Для улучшенных зубьев том числе, закалённых ТВЧ




Курсовой проект.

по дисциплине: “Детали машин”

тема: “Проектирование привода к лебедке ”

 

 

Выполнил: студент гр.Б-06 721-1зт Мраков И.Ф.

 

Проверил: Урбанович В.С.

 

 

Сарапул 2017 г.


Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Техническое задание…………………………………………………………….4

1. Кинематический расчет привода…………………………………………….5

1.1 Подбор электродвигателя..…………………………………………...5

1.2 Определение частот вращения и вращающих моментов на

валах..........………………………………………………………………………..5

2. Расчет тихоходной ступени (прямозубой передачи)………………………7

2.1 Выбор материала...……………………………………………………7

2.2 Определение допускаемых контактных напряжений и

напряжений изгиба.………………………………………………………….......7

2.3 Проектный расчет.……………………………………………….........9

2.4 Проверочный расчет………………………………………………… 11

3. Расчет быстроходной ступени (косозубой передачи)……………………...16

3.1 Выбор материала.…………………………………………………….16

3.2 Определение допускаемых контактных напряжений и

напряжений изгиба....…………………………………………………….16

3.3 Проектный расчет.……………………………………………………17

3.4 Проверочный расчет.…………………………………………………18

4. Проектные расчеты валов…………………………………………………….21

4.1 Определение нагрузок быстроходного вала.………………………..22

4.2 Определение нагрузок промежуточного вала.……………………...25

4.3 Определение нагрузок тихоходного вала.…………………………..28

4.4 Выбор расстояния между деталями передач………………………..30

5. Конструирование зубчатых колес…………………………………………....31

5.1 Прямозубое колесо.…………………………………………………..31

5.2 Косозубое колесо.…………………………………………………….31

6. Расчет шпоночных соединений.……………………………………………...32

7. Подбор подшипников качения на заданный ресурс………………..............33

7.1 Расчет подшипников быстроходного вала.………………………….34

7.2 Расчет подшипников промежуточного вала.………………………..35

7.3 Расчет подшипников тихоходного вала…………………………….36

8. Конструирование корпусных деталей и крышек подшипников…………...37

8.1 Конструктивные размеры корпуса и редуктора.……………………37

8.2 Конструирование крышек подшипников.…………………………...37

8.3 Выбор опоры соосно-расположенных валов.…..…………………...38

9. Расчет валов на статическую прочность и сопротивление усталости…….39

9.1 Расчет быстроходного вала.………………………………………….39

9.2 Расчет промежуточного вала.………………………………………...41

9.3 Расчет тихоходного вала.……………………………………………..42

10. Выбор смазочных материалов и системы смазывания.…………………...43

11. Расчет муфт…………………………………………………………………..44

11.1 Подбор и проверочный расчет упругой муфты.………………….. 44

11.2 Расчет и конструирование упруго-предохранительной муфты......44

Список использованной литературы…………………………………………...46

Введение

 

Все машины состоят из деталей. Детали машин – это составные части машины, каждая из которых изготовлена без применения сборочной операции.

Число деталей в сложных механизмах может составлять десятки и сотни тысяч.

Курс “Детали машин” охватывает также совокупность совместно работающих деталей, обычно объединенных по назначению и называемых сборочными единицами или узлами. Характерными примерами узлов являются редукторы, коробки передач, муфты, подшипники.

Редукторы – это механизмы, служащие для понижения угловых скоростей и увеличения крутящих моментов.

 

 

Техническое задание

 

Схема редуктора

 

 

График нагрузки

 

Грузоподъемность,G=4,5кН

Скорость поднятия груза,V=0,8м/с

Диаметр барабана, D=200мм

Коэффициент использования суточный, Kc=0,5

Коэффициент использования годовой, Kг=0,7

Время службы, t=10лет.

 

1. Кинематический расчет привода

 

1.1. Подбор электродвигателя

 

Для выбора электродвигателя определяем требуемую его мощность и частоту вращения.

Потребляемую мощность (кВт) привода (мощность на выходе) определяем по формуле:

Рв=Ft·V

где Ft – окружное усилие равное G.

Рв=4,5·103Н·0,8м/с=3,6кВт.

Частоту вращения определяем по формуле:

Приближенно определяем к. п. д. двигателя

ηобщ= η1 η2

где η1=0,96 – для быстроходного вала;

η2=0,95 – для тихоходного вала;

ηобщ = 0,96·0,95=0,912

 

Требуемая мощность электродвигателя:

Рэ.трв/ ηобщ

 

Рэ.тр=3,6/0,912=3,95

Выбираем электродвигатель 4А112МВ6 с частотой вращения .

 

1.2 Определение частот вращения и вращающих моментов на валах

 

После выбора nдв определяем общее передаточное число привода:

Uобщ=n/nдв

Мощность на тихоходном валу принимаем равной

Рт =3,6кВт, nт=76.

 

 

Вращающий момент (Н·м) на валу колеса тихоходной ступени редуктора

 

Вращающий момент (Н·м) на валу шестерни тихоходной ступени редуктора(на валу колеса быстроходной ступени редуктора)

 

Вращающий момент (Н·м) на валу шестерни быстроходной ступени редуктора

 

Частота вращения вала колеса тихоходной ступени (вала колеса быстроходной ступени редуктора)

.

 

 

Подготовка расчетных параметров.

 

Время работы передачи

t = t г (лет)×365(дней)×24(часа)× К г× К с, час.

t = 10(лет)×365(дней)×24(часа)×0,5×0,7=30660, час

 

2. Расчет тихоходной ступени (прямозубой передачи)

 

2.1. Выбор материала

 

Желая получить редуктор с возможно меньшими габаритами, выбираем для обеих пар зубчатых колес сталь с повышенными механическими качествами.

Сталь 40ХН, σв = 850МПа, σт =580МПа

Для прямозубой передачи как для шестерни, так и для колеса назначаем термообработку - улучшение с разностью твердости 10...20 единиц для обеспечения прирабатываемости:

для колеса тихоходной ступени - НВ=310

для шестерни тихоходной ступени - НВ=338

 

 

2.2. Определение допускаемых контактных напряжений и напряжений изгиба

 

Расчет по допускаемым напряжениям предотвращает усталостное выкрашивание рабочих поверхностей в течении заданного срока службы t.

Далее все параметры, относящиеся к шестерне, будут обозначаться индексом "1", параметры, относящиеся к колесу - индексом "2".

где ZR - коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности

([10] табл.1.3).

ZV - коэффициент, учитывающий окружную скорость вращения валов. Предварительно предполагаем, в каком интервале лежит окружная скорость передачи (табл.1.3).

SH - коэффициент запаса прочности ([10] табл.1.3).

ZN - коэффициент долговечности

NHG - базовое число циклов

NGH = (HB)3 £ 12×107.

NHG - базовое число циклов

NHE1 - эквивалентное число циклов шестерни

NHE1 = 60×n1×t×eH.

eH - коэффициент эквивалентности, который определяется по гис­тограмме нагружения

,

где Tmax - наибольший из длительно действующих моментов.

Ti - каждая последующая ступень нагрузки, действующая в тече­нии времени t i=ti× t. Первая ступень гистограммы, равная по нагрузке T пик=qпик× T, при подсчёте числа циклов не учитывается. Эта нагрузка при малом числе циклов оказывает упрочняющее действие на поверхность. Ее используют при проверке статической прочности.

m - степень кривой усталости, равная 6. Таким образом,

.

Коэффициент эквивалентности показывает, что момент T, действующей в течении eH×t времени, оказывает такое же усталостное воздействие как и реальная нагрузка, соответствующая гистограмме нагружения в течении времени t.

Эквивалентное число циклов колеса

.

sHlim - предел контактной выносливости зубчатого колеса при достижении базового числа циклов NHG ([10] табл.1.5).

 

Для шестерни Для колеса

ZR=0,95, SV=1, ZH=1,2. ZR=0,9, SV=1, ZH=1,2.

NGH1 =3383=3,86×107£ 12×107. NGH2 =3103=2,98×107£ 12×107.

.

NHE1 = 60×52×21024·0,5=3,28·107.

sH1lim =2·338+70=746 sH2lim =2·310+70=690

 

Расчетные допускаемые контактные напряжения для передачи

Для расчета прямозубых передач в качестве расчетного выбирается наименьшее из двух

Мпа

=590 Мпа.

 

2.3. Проектный расчет

 

Выбор расчетных коэффициентов.

Выбор коэффициента нагрузки. Коэффициент нагрузки для предварительных расчётов выбира­ем из интервала

K H = 1,3...1,5.

Так как в рассчитываемой передаче зубчатые колёса расположены симметрично относительно опор, KH выбираем ближе к нижнему пределу.

K H = 1,3.

Выбор коэффициента ширины зубчатого колеса ([10] табл.1.6).

yа=0,4.

Определение межосевого расстояния.

Так как передача закрытая и одно из колёс име­ет твёрдость меньше 350 ед., проектный расчёт проводим на уста­лостную контактную прочность для предотвращения выкрашивания в течение заданного срока службы t.

, мм.

где Ka = 450-числовой коэффициент;

T 1 - момент на валушестерни в Нм.

Вычисленное межосевое расстояние принимаем ближайшим стандартным по таблице 1.7. [10].

Выбор нормального модуля. Для зубчатых колёс при HB £350 хо­тя бы для одного колеса рекомендуется выбрать нормальный модуль из следующего соотношения

в соответствии со стандартом ([10].табл. 1.8). В первом приближении следует стремиться к выбору минимального модуля.

m=0,01·140=1,6.

Числа зубьев шестерни и колеса

Делительные диаметры

Выполним проверку:

.

Диаметры выступов:

Диаметры впадин:

 

Расчетная ширина колеса:

В прямозубой передаче b=bW.

 

Торцовая степень перекрытия:

.

.

 

Окружная скорость:

 

 

Степень точности передачи выбираем равной 8.

 

2.4. Проверочный расчет

Для проверочных расчётов как по контактной, так и по из­гибной прочности определим коэффициенты нагрузки.

.

.

KHV и KFV - коэффициенты внутренней динамической нагрузки. Они выбираются из таблицы 1.10 [10]. Если значение скорости попадает в промежутки диапазона, коэффициент подсчитывается интерполяцией.

KHb и KFb - коэффициенты концентрации нагрузки (неравномерности распределения нагрузки по длине контактных линий). Их значения вы­бираются из таблицы 1.11 [10] интерполяцией.

KHa и KFa - коэффициенты распределения нагрузки между зубьями. Выбирается из таблицы 1.12 [10]. интерполяцией.

 

KHV =1,05 KHb =1,1 KHa=1

KFV =1,1 KFb =1,03 KFa=1

KH=1,05·1,1·1=1,15

KF=1,1·1,03·1=1,13

 

Проверка по контактным напряжениям:

.

Z E - коэффициент материала.

Z e - коэффициент учёта суммарной длины контактных линий

для прямозубой - ;

для косозубой -

ZH - коэффициент формы сопряжённых поверхностей, таблица 1.13 [10]

Ft - окружное усилие

.

Z E = 190.

ZH=2,5

Отклонение

.

Недогрузка 2,2% соответствует норме.

 

Проверка по усталостным напряжениям изгиба.

 

Допускаемые напряжения изгиба:

.

Проверка по этим напряжениям предотвращает появление усталостных трещин у корня зуба в течении заданного срока службы t и, как следствие, поломку зуба.

YR - коэффициент шероховатости переходной кривой ([10] табл. 1.14).

YX - масштабный фактор ([10] табл. 1.14).

Y d - коэффициент чувствительности материала к концентрации нап­ряжения ([10] табл. 1.14).

YA - коэффициент реверсивности нагрузки ([10] табл. 1.14).

YN - коэффициент долговечности. Рассчитывается отдельно для шестерни и колеса

.

NFG - базовое число циклов. Для стальных зубьев

NFG = 4×106.

m - степень кривой усталости.

m=6

В предыдущей и последующих формулах расчета усталостной изгибной прочности:

NFE 1 - эквивалентное число циклов шестерни

NFE 1 = 60× n 1× t × eF.

eF - коэффициент эквивалентности

.

В соответствии с гистограммой нагружения, как и при расчёте на контактную прочность,

.

Эквивалентное число циклов колеса

.

SF иs Flim - коэффициент запаса прочности и предел выносливости зуба выбираются из таблицы 1.15 [10].

 

YR =1,YX =1,03-0,006·6=0,994, Yd =1,082-0,172· =0,94, YA =0,65

 

Для шестерни Для колеса

NFE 1 = 60×52×21024×0,5=3,28·107

SF=1,7

s Flim=1,75·338=591,5 s Flim=1,75·310=542,5

 

Рабочие напряжения изгиба. Определяется отдельно для шестерни и колеса

.

YFS - коэффициент формы зуба

.

X - коэффициент сдвига инструмента.

ZV - эквивалентное число зубьев

Y e - коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев в зацеплении

 

Для шестерни

X =1,ZV=33;

, Y b=1;

Рабочие напряжения определяем для каждого зубчатого колеса или для того, у которого меньше отношение .

Действительный запас усталостной изгибной прочности

.

Для колеса

X =1

ZV=167

, Y b=1

Значение коэффициента запаса усталостной изгибной прочности показывает степень надёжности в отношении вероятности поломки зуба. Чем больше этот коэффициент, тем ниже вероятности усталостной поломки зуба

 

Проверка на контактную статическую прочность:

.

Tmax = T пик - пиковая нагрузка по гистограмме нагружения.

[s] Hmax - допускаемые статические контактные напряжения.

Для улучшенных зубьев

.

.

Эти допускаемые напряжения предотвращают пластические деформации поверхностных слоев зуба.

 

Проверка изгибной статической прочности. Проверка делается для шестерни и колеса:

.

- допускаемые статические напряжения изгиба. Для улуч­шенных и поверхностно упрочнённых зубьев

.

Для шестерни Для колеса

Проверка по этим допускаемым напряжениям предотвращает мгновенную поломку зуба при перегрузке передачи.

 

 

3. Расчет быстроходной ступени (косозубой передачи)

3.1. Выбор материала

 

Сталь 40ХН

Для шестерни косозубой передачи назначим соответствующую термообработку – закалку, HRC=45(430HB), σв = 1600МПа, σт =1400МПа.

Для колеса косозубой передачи – улучшение, НВ=300, σв = 850МПа,

σт =600МПа.

 

3.2 Определение допускаемых контактных напряжений и напряжений изгиба

 

Для шестерни Для колеса

R=0,95, SV=1, ZH=1,2 ZR=0,95, SV=1, ZH=1,2

NGH1 =4303=7,95×107£ 12×107 NGH2 =3003=2,78×107£ 12×107

NHE1 = 60×261×21024·0,5=16,57·107

,

sH1lim =17·45+200=965 sH2lim =2·310+70=670

 

Расчетные допускаемые контактные напряжения дляпередачи.

Для расчета косозубых передач в качестве расчетного для реализации головочного эффекта принимаем

Мпа

Мпа

 

Кроме того, должно соблюдаться соотношение

Соотношение выполняется.

3.3. Проектный расчет

 

Выбор расчетных коэффициентов.

K H = 1,3.

Выбор коэффициента ширины зубчатого колеса ([10] табл.1.6).

yа=0,16.

m=2.

Числа зубьев шестерни и колеса:

Предварительно выбираем угол наклона зубьев из интервала β=8…22°, β=15°.

После округления числа зубьев уточняем угол наклона зубьев:

.

Делительные диаметры:

Выполним проверку:

Диаметры выступов:


Диаметры впадин:

Расчетная ширина колеса:

b=bW.

Сделаем проверку ширины по достаточности осевого перекрытия

.

.

Условие выполняется.

Торцовая степень перекрытия:

Окружная скорость:

Степень точности передачи выбираем равной 8

.

3.4. Проверочный расчет

 

KHV =1,09, KHb =1,08, KHa=1,09, KFV =1,17, KFb =1, KFa=1,09.

KH=1,09·1,08·1,09=1,28

KF=1,17·1·1,09=1,27

Проверка по контактным напряжениям:

Z E = 190.

ZH=2,0

Отклонение

.

Недогрузка составляет 25%, как и следовало ожидать.

 

Проверка по усталостным напряжениям изгиба.

 

Допускаемые напряжения изгиба

YR =1, YX =1,05-0,005·6=0,994, Yd =1,082-0,172· =0,94, YA =0,65

Для шестерни Для колеса

NFE 1 = 60×261×21024×0,5=16,46·107

SF=1,7 SF=1,7

s Flim=650 s Flim=1,75·300=525

Рабочие напряжения изгиба. Определяется отдельно для шестерни и колеса:

Для шестерни Для колеса

X =1

Y b=

Y b=0,8

 

Значение коэффициента запаса усталостной изгибной прочности показывает степень надёжности в отношении вероятности поломки зуба. Чем больше этот коэффициент, тем ниже вероятности усталостной поломки зуба.

 

Проверка на контактную статическую прочность.

Для шестерни

Для улучшенных зубьев том числе, закалённых ТВЧ

.

Для колеса

Эти допускаемые напряжения предотвращают растрескивание поверхностных слоев зуба.

 

Проверка изгибной статической прочности. Проверка делается для шестерни и колеса:

Для шестерни Для колеса

 

Проверка по этим допускаемым напряжениям предотвращает мгновенную поломку зуба при перегрузке передачи.

 

4. Проектные расчеты валов

 

Предварительные значения диаметров (мм) валов редуктора определяем по формулам:

 

для быстроходного(входного) вала:

для промежуточного:

для тихоходного (выходного):

где ТБ, ТПРТ - номинальные моменты, Н·м.

 

Вычисленные значения диаметров округляем в ближайшую сторону до стандартных ([3], c.410, табл.24.1.).

d1=28мм, d2=38мм, d3=48мм.

 

Концы валов по ГОСТ 12080-66

1 Быстроходный вал.

Длина l=60мм, lКБ=50, r=1,6 с=1.

2 Тихоходный вал.

Длина l=110мм,, lКТ=78, r=2,5 с=2.

 

4.1. Определение нагрузок быстроходного вала

 

;

;

;

 

;

В плоскости ZOY:

=> ;

=> ;

В плоскости XOY:

=> ;

 

=> ;

;

;

 

Строим эпюры изгибающих моментов.

В плоскости ZOY:

Участок В….Fr1

Мх1=RBy·х1 при х1=0 Мх1=0

х1=35 Мх1=-3482,5

Участок Fr1….А

Мх2=RBy·(35+х2) + Fr·х2 - Fa·30,35

при х2=0 Мх2=-19871

х2=35 Мх2=16578,5

Участок А….0

Мх3=RBy·(70+х3) + Fr1·(35+х3) - Fa1·х3 – RAy·х3

при х3=0 Мх3=16170

х3=35 Мх3=0

 

В плоскости XOY

Участок О….А

Мх1= Fм·х1 при х1=0 Мх1=0

х1=75 Мх1=-39075

Участок А….Ft

Мх2=-Fм·(75+·х2) + RAх·х2

при х2=0 Мх2=-39075

х2=35 Мх2=-46105

Участок Ft1 ….В

Мх3=-Fм·(110+·х3) + RAх(35+х3) - Ft1·х3

при х3=0 Мх3=59740

х3=35 Мх3=0

 

Суммарный изгибающий момент:

 

 

4.2. Определение нагрузок промежуточного вала

 

;

;

;

;

В плоскости ZOY:

; ;

;

;

В плоскости XOY:

;

;

;

;

;

;

 

Строим эпюры изгибающих моментов.

В плоскости ZOY

Участок А….F’r2

Мх1=RAy·х1 при х1=0 Мх1=0

х1=50 Мх1=-76550

Участок F’r2….Fr2

Мх2=RAy·(50+х2) + F’r2·х2 + Fa·169

при х2=0 Мх2=-192375

х2=105 Мх2=460695

Участок Ft2….B

Мх3=RBxх3 при х3=0 Мх3=0

х3=60 Мх3=-72000

 

В плоскости XOY:

Участок А….F’r2

Мх1=RАх·х1 при х1=0 Мх1=0

х1=50 Мх1=-81300

Участок F’r2….Fr2

Мх2=50RAх - Fr2·х2

при х2=0 Мх2=-81300

х2=105 Мх2=255915

Участок Ft2….B

Мх3=RBxх3 при х3=0 Мх3=0

 

Суммарный изгибающий момент

4.3. Определение нагрузок тихоходного вала

 

;

;

 

;

Опредилим опорные реакции:

В плоскости ZOY:

=> ;

.

В плоскости XOY:

=> ;

=> ;

;

.

 

Строим эпюры изгибающих моментов.

В плоскости ZOY:

Участок A….Fr3

Мх1=RAy·х1 при х1=0 Мх1=0

х1=60 Мх1=-98940

Участок Fr3….B

Мх2=RAy·(60+х2) - Fr3·х2

при х2=0 Мх2=-19871

х2=60 Мх2=16578,5

Участок B…RBy

Мх3=0

 

В плоскости XOY:

Участок А….Ft3

Мх1= RAx·х1 при х1=0 Мх1=0

х1=60 Мх1=94560

Участок Ft3….B

Мх2= RAх·(60 + х2)

при х2=0 Мх2=-94560

х2=60 Мх2=-189120

Участок FM….В

Мх3=-Fм·х3 при х3=0 Мх3=0

х3=107 Мх3=515847

 

Суммарный изгибающий момент

 

 

 

4.4. Выбор расстояния между деталями передач

 

Чтобы поверхности вращающихся колес не задевали за внутренние поверхности стенок корпуса, между ними оставляют зазор «а», мм (рис. 4.1).

Примем его равным 7.

 

 

рис. 4.1

 

Расстояние b0, (мм) между дном корпуса и поверхностью колес принимаем равным: b0≥3а

b0≥3·7≥21≈25

Расстояние между торцовыми поверхностями шестерни быстроходной ступени и колеса тихоходной ступени расположены два подшипника опор соосных валов. Расстояние Ls (мм) между зубчатыми колесами определяем по соотношению:

Ls=3a + B1 + B2,

где B1 и B2 – ширины подшипников опор быстроходного и тихоходного валов.

Ls=3·7 + 17 + 23=61.

 

5. Конструирование зубчатых колес

 

Колеса изготавливается из поковок, конструкция дисковая.

 

5.1. Прямозубое колесо

 

Диаметр ступицы

Длина ступицы

Штамповочные уклоны γ°=7°, R=8мм

Ширина торцов зубчатого венца

S=2,2·m + 0,05·b=2,2·1,6 + 0,05·60мм=6,4мм

Толщина диска

 

5.2. Косозубое колесо

 

Диаметр ступицы

Длина ступицы

Штамповочные уклоны γ°=7°, R=6мм

Ширина торцов зубчатого венца S=2,2·1,6 + 0,05·22мм=4,62мм

Толщина диска

 

6. Расчет шпоночных соединений

 

Исходные данные:

1. Вращающий момент на ведущем валу редуктора ;

2. Вращающий момент на промежуточном валу редуктора ;

3. Вращающий момент на ведомом валу редуктора ;

4. Материал шпонок - сталь 45;

5. Размеры сечений шпонок и пазов, а так же длина шпонок по ГОСТ 23360



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: