Тема 2. Рабочее место: понятие, организация, система аттестации и рационализации, организация обслуживания (2 часа).




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине

Организация труда персонала

(наименование дисциплины)

по направлению подготовки: 080200 – «Менеджмент», профиль «Управление человеческими ресурсами»

индекс: В.3

статус: вариативная (дисциплина по выбору вуза)

форма обучения: очная, заочная

обеспечивающая кафедра: Менеджмента

факультет: Экономики управления, очно-заочный

курс: 2/-/-/4/3

Семестр и форма контроля Форма обучения Вид занятий и количество часов Форма обучения
очная очно-заочная заочная очная очно-заочная заочная
4 года 3,5 года   лет 4 года 4 года 3,5 года   лет 4 года
семестр(ы)   - -     лекции, час   -      
экзамен(ы) - - - - - практические (семинарские) занятия, час   -      
зачет(ы)   - -     лабораторные занятия, час - -   - -
курсовая работа - - - - - всего аудиторных занятий, час   -      
индивидуальное задание - - - - - самостоятельная работа, час, в т.ч.: - с группой - без преподавателя     - -     - -       -     -
контр.работа (сем/шт) 4/1 - - 7/1 6/1 итого по дисциплине, час          

 

2012г.

 

 

Рабочая программа составлена на основании Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавра 080200 «Менеджмент», утвержденногоМОиН РФ приказ № 544 от 20 мая 2010 г.

рассмотрена и одобрена на заседании обеспечивающей кафедры Менеджмента от ______________ протокол № _____.

(дата)

 

 

Разработчик(и):

 

Доцент кафедры менеджмента ___________ Д.А.Зарипова (подпись)

 

Зав. обеспечивающей кафедрой

«Менеджмент» ___________ А.А.Емекеев

(подпись)

 

СООТВЕТСТВУЕТ действующему учебному плану.

 

Зав. выпускающей кафедрой

«Менеджмент» _____________ А.А.Емекеев

(подпись)

 


ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К

ДИСЦИПЛИНЕ

Место дисциплины в системе подготовки.

Данная дисциплина принадлежит к профессиональному циклу дисциплин. Программа разработана для подготовки бакалавров по направлению 080200 « Менеджмент ».

1.2. Согласно требования ФГОС ВПО п. VI «Требования к структуре освоения основных образовательных программ бакалавриата» к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы бакалавра по направлению 080200 «Менеджмент» выпускник должен в результате усвоения дисциплины «Организация труда персонала»:

-знать:

- основные понятия, категории и инструменты организации труда персонала,

- принципы развития и закономерности организации труда в рамках трудового коллектива,

- основные особенности ведущих школ и направлений организации труда,

- основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих организацию труда;

- принципы и методологические проблемы организации труда и ее совершенствования,

- методологические вопросы организации труда персонала на предприятии;

-уметь:

- анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации труда,

- выявлять проблемы организационного и экономического характера при анализе организации труда;

- разрабатывать локальные нормативные документы по регламентации организации труда персонала;

владеть:

- методологией исследования организации труда,

- современными методиками расчета и анализа показателей, характеризующих организацию труда;

- нормативно-правовой базой регламентации организации труда.

1.3.В результате освоения дисциплины «Организация труда персонала» в соответствии с ФГОС ВПО п.V «Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата» выпускник должен обладать следующими компетенциями:

· ПК-5 способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;

· ПК-13 способностью участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию;

· ПК-21 готовностью участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций;

· ПК-22 знанием современных концепций организации операционной деятельности и готовностью к их применению;

· ПК-35 умением моделировать бизнес-процессы и знакомством с методами реорганизации бизнес-процессов.

 

2. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Состоит в том, чтобы вооружить будущего экономиста теоретическими знаниями и практическими навыками исследования, оптимизации и проектирования процессов организации труда и использования их в экономической работе.

 

3. ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение организации труда персонала с целью оптимизации использования рабочего времени работника и оборудования, рациональной организации трудового процесса. Формирование и установление оптимальных приемов и методов труда, организация рабочего места.

Задачи дисциплины заключаются в том, чтобы дать студентам понимание и представление о:

- трудовом процессе и его составных частях;

-организации рабочего места и его обслуживании;

-формах организации труда;

- условиях и режимах труда;

- управлении организацией труда.

 

4. СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ

Организация труда персонала тесно связана с большей частью профессиональных и специальных дисциплин: управление персоналом, менеджмент, национальной экономикой, мировой экономикой, экономикой отраслевых рынков, институциональной экономикой, экономической историей, рынком труда, экономикой труда, экономикой социально-трудовых отношений и служит методологической базой для их успешного познания.

 

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1.Разделы дисциплины и виды занятий

Таблица 1

 

  Темы дисциплины Часы
лекции практические занятия
О О-З З О О-З З
4 года 3,5 года лет 4 года 4 года 3,5 года лет 4 года
Семестры 4/-/-/7/6
ДМ 4.1
Тема 1. Приемы и методы труда. Трудовой процесс и его составные части.   - -   -   - - - -
Тема 2. Рабочее место: понятие, организация, система аттестации и рационализации, организация обслуживания.   - -   -   - - - -
Тема 3. Формы организации труда.   - - -     - -   -
Тема 4. Условия труда и факторы, их определяющие   - -       - -   -
ДМ 4.2                    
Тема 5. Режимы труда и отдыха.   - -       -   -  
Тема 6. Проектирование и рационализация организации труда.   - - - -   - -   -
Тема 7.Нормативные материалы по труду.   - -   -   - - -  
Тема 8. Управление организацией труда   - -       - -   -
                     
ВСЕГО   - -       - -    

 

 

5.2. Календарный план курса

5.2.1. Содержание разделов дисциплины

4 семестр

Дисциплинарный модуль 4.1.

Лекции (8 часов).

Тема 1. Приемы и методы труда. Трудовой процесс и его составные части (2 часа).

Л-1. Понятие производственного, технологического и трудовых процессов. Структура производственного процесса. Классификация технологических процессов: по источнику энергии (естественные и пассивные), по степени непрерывности воздействия на предмет труда (непрерывные и дискретные – циклические и нециклические), по способу воздействия на предмет труда (механические и аппаратурные). Классификация трудовых процессов. Классификация и характеристика трудовых движений, действий, приемов.

Тема 2. Рабочее место: понятие, организация, система аттестации и рационализации, организация обслуживания (2 часа).

Л-2. Сущность и понятие рабочих мест. Функции рабочих мест. Многоаспектная роль рабочего места: организационно-технологический, экономический, социологический, эргономический и управленческий аспекты. Взаимосвязь и взаимозависимость РМ с предшествующими и последующи­ми звеньями производственного процесса. Организации рабочих мест. Классификация рабочих мест. Технические, психофизиологические и организационные требования к организации рабочих мест. Гибкие рабочие места. Функции и организация обслуживания рабочих мест. Требования для обеспечения рациональной планировки рабочих мест и к организации рабочих мест. Требования к общей планировке рабочих мест. Рабочая зона, оптимальная зона досягаемости, зона максимальной досягаемости. Классификация систем обслуживания. Физическая норма обслуживания. Регламент обслуживания.

Тема 3. Формы организации труда (2 часа).

Л-3. Понятие, классификация и характеристика форм организации труда. Эволюция различных форм организации труда. Социальная и экономическая эффективность форм организации труда в различных экономических условиях хозяйствования.

Тема 4. Условия труда и факторы, их определяющие (2 часа).

Л-4. Понятие и оценка условий груда. Классификация элементов условий труда: санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические элементы, социально-психологические. Оценка воздействия условий труда на человека. Понятие «тяжесть труда». Обязанности работодателя по обеспечению нормальных условий труда. Критерии и методы объективной оценки состояния и изменения условий труда. Карта условий труда на рабочем месте.

 

Практические занятия (8 часов)

ПЗ-1. Приемы и методы труда. Трудовой процесс и его составные части (2 час.).

ПЗ-2. Рабочее место: понятие, организация, система аттестации и рационализации, организация обслуживания (2 час.).

ПЗ-3. Формы организации труда (2 час).

ПЗ-4. Условия труда и факторы, их определяющие (1 час.). Тестирование (1 час)

 

СРС (20 час.)

Тема для самостоятельного изучения Кол-во часов Самостоятельная работа Форма контроля Литература (номера источников указаны в разделе 7 - учебно-методическое обеспечение дисциплины рабочей программы)
без преподавателя с группой (консультации)
             
  Аттестация, учет, оценка технического и организационного уровня рабочего места.         Вопросы для промежуточного контроля 1 – с. 221-247 3 – с. 52-55 3 – с. 259-269 6 – с. 12-13
  Оценка условий труда и техники безопасности.        
  Классификация рабочих мест по результатам аттестации и их рационализация рабочих мест.        
  Интенсивность труда.        
  Физическая динамическая нагрузка. Статическая нагрузка Нервно-психическая нагрузка..       1 – с. 253-270 3 – с. 43-47  
  Проработка лекций        
  Подготовка к тестированию       Выполнение тестирования  
ИТОГО:          

 

Дисциплинарный модуль 4.2

Лекции (9 часов)

Тема 5. Режимы труда и отдыха. (2часа).

Л-5. Понятие режима труда и отдыха. Внутрисменный режим труда и отдыха. Недельные режимы труда и отдыха. Годовой режим труда и отдыха. Организация отдыха работников. Дисциплина труда.

Тема 6. Проектирование и рационализация организации труда. (2 часа)

Л-6. Значение и необходимость проектирования и рационализации организации труда. Организационно-функциональные и программно-целевые методы и формы проектирования рациональной организации труда.

Тема 7. Нормативные материалы по труду. (2 часа).

Л-7. Нормативные материалы по организации труда: эргономические характеристики работающих, строительные нормы и правила, технологические нормативы, этические нормы и правила, директивные документы по условиям труда. Промышленные нормативы по: сфере применения, степени укрупнения, содержанию, по видам затрат, группам работников, точности в соответствии с харак­тером технологического процесса. Общепромышленные, отраслевые и местные нормативы.

Тема 8. Управление организацией и нормированием труда. (3 часа).

Л-8. Анализ состояния нормирования труда. Система управления организацией труда. Общая оценка качества всей совокупности действующих на предприятии норм.

Л-9. Содержательность труда. Социально-психологический климат в трудовых коллективах. Субъективные факторы в организации труда персонала. Контроль системы организации труда.

 

 

Практические занятия (9 часов)

ПЗ-5. Режимы труда и отдыха (2 час.).

ПЗ-6. Проектирование и рационализация организации труда. (2 ч.).

ПЗ-7. Нормативные материалы по труду. (2ч.)

ПЗ-8. Управление организацией труда. (2 ч.)

ПЗ-9. Тестирование (1 ч.)

Самостоятельная работа студентов (18 ч.)

Тема для самостоятельного изучения Кол-во часов Самостоятельная работа Форма контроля Литература (номера источников указаны в разделе 7 - учебно-методическое обеспечение дисциплины рабочей программы)
без преподавателя с группой (консультации)
             
  Способность к самоорганизации производственной системы и ее элементов. Валентность системы организации труда, ее технико-технологические и экономические показатели.       Вопросы для промежуточного контроля 1 – с. 310-324 3 – с. 318-322  
  Современные технические средства непосредственного управления индивидуальным процессом труда       1 – с. 330-334 3 – с. 355-366  
  Организационный механизм управления. Программные, перспективные и типовые организационные решения.       1 – с. 325-329 3 – с. 323-326  
  Способы возникновения и функционирования норм и организационных усовершенствований.       1 – с. 335-337 3 – с. 327-329  
  Организационно-функциональная структура управления организацией труда.       1 – с. 338-349 3 – с. 109-135  
  Этапы комплексного изучения действующей системы организации труда в целом и отдельных ее элементов.         1 – с. 350-361 3 – с. 330-339  
  Проработка лекций        
  Подготовка к тестированию       Выполнение тестирования  
ИТОГО:          

 

5.3. Формы текущего и итогового контроля

5.3.1. Общие требования по изучению дисциплины

 

В ходе изучения дисциплины студент должен вести:

- запись лекций и краткий конспект материалов из изученных литературных и Интернет источников;

- рабочую тетрадь по практическим занятиям с записью задач, приемов и методов их решений, других материалов, использованных при подготовке к занятиям.

Защита решения задач по каждой теме осуществляется перед выполнением последующей. Пропущенные практические занятия отрабатываются в конце семестра в дополнительное время.

Для стимулирования и систематизации учебной деятельности студентов устанавливается система рейтинговых оценок (см. критерии в разделе 10 настоящей программы).

 


5.3.2. Образцы тестовых заданий

 

Модуль Текст вопроса Варианты ответов Номер правиль-ного варианта ответа
         
  Экономической аспект рассматривает рабочее место как   источник получения прибыли, вследствие превышения дохода от его эксплуатации над затратами на его создание и функциональное поддержание как первичное звено структуры предприятия, являющееся объектом организации труда   элемент системы управления организацией   часть производственной площади структурного подразделения предприятия,    
  Задачи организации рабочих мест не включают   рациональное использование производственной площади   рациональное расположение на ограниченной площади отдельного ра­бочего места всех его элементов создание удобства и комфорта для работы исполнителей   установление их четкого производственного профиля      
  Требования к организации РМ группируются на технические, организационные, психофизиологические экономические, технические, организационные технические, эргономические, физиологические Социальные, психологические, организационные    
  Специали­зация рабочих мест - это   установление их четкого производственного профиля   обеспечение их оборудованием, осна­сткой, то есть всем необходимым для эффективной работы на них количественные и качественные характеристики рабочих мест   Установленный вариант их оснащения в соответствии с выполняемыми функциями    



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: