7. Кто из верховного командования СССР четырежды был награжден орденом «Герой Советского Союза»? (Г.К. Жуков)

8. Сколько дней длилась блокада Ленинграда (900 дней).

9. Назовите деревню, под которой произошло самое крупное в мировой истории танковое сражение? (Прохоровка)

10. Какой красноармеец своим телом закрыл амбразуру вражеского дзота в бою у д. Чернушки? (А.М. Матросов)

11. Какой лётчик, после тяжёлого ранения и ампутации обеих ног продолжал летать? (О нём написан известный роман Б. Полевого.) (Герой Советского Союза А.П. Маресьев)

12. Назовите лётчика - аса, командира эскадрильи, трижды Героя Советского Союза. Появление его самолёта в воздухе вызывало панику у противника. (Маршал авиации Покрышкин А.И.)

13. Этот российский город - герой отважно защищался и в Смутное время, и от войск Наполеона, и в 1941 году. (Смоленск)

14. Назовите битву, которая завершилась 23 августа 1943 года взятием советскими войсками Харькова. (Курская битва)

15. При ночном наступлении на какой немецкий город советские войска применили 140 прожекторов, которыми ослепили войска противника? (Киев)

16. Какое название получил парад, прошедший на Красной площади 24 июня 1945 года? (Парад Победы)

17. Какой орден стал первой советской наградой, учреждённой в годы Великой Отечественной войны? (Орден Отечественной войны)

18. Как назывался высший военный полководческий орден периода Великой Отечественной войны? (Орден «Победа»)

19. В каком городе Германии проходил суд над главными нацистскими преступниками? (Нюрнберг)

20. Когда День Победы в нашей стране официально стал выходным днем? (С 1965 года)

 

 

1Х О З 2Р А С Ч Е Т
Е 3К
Й 4Д А
5Г О 6Р Б А Ч Е В З
А Е Ф 7Р А К 8Е Т Ы
Н Ф И Х Л
О Ц С Ь
9Р Е 10А Б И Л И Т А Ц И Я
М Л Т А И
Ы К Н Н
О
Г
О
Л
Ь

Приложение 17

Пример кроссворда по истории

 

 

Кроссворд по теме «Перестройка в СССР в 90-е гг. ХХ века»
студентки 15 группы профессии «Повар, кондитер»
Свиридовой Анны Владимировны

 

По горизонтали:

1. Ведение хозяйственной деятельности на социалистическом предприятии, когда окупаются все затраты на производство продукции. 5. Генеральный секретарь ЦК КПСС, начавший "перестройку". 7. США и СССР 8 декабря 1987 года подписали договор о сокращении этих вооружений. 9. План мероприятий, направленных на оправдание и амнистию пострадавших в годы политических репрессий.

По вертикали:

2. Президент США, при котором закончилась Холодная война. 3. Республика Советского Союза, в которой произошли волнения на национальной почве из-за того, что на пост первого секретаря компартии назначили русского. 4. Нехватка товаров в магазинах. 6. Мероприятия по достижению основных целей "перестройки". 8. Один из членов межрегиональной депутатской группы. 10. Против данного пищевого продукта был введён «сухой закон».

 

Приложение 18



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: