Движущей силой развития образования должен быть рационально организованный хозяйственный механизм, который соответствует современному уровню развитых цивилизованных стран.
Какие же особенности сферы образования накладывают свой отпечаток на хозяйственный механизм в этой отрасли?
В сфере образования создаются такие коллективные блага, как образовательные услуги, преобладающая масса которых предоставляется населению бесплатно или на льготных условиях. Поэтому здесь сложился особый характер взаимодействия между производителями услуг и их непосредственными потребителями, интересы которых не влияют должным образом на качество работы учреждения образования.
Финансовые ресурсы большинства учебных заведений в значительной мере формируется за счёт средств государственных и муниципальных органов, получаемых ими путём системы всеобщего налогообложения. Образовательные услуги в качестве особого товара затрудняют свою точную денежную оценку.
Вот почему экономический механизм в учреждениях образования оказался менее приспособленным, чем в промышленных и других предприятиях, для хозрасчётной формы управления и рыночного (ценового) механизма саморегулирования. Рынок и рыночные инструменты здесь в большей мере нуждаются в государственном регулировании.
Значит, немаловажная особенность хозяйственного механизма в сфере образования заключается в том, что здесь главным и обязательным источником поступления денежных средств является государственное финансирование за счёт всеобщего налогообложения населения. Налог в таком случае выступает как бы своеобразной «ценой», уплачиваемой чаще не непосредственным потребителем, а обществом за пользование образовательными услугами.
Нельзя также забывать, что на протяжении почти семи десятилетий в отрасли образования более последовательно, чем в материальном производстве, применялся внеэкономический, командно-распределительный механизм. В нашей экономической литературе долгое время господствовали представления о внеэкономическом воспроизводстве системы обучения. На практике выливалось в безвозмездный способ организации образования. При нём учебные заведения выполняли директивные задания вышестоящих органов по обучению школьников, учащихся ПТУ и студентов, а затраты на эти цели возмещались не полностью.
Централизованное государственное финансирование велось без достаточного экономического обоснования, по так называемому «остаточному принципу» и «от достигнутого». В первом случае для сферы просвещения поступало то количество финансовых ресурсов, какое оставалось в бюджете после израсходованного на другие нужды. В лучшем случае в последующем году для сферы образования выделялось несколько больше, чем в прошлом году.
К числу коренных целей введения хозяйственного механизма в образовательных учреждениях относятся следующие:
1 укрепление и развитие материально-технической базы;
2 повышение качества воспитания, обучения, профессиональной подготовки учащихся, воспитанников, студентов, слушателей, аспирантов;
3 закрепление высококвалифицированных кадров воспитателей, учителей, мастеров производственного обучения, профессорско-преподавательского состава, привлечения специалистов из других отраслей народного хозяйства, повышения эффективности использования их творческого потенциала;
4 развитие самостоятельности трудовых коллективов в решении основных вопросов производственной деятельности и социального развития;
5 сочетание бюджетного финансирования с выполнением платных работ по договорам с предприятиями, организациями, населением;
6 переход к финансированию по экономическим нормативам, комплексно отражающим целевую направленность деятельности;
7 установление тесной зависимости материального и морального стимулированию трудовых коллективов от результатов, качества и эффективности труда.
Планирование и прогнозирование развития образования
Планирование представляет собой процесс формирования целей и определённых мероприятий, средств и методов их достижения.
Результат планирования – план, мотивированная модель действий, выступает завершающим этапом прогнозирования.
Прогнозы, как правило, предшествуют составлению плана и вооружают его научными рекомендациями.
По своему характеру различают два типа планирования:
- императивное (повелительное), которое нам больше знакомо под именем «директивное»;
- и индикативное (пожелательное), носящее информационно-ориентирующий характер.
Поэтому отрасль образования, как и другие отрасли народного хозяйства, переходят от директивного планирования к программированию развития.
При планировании развития образования необходимо учитывать его специфику.
Во-первых, серьёзный отпечаток на характер планирования накладывает тесная взаимосвязь педагогических и экономических процессов.
Другая особенность функционирования просвещения связана с тем, что объект его воспроизводства и планирования – живые люди с их индивидуальными запросами и способностями, что придаёт планированию характер большей неопределённости, чем в отраслях материального производства.
В-третьих, система образование должна не только чутко отзываться на запросы научно-технического прогресса, но и готовить квалифицированные кадры с опережением.
Роль учебных планов школ в процессах планирования
- количество часов, предусмотренных учебными планами на изучение разных школьных дисциплин, выступает одним из факторов, влияющих на объём работы школьного коллектива.
- При подготовке оперативных и долгосрочных планов образовательных учреждений немаловажную роль играют другие социально-экономические нормативы:
- объём учебной нагрузки преподавателя;
- минимальная заработная плата работников бюджетной сферы;
- расходы на одного обучающегося (воспитанника).
Эти и другие нормативы, о которых речь пойдёт ниже, представляют собой расчётные величины, определяющие различные аспекты необходимого обеспечения образовательных учреждений финансовыми и материальными ресурсами.
Планирование контингента школьников
Определяющим фактором величины объёмов учебно-воспитательной и плановой работы служит численность учащихся. Именно от неё зависит количество классов и групп учащихся, потребность в количестве и составе учителей, размеры бюджетного финансирования школ и т.д.
Контингент учащихся и количество классов в школах определяется по группам классов: I – IV, V – IX, X – XI. Сведения эти приводятся на две даты (1 января и 1 сентября) планируемого года. Рассчитывается также и среднегодовое количество классов.
Определение количества классов в общеобразовательных школах проводится двумя методами: методом передвижки и методом заданной наполняемости.
Передвижка – это перевод учащихся в следующий класс: 1-х – во 2-й, 2-х - в 3-й, 5-х – в 6-й класс и т.д.
Особым образом планируется контингент 5-х классов. Это связано с существованием двух программ, по которым работает начальная школа.
Дети, обучающиеся с 6 лет, проходят курс начальной школы за четыре года и переходят в пятый класс.
Те же, кто начинает учиться с 7 лет, осваивают начальной школы за три года и переводятся в пятый класс.
При определении численности учащихся 10-х классов учитывается, что часть выпускников 9-х классов поступит в профессиональные учебные заведения или же устроятся на работу.
За основу метода заданной наполняемости берётся средняя наполняемость классов в начальной, основной и средней школе по каждому планируемому году.
Численность учащихся (Т) делится на количество учеников, составляющих норму наполняемости класса (Н), и количество классов определяется по формуле:
К = Т: Н
Среднегодовое количество классов в школе (Кср) рассчитывается по такой формуле:
Кср = (К1М1 + К2М2): 12, где
К1 – количество классов на 1 января планируемого года;
К2 - количество классов на начало учебного года;
М1 – число месяцев функционирования школы с количеством классов на 1 января планируемого года;
М2 - число месяцев функционирования школы с количеством классов на начало нового учебного года;
12 – число месяцев в году