Глава 3. Практическая часть.




В психологии применяется целый ряд связанных между собою методик, прямо или косвенно направленных на анализ самооценки личности. Это методики, базирующиеся на самоописании себя испытуемым. Самоописание может быть как открытым, явным, так и скрытым. В прямых методиках испытуемый выражает свое отношение к тем ли иным человеческим качествам, параллельно давая оценку наличия этих качеств у себя. Для подростков качества должны быть адаптированы исходя из ценностей, актуальных для них на данном жизненном этапе(2,с.122).

Тест может быть модифицирован в менее явную форму выражения своих предпочтений - переведен в эмоциональную сферу (для оценки неосознаваемого эмоционального предпочтения основных человеческих ценностей) путем замены словесных оценок цветовыми.

 

Цель исследования: провести экспериментальное исследование уровня самооценки подростков и выявить взаимосвязь самооценки с его статусным положением в системе межличностных отношений.

Задачи:

- Определить уровень самооценки испытуемых;

- Выявить зависимость уровня самооценки от статусного положения подростка в группе сверстников.

В исследовании принимало участие 18 школьников 8 "А" класса общеобразовательной школы № 9 г. Бреста.

Диагностика самооценки в подростковом возрасте.

Для наиболее полного изучения самооценки подростка было использовано две методики. В первой (Г.Н. Казанцевой) испытуемым были зачитаны некоторые положения, было необходимо записать номер положения и против него - один из трех вариантов ответов: «да (+), «нет» (-) «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствовал собственному поведению подростка в аналогичной ситуации. Отвечать нужно было быстро, не задумываясь. В ходе второго исследования необходимо было отвечать на вопросы, указывая, как часто подростки испытывают перечисленные ощущения. Варианты ответов - очень часто (а), часто (б), иногда (в), редко (г), никогда (д).

а)В первой методике подсчитывается количество согласий («да») под нечетными номерами, затем - количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от -10 до +10.

Результат от -10 до -4 свидетельствует о низкой самооценке.

Результат от -З до +3 о средней самооценке.

Результат от +4до +10 - о высокой самооценке.

б)Во второй методике, чтобы определить уровень самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям. Подсчитывается, сколько получилось в сумме. Очень часто - 4, часто - 3, иногда - 2, редко - 1, никогда - 0.

Если сумма набранных баллов меньше 10, то это свидетельствует о низкой самооценке.

Если же сумма превышает 30, то о высокой самооценке.

Если же результат от 10 до 30 баллов, то о средней самооценке.

 

Проведение первой методики дало следующие результаты: из общего количества детей у 48,2 % испытуемых средняя самооценка, 50% детей с высокой самооценкой,1,8% - с низкой, что свидетельствует тому, что общая самооценка испытуемых подростков находится в пределах нормы (средний уровень) (приложение 1).

В ходе обработки результатов второй методики были получены следующие данные: количество подростков с высокой самооценкой – 8 человек, что составляет 48,2%; со средней самооценкой - 10 человек (51,8%); и ни у одного человека из класса нет низкого показателя самооценки (0%) (приложение 2).

Вывод

Проведение методики показало то, что общая самооценка испытуемых подростков находилась в пределах нормы (средний уровень),таких детей в классе 49 - 52%, но так же есть дети и с высокой самооценкой, их в классе - 40%, такие учащиеся уважают себя, стремятся к самосовершенствованию, саморазвитию, довольны собой, уверены в своих силах. Высокая самооценка большинства учащихся связана с возрастными особенностями учащихся подросткового возраста: несоответствие целей возможностям, что свидетельствует о завышенном уровне притязаний и является причиной частных неудач в осуществлении задуманного. Низкая самооценка наблюдается всего у 2% учащихся, принявших участие в обследовании, но они не уверены в себе, слишком критичны к себе, недооценивают себя. Можно сделать вывод, что большая масса подростков данного класса имеет среднюю самооценку, чуть меньше - высокую, и наконец количество детей с низкой самооценкой сводится к минимуму. Самооценка и успеваемость в школе тесно связаны между собой. Тот, кто уважает и ценит себя, как правило, хорошо или отлично учится. А тот, кто успевает в учебе, имеет высокую самооценку. У тех подростков, кто уверен в себе и высоко ценит себя, множество стимулов к тому, чтобы хорошо выглядеть в глазах других людей, поддерживать высокую репутацию. Кроме того, они собираются подтвердить то, что они сами о себе думают. Неуверенные в себе подростки часто отстают в учебе. Им постоянно кажется, что задачи слишком трудные, а требования - слишком высокие. Такие ученики не только не верят в свои силы, но и не развивают свои способности. Самооценка растет за счет собственных достижений и успехов, похвал взрослых. Подростки с низкой самооценкой, застенчивы и чрезмерно уязвимы. Они стремятся быть как можно более незаметными. Их не «видят» и не выбирают в лидеры, они редко участвуют в школьной или общественной деятельности.

Заключение

По исследованию самооценки школьника можно сделать следующие выводы:

1. Одной из главных особенностей переходного возраста становится формирование самосознания, чувства потребности в общении с товарищами, в установлении интимно личных отношений с ними, строящихся на основе определенных морально-этических норм. Общение подростков является своеобразной формой воспроизведения взаимоотношений, существующих в обществе взрослых людей, ориентации в нормах этих отношений и их освоения.

2. Самооценочные суждения молодых людей определяются совокупностью различных видов оценок окружающих, результатами деятельности и направлены на поиск своей значимости.

3. Такое важнейшее свойство личности как самооценка, формируясь в подростковом возрасте, развивается в соответствии с внутренними свойствами личности и его сферой социализации.

Описывая особенности самооценки у подростков, многие исследователи отмечают ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте. Формирование самооценки в подростковом возрасте зависит от оценок окружающих: родителей, учителей, одноклассников, близких друзей. Среди них родительская поддержка и отношение одноклассников наиболее полно влияют на самооценку подростка. Кроме того, характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: