Современный этап переговоров по присоединению России к ВТО




Акцент в процессе присоединения перенесен на двухсторонние переговоры России с заинтересованными странами-членами ВТО по доступу на рынки. В настоящее время переговорный процесс находится в активной фазе. Было подчеркнуто, что в качестве основы прошедшего в течение 2000г. этапа переговоров с членами ВТО об условиях доступа России на международный рынок товаров были приняты подготовленные в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000г. и одобренные Комиссией Правительства Российской Федерации тарифные предложения по максимально допустимым с момента присоединения России к ВТО ставкам ввозных таможенных пошлин. На основе этих тарифных предложений российская делегация провела 77 раундов двусторонних переговоров и консультаций с ЕС, США, Японией, Канадой, Австралией, Новой Зеландией, Швейцарией, Норвегией, Венгрией, Республикой Корея, Бразилией и 32 другими ведущими членами ВТО - основными торговыми партнерами России.

В настоящее время членами Рабочей группы по вступлению России в ВТО являются 57 стран, ее членов, 13 из которых пока еще не представили свои предложения по тарифам. Результаты прошедших переговоров показали пра- вильность подхода при формировании тарифных предложений. Этот подход позволил вовлечь в процесс содержательных двусторонних переговоров абсолютное большинство стран - членов Рабочей группы (43 страны из 57), на долю которых приходится свыше 93% торгового оборота России с государствами ВТО и вести переговоры по каждой товарной продукции на основе российских тарифных предложений, а не на базе предлагавшегося странами ВТО “обобщенного подхода”, состоявшегося в автоматическом снижении импортных пошлин на заданную величину от действующего в Российской Федерации тарифа. В ходе переговоров со странами ВТО удалось достичь согласования по 35% позициям товарной номенклатуры.

За последние годы в переговорном процессе о вступлении России в ВТО стали принимать участие десятки министерств и ведомств, Госдума и др. В условиях повышенного внимания к этому событию все труднее осуществлялся процесс координации в рамках российской правительственной делегации, ведущей переговоры.

В этих условиях в ноябре 2000г. была создана комиссия правительства Российской Федерации во главе с заместителем председателя правительства А.Л.Кудриным, на которую была возложена задача координации процесса вступления России в ВТО. В декабре 2000г. был утвержден обновленный состав комиссии правительства, в которую были включены представители всех ветвей государственной власти. В 2001г. проведено более десяти заседаний комиссии правительства Российской Федерации. Координация процесса присоединения осуществляется не только в рамках комиссии, но и через Рабочую группу путем принятия правительственных программ и законопроектов.

Так 14 июля 2001г. состоялось совместное заседание комиссий правительства по вопросам ВТО и по защитным мерам в торговле и таможенно-тарифной политике, был одобрен план подготовки законопроектов и приведения российского законодательства в соответствие с нормами ВТО.

На заседании Рабочей группы достигнута договоренность о представлении российской стороной в феврале 2001 г. новых редакций предложений по тарифам и услугам и подхода к переговорам по сельскому хозяйству, а также о представлении в Секретариат ВТО документа с изложением результатов переговоров по всем основным направлениям. Это было сделано в установленные сроки. 1 марта 2001г. были проведены неофициальные консультации стран-членов РГ с российской делегацией. На них состоялось представление переданных в феврале обновленных редакций российских предложений по тарифам и услугам.

После проведения серии двусторонних переговоров на 26 апреля 2001г. состоялись очередные неофициальные консультации в формате РГ. На специальной сессии по вопросам сельского хозяйства с участием 20 государств было начато углубленное изучение сельскохозяйственной политики России на текущем этапе и на перспективу с целью ее учета при предметном обсуждении российских обязательств в области господдержки и экспортных субсидий в сельском хозяйстве.

Четырнадцатое заседание Рабочей группы состоялось 24-25 апреля в Женеве. На нем прошло первое чтение проекта Доклада Рабочей группы по присоединению России к ВТО. Принято решение о продолжении обсуждения на пятнадцатом заседании РГ 19-20 июня 2002г. К этому времени Россия представила дополнительную информацию, просьбы о которой поступили от стран-членов РГ во время заседания.

Пятнадцатое заседание Рабочей Группы проходило в Женеве 19-20 июня 2002 г. Одновременно, с 17 по 21 июня 2002 г., в рамках заседания РГ проведено более 20 двусторонних переговоров по доступу на рынки товаров и услуг, 3 многосторонние встречи по проблемам сельского хозяйства, а также обсуждены системные вопросы. По итогам переговоров отмечено определенное продвижение в области доступа на рынок товаров.

Прошли двусторонние встречи с США, Канадой и Европейским союзом.

Проведены консультации по техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным нормам, сельскому хозяйству, вопросам интеллектуальной собственности, энергетике.

В ходе Семнадцатого заседания Рабочей Группы, проходившего в формальном формате 30 января 2003 года в Женеве, были подведены итоги состоявшихся двусторонних переговоров по доступу на рынок товаров и услуг и обсуждено состояние законодательной деятельности в РФ по приведению национального законодательства в соответствие с нормами и принципами ВТО.

В течении последних 3-х лет в рамках состоявшихся переговорный раундов прошли многосторонние консультации российской делегации по услугам, сельскому хозяйству и энергетике, техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным нормам и др.

В рамках процесса присоединения российской делегацией ведутся переговоры по четырем направлениям, а их основой являются документы и переговорные предложения, утверждаемые правительственной Комиссией по вопросам ВТО и Правительством Российской Федерации:

Переговоры по тарифным вопросам, цель которых - определение максимального уровня ("связывания") ставок ввозных (импортных) таможенных пошлин, который Россия получит право применять после присоединения к ВТО по всей товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (более 11 тыс. позиций). В настоящее время с партнерами согласовано около большинство тарифных позиций. Среди проблемных сфер, где позиции сторон по-прежнему расходятся, ряд сельхозтоваров, лекарства, авиатехника, автомобили, мебель и др. С восемью странами переговоры завершены, подписаны Протоколы с Киргизией и Новой Зеландией.

Переговоры по сельскохозяйственной проблематике, помимо тарифного аспекта, включают обсуждение допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора и уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит на многосторонних консультациях с участием членов "квадро" (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы - ведущих экспортеров сельхозпродукции и других заинтересованных государств. Данные переговоры носят крайне сложный характер, т.к. значительно расходятся позиции сторон по согласованию уровня разрешенных России в качестве члена ВТО господдержки сельского хозяйства и права на применение экспортных субсидий. Российская делегация представила пакет документов, в т.ч. новые предложения по объемам внутренней господдержки аграрного сектора.

Переговоры по доступу на рынок услуг, цель которых - согласование условий доступа иностранных поставщиков услуг на российский рынок. Последняя серия переговоров с 10 странами-членами региональной группы состоялась в декабре 2003г. Переговорный процесс на данном этапе сфокусирован на "чувствительных" секторах (финансовые, телекоммуникационные и транспортные услуги), доступ в которые представляет особый коммерческий интерес для ведущих стран-членов ВТО. С рядом стран переговоры находятся на завершающей стадии. Двусторонние переговоры показали также, что существуют расхождения с партнерами в отношении естественных монополий и антимонопольного регулирования.

Переговоры по вопросам законодательства посвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как участника ВТО. Основные озабоченности стран-членов ВТО касаются применения положений таможенного законодательства, излишние требования, предъявляемые к импортным товарам в сфере нетарифных мер (алкоголь, фармацевтика и др.), а также в области применения санитарных и фитосанитарных мер, системы субсидирования промышленности и т.д. Участники переговоров требуют безусловного выполнения всех "стандартных" положений ВТО в данных сферах с момента присоединения.

Элементом внутренней работы РФ является приведение российского законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО. Распоряжением Правительства России от 08.08.01 г. № 1054-р был утвержден План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО, предусматривающий разработку ряда законопроектов, принятие которых позволит в целом решить проблему адаптации нормативной правовой базы России требованиям ВТО.

План был выполнен, в т.ч. были приняты или вступили в силу: новая редакция Таможенного кодекса, новые версии законов "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", "О валютном регулировании и валютном контроле", "О техническом регулировании", пакет законов по охране прав интеллектуальной собственности.

Новая редакция Закона «О таможенном тарифе» уточняет перечень случаев, исключающих использование метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами и добавляет еще одно ограничение на его использование, а именно, в случаях, когда у декларанта (участника ВЭД) отсутствуют сведения, документально подтверждающие дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате и поддающиеся количественному определению.

Вступил в силу 1 января 2004 года новый Таможенный кодекс РФ. Он дает новые возможности по ускорению процесса таможенного оформления для участников ВЭД.

Новый Таможенный кодекс закрепил и расширил полномочия таможенных органов.

Проводится экспертиза регионального законодательства и ведомственных актов на предмет их соответствия нормам ВТО, разрабатываются новые международные соглашения, регулирующие вопросы, вытекающие из присоединения России к ВТО.

За последние 3 года при участии научных и деловых кругов подготовлено более десяти коллективных исследований, посвященных оценке социально-экономических последствий присоединения к ВТО. На их основе в настоящее время готовятся рекомендации для Правительства Российской Федерации и региональных властей по минимизации возможных негативных последствий присоединения и совершенствованию взаимодействия с ВТО для наиболее эффективного использования преимуществ участия России в этой организации.

В результате интенсификации переговорного процесса Российская делегация вышла на завершающую стадию присоединения.

В течение 2001 - 2010 годов состоялось более 500 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО, поддержке экспорта, доступу российских товаров на зарубежные рынки во всех федеральных округах и в 64 субъектах Федерации, включая Москву. Мероприятия были организованы Минэкономразвития России при участии комитетов Государственной думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. В течение 2004 – 2010 гг. Министерство провело обучение госслужащих 47 субъектов Федерации в 44 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО.

На сегодняшний момент российскими учеными и экспертами подготовлено большое количество коллективных работ, представляющих анализ последствий присоединения России к ВТО. Некоторые из них, подготавливались независимыми экспертами по заказу Минэкономразвития России. Из общего числа исследований можно выделить несколько работ: «Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО» Национального Инвестиционного Совета РАН, 2002 г.; «Разработка прогнозов социально-экономических последствий вхождения России в ВТО» Государственного Университета - Высшей Школы Экономики, 2003 г.; «Анализ и оценка возможных экономических последствий присоединения Российской Федерации к ВТО для наиболее чувствительных отраслей и секторов российской экономики с учетом соответствующих региональных аспектов», подготовленной ГУ-ВШЭ по итогам завершившихся двусторонних переговоров 2007г.

Общие выводы независимых экспертов показывают, что системных проблем присоединение к ВТО не вызовет ни в одном из секторов российской экономики. В краткосрочной перспективе могут возникнуть проблемы у отдельных предприятий, неконкурентоспособных уже сейчас. Однако влияние этого фактора на темпы роста экономики в целом и ее отдельных отраслей ожидается незначительным, часто не превышая значения статистической погрешности. Другие факторы, такие, как изменения валютных курсов, состояние мировой экономической конъюнктуры, инвестиционная активность будут влиять на российскую экономику гораздо в большей степени. Вместе с тем, все эксперты сходятся в том, что в долгосрочной перспективе фактор участия России в ВТО будет оказывать безусловное положительное воздействие на экономический рост в России, содействуя развитию торговли и инвестиций, стимулируя конкуренцию на внутреннем рынке, создавая четкие международно-правовые рамки для проведения внутренней политики в сфере регулирования внешней торговли.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: